Дидактические игры как средство развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта
методическая разработка (7 класс)

Тен Елена Александровна

Дидактическая игра (обучающая) – это разновидность игр с правилами. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Это одно из средств обучения детей.

Особенности дидактических игр:

1. Дидактические игры — это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_master-klass.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»
_____________________________________________________________________________________
            693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69. Тел. 55-61-20

 E-mail: yusgo.mboukshn@sakhalin.gov.ru                           

Дидактические игры как средство развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр для учащихся классов ТМНР, используемых на уроках и в коррекционно-развивающей деятельности.

Выполнила:

Тен Ок Не

(Елена Александровна),

учитель (без категории)

г. Южно-Сахалинск

2023

Дидактические игры как средство развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта

Для обучающихся класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Обучающиеся класса ТМНР отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Обучающиеся одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может существенно различаться. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются обучающиеся с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории обучающихся используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития обучающихся, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у умственно отсталых детей к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.

Игру и ее сущность, Л.С. Выготский определял, как деятельность, ориентированную на исполнение желаний и потребностей ребенка, только не в единичном аспекте, а в качестве обобщенных эффектов.

Игровая деятельность у детей ТМНР – это приоритетное направление, причем не только деятельности, но и физического, нравственного, психического, эмоционального развития личности. В силу специфики развития ученики не могут реализовать новые потребности в реальной жизни. Их реализация происходит в игровом действии. Таким образом, мы, играя, обучаем.

Л.В. Выготский утверждал, то игра является важным методом личностного развития ребенка на любом этапе его возрастного становления.

Игра способствует:

  1. Интеллектуальному развитию ребенка. В игре реализуется переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и реализуется развитие компонентов и направлений логического мышления;
  2. Творческому выражению ребенка. Творческие задатки ребенка начинают проявляться в игре. В ней же они развиваются и закрепляются;
  3. Переработке пережитого опыта ребенка. В игре дети переносят пережитые ими впечатления в новую действительность, которая отвечает потребностям и стремлениям ребенка;
  4. Развитию дисциплины. Происходит контроль поведения ребенка посредством правил игры;
  5. Становлению учебной деятельности;
  6. Развитию коммуникативных навыков;
  7. Формированию самосознания;
  8. Развитию мотивов деятельности.

Цель доклада: подбор дидактических игр и игровых приемов по предметам, которые будут способствовать усвоению и закреплению полученных знаний, формированию познавательных интересов, оживления и активизации учащихся с нарушением интеллекта.

Задачи:

- изучение состояния данной проблемы в теории и практике обучения;

- выявление особенностей игровой деятельности у учащихся с нарушением интеллекта;

- подбор дидактических игр и игровых упражнений, способствующих усвоению и закреплению знаний, формированию познавательных интересов и активизации учащихся с нарушением интеллекта.

Дидактическая игра (обучающая) – это разновидность игр с правилами. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Это одно из средств обучения детей.

Особенности дидактических игр:

1. Дидактические игры — это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игры могут применяться на уроках различного характера, на любом этапе урока. Целесообразно использование в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей, в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.

При включении в урок игровых и занимательных упражнений необходимо руководствоваться методическими указаниями к проведению дидактических игр.

Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.

Правила игры должны быть точными, немногочисленными.

Подбор учебного материала должен соответствовать программе.

Легкие и трудные игры должны чередоваться.

Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, шарады.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Важно помнить, что дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует её рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работе.

Самое главное, дидактические игры позволяют учащимся ощутить ситуацию успеха.

Набор дидактических игр для учащихся классов ТМНР,

используемых на уроках и в коррекционно-развивающей деятельности.

Предлагаем варианты проведения дидактических игр поурочно, их можно разнообразить и преобразовать в зависимости от учебной задачи. Время проведения игры зависит от цели изучаемого материала.

«Речь и альтернативная коммуникация»

1. «Вставь пропущенную букву».

Цель: закрепить знания детей об изученной букве

Например, изучая буква «Р», предлагаем слова, словосочетания и затем предложения в начале, в середине и в конце слова

_оза

_азноцветный ша_

Я пишу в тет_ади _учкой.

2. «Вспомни слова, которые начинаются на букву «Р»

Цель: закрепить знания об изученной букве, уметь ее написать и произнести.

