Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)
рабочая программа
Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zpr_tnr.doc | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ БСОШ №1
________/ Алексеенко О.А./ по УВР МБОУ БСОШ №1 __________ /Шащенко М.В./
Протокол № ___ от __________ /Кубатина И.А./ «___» ____________ 2017г.
«___» ____________ 2017г. «___» ____________ 2017г.
Рабочая программа
коррекционно – логопедического курса
для учащихся с
задержкой психического развития
и тяжелым нарушением речи
(ЗПР и ТНР)
Составитель: А.С. Булгакова
учитель – логопед
2017-18 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа коррекционно-логопедической работы составлена по заключению районной ПМПК и индивидуального плана развития обучающихся.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1 класса общеобразовательной школы, имеющих логопедическое заключение ЗПР + ТНР.
Задачи:
- Устранение дефектов произношения.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста.
- Формирование и развитие грамматически правильной речи.
- Формирование и развитие выразительной связной речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие фонематического восприятия.
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
- Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров.
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
- Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.
Требования к результатам обучения обучающихся к концу учебного года:
При завершении этапа коррекционно-логопедической работы у обучающихся должны быть:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований (называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), делить слова на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове, определять границу слов);
- поставлены и отдифференцированы все звуки;
- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- уметь писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;
- правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов.
Программа рассчитана на 65 часов, будет реализовываться на групповых коррекционно-логопедических занятиях 2 раза в неделю по 40 минут.
Расписание занятий: вторник, четверг.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы |
1 | Звук. Слово. Предложение. Слова – предметы, признаки, действия. |
2 | Гласные звуки и буквы. |
3 | Согласные звуки и буквы. |
4 | Итоговая диагностика. |
Планируемые результаты.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с задержкой психического развития в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
-понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с ОВЗ.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: | ||
|
|
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и писать;
-наблюдать;
-называть предметы и соотносить их с картинками;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Календарно – тематическое планирование логопедических занятий для 1 класса.
№ п/п | Тема | Содержание | Развитие неречевых процессов | Планируемые результаты |
Количество часов | |
Предметные действия | Базовые универсальные учебные действия | |||||
1 | Звук. Слово. Предложение. | Знакомство с органами речи. Представление о речи. Выделение предложения в потоке речи. Схематическая запись предложений. Точка. | № 1. Упражнения артикуляционной гимнастики. № 2. Пальчиковая гимнастика. № 3. Дыхательная гимнастика. Отработка понятий «правый» и «левый». | П – научится писать изученные буквы. П- вычленять отдельные звуки в словах. | К- участие в диалоге (понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения). Л- Осваивает роли ученика; формируется интерес (мотивация) к учению. Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя. | 1 |
2 | Слова – предметы. | Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | П- - различать на слова – предметы | 1 | |
3 | Слова – действия. | Слова, отвечающие на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. | Развитие слухового внимания. Задание «Выбери слова-действия». Отработка понятий «правый» и «левый». | П- - различать на слова отвечающие на вопрос что делает? П- получит представление о слогообразующей роли гласных. П - Слова главные и зависимые | 1 | |
4 | Слова – признаки. | Слова, отвечающие на вопрос: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые | № 1, № 2, № 3 Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики». | П - выделять в словах отдельные звуки. П – выделять слова – признаки.
| Л- чувство необходимости учения. Р- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
К- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. | 1 |
5 | Слова – предметы, действия, признаки. | Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения. | Развитие ориентировки в пространстве. Упражнение «Крестики». | П- находить связь слов в предложении. П- различать слова – предметы, действия, признаки. | 1 | |
6 | Звук и буква А. «Фрукты». | Выделение звука из слова. «Фрукты». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до ….». «Корректурная проба». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | П – научится писать букву а. П--вычленять отдельные звуки в словах. П – научится писать изученную букву. П- вычленять отдельные звуки в словах. | Л- чувство необходимости учения. Р- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
К- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. | 1 |
7 | Звук и буква о. «Овощи». | Выделение звука из слова. «Овощи» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам. | Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба». | П – научится писать изученную букву. П- вычленять отдельные звуки в словах. П- - различать на слух и при произношении гласных и согласных. П- получит представление о слогообразующей роли гласных. П- научится выполнять простой анализ и синтез ряда гласных. | К- участие в диалоге (понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения). Л- Осваивает роли ученика; формируется интерес (мотивация) к учению. Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя. | 1 |
8 | Звук и буква У. | Выделение звука из слова. «Фрукты» — овощи. Огород». Предлоги НА, В, ПОД.
| Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек». | 1 | ||
9 | Звуки и буквы А, О, У. «Деревья». | Анализ и синтез ряда гласных. «Деревья». Предлоги ПО, ЗА, НА. Наречия ВЫСОКО, НИЗКО, ВВЕРХУ. | Упр. № 1, № 2, № 3 Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики». | 1 | ||
10 | Звук и буква Э. «Цветы». | Выделение первого ударного звука в слове. «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | № 1, № 2, № 3 Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба». | П - выделять в словах отдельные звуки. П – научится писать изученную букву. П- научится подбирать слова с заданным звуком. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя. | 1 |
11 | Звук и буква Ы. «Птицы». | Выделение звука из слова. «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» | 1 | ||
12 | Звук и буква И. «Птицы». | Выделение первого ударного звука в слове. «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | № 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары». «Корректурная проба». | П - выделять в словах отдельные звуки. П – научится писать изученную букву. П- научится подбирать слова с заданным звуком. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя. | 1 |
13 | Звуки И-Ы. Буквы И-Ы. | Анализ и синтез ряда гласных. «Осень». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | № 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти». «Корректурная проба». | П – писать изученные буквы; П-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; | Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; К- обращаться за помощью и принимать помощь; | 1 |
14 | Гласные звуки и буквы. «Осень». | Выделение звука из слова. Выделение ударного звука в слове. «Осень». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя. | 2 |
15 | Звуки М-М*.Буква М. «Ягоды». | Начало, середина, конец слова. Анализ обратного слога типа АМ. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «левый»-«правый». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их. | К - слушать и понимать речь других. Р – учиться работать по предложенному учителем плану. Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение». | 1 |
16 | Звуки Н-Н*. Буква Н. «Лес». | Начало, середина, конец слова. Анализ прямого слога типа НА. «Лес». Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур. | 1 | ||
17 | Звуки П-П*. Буква П. «Грибы». | Начало, середина, конец слова. Анализ слога ПИ. «Грибы». Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям. | Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Пирамидки». | П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их. | К - слушать и понимать речь других. Р – учиться работать по предложенному учителем плану. Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение». | 1 |
18 | Звуки Т-Т*. Буква Т. «Инструменты». | Анализ слова типа ТОМ. «Инструменты». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. | Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Сложение». | 1 | ||
19 | Звуки К-К*. Буква К. «Транспорт». | Анализ слова типа КОТ. «Транспорт». Употребление глаголов, образованных посредством приставок ( выехал-подъехал-съехал). | № 1, № 2, № 3 Упражнения на развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Коврики». | П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их. | К - слушать и понимать речь других. Р – учиться работать по предложенному учителем плану. Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение». | 1 |
20 | Звуки Х-Х*. Буква Х. «Продукты». | Анализ слова типа МУХА. «Продукты». Образование относительных прилагательных. | Развивать зрительное внимание и восприятие. | 1 | ||
21 | Звуки С-С*. Буква С. «Обувь». | Анализ слова типа СТОП, СТУК. «Обувь». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. | П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их. | К - слушать и понимать речь других. Р – учиться работать по предложенному учителем плану. Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение». | 1 |
22 | Звуки З-З*. Буква З. «Одежда». | Анализ слова типа ЗАМОК, ТАЗИК. «Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | 1 | ||
23 | Звуки С-З (С*-З*). «Обувь, одежда». | Анализ слова типа СТОП, ЗАМОК. «Обувь». «Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; человеческого общения. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | 2 |
24 | Звуки Б-Б*. Буква Б. «Домашние животные». | Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. | Усиление концентрации слухового внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба». | П - выделять в словах отдельные звуки. П – научится писать изученную букву. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. | 1 |
25 | Звуки П –Б.Буквы П- Б. «Домашние животные». | Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | 1 |
