"Развитие у детей восприятия цветовой гармонии основанное на рисовании с натуры, по памяти, по представлению красками".
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Чуб Елена Николаевна

В этом докладе размещено описание моей темы по самообразованию. Дано описание методик и приёмов которые я использую на уроках изобразительного исусства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИИ ОСНОВАННОЕ НА РИСОВАНИИ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ, ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ  КРАСКАМИ

Чуб Елена Николаевна

г. Новый Уренгой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №6

Учитель изобразительного искусства и черчения.

Введение

      Усиление эффективности эстетического воспитания обучающихся, расширение их культурного и интеллектуального кругозора, гуманизация  образования - вот задачи, стоящие сейчас перед общеобразовательной школой. Моя задача как учителя изобразительного искусства приобщение широкой массы школьников к искусству и развитие их творческих способностей в рамках обычной общеобразовательной школы. Дать учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через своё личное восприятие. Из собственной многолетней работы знаю, что чтобы развивать у детей восприятие цветовой гармонии основанном на рисовании с натуры, по памяти и по представлению прежде всего необходимо создать условия для творческого развития ребёнка – научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства , использовать средства художественной выразительности. Это то с чего я начинаю обучение на уроках. Но опыт показывает, что дети с каждым годом всё больше и больше не любят работать с красками. Очень любят работать карандашами и фломастерами.   Но мне как учителю, специалисту,  любителю живописи, очень хочется, что бы дети подольше продлили рисование акварельными  и гуашевыми красками. Занятия живописью помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус. Начинать это надо  именно с 1 класса, когда они пришли в школу готовые к новым познаниям, готовые всё воспринимать и впитывать. Творчество школьников зависит от степени заинтересованности подхода учителя к обучению творчеству. Работая, я поняла, что не возможно детей младшей школы сразу научить рисовать красками, карандашами с натуры, по памяти или по представлению. Поэтому работу приходиться строить с такого направления как срисовывание с таблиц или книг, с доски с учётом конечно правил рисования: компоновка в листе, построение, штрих, мазок, цвет  и т. д. Эти же правила рисования используются и при рисовании с натуры, по представлению, и по памяти. При этом задача педагога - развить чувство меры, эстетический вкус ребёнка, чтобы избежать бездумного копирования образцов, излишнего стилизаторства в работе, помочь обрести творческое лицо каждому ученику.

Знание о цвете. Проблема

        Правил рисования много. Но есть общие правила, а есть такие, которые применяются только в каком - то конкретном случае, при выполнении работы определённого типа (например, знания о цвете нужно только при работе красками, а при рисовании карандашом они не нужны; правила работы гуашью одни, а акварельными – другие и т. д.). Как  показал опыт, в рамках обычной общеобразовательной школы, работа различными материалами не даёт нужного эффекта. Работа в каждой технике имеет свой смысл, только ей присущие особенности, и, изучить эти особенности нужно в  каждом случае несколько лет подряд, что при школьных условиях это не возможно. Я с детьми с 1-2 класса начинаю работать акварелью, как наиболее доступный вариант. И развитие у детей восприятие цветовой гармонии начинается с рассматривания правил работы акварелью, которыми мы пользуемся, и основные правила работы цветом. Хочу  поделиться своим опытом работы, которым я занимаюсь третий год. Я не буду подробно описывать, что сначала мы изучаем основные и дополнительные цвета. Конечно, я, как и все учителя изобразительного искусства начинаю с круга, сделанного из бумаги, разделённого на  шесть частей, закрашиваем сначала три части через сектор и т. д. В  стандартных наборах акварельных красок от 12 до 24 цветов. Этих красок вполне достаточно, чтобы, смешивая их в различных комбинациях, получать нужное количество цветовых оттенков. К слову, если внимательно рассмотреть  набор акварельных красок, то независимо от их количества можно заметить, что их всего шесть.

