отчет о проделанной работе учителя - логопеда общеобразовательной школы за 2019 - 2020 учебный год.
учебно-методический материал

Николаева Мария Николаевна

Цель работы учителя-логопеда школьного логопункта: оказание логопедической развивающей, коррекционной и профилактической помощи учащимся начальных классов, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о работе учителя – логопеда  МКОУ  СОШ за 2019 – 2020 учебный год Николаевой М.Н.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществляется в рамках логопедического пункта при ОУ в соответствии с  основной образовательной программой общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации.

Цель работы учителя-логопеда школьного логопункта: оказание логопедической развивающей, коррекционной и профилактической помощи учащимся начальных классов, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

Задачи работы учителя-логопеда школьного логопункта:

  1. Выявление учащихся младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.
  2. Коррекция нарушений устной речи младших школьников (1 – 2е классы).
  3. Коррекция нарушений письменной речи младших школьников (2 – 4и классы).
  4. Своевременное предупреждение нарушений письменной речи у учащихся 1х классов.
  5. Разъяснение специальных знаний среди педагогов и  родителей обучающихся, с целью профилактики и оптимальной коррекции речевых нарушений.
  6. Повышение педагогической компетентности учителя-логопеда путем посещения обучающих семинаров, лекций, круглых столов, вебинаров, курсов.

  1. Диагностическое направление работы.
  1.  Устная речь.

В сентябре 2019 года была проведена первичная диагностика развития устной речи  учащихся 1-х классов по следующим методикам:

- устная речь - «Альбом для логопеда» О.Б.  Иншаковой (уровень развития артикуляционной и мелкой моторики, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи).

- высшие психические функции – «Большая книга развития логики» И.Е. Светлова.

При первичной диагностике 1-х классов у 61 % учеников были выявлены  нарушения речи различной этиологии и степени проявления.

Таблица 1.  «Результаты обследования устной речи обучающихся 1-х классов».

Кол-во детей

Речевое нарушение

Степень тяжести

1

6

Фонетическое недоразвитие - ДИСЛАЛИЯ

легкое

2

4

Фонетическое недоразвитие – СЛОЖНАЯ  ДИСЛАЛИЯ

тяжелое

3

1

Фонетическое недоразвитие – ДИЗАРТРИЯ, СЛОЖНАЯ  ДИСЛАЛИЯ

тяжелое

4

2

Фонетико - фонематическое недоразвитие – СЛОЖНАЯ  ДИСЛАЛИЯ

Тяжелое

5

3

Фонетико - фонематическое недоразвитие – ДИЗАРТРИЯ, СЛОЖНАЯ  ДИСЛАЛИЯ

Тяжелое

6

3

Общее недоразвитие речи IV уровня

Тяжелое

У обучающихся с нарушениями речи также наблюдался сниженный уровень знаний и сведений об окружающем мире, нарушения ориентировки на листе, уровень развития памяти и внимания ниже возрастной нормы.  

Так как выявленные нарушения могут способствовать трудностям усвоения образовательной программы школы, дети были зачислены на коррекционные логопедические занятия в логопункт.

В рамках первичной диагностики было проведено обследование устной речи обучающихся 2-х, 3-х классов, которые в предыдущем 2018-2019 учебном году посещали коррекционные логопедические занятия, а также вновь поступивших в ОУ.  Речевые нарушения были вывялены у 21 ребенка, что составляет примерно 20% от общего числа учеников 2-х, 3-х классов. Дети были зачислены на коррекционные логопедические занятия в логопункт.

Основная масса детей имела остаточные речевые нарушения в форме неавтоматизированных звуков (поставленных ранее) – 14 человек.  У 1 ребенка, вновь прибывшего в ОУ, выявлено речевое нарушение легкой формы (фонетическое недоразвитие – ДИСЛАЛИЯ). И 6 человек с тяжелыми нарушениями речи органического генеза, слабо поддающимися коррекции.

Результаты первичной диагностики были оформлены в журнале обследования устной речи детей. На коррекционные занятия было зачислено 40 детей, на основании заявления родителей. Список зачисленных обучающихся отражается в журнале движения детей на логопункте. Родителям детей, зачисленных на логопункт было предложено заполнить анкеты с данными анамнеза развития ребенка, для более полного

В январе 2020 года было проведено промежуточное обследование устной речи детей, посещающих коррекционные занятии с целью определения эффективности проводимой работы. Родители детей со слабой динамикой развития получили рекомендации посещения медицинских специалистов (ортодонта – при нарушениях прикуса или укороченной подьязычной уздечки;  невролога – при стойких дизартрических проявлениях или при подозрении на органическую этиологию речевого нарушения).

