Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллекта
статья
Анализ результатов исследования показал, что у младших школьников с умственной отсталостью без специальной коррекционной работы по развитию мелких мышц рук и совершенствованию навыка выполнения графических движений затруднено формирование графического навыка письма и развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_s_narusheniem_intellekta.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллекта
Анализ результатов исследования показал, что у младших школьников с умственной отсталостью без специальной коррекционной работы по развитию мелких мышц рук и совершенствованию навыка выполнения графических движений затруднено формирование графического навыка письма и развитие речи. Иногда они могут правильно скопировать отдельные элементы букв или провести ровную линию, однако это воспроизведение носит случайный характер.
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллекта предусматривает:
- развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков;
- развитие силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук;
- формирование зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки;
- стимулирование речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста;
- снижение психоэмоционального напряжения и повышение работоспособности учащихся.
Весь комплекс упражнений для пальцев рук (с речевым сопровождением и без него) включает в себя:
- пальцевую гимнастику;
- работу в тетрадях – отработку элементарных графических навыков;
- упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Всю работу можно как бы разделить на три этапа:
I этап. Его задачей является снижение психоэмоционального напряжения учащихся, статического напряжения мышц руки и повышение ручной работоспособности.
- Пальчиковая гимнастика - проводится ежедневно в течение 2-5 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физминутки. Большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, развитию согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки.
- Упражнения на удержание позы в процессе учебных занятий.
- Упражнения для держания карандаша и ручки в руке (проводятся на тех уроках, где пользуются ручкой или карандашом).
- Упражнения на альбомных листах или на листах бумаги в клеточку большого формата (в движение приводятся длинные мышцы руки, которые лучше развиты):
- обводка по шаблону или трафарету;
- обводка по контуру;
- соединения по точкам простых фигур;
- постановка точек в различных направлениях;
- раскрашивание и штриховка в разных направлениях.
- орнаментное рисование – состоящее из знакомых геометрических фигур (с помощью трафаретов) и линий различной толщены, длины и направлений.
- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов (предметная мелкая моторика).
II этап. Его задачей является подготовка кисти и пальцев рук учащихся (силы, координации, точности, пластичности движений) для практической работы в тетрадях. Проводятся те же упражнения, которые проводились на первом этапе и добавляются упражнения в тетради направленные непосредственно на обучение письму элементов букв:
- орнаментное рисование в тетрадях;
- упражнения на отработку написания элементов букв (работа в тетрадях);
- упражнения на рисование предметов, в изображения которых входят данные элементы;
- упражнение на дорисовывание недостающих деталей;
- упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, из которых выкладывают, вырезают, составляют элементы букв.
III этап. Его задачей является формирование тонкомоторных навыков для прочного усвоения динамического образа буквы и стимулирования речевого развития.
Для учащихся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма, проводятся те же упражнения, которые проводились на первом и втором этапах и добавляются упражнения направленные на формирование динамического образа буквы.
- Пальчиковые графемы.
- Упражнение на обводку трафаретов с изображением различных предметов, фигур животных, в названии которых встречается изучаемый звук и буква (желательно в начале слова).
- Упражнение на ощупывание букв вырезанных из бархатной или наждачной бумаги и наклеенных на картон (методика Потаповой Е.Н).
- Упражнение на письмо буквы в воздухе или на ладони обратной стороной карандаша или пальцем на песке (манке).
- Упражнение на письмо буквы мокрым пальцем на доске.
- Упражнение на письмо буквы по контуру (работа в тетради).
- Упражнения на написание каждой буквы в такт (или по команде).
- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, из которых выкладывают, составляют изучаемые буквы.
Пальцевая гимнастика проводится ежедневно в течение 2-5 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физминутки.
Пальцевая гимнастика включает:
- упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук;
- упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции;
- упражнения на удержание позы – позы даются по степени усложнения – от простых к более сложным. Если у ребенка не получается какая – то поза из пальчиков, он помогает себе другой рукой правильно уложить пальчики ведущей руки, иногда необходима помощь взрослого (Антакова - Фомина). После чего следуют упражнения на расслабление и вновь ребенок должен построить и удержать необходимую позу. Несколько чередований упражнений на удержание позы с упражнениями на расслабление позволяют ребенку запомнить фигуру и самостоятельно укладывать пальчики для её выполнения.
- упражнения на переключение поз (самые сложные упражнения). По инструкции учителя дети переключаются с одной позы на другую, с инсценированием под речевое сопровождение. Дети включают в инсценирование знакомые пальчиковые фигуры, легко переключаясь с одной на другую. Инсценировать можно отдельные эпизоды, наблюдения из жизни, воспоминания, эпизоды из сказок.
- упражнения с ритмом – это выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки, отстукивание, топот, под музыкальные инструменты.
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – предметная мелкая моторика. Этими предметами могут быть:
- мозаика (крупная, потом более мелкая)
- вставить пластину в любое отверстие мозаики;
- выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета;
- выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный, затем разноцветный);
- составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
- коробочки с различными крышками, которые нужно подобрать к коробочкам,
- закрыть, а потом открыть;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- различные по толщине верёвочки для завязывания и развязывания узелков, выкладывания рисунка или геометрических фигур;
- нанизывание бус, бисера, пуговиц;
- пособия для застёгивания и расстегивания пуговиц различной величины, крючков, кнопок;
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, маленьких камушков, фруктовых косточек, фасоли, семечек (сначала более крупных, потом мелких);
- наборы мелких предметов для тактильного восприятия («Почтовый ящик» - узнавание предметов на ощупь);
- наборы игр для шнуровки;
- сбор разрезных картинок по контуру «Картинка – вкладка»; и др.
В процессе использования коррекционно – развивающей программы по развитию и совершенствованию мелкой моторики комплекс тонкомоторных навыков у данной категории учащихся претерпевает положительные изменения, и дети становятся подготовленными к овладению техникой письма.
Систематическое применение комплекса в игровой и учебной деятельности у умственно отсталых школьников позволит:
- развивать и совершенствовать тонкомоторные навыки у учащихся данной категории, что способствует подготовке их к овладению техникой письма;
- формировать зрительно – двигательную координацию и пространственную ориентировку в тетрадях;
- стимулировать речевое развитие умственно отсталых детей;
- корректировать нарушения аналитико-синтетической деятельности и произвольного внимания;
- снижать психоэмоциональную и физическую нагрузку, статическое напряжение мышц.
Библиография
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М. Аграф, 1997.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 2000.
- Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. //Дефектология. – 1999. – № 3.
- Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушением речи. //Дефектология – 1999. - № 4. – с.50.
- Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения //Дефектология. – 2003. - № 3. – с.50 – 55
- Кинаш Е.А. Пути формирования у дошкольников с нарушением интеллекта базовых графических навыков // Дефектология. – 2004. - № 4. – с.35 - 39
- Лопатина Л.В. Нарушения ручной и речевой моторики и их устранение у детей с речевой патологией в системе специального коррекционного обучения. //Практическая психология и логопедия. – 2003. - № 3 – 4 , с.23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...
ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях художественно - эстетического цикла с использованием нетрадиционной техники.
Из опыта работы с дошкольниками с НИ...
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...
Значение развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Движения руки человека формируются в процессе воспитания и об...
Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Октябрь 2020
Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»...
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...