26 | Звуки Л-Л*. Буква Л. «Дикие животные». | Анализ слов типа ЛАМПА, ПЛИТА, КАТАЛА. «Дикие животные» . Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары». «Корректурная проба». | П - выделять в словах отдельные звуки. П – научится писать изученную букву. П- научится подбирать слова с заданным звуком. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. | 2 |
27 | Звук Ш. Буква Ш. «Школьные принадлежности». | Анализ слов типа КОШКА, УШЛА. «Школьные принадлежности». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. | Развитие мышления и обогащение лексики. Упражнение «Третий лишний». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | 1 | ||
28 | Звук Ж .Буква Ж. «Животные жарких стран». | Анализ слова типа ЖАСМИН. «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | Развитие навыков ориентировки в пространстве. Упражнение «Заполни квадраты». | П - выделять в словах отдельные звуки. П – научится писать изученную букву. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. | 1 |
29 | Звуки Ш-Ж.. Буквы Ш –Ж.. «Животные жарких стран». | Анализ слов типа КОШКА, ЖАСМИН. «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
| К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | 2 |
30 | Звуки В-В*.Буква В. «Посуда». | Анализ слов типа ВОЛК,СОВУШКА. «Посуда». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. | Развитие мышления и обогащение лексики. Упражнение «Продолжи ряд». | П - выделять в словах отдельные звуки. П – научится писать изученную букву. П- научится подбирать слова с заданным звуком. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. | 1 |
31 | Звуки Ф-Ф*. Буква Ф. «Мебель». | Анализ слов типа ФЛАКОН, КОФТА, ФАНТИК. «Мебель». | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания | 1 | ||
32 | Звуки В – Ф. Буквы В-Ф. «Мебель». | Анализ слов типа ФЛАКОН, СОВУШКА. «Мебель». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. | Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Распутай слоги». | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; | Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; К- обращаться за помощью и принимать помощь. | 2 |
33 | Звуки Д-Д*. Буква Д. «Рыбы». | Анализ и синтез слова типа ПОДУШКА. «Рыбы». Согласование числительных с существительными. | Упражнения для развития мышления. | 1 | ||
34 | Звуки Т – Д. Буквы Т – Д. «Рыбы». | Анализ и синтез слов типа ПОДУШКА, ПЛИТА. «Рыбы». | Развитие зрительного внимания. Упражнение « Фотограф», «Волшебные точки» | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Л - положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства человеческого общения. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | 2 |
35 | Звуки Г-Г*. Буква Г. «Времена года». | Анализ слов типа ПИРОГИ, КНИГА. «Времена года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Вставь буквы». | 1 | ||
36 | Звуки К-Г. Буквы К-Г. | Анализ слов типа ПИРОГИ, КАПУСТА. «Времена года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. | Упражнения для развития мышления. | 1 | ||
37 | Звуки Р-Р*. Буква Р. «Праздники». | Анализ слов типа СТРАНА, ПИРОГИ. «Праздники». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Нелогичные парные ассоциации слов». | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Л - положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства человеческого общения. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | 2 |
38 | Звуки Р- Л. Буквы Р-Л. «Праздники». | Анализ слов типа СТРАНА, РИСОВАЛА. «Праздники». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. | Развитие зрительного внимания. Упражнение «Кольчуги». | 1 | ||
39 | Звук Й. Буква Й. «Наш город». | Анализ слов типа КРАСНЫЙ, ЗМЕЙ. «Наш город». Усвоение наиболее доступных антонимических отношение между словами (высокий – низкий). | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Неправильная буква». | П - выделять в словах отдельные звуки. П – научится писать изученную букву. П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- научится различать заглавную буквы от других. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других.
| 2 |
40 | Буква Я. «Домашние и дикие животные». | Анализ слова типа ЯМА. «Домашние животные». «Дикие животные». Употребление притяжательных прилагательных (волчий, лисий). | Упражнения на осознанное восприятие. | 1 | ||
41 | Буква Ю. «Профессии». | Анализ слова типа ЮЛА. «Профессии». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. | Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки». | П - выделять в словах отдельные звуки. П – научится писать изученную букву. П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- научится различать заглавную буквы от других. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других.