Таблица 2.  «Рекомендации посещения медицинских специалистов».  

Медицинский специалист

Причина консультации

Кол-во детей

1

ортодонт

нарушение прикуса

3

2

ортодонт

укороченная подьязычная уздечка, не поддающаяся логопедическому растягтванию

4

3

невролог

стойкие дизартрические проявления

9

4

невролог

признаки органического поражения ГМ

4

5

невролог

признаки СДВГ

2

В мае 2020 года было проведено заключительно обследование развития устной речи обучающихся и выявлены результаты проведенной коррекционной работы.

        

  1. Письменная речь.

Во второй половине октября прошла первичная диагностика развития письменной речи учеников начального звена (2-4 классы) в виде диктанта, соответствующего каждой возрастной категории детей. По результатам обследования было выявлено около 10%  (12) обучающихся со специфическими  нарушениями письменной речи, требующими коррекционного логопедического воздействия. Результаты оформлены в журнале обследования письменной речи, список детей занесен в журнал движения детей на логопункте.

Таблица 3. «Результаты обследования письменной речи учеников 2-х, 3-х, 4-х классов».

Вид нарушения письменной речи

Степень тяжести

Кол-во детей

1

Акустичекая дисграфия

Тяжелое

5

2

Акустико – артикуляционная дисграфия

Тяжелое

3

3

Артикуляционная дисграфия

Легкое

2

4

Аграмматическая дисграфия

Тяжелое

4

5

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Тяжелое

4

Дети с однотипными нарушениями письменной речи были разделены на подгруппы, для коррекционных занятий.

В течение 2019 – 2020 учебного года каждую четверть проводились диктанты в 2-4 классах для своевременного выявления детей с нарушениями письменной речи. Результаты промежуточной диагностики были отражены в протоколах обследования на дисграфию.

  1. Коррекционно – развивающая логопедическая работа.

Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого, психического и эмоционально - волевого развития. По результатам обследования были определены  основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы, методики воспитания, обучения и социализации учеников с нарушениями речи.

Основные программы и методические пособия при организации коррекционного процесса:

  1. В.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизнлшения».
  2. Н.В. Курдвановская «Формирование слоговой структуры слова».
  3. Е.В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии».
  4. Е.В. Мазанова «Коррекция фонематической дисграфии».
  5. Н.В. Нищева «Развитие связной речи».
  6.  И. А. Подрезова «Школа умного карандаша».
  7. Е.А. Алябьева «Логоритмические упражнения».

Коррекционно – развивающая логопедическая работа проводилась в форме подгупповых занятий (по 2-4 ребенка со схожими нарушениями) и индивидуальных занятий.

Структура занятия по коррекции нарушений устной речи:

- развитие артикуляционной моторики,

- развитие мелкой моторики,

- формирование кинестетических ощущений речевых органов,

- формирование сочетания речи с движением,

- развитие фонематических представлений,

- формирование звукослоговой структуры слова,

- развитие норм грамматитческого строя речи,

- исправление нарушений звукопроизношения,

- развитие связного самостоятельного высказывания,

- совершенствование навыков чтения и письма,

- развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие),

- развитие пространственно-временных представлений.

Структура занятия по коррекции нарушений письменной речи:

- развитие мелкой моторики,

-развитие фонематических представлений,

- формирование звукослоговой структуры слова,

- развитие норм грамматитческого строя речи,

- дифференциация звуков на письме,

- исправление нарушений письменной речи,

- закрепление исправленных нарушений письменной речи,

- совершенствование навыком чтения и письма.

Часто на занятиях с использованием ИКТ (презентации, кроссворды, логические игры на внимание и мышление).  Также в занятия были включены здоровьесберегающие технологии (элементы дыхательной гимнастики, самомассаж кистей рук, Су-джок шарики).

 

  1. Взаимодействие с участниками коррекционного процесса.

Педагог – психолог: обсуждение результатов диагностики, выявление индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями, обозначение проблем эмоцианально – волевой сферы и способы их преодоления.

Учитель русского языка: уточнение специфических нарушений письменной и устной речи у детей.

