Главные вкладки
Этапы по развитию связной речи у учащихся с задержкой психического развития на логопедических занятиях в начальной школе
консультация
Полноценное овладение речью является стержнем полноценного формирования личности ребенка. Одним из важных компонентов этого направления является связная речь, формирование которой рассматривается как центральная задача речевого развития детей с ЗПР.
Связная речь представляет собой последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №30»
Этапы по развитию связной речи у учащихся с задержкой психического развития
на логопедических занятиях в начальной школе
Волкова А.В.
Учитель - логопед
Тамбов
Полноценное овладение речью является стержнем полноценного формирования личности ребенка. Одним из важных компонентов этого направления является связная речь, формирование которой рассматривается как центральная задача речевого развития детей с ЗПР.
Связная речь представляет собой последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.
У детей с задержкой психического развития наблюдается недоразвитие всех психических функций, в том числе и задержка речевого развития. Учащиеся испытывают затруднения в процессе общения друг с другом, со взрослыми, а также при усвоении учебного материала: имеют недостаточный словарный запас, в их речи присутствуют аграмматизмы, дети плохо выражают собственные мысли, их речь в основном сводится к неполным предложениям, бедна по своему составу, они затрудняются в пересказе, в составлении рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин. При нарушении связной речи у детей с ЗПР наблюдается:
активное жестикулирование - ребёнку явно не хватает слов;
в рассказе нет ни имен главных героев, ни места и времени событий;
постоянные повторы, возврат к уже высказанному - говорят о нарушении динамики речевого высказывания;
и самое главное – в рассуждениях ребенка с ЗПР не прослеживается главная мысль.
Первый этап
Недоразвитие словаря занимает центральное место в структуре дефекта детей с ЗПР. Трудности в овладении учащимися словарным запасом тормозят процесс развития связной речи. Поэтому формирование и совершенствование словаря относится к числу первоочередных задач в комплексе по развитию речи у данной категории детей. Активизация и обогащение словаря осуществляется за счет накопления новых слов, подбор слов-признаков, действий, предметов; за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; за счет антонимов, синонимов. На логопедических занятиях необходимо активно использовать различные технологии: картинный материал, загадки, ребусы, кроссворды и т.п
На этом этапе можно использовать такую технологию как «Мячь и речь» Она включает в себя словесные, дидактические , подвижные игры с использованием мяча. Таким образом, происходит интеграция: речь + движение.
Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему –то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивать наблюдательность, является средством общения между людьми. Такие игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка с нарушениями речи, Дети с удовольствием играют в серию игр: «С мячом играем - речь развиваем», «Мяч бросай - слово называй!», «Цепочка звуков, «Лови да бросай –цвета называй» и т.д.. Игры с мячом могут нести в себе целый комплекс коррекционно - развивающих задач;
- снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти.
-развивать память, внимание, эмоции;
-закреплять произношение отдельных звуков речи;
-развивать интонационную сторону речи.
Совместная игровая деятельность со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Второй этап
Следующим этапом корррекционно –логопедической работы по развитию связной речи учащихся является работа над предложением.
Без умения выражать отдельные мысли в предложении невозможна связная речь.
Для обучения составлению различных типов предложений, следует включать специальные коррекционно – развивающие упражнения
- составление предложений по графической схеме,
- составление предложений по картинке, по опорным словам, предмету.
- подбор слов- действий к словам – предметам.
Интересными приемами в этом направлении являются:
Игры с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?» (закрепление употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении), «Угадай, какое слово заблудилось», «Поможем словам встать по порядку», «Распутай две фразы» и т.п. (все эти игры, направленные на формирование умения строить предложение, моделировать фразу).
Третий этап
Третьим этапом по развитию связной речи является работа над связным текстом. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности невозможна связная речь
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли можно начать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа. Позднее можно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.
Пересказ для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития более доступен, чем рассказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета, подробного раскрытия заданной темы, определения последовательности событий. При пересказе большую роль играет запоминание содержания текста. Но и пересказы детей данной категории имеют ряд особенностей. Эти дети пропускают многие важные части рассказа, передают его содержание упрощённо. В пересказах обнаруживается непонимание младшими школьниками причинно-следственных, временных, пространственных отношений, представленных в рассказе.
Для пересказов характерны разнообразные добавления, что обусловлено случайными ассоциациями, неточностью представлений и знаний.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок осуществляется легче, чем по сюжетной картинке. Это объясняется тем, что в задании рассказать по серии сюжетных картинок уже имеется определённая программа связных высказываний, которая обусловлена последовательностью событий, изображённых на картинках. При составлении же рассказа по сюжетной картинке такие опорные последовательные звенья отсутствуют.