      Чувство цвета – выражение художественной культуры народа. Однако восприятие цвета, у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта, и многих других причин. И всё же можно найти много общего в восприятии цвета различными людьми. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают.

      Если работа делается в цвете, то цвет должен звучать, быть «чистым», т. е. цвет должен работать. Слово «чистый» не случайно я взяла в кавычки, так как в данном случае под этим понимается не то, что надо красить прямо из набора, а то, что он должен казаться чистым. Конкретный пример. Мы берём любую иллюстрацию И. Я. Билибина. Вырезаем в бумаге отверстия величиной с десять копеек, кладём на иллюстрацию так, чтобы отверстие легло на какой – нибудь цвет, пусть зелёный. Для сравнения положим второй кусочек бумажки на мазок, сделанной тоже зелёной краской, но уже из акварельного набора. Сравниваем  цвет у Билибина с цветом в наборе. Оказывается, что цвет у Билибина «грязный». Но если мы  снова посмотрим на картинку в целом,  то опять  все краски на ней заиграют (к слову, они тоже все «грязные»).

      В чём дело? А вот в чём. Часто ученики для того, чтобы краска казалась ярче, красят рисунок, не смешивая краски, а беря их прямо из набора и накладывая толстым слоем. Действительно, густота краски в той или в иной степени влияет на яркость. Но все же сила звучания цвета и восприятия его человеческим глазом определяется в основном цветом, который положен рядом!

Есть  несколько способов усиления звучания цвета, которыми мы пользуюемся.

Первый способ: наибольшее звучание краски вызывает дополнительный цвет. Например, положите в рисунке рядом с синей краской оранжевую, и обе они звучат сильнее, чем каждая в отдельности на фоне белой бумаги.

Второй способ: звучание краски усиливается не только дополнительным цветом. Цвет можно ещё разделить на тёплый и холодный. Правильное сочетание тёплых и холодных цветов также усиливает их звучание.

Третий способ: загрязнение краски вокруг, того места, которое мы хотим сделать ярким, звучным.

Четвёртый способ: закрашивание рисунка, предмета с «оттенком». Например, нам надо нарисовать натюрморт. Мы определили цвета предметов: ткань – тёмно – зелёная, горшочек – оранжевый, помидор – красный. Если мы закрасим все предметы только этими красками, то натюрморт не получится. Даже если удастся передать светотень, мы не передадим  фактуры ткани, глазурованного горшочка, помидора. Вместо художественного рисунка у нас получатся грубо закрашенные пятна. Дело в том, что все предметы отражают свет и натюрморт «подсцвечивается» со всех сторон различными цветовыми оттенками этого отражённого света. Неопытный глаз их не видит, но это не значит, что их совсем нет. Надо помнить: надо рисовать то, что видишь, плюс то, что знаешь! Поэтому добавление многочисленных оттенков совершенно необходимо, хотя они не должны разбивать основной цвет предмета. На практике для получения этих оттенков  в основном цвет предмета добавляется, подмешивается небольшое количество других цветов, которые на рисунке плавно переходят один в другой.

Для того чтобы научиться смешивать краски, я предлагаю ученикам закрасить несколько прямоугольников разными цветами, но каждый цвет должен быть выполнен со множеством оттенков.

Решение проблемы и применения.

     Для грамотного владения цветом мало уметь смешивать краски и рисовать с оттенком. Для того чтобы ученик владел цветом осмысленно, вел работу не на ощупь, а целенаправленно, ему совершенно необходимо в конце второго – начале третьего года обучения сделать цветную таблицу, благодаря которой он на практике убедится, что из пяти красок можно получить бесконечное количество цветовых оттенков. Без изготовления такой таблицы  ученику трудно в дальнейшем овладеть гармоничным сочетанием красок, грамотно работать в композиции. И ещё. Изготовление цветовой таблицы и таблицы с цветными оттенками заметно ускоряет обучение, снимает страх перед цветом в композиции, расширяет возможности. Первый раз о подобной таблице я прочитала в трудах учителя - новатора И. П. Волкова в 1993 году, когда ещё была студенткой. Но вспомнила о ней когда, столкнулась с проблемой развития у детей восприятия цветовой гармонии в школе, и начала применять эту таблицу 3 года назад.