Родители: обсуждение речевых нарушений детей, их индивидуальных особенностей, уточнение анамнеза развития и заболеваний; рекомендации по закреплению полученных на занятиях навыков дома (развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков в речи, упражнения на развитие фонематических процессов, дифференциации звуков на письме).

Родители по собственному запросу или по запросу со стороны логопеда посещали индивидуальные консультации по вопросам результатов обследования, эффективности коррекционного процесса, получали рекомендации по закреплению полученных детьми на занятиях нгавыков дома. Всего за 2019 – 2020 учебный год было проведено 19 консультаций с родителями.

В течение учебного процесса все указанные участники коррекционного процесса находились во взаимодействии.

  1. Методическая работа:
  1. Ведение документации (журналы обследования речи, журнал движения детей на логопункте, журнал учета консультаций учителя-логопеда, журнал посещения логопедических занятий, журнал логопедических занятий по преодолению дисграфии, протоколы обследования на дисграфию).
  2. Посещение педагогических советов.
  3. Заседания школьного консилиума.
  4. Посещение вебинаров:  

- «Логопедическая и фонетическая ритмика, как традиционные методики в коррекции речи детей» изд. МЕРСИБО (11.11.2019 г.),

- «Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР»  изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ (22.01.2020),                                                                                                                               - «Формирование функциональной читательской грамотности» издательство БИНОМ (06.04.2020),                                                                                                                  - «Организация дистанционного обучения: план действий для педагога» изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ (17.04.2020),                                                                                     - «Можно ли ребенка научить писать грамотно» изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ (27.05.2020).

  1. Результаты работы за 2019 – 2020 учебный год.

  1. Устная речь.

В течение 2019 – 2020 учебного года  ежемесячно проводилось в среднем около 220 индивидуальных / подгрупповых занятий по коррекции устной речи школьников, зачисленных в логопункт, и около 14 подгрупповых занятий по коррекции недостатков письменной речи.

Результаты проведения итоговой диагностики:

В конце учебного года 58% детей  выпущены с логопункта с нормальным развитием устной речи.  

У 62 % удалось добиться значительного улучшения в развитии речи. У детей  в начале учебного года имелись сложные речевые недостатки, обусловленные фонематическими проблемами, нередко с нарушениями иннервации артикуляционных органов.  У обучающихся были поставлены отсутствующие звуки, положительную динамику показало развитие фонематического слуха и таких компонентов речи, как слоговая структура и грамматический строй. Дети получили рекомендации по закреплению полученных навыков в летний период дома. Они продолжат получать коррекционную логопедическую помощь в следующем 2020 – 2021 учебном году. В течение учебного года родители  обучающихся получали рекомендации логопеда к посещению врачей (невролога, психоневролога). Из 8 полноценную медицинскую помощь в преодолении серьезных нарушений речи получают 5 детей.  Родители 3 обучающихся отказались посещать медицинских специалистов.  На летний период были даны рекомендации по закреплению полученных навыков, а также по развитию таких компонентов речи, как артикуляционная и мелкая моторика, фонематический слух, слоговая структура слова. Дети  продолжат получать коррекционную логопедическую помощь в следующем 2020 – 2021 учебном году.

  1. Письменная речь.

Дети, получавшие коррекционную логопедическую помощь по развитию письменной речи в конце 2019 – 2020 учебного года показали положительную динамику. У 8 обучающихся в последних проверочных работах на дисграфию (диктанты в соответствии с возрастными нормами) не наблюдалось специфических ошибок нарушения письменной речи. Также 4 детей продолжат посещать подгрупповые занятия в 2020 – 2021 учебном году, т.к. программа по преодолению выявленных форм дисграфии рассчитана на 2 года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе учителя - логопеда

отчет о работе учителя-логопеда за учебный год...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...

Отчет о проделанной работе, учителями-предметниками в рамках Декады Химии

Отчет о проделанной работе, учителями-предметниками в рамках Декады Химии...

Отчет о проделанной работе, учителями-предметниками в рамках Декады Экологии

Отчет о проделанной работе, учителями-предметниками в рамках Декады Экологии...

Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы в период дистанционного обучения

Изменени в работе школы в период дистанционного обучения коснулись и логопедов. Данный материал показывает как была организована работа в этот период в массовой общеобразовательной школе...

Отчет о проделанной работе учителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М. за 2021-2022 учебный год

Отчет о проделанной работеучителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М.за 2021-2022 учебный год...