Формируя связную речь в условиях работы в классе, недостаточно использовать только ее репродуктивные формы (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного, заучивание стихотворения и т.д.). Полноценная речевая деятельность предполагает владение коммуникативными умениями и навыками для произвольного общения в условиях учебной работы. С этой целью важно развивать у детей речевую активность (инициативную форму речи), т.е. учить не просто отвечать на вопросы кратко или развернуто, а активно вести диалоги по учебной теме: самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог; сравнивать, обобщать, делать выводы; доказывать и рассуждать.
В этом могут помочь игры с мячомприемы мнемотехники.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.
Их использование повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения.
Работа с мнемотаблицей:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Основные направления работы учителя-логопеда по восполнению в речевом развитии детей с задержкой психического развития:
коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
уточнение, обогащение и активизация словаря
коррекция грамматического строя речи
развитие связной речи
Рекомендации по логопедической работе устной речи
постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;
фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;
формировать навыки звукового анализа;
фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;
использовать алгоритмы составления связного высказывания;
к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.
Таким образом, для развития связной речи учащихся с ЗПР рекомендуются систематические упражнения – сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи логопеда, его знаниям психофизиологических особенностей учащихся.
Целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом или учеником формулировки задания, обобщающих заключений, выводов, правил и т.д.
В структуру логопедических занятий необходимо постоянно включать специальные игры, задания, упражнения по развитию связной речи.
Таким образом, работа по формированию связной речи у детей с ЗПР должна осуществляться путем активного их обучения и воспитания с помощью тщательно подобранного речевого материала, многократного повторения и строгой дозировки, как по времени, так и по сложности.
Модель формирования связной речи
Диагностический блок | ||||
Обследование артикуляционного аппарата | Состояние лексических средств языка | Анализ функций словоизменения | Анализ развития связной речи | Обследование общей и мелкой моторики. |
Блок психологической коррекции
Воспитание интереса к логопедическим занятиям | Адаптация ребенка в классе, организация совместной игровой деятельности | Определение индивидуально-личностных особенностей детей, создание эмоционально-положительной атмосферы в классе. | Работа с родителями | Работа со специалистами |
Подготовительный блок
Коррекция просодической стороны речи | Развитие фонематического слуха | Работа над произношением | Развитие активности речевого общения. |
Этап формирования лексических средств языка
Работа по развитию словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий. | Развитие понимания значения слов | Знакомство с различными способами словообразования, употребление в речи антонимов, синонимов. | Использование словесных игр и упражнений для развития ассоциативных связей между словами |
Этап формирования грамматических средств языка
Создание понятий о предмете и действии | Согласование слов в предложении | Падежные конструкции, понятие о нормах управления | Работа с простыми и сложными предлогами | Структура предложения |
Блок формирования связной речи
Развитие речевой активности | Сравнение предметов и объектов | Описание предметов и объектов | Пересказ рассказа, составление по демонстрации действий | Составление рассказа, составление по демонстрации действий |
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа | Пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки | Составление рассказа с использованием одной сюжетной картинки | ||
Работа над диалогической и монологической речью | Пересказ текстов по предложенному плану, составление рассказов описаний | Развитие стремления обсуждать увиденное, рассказывать о своих впечатлениях | Творческое рассказывание | |||
Работа над общепринятыми нормами вежливого речевого общения | Знакомство с поэзией, разучивание стихотворений | Ознакомление с произведениями устного народного творчества | Ознакомление с художественной литературой. |
Литература
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской - М., 1982 г.
2.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: ”Педагогика”, 1982 г.
3. Воробьева Т.А., КрупенчукО.И. «Мяч и речь», - СПб.; Дельта, 2001
4. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984 г.
5. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2000 г. – 200 с.
5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Практическое пособие – Воронеж, 2001 г.
6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998г.
7. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития – СПб, 1992 г.
8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., 2003 г. – 304 с.
9. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975г.
10. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1990 г., - №6.
11. Обучение детей с задержкой психического развития: (пособие для учителей)/ Под ред. В.И.Лубовского – 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие орфографической зоркости в начальных классах у учащихся с задержкой психического развития."
На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с ЗПР. В повышении качества образования и воспитания немаловажную...
Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Сочинение "Новогодняя сказка"
Тема: Сочинение «Новогодняя сказка».Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. И к...
Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Данное занятие предназначено для учащихся 2 классов с НВОНР....
МОДЕЛИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИЕМАМИ МНЕМОТЕХНИКИ
Аннотация. В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Коррекционно-логопедическое воздействие должно основываться на максимальном испо...
Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)
Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....
Статья по теме: « Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».
В статье кратко описываются особенности речевого и двигательного развития учащихся начальной школы с задержкой психического развития и основные группы пальчиковых игр....
Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).
Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...