| 1 |
42 | Буква Е. «Птицы». | Анализ слова типа ЕЖИ. «Птицы». Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Упражнения на осознанное восприятие. | 1 | ||
43 | Буква Ё. «Времена года». | Анализ слова типа ЁРШ. «Времена года». Составление простых предложений по картинке. | № 1, № 2, № 3 Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. | П - выделять в словах отдельные звуки. П- научится различать твердые и мягкие согласные. П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- научится различать заглавную буквы от других. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | 1 |
44 | Гласные буквы Я, Ю. Е, Е, И. | Анализ слов типа Нина, Лена, Аня. Уточнение роли гласных букв Я , Е. Ю. Е, И в обозначении мягкости согласных звуков на письме. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. | 1 | ||
45 | Буква Ь. «Насекомые». | Анализ слова типа СЕМЬЯ. «Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала. | 1 | ||
46 | Буква Ъ. «Сад – огород». | Анализ слова типа ПОДЪЁМ. «Сад- огород». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. | 1 | ||
47 | Звук Ц. Буква Ц. «Деревья – цветы». | Анализ и синтез слова типа ЦАПЛИ. «Деревья». «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по картинке. | Развитие зрительного внимания. Упражнение «Бусы». | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Л - положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства человеческого общения. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, и организовывать рабочее место под руководством учителя; | 1 |
48 | Звуки С – Ц. Буквы С – Ц. «Деревья – цветы». | Анализ и синтез слов типа ЦАПЛИ, КАПУСТА. «Деревья». «Цветы» . Составление простых предложений по картинке. | Развитие зрительного внимания. Упражнение «Найди такую же». | 1 | ||
49 | Звук Щ. Буква Щ. «Ягоды». | Анализ слова типа ЩЕНОК. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; П- научится различать заглавную буквы от других. | К - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); Л- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей. | 1 |
50 | Звук Ч. Буква Ч. «Ягоды». | Анализ слова типа ЧАЙКА. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. | 1 | ||
51 | Звуки Ч-Щ. Буквы Ч-Щ. «Насекомые». | Анализ слов разного звуко-слогового состава. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Развитие зрительного восприятия. Игры: «Найди отличия», «Чем отличаются?», «Что изменилось?», «Что пропало?». | 1 | ||
52 | Звуки Ч-Ц. Буквы Ч-Ц. «Лето». | Анализ слов разного звуко-слогового состава. «Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. | Формирование приемов самоконтроля. | П - выделять в словах отдельные звуки. П – научится писать изученную букву. П- списывать с печатного текста. П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. | 1 |
53 | Звуки Ч – Т*. Буквы Ч –Т. «Лето». | Анализ слов разного звуко-слогового состава. «Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. | Развитие внимания и зрительного восприятия. «Описание сюжетной картины «Лето». Развитие логического мышления. Загадки. Кроссворд. | 1 | ||
54 | Итоговое занятие. Согласные звуки и буквы. | Анализ слов разного звуко-слогового состава. Составление простых предложений по картинке. | Развитие зрительного внимания. Упражнение «Конструктор». | П – научится узнавать все знакомые буквы. П - писать изученные буквы и сравнивать их. | Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя. К - слушать и понимать речь других. Л- проявляет уважение к учителю и одноклассникам. | 1 |
55 | Итоговая диагностика. | Подведение итогов работы за год. | 2 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа подгрупповой коррекционно-логопедической работы составлена по итогам диагностики, заключения ПМПК и на основе индивидуального плана развития обучающегося.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 2-3 класса общеобразовательной школы, имеющих логопедическое заключение ЗПР + ТНР.
Задачи:
- Устранение дефектов произношения.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста.
- Формирование и развитие грамматически правильной речи.
- Формирование и развитие выразительной связной речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие фонематического восприятия.
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
- Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров.
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
- Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.
Требования к результатам обучения обучающихся к концу учебного года:
При завершении этапа коррекционно-логопедической работы у обучающихся должны быть:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований (называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), делить слова на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове, определять границу слов);
- поставлены и отдифференцированы все звуки;
- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- уметь писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;
- правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов.