     Эта таблица делается пятью красками (гуашью): жёлтой, синей, красной, белой, чёрной. На ней семь рядов, в каждом из которых 18 цветных прямоугольников; они закрашены следующим образом: один ряд – это основные цвета, на них строится вся таблица: жёлтый – зелёный – синий – фиолетовый – красный – оранжевый. Между повторяемыми шестью основными цветами по два прямоугольника с переходными цветами.

Изготовление таблицы начинается с полосы основного цвета. Затем идёт смесь основных цветов – спектра с белой, серой и чёрной краской. Работа эта требует большого мастерства, но к концу второго – началу третьего года обучения старательные ученики уже могут это сделать.

Расположение цветовых полос советую делать в таком порядке:

1 – ряд: чёрный – основной (ЧО) – преобладание чёрного цвета;

2 – ряд: основной – чёрный (ОЧ) – преобладание основного цвета;

3 – ряд: основной цвет (О) – с этой полосы надо начинать выполнение таблицы, так как все остальные цвета привязываются к этим цветам;

4 – ряд: основной – белый (ОБ) – смесь основного с белым;

5 – ряд: основной – серый (ОС) – смесь основного со слабым серым, т. е. преобладание основного цвета;

6 – ряд: серый – основной (СО) – преобладает серый цвет;

7 – ряд: черно – белый (ЧБ) – градация серых тонов от белого до черного (всего 18 градаций).

Все прямоугольники надо обозначить цифрами от 1 до 18; это понадобится для решения разных задач, в частности в определении закономерностей составления гармоничного сочетания красок.

     После изготовления такой таблицы ученик увидит, убедится, что все существующие  цветовые оттенки присутствуют в этой небольшой табличке. Чтобы убедиться в этом, надо взять два кусочка бумажки с «окошком», приложить один из них, например, к своей руке и найти с помощью другого листка с «окошком» соответствующий цветовой прямоугольник на таблице; он будет ОС 15, т. е. цвет основной – серый (оранжево – серый) 15. таким же образом приложим «окошко» к любому предмету и увидим, что можно найти прямоугольник или совсем точно, или почти соответствующий цвету предмета. Такая проверка поможет ученику в работе над портретом, натюрмортом быстро определять, из каких красок составлен тот или иной цвет.

В будущем эту таблицу мы усложним  –добавим количество градаций смеси основных цветов с чёрным и белым, увеличим  число оттенков в каждой полосе (сделаем их не 18, а, скажем, 24).

Закономерности колорита. Важно знать!

      Гармоничное сочетание красок – дело сложное. Им владеет далеко не каждый художник – профессионал, хотя о существовании этого явления и знает.

Так как чёткой теории колорита  дать не возможно (такой теории не дают даже в специальных художественных учебных заведениях), а учить этому надо, то для обучения созданию колорита мы выбрали путь, которым иногда пользуются художники. Я  подобрала репродукции работ как известных, так и неизвестных художников, в которых ярко просматриваются самые различные гаммы, сочетания красок (М. Врубель, Н. Кочергин, И. Билибин), и ученик, нарисовавший композицию, закрашивает, используя сочетания красок, скопированные с какой – нибудь иллюстрации – таблицы, т.е. он красит свою работу теми красками, которые есть на этой таблице – иллюстрации. Но при этом  он соблюдает и другие правила: закон контраста, пропорциональное соотношение темного – светлого, яркого – бледного, дополнительных цветов. Таким образом, он не только изучает произведения крупных мастеров, но исподволь, незаметно, планомерно и целенаправленно приобщается к созданию самых различных колоритов. Как показал мой опыт, те ученики, у которых есть природное чувство колорита, через два – три года уже самостоятельно могут создать достаточно гармоничные сочетания.