Условие: выполнить задание по очереди

3. «Составь изученное слово»

Цель: закрепить написание словарного слова

Ребята из множества букв магнитной азбуки находят и составляют изученное слово.

Два варианта: 1) Ребята по очереди каждый составляют слово

2) составляют слово вместе, по очереди каждый ставя магнитную букву.

Условие: если кто-то из ребят не может найти нужную букву, помочь и предложить.

Развитие событий: если букв не хватает на всех, дописать нужную.

4. «Займи свое место»

Цель: закрепить написание изученного слова.

Условие: слово, состоящее из букв по количеству ребят

Учащиеся расходятся по классу, собирают на полу карточки с буквами. Учитель произносит команду: «Занять свое место!». Дети спешат занять свои места, согласно последовательности написания слова.

        «Математические представления»

1. «Назови число»

Цель: закрепить изученные числа, закрепить знания о десятках и единицах

Задание: назвать число состоящее из десятков и единиц.

Например, 3 десятка, 7 единиц. Ответ: 37

2. «Угадай загаданное число»

Цель: закрепить изученные сложные числа

Задание: назвать число состоящее из двух чисел

Например: первая цифра – 5, вторая – 7. Какое число получилось? Ответ: 57

3. «Займи свое место»

Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.

Учащиеся расходятся по классу, собирают на полу карточки с цифрами. Учитель произносит команду: «Занять свое место!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их карточках по порядку.

4. «Танграм»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, цвете, размере

Задание: 1) найти и показать самый большой треугольник, самый маленький

2) найти две одинаковые фигуры

3) назвать все геометрические фигуры

4) составить заданную фигуру из предложенных геометрических фигур

5) собрать фигуру по образцу

5. Конструктор «Wise Club»

1) «Сделай как я»

Цель: научить действовать по образцу

Задание: повторить заданную фигуру из предложенных деталей конструктора

2) «Придумай сам»

Цель: развитие высших психических процессов (мышления, памяти, внимания и др.)

Задание: собрать фигуру из заданных деталей на определенную тему.

Например, тема: «Транспорт» - необходимо собрать машину (наземный), корабль (водный), самолет (воздушный)

        «Окружающий социальный мир», «Основы социальной жизни»

1. «Магазин»

Цель: закрепить полученные знания о продуктах питания, канцелярских товарах, одежде и обуви.

Задание: разложить предложенные товары в нужные магазины «Магазин «Продукты», «Магазин «Канцелярские товары», «Магазин «Одежда и обувь»

«Окружающий природный мир»

Тема: «Мир растений. Цветы»

1. «Назови цветок» (игра-соревнование)

Цель: закрепить знания о цветах.

Задание: Назвать и написать по очереди название цветка, который ты знаешь.

2. «Отгадай цветок»

Цель: закрепить знания о цветах.

Задание: соотнести название цветка с изображением.

3. Пазлы, разрезные картинки «Времена года»

Цель: развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность)

1) собрать пазл самостоятельно

2) собрать пазл по образцу

4. «Листопад»

Цель: развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность)

Задание: учитель описывает/называет листья деревьев, кустарников, а учащиеся называют/находят среди лежащих на парте листьев. Один из учеников прикрепляет лист к контурному изображению дерева или кустарника.

«Домоводство»

1. Тема: «Уборка»

«Найди нужное»

Цель: развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность)

Задание: найди и раскрась, что тебе нужно для того, чтобы сделать уборку.

2. «Приготовь суп»

Цель: развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность)

Задание: среди предложенных продуктов нужно найти и разукрасить овощи, которые нужны для приготовления супа.

3. Тема «Посуда»

Цель: развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность)

Задание: среди наложенных друг на друга рисунков, необходимо найти и назвать посуду.

        «Физминутка»

«Недопустимое движение»

Цель: развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность)

Задание: нужно предварительно договориться, какое движение совершать недопустимо. Предположим, это будет прыжок на одной ноге. Затем педагог выполняет зарядку, а ребенок копирует все его движения, за исключением запрещенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование познавательного интереса и творческого развития  учащихся....

Коррекция познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта

Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактическ...

Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета

“Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, учение требует и черновой работы и волевого усилия”К. Д. ...

Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"

В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...

Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.

                   Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математи...

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...