Программа рассчитана на 65 часов, будет реализовываться на групповых коррекционно-логопедических занятиях 2 раза в неделю по 40 минут.
Расписание занятий: вторник, четверг.
Планируемые результаты.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
-понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с ОВЗ.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: | ||
|
|
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и писать;
-наблюдать;
-называть предметы и соотносить их с картинками;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Календарно-тематичечкое планирование логопедических занятий для 2-3 классов
№ п/п | Тема | Содержание занятия | Лексическая тема | Планируемые результаты | Коррекция психических процессов | ||||||
Предметные действия | Базовые универсальные учебные действия | ||||||||||
1 | Дифференциация букв о-а. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Работа со словами-паронимами, различающимися буквами по теме. | Погода. Высота солнца в разное время года. | П- научатся навыкам слогового анализа и синтеза. П - выделять в словах отдельные звуки. П – выделять слова – признаки. | Л- чувство необходимости учения. Р- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
К- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. | Развитие логического мышления – разгадывание кроссворда. Развивать зрительное восприятие и моторную координацию – упр. «Буквенный дождь». Развивать зрительную память – вспомнить и назвать пары слов. | |||||
2 | Дифференциация букв и-у. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Работа со словами-перевёртышами. | Признаки лета. Летние месяцы. | П – различать на слух, на письме данные буквы и звуки. П-делать обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; | Развитие логического мышления и зрительной памяти - раскладывание сюжетных картинок в соответствии с сюжетом рассказа, разгадывание загадок, игра «Что лишнее?», разгадывание кроссворда, упр. «Найди спрятанную среди букв фразу». | ||||||
3 | Дифференциация букв и-ш. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Работа с изографами. Обучать навыкам слогового анализа и синтеза. Тренировать в языковом и звуковом анализе. | Летние работы в деревне. | П – различать на слух, на письме данные буквы и звуки. П-делать обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их. | К - слушать и понимать речь других. Р – учиться работать по предложенному учителем плану. Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение». | Развитие зрительного восприятия и внимания – определение зашумленных букв. | |||||
4 | Дифференциация букв б-д. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Работа со словами-паронимами. | Признаки осени. Осенние месяцы. | Развитие логического мышления – разгадывание кроссворда. | |||||||
5 | Дифференциация букв Пп-Тт. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. | Осенние работы в поле. | П- делать обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
| К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | Развитие зрительной и слуховой памяти – работа со скороговорками. | |||||
6 | Дифференциация букв Лл-Мм. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Работа со словами-паронимами, со словами-перевёртышами. | Признаки зимы. Зимние месяцы. | П- научатся сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | Развитие зрительного восприятия и логического мышления – составление из частей картинки. | |||||
7 | Дифференциация букв Кк-Нн. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. | Труд людей зимой. | Развитие логического мышления – разгадывание загадок, работа с чайнвордом. | |||||||
8 | Дифференциация букв Шш-Щщ. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. | Забота о птицах зимой. | Развитие слухового внимания – «Подними символ буквы» | |||||||
9 | Дифференциация букв Ии-Цц. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. | Признаки весны. Весенние месяцы. | П- научатся сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. П- научится подбирать слова с заданным звуком. П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | Развитие логического мышления – упр. «Найди лишнее слово». | |||||
10 | Дифференциация букв Цц-Щщ. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Обучать навыкам слогового анализа и синтеза. Тренировать в языковом и звуковом анализе. | Первоцветы. | Развитие кинетических представлений – упр. «Восстанови буквы и прочитай слова». Развитие логического мышления – разгадывание загадок; определение предмета по данным признакам. Развитие зрительного восприятия – упр. «Найди спрятавшиеся буквы». | |||||||
11 | Дифференциация букв З-Е. | Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. | Работа весной в саду. | П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | Развитие пространственных представлений – определение направлений по стрелкам. Развитие логического мышления - разгадывание загадок. | |||||
12 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, развитие памяти и логического мышления. | Город. | П – научится писать изученные буквы. П- вычленять отдельные звуки в словах. П- - различать на слух и при произношении гласных и согласных. П- получит представление о слогообразующей роли гласных. П- научится выполнять простой анализ и синтез ряда гласных. | К- участие в диалоге (понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения). Л- Осваивает роли ученика; формируется интерес (мотивация) к учению. Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя. | ||||||
13 | Звуки. | Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация звуков. | Село, деревня. | ||||||||
