Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий с детьми с речевыми нарушениями
учебно-методический материал
Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий с детьми с речевыми нарушениями.
Требования к организации индивидуальной работы заложены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в коррекционных программах для детей с нарушениями речи.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что содержание коррекционной работы должно обеспечивать осуществление индивидуальной ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указывается на необходимость индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
В программах дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи подробно раскрываются цели, содержание и организация индивидуальной работы с воспитанниками.
Так же в коррекционных программах отмечаются условия для проведения индивидуальных занятий:
1) Индивидуальные логопедические занятия проводятся в специальном помещении - логопедическом кабинете.
2) Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебными дидактическими материалами.
3) Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является зеркало: одно - настенное, размером 70 х 100см. И маленькие индивидуальные зеркала размером 9 х 12см.
5) Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста осуществляется на материале, доступном их возрасту и индивидуальным особенностям детей с учетом программного материала детского сада.
В «Санитарно–эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» заложены требования к освещению логопедического кабинета, а именно места для индивидуальных логопедических занятий: оно должно быть оснащено настенными светильниками местного освещения на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту источника света.
При подготовке к проведению индивидуальных занятий логопед формулирует тему и цель занятия, определяет этапы занятия, их взаимосвязь и последовательность; учитывая зону ближайшего развития и структуру речевого дефекта ребёнка, постепенно усложняет лексический и грамматический материал.
Основная цель индивидуальных занятий – подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых, групповых занятиях и в свободной деятельности.
На индивидуальных занятиях прослеживается чётко выраженная структура с взаимосвязанными и последовательными этапами, которые определяются общепринятой методикой.
1. Вводная часть (организационный момент, направленный на мотивацию ребёнка, включение его в деятельность):
2. Основная часть занятия (включает в себя основное содержание занятия)
3.Заключительная часть (Подведение итога, поощрение, мотивация для будущих занятий) [4].
Содержание основной части занятия будет определяться клиническим диагнозом ребёнка, его индивидуальными особенностями, коррекционными задачами каждого этапа обучения и может содержать задания по следующим коррекционно-развивающим направлениям:
– постановка нарушенного звука и/или группы звуков;
– автоматизация поставленного звука (или дифференциация смешиваемых звуков) в слогах, словах, фразах;
– развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;
– расширение и активизация словаря;
– развитие интонационной выразительности речи;
– развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти;
– закрепление навыков согласования слов в предложении;
– развитие зрительного восприятия;
– закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
– закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов [1].
Согласно «программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» авторов Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и Т.В. Тумановой содержание индивидуально-коррекционной работы должно отражаться в следующей логопедической документации:
- В индивидуальных тетрадях воспитанников, где кратко отражается характеристика ребёнка, фиксируется состояние его звукопроизношения. В доступной для родителей форме записывается комплекс артикуляционной гимнастики, отдельные методические приёмы по вызыванию отсутствующих звуков, их закреплению в речи.
- В тетради рабочих контактов логопеда и воспитателя, в которой логопед фиксирует индивидуальные задания для вечерних занятий воспитателя. Это могут быть артикуляционные упражнения, заучивание специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок. Повторение текстов и стихотворений, различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка [5].
Все виды заданий должны быть знакомы детям и не включать в себя постановку звуков, лишь закрепление и автоматизацию ранее поставленных звуков.
Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.
Список литературы:
1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации. – СПб.: КАРО, 2007
2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991
3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
4.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2017г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2017г.
5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов
Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...
Логопедический массаж в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Логопедический массаж....
Конспект индивидуального логопедического занятия на развитие речевого дыхания в средней группе.
Тема: Развитие речевого дыхания.Цели и задачи:-развитие речевого дыхания, направленной воздушной струи, артикуляционной моторики,-учить вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя ...
Доклад "Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий"
Основные требования к проведению логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения...
Системно-деятельностный подход на логопедических занятиях с детьми имеющими речевые нарушения
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (ОНР3)...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с задержкой речевого развития на тему "Сказка в гости к нам пришла"
В конспекте отображен опыт работы учителя-логопеда по коррекции речи ребенка с задержкой речевого развития с использованием метода логопедических сказок....