       Ещё раз хочу обратить внимание что, в первые два года ученик должен раскрашивать творческие композиции только с использованием таблиц – образцов с соблюдением следующих правил:

1. Краски из набора обязательно смешивать.

2. Бледные и средние краски сочетать проще, чем яркие. Если в сочетании бледных красок допущена ошибка, то она не так бросается в глаза, как при неправильном сочетании ярких красок.

3. Нельзя делать работу только бледными или только яркими красками. И в том и в другом случае работа смотреться не будет.

4. Один из возможных вариантов построения колорита- на дополнительных цветах: красное- зелёное, синие- оранжевое, фиолетовое- жёлтое. Но пропорциональное соотношение того и другого должно быть резко различными: одного цвета больше, а другого меньше.

5. «Чистые» краски, даже составленные из нескольких, сгармонировать труднее, чем «загрязненные», т. е. разбеленные или зачерненные.

6. В картине должно быть всего две-три краски, остальное- оттенки. Например, если внимательно рассмотреть картины Н. К. Рериха, то можно увидеть, что во многих из них присутствуют всего две краски- варианты синей и жёлто- оранжевой, но двух картин, одинаковых по колориту, у него нет. Это говорит о том, что даже на основе двух одинаковых красок можно сделать бесчисленное количество гармоничных сочетаний, разнообразя только оттенки этих красок и их пропорциональное соотношение. И конечно, надо пользоваться правилами, о которых говорилось раньше о цвете.

     Колорит – дело совершенно индивидуальное, хотя и строится он по определённым законам: колорит у Билибина не спутаешь с колоритом у Рериха, так же как и музыкальные произведения разных авторов отличаются одно от другого, хотя и построены по одним и тем же законам музыки. Поэтому в заключение  я предлагаю один из вариантов определения некоторых закономерностей колорита на основе анализа произведений высоко квалифицированных художников с тем, чтобы, определив способ его составления, мы смогли выполнить эту работу по своему вкусу.

      Схема определения такой закономерности следующая: мы выбираем несколько произведений с чётко просматриваемой цветовой гармонией (Рерих, Билибин, Фалилеев или кто нам по душе), берём  две бумажки с «окошком»и свою цветовую таблицу. Кладём  одно «окошко» на любую часть картины, например на небо, и ищем  с помощью второго «окошка» этот цвет на таблице. Выписываем на бумажке номера цвета. Потом кладём «окошко» на другое место и опять ищем этот цвет на таблице. Таким же образом анализируем 6 – 8 цветов, столбиком выписываем цифровые обозначения каждого цвета. Когда мы  проанализируем  картины, иллюстрации, то по сочетанию цифровых данных будут чётко просматриваться закономерности колоритов как у одного художника, так и общие.

Другие приёмы и методы.

      Как видим, чёрная, серая и белая краски имеют большое значение в создании гармоничного сочетания красок. Но может быть, вам при анализе других произведений удастся открыть и иные закономерности. В цветной  же линогравюре часто поступают следующим образом: берут один цвет и подмешивают к нему понемногу другие, а какая – то часть работы выполняется дополнительным цветом. Часто на уроках я использую не традиционные методы и техники работы с красками например монотипия, аэрография, гратаж, оттск, энкаустика, фроттаж и др.

      Также  много и регулярно я использую на уроке художественно-дидактические игры и упражнения на восприятия именно цвета, колорита, сочетания цветов и оттенков, на восприятие цветовой гармонии. Игры и упражнения способствуют усвоению ими сенсорных эталонов в области цвета и формы. Эти игры сочетаются с упражнениями, нацеленными на формирование художественно- графических умений и навыков, которые предполагают знание изобразительных материалов и инструментов. В моей практике большая группа игр и упражнений  направлена на усвоение средств художественной выразительности: линии, цвета, композиции. Все эти приёмы и методы дали и дают высокие результаты и итоги. Высокое качество знаний по школе и городу. Много детей, больше 30 человек у меня участвуют во Всероссийских и Международных конкурсах, не говоря уже о городских и окружных конкурсах, практически у всех есть дипломы 1,2,3 степени. Я горжусь своими учениками и их успехами. Вся моя работа с детьми нацелена на воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное.