14 | Гласные и согласные звуки. | Гласные и согласные звуки речи, их дифференциация. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. | Почта. | ||||||||
15 | Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. | Гласные буквы. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости согласных на письме. | Магазин, рынок. | П- научатся дифференцировать данные буквы и звуки на письме и на слух; | Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; К- обращаться за помощью и принимать помощь; | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
16 | Дифференциация гласных А-Я. | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Правила поведения в общественных местах. | П- научатся составлять предложения из данных слов. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | ||||||
17 | Дифференциация гласных У-Ю. | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Больница. | П – составлять рассказа по картинкам. | К - слушать и понимать речь других. Р – учиться работать по предложенному учителем плану. Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение». | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
18 | Дифференциация гласных О-Ё. | Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Аптека. | П – Образовывать существительные при помощи суффиксов -ОНОК-, -ЁНОК-, -ОК-, -ОЧЕК-. П- научатся согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. | Развитие логического мышления - разгадывание загадок и кроссвордов. | ||||||
19 | Дифференциация гласных Ы-И. | Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Библиотека. | П – образовывать существительные множественного числа. П - образование существительных мн. ч. уменьшительной формы. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
20 | Дифференциация гласных Э-Е. | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. | Театр. | П- Составление предложений из данных слов. П- Дифференциация гласных букв в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. П- о бразование существительных множественного числа. П- Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. П- Составление рассказа по картинкам. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | ||||||
21 | Мягкий знак. | Мягкий знак, его соотнесение с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. | Транспорт. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | Развитие зрительного восприятия и логического мышления – подбор пары слов к картинкам. | ||||||
22 | Звонкие и глухие согласные. | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | Правила дорожного движения. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
23 | Звуки Б-П. | Звуки Б-П, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | Овощи. | П- Согласование слов в словосочетаниях и предложениях. П- Составление предложений из данных слов. П- Пересказ рассказа по памяти. П- Дифференциация гласных букв в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
24 | Звуки В-Ф. | Звуки В-Ф, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Фрукты. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | ||||||
25 | Звуки Г-К. | Звуки Г-К, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | Ягоды. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
26 | Звуки Д-Т. | Звуки Д-Т, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | Орехи. | П- Пересказ рассказа по памяти. П- Дифференциация гласных букв в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. П- Составление рассказа из данных предложений. П- Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | Л- самостоятельность в выполнении учебных заданий; Р- - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; К - -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
27 | Звуки З-С. | Звуки З-С, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Грибы. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
28 | Звуки Ж-Ш. | Звуки Ж-Ш, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | Цветы. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
29 | Лабиализованные гласные О-У. | Закрепление знаний о гласных звуках О-У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. | Семена цветковых растений, выращивание цветов. | П - Подобрать к предложениям подходящие по смыслу слова. П- Подобрать к предложениям подходящие по смыслу слова. П- Составление словосочетаний. П- Дифференциация гласных букв в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. П- Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | Л- самостоятельность в выполнении учебных заданий; Р- - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; К - -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
30 | Лабиализованные гласные Ё-Ю. | Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. | Комнатные растения. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
31 | Дифференциация соноров Р-Л. | Звуки Р-Л, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Полевые растения. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
32 | Звуки Л-Й. | Звуки Л-Й, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Квартира, дом, комната. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
33 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков. | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. | Мебель. Уход за мебелью. | П- Составление предложений на данную тему. П- Составление предложений на данную тему. П- Дифференциация свистящих и шипящих звуков. | Л- чувство необходимости учения. Р- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
К- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
