Коррекция голоса
статья

Смирнова Людмила Васильевна

У умственно отсталых детей часто встречается нарушение голоса. Причинами нарушения голоса у детей со сниженной познавательной способностью является нарушение иннервации голосовых мышц, парезы лицевой мускулатуры, дизартрии различного генеза. У детей нарушена просодика, сила и высота голоса. Голос прерывистый, снижена чёткость, не сформирована дикция,  сила, высота,  голос немодулированный. Снижен темп речи, имеются мелодико – интонационные нарушения при воспроизведении речи.У умственно отсталых детей часто встречается нарушение голоса. Причинами нарушения голоса у детей со сниженной познавательной способностью является нарушение иннервации голосовых мышц, парезы лицевой мускулатуры, дизартрии различного генеза. У детей нарушена просодика, сила и высота голоса. Голос прерывистый, снижена чёткость, не сформирована дикция,  сила, высота,  голос немодулированный. Снижен темп речи, имеются мелодико – интонационные нарушения при воспроизведении речУ умственно отсталых детей часто встречается нарушение голоса. Причинами