    Вот некоторые игры которые я использую :

Какого цвета мартовский снег?

Игра проводится в начале урока перед работой над зимней композицией. Задача: учить смешивать на палитре цвета для получения нужного цвета; развивать цветовую зоркость и зрительную память.

Материал: репродукция картины И. Э. Грабаря «Мартовский снег» (на каждого); наборы фишек разнообразных цветовых оттенков.

С о д е р ж а н и е. Играющие кладут перед собой репродукцию картины «Мартовский снег» и набор фишек. Внимательно вглядываются в картину и при обнаружении сходства устанавливают фишку на место соответствующего цвета. Когда набор фишек исчерпан, дети должны постараться получить на палитре те цвета, которые увидели на картине. Полученную палитру можно использовать при цветовом решении зимней композиции.

 Пробный ход. На доске вывешивается репродукция зимнего пейзажа.

Учащиеся вместе с учителем находят две-три аналогии по данной репродукции.

Правило. Работу следует проделать, пустив в ход песочные часы (3-5 минут). Выигрывает тот, кто больше определит цветовых аналогий и получит эти цвета на палитре.

Игра «Палитра праздника»

Игра проводится перед завершением в цвете рисунка, посвященного одному из праздников .

Задача: формировать понятие о цвете как средстве художественной выразительности.

Материал: 3-4 листа бумаги в виде палитр с различными цветовыми сочетаниями красок (гуашь или акварель).

Содержание '. Создается игровая ситуация: художник Тюбик написал картину, посвященную одному из праздников. Картину он унес на выставку, но осталась палитра с красками, которые он использовал при ее создании. (На классной доске вывешиваются палитры.) Учитель просит внимательно рассмотреть представленные палитры и найти среди них праздничную палитру художника Тюбика. Затем учитель по очереди касается палитр кистью или указкой. Когда он указывает, по мнению детей, на палитру Тюбика, они хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто правильно определил искомую палитру.

Правило. Игра проходит молча. Ответом на поставленный вопрос является хлопок в ладоши. Тот, кто хлопнул не вовремя, выбывает из игры.

Затем учащиеся повторяют цвета палитры на листе бумаги.

Примечание. При изготовлении праздничной палитры учитель должен учитывать время года, когда отмечается праздник.

Упражнение «Добрые и злые волшебники»

Упражнение проводится перед иллюстрированием одной из сказок писателей или при создании карнавального костюма.

Задача: учить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура.

Материал:  контурное изображение волшебницы (или волшебника);  иллюстрации художников к сказкам;  графические и живописные работы,  изображающие мифических героев, например  «Кощей Бессмертный»  С. В. Малютина,  «Ведунья»  Н. К. Рериха,  «Богатырь»  М. А. Врубеля,  «Снегурочка»  В. М. Васнецова и др.

С о д е р ж а н и е. Проводится беседа по произведениям изобразительного искусства. Внимание обращается на то, какие цвета используют художники, чтобы передать характер героя: если он добрый - светлые, теплые,  радостные цвета; если злой - темные, холодные, мрачные.

Затем каждому ученику выдаются изображения волшебницы (или волшебника). Дети сами решают, какой она будет - доброй или злой. Исходя из этого, они выбирают цвета для завершения рисунка и окрашивают изображение в пределах контура. Затем все помещают свои рисунки на классной доске: добрых волшебников - справа, злых - слева. Подводятся итоги.

Примечание. Упражнению можно придать игровой характер, если организовать «путешествие» по сказочной стране с использованием специальной карты.  Помощь  могут оказать книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», «Семь подземных королей»,  «Желтый туман» с иллюстрациями  Л. Владимирского.

Узоры на окнах

Проводится после ознакомления с искусством вологодских кружевниц. Задача: совершенствовать умение проводить линии кистью в различных направлениях и с разным нажимом.

Материал: изображение дома с большими окнами (величиной в альбомный лист бумаги); тонированный лист бумаги в форме окошка дома - на каждого учащегося.

С о д е р ж а н и е. Перед упражнением нужно еще раз рассмотреть работы вологодских кружевниц, которые словно подсмотрели свои узоры у мороза-художника. Затем ребята на тонированной голубой или синей бумаге белилами тонкой кистью рисуют узор, который они тоже могли бы подсмотреть у мороза-художника, когда он по ночам расписывает наши окна. Во время работы следует использовать разные по величине кисти, меняя толщину и направление линий. Начинать нужно с нанесения более крупных элементов узора, переход к мелким. Несколько элементов узора педагог может выполнить вместе с учащимся, демонстрируя при этом приемы работы кистью.

В конце упражнения выбираются лучшие расписные окна и помещаются на домик. (Хорошо,  если у каждого ряда будет свой домик. Тогда все детские работы будут помещены в оконные проемы домиков.)

Игра соревнование. Теплые и холодные цвета.

Игра проводится на одном из уроков при работе с цветом. Задача: закреплять знание теплых и холодных цветов. Материал: набор бумажных кругов различных оттенков.

С о де р ж а н и е . От каждого ряда выходят по одному желающему принять участие в игре ученику.

Объясняется задача:  участники игры на каждый шаг (движение начинается от дальней стены класса) должны называть цвета: один - только теплые (красный, желтый, коричневый, зеленовато-желтый и т. д.), другой - только холодные (синий, фиолетовый,  голубой,  зеленовато-голубой и т. д.). Третий играющий (их может быть и двое) из набора разложенных у классной доски цветных кругов (первым двум игрокам они не видны) отбирает названные цвета и прикрепляет их в два ряда на классной или магнитной доске: один ряд- теплые цвета, другой - холодные. (Работа по закреплению знания цветов должна вестись в комплексе, то есть слово, обозначающее цвет, должно поддерживаться цветовым сигналом.)

Правило. Цвета игроки называют по очереди. Если один из них назовет неверно, класс хлопает в ладоши и игрок пропускает свой ход.

Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до классной доски, правильно назвав все цвета.

Список литературы:

1.Сокольникова Н.М. "Изобразительное искусство и методика его препдования в начальной школе". 1999 год.

2.Абрамова М. А. "Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1- 4 классы". 2002 год.

3. Зелёнина Е. Л. "Играем, познаём, рисуем". 1996 год.

4. Афанасьев С., Коморкин С. "Триста творческих конкурсов". 2002 год.

5. Волков И. В. "Художественная студия в школе". 1993 год.

6. Латий Е. А. "365 развевающих игр и затей для детей". 2003 год.

7. Шмид А. "Детское творчество". 2007 год.

8. Уоот Ф. " Я умею рисовать". 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

Доклад на тему "Развитие пространственного мышления в рисовании по памяти и представлению"

Развитие пространственного мышления в рисовании по памяти и проедставлению...

"Пушкиниана" Нади Рушевой ( рисование человека по памяти и представлению)

"Пушкиниана" Нади Рушевой( рисование человека по памяти и представлению)           7 класс Цели:1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством На...

Рисование с натуры цветов бархатцев( упражнение цветовой круг)

Рисование цветов акварельными красками,используя цвета основные и дополнительные,холодные и тёплые.Нарисовать один цветок....

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

Рисование человека с натуры, используя схему. Схему выполняют из цветной бумаги, а рядом рисунок человека фломастерами....