34 | Звуки С-Ш. | Звуки С-Ш, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | Посуда. Уход и хранение посуды. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
35 | Звуки З-Ж. | Звуки З-Ж, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | Одежда на разные сезоны года. | П- Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. П- Сочинение рассказа на данную тему. П- Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
П- Образование новых слов при помощи суффиксов. | К- участие в диалоге (понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения). Л- Осваивает роли ученика; формируется интерес (мотивация) к учению. Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
36 | Звуки С-Ц. | Звуки С-Ц, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Уход за одеждой. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
37 | Звуки ТС-Ц. | Звуки ТС-Ц, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Обувь. Уход и хранение обуви. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
38 | Звуки Ч-Щ. | Звуки Ч-Щ, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Деревья. Части дерева. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
39 | Звуки Ч-ТЬ. | Звуки Ч-ТЬ, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Хвойные деревья. | П- Образование новых слов при помощи суффиксов. | Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; К- обращаться за помощью и принимать помощь; | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
40 | Звуки Ч-Ш. | Звуки Ч-Ш | Лиственные деревья. | П- дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. П- Составление словосочетаний. П- Работа с деформированным предложением. П- выделение звука на фоне слова, вычленение звука из начала и конца слова. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||
41 | Звуки Ч-Ц. | Звуки Ч-Ц, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | Домашние животные: уход и содержание. | Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв. | |||||||
42 | Звук. Буква. Гласные-согласные звуки. | Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звукобуквенного анализа и синтеза. Работа над ритмической стороной речи. | Дикие животные Севера. | Определение смысловой ошибки в предложении. | |||||||
43 | Гласные звуки и буквы. | Знакомство с гласными звуками и буквами. Работа над ритмической стороной речи. Слогообразующая роль гласных. Обозначение гласных на письме. | Дикие животные средней полосы России. | П- Работа с деформированным предложением. П - Выделение гласных звуков в словах, вычленение звука из начала и конца слова, определение количества и последовательности звуков в слове. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя. | Определение смысловой ошибки в предложении. | |||||
44 | Согласные звуки и буквы. | Знакомство с согласными звуками и буквами. Работа над ритмической стороной речи. | Животные степей. | П- Выделение согласных звуков в словах, вычленение звука из начала и конца слова, определение количества и последовательности звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков. | Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К - слушать и понимать речь других. Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | Определение смысловой ошибки в предложении. | |||||
45 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов. | Определение места букв в слогах и словах. Работа со словами-перевёртышами. Развитие буквенного синтеза. | Животные пустынь. |
П- Образование уменьшительной формы существительных. П- Слоговой анализ и дифференциация одно-, двух- и трёхсложных слов. П- Работа с деформированными предложениями. П- Составление словосочетаний. П- Дифференциация предлогов и приставок. | Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; К- обращаться за помощью и принимать помощь; | Развитие логического мышления - разгадывание загадок. | |||||
46 | Слог. Слоговой анализ и синтез. | Фонематический анализ обратного и прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем. | Животные жарких стран. | Развитие логического мышления - разгадывание слоговиц и загадок, подбор слов к схемам. | |||||||
47 | Ударение. Ударный слог. Ударный гласный. | Ударение и его роль в слове. Ударный гласный и ударный слог. Интонация. Соотнесение слов с ритмическими схемами. Определение ударного гласного и ударного слога. Безударный гласный. | Домашние птицы: уход и содержание. | Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; К- обращаться за помощью и принимать помощь; | Развитие логического мышления - разгадывание загадок. | ||||||
48 | Дифференциация предлогов и приставок. | Знакомство с предлогами: правописанием и их ролью в предложении. Знакомство с приставками: правописанием и местоположением в слове. Обозначение предлогов с помощью графической схемы. | Дикие птицы: названия, внешний вид, места обитания. | Развитие слухового внимания. | |||||||
49 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | Составление предложений из слов. Деление текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки (буквы). Работа со схемами. | Перелётные птицы. | Развитие логического мышления - установление логических связей между словами внутри предложений и между предложениями внутри текста. | |||||||
50 | Родственные и однокоренные слова. | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. | Зимующие птицы. |
П- Выбор допустимых в речи словосочетаний. Образование сложных слов. П- Образование новых слов при помощи приставок. П- Составление рассказа-описания по картинке. | Развитие внимания и зрительного восприятия – нахождение по картинке родственных слов. Развитие логического мышления - разгадывание загадок. | ||||||
51 | Корень слова. | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание однокоренных и родственных слов. | Насекомые. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, и организовывать рабочее место под руководством учителя; | Формирование навыка слухового анализа и синтеза – нахождение в предложении на слух сложных слов. | ||||||
52 | Приставка. | Знакомство с приставками. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставок. Правописание приставок. Работа с антонимами. | Насекомые – вредители сада и огорода. | Развитие слухового восприятия. | |||||||
53 | Суффикс. | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Нахождение суффиксов в словах. | Полезные насекомые. | П- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. П- Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов. | К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Р- работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, и организовывать рабочее место под руководством учителя; | Развитие слухового внимания. | |||||
54 | Морфологический состав слова. | Закрепление знаний о корне, приставке и суффиксе. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами и синонимами. | Рыбы. | Развитие слухового восприятия. | |||||||
55 | Предлоги. | Закрепление представлений о предлоге, как о целом слове. Выбор того или иного предлога. | Личная гигиена. | П- Употребление предложно-падежных конструкций. П- Составление предложений с использованием предлогов. | К - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); Л- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей. | Развитие понимания обращённой речи – выполнение действий по инструкции логопеда. Развитие пространственного восприятия. Развитие восприятия основных и оттеночных цветов. Развитие логического мышления - разгадывание ребусов. | |||||
56 | Слова-предметы. | Знакомство со словами предметами. Обозначение изучаемых слов с помощью схемы. Обогащение номинативного словаря. | Режим сна и бодрствования. | П- Составление словосочетаний. | Развитие слухового внимания. | ||||||
57 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. | Здоровое питание. | П- Развитие навыка словоизменения. | К - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); Л- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей. | Коррекция мышления – упр. «Что лишнее?». | |||||
58 | Практическое употребление существительных разного рода. | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. | Вредные привычки. | П- Подбор слов - названий лиц противоположного пола. | Развитие логического мышления - разгадывание кроссворда. | ||||||
59 | Употребление существительных в косвенных падежах. | Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи. | Здоровый образ жизни. | П- Работа с деформированным текстом. | Развитие слухового внимания – упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь…». | ||||||
60 | Слова-признаки. | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. | Семья. Родственные отношения. | Вставка в предложения подходящих по смыслу слов, обозначающих признаки предметов. | Развитие зрительного восприятия – подбор признаков к предметам, изображённым на картинках. | ||||||
61 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и словообразованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами и синонимами. | Семейные праздники. | Изменение числа прилагательных и существительных в словосочетаниях. | Развитие слухового внимания – выделение из текста на слух слов, обозначающих признаки предметов. Развитие зрительного восприятия - соединение точек и определение изображённого предмета. | ||||||
62 | Согласование прилагательных с существительными в падеже. | Работа по согласованию прилагательных с существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи. | Защитники Отечества. | Работа с деформированным текстом. | К - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); Л- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей. | Развитие слухового внимания. | |||||
63 | Слова-действия. | Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой. | Россия – наша Родина. | Вставка подходящих по смыслу слов в предложение. Образование от существительных. | Развитие логического мышления - разгадывание кроссворда и загадок. Развитие слуховой памяти - припоминание слов с последующей записью. | ||||||
64 | Согласование глагола с существительным в числе. | Работа по словоизменению. Согласование глагола с существительным в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. | Москва - столица России. | Работа с деформированным текстом. | Развитие слухового внимания. | ||||||
65 | Предложение. Итоговая диагностика. | Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Дифференциация понятий: предложение - словосочетание – текст. | Природа нашего края. Животные. | Построение сложных предложений различного типа. | Развитие слухового внимания. | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы...
Рабочая программа коррекционно - логопедического курса для учащихся с Тяжелым нарушением речи (ТНР)
Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированнос...
Адаптированные рабочие программы по всем предметам для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная п...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике (по учебнику Мерзляк А.Г.) 5-6 класс
Данная программа по математике составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований Федерального гос...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике 5 класс новые ФГОС (2022-2023 уч.год)
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике 5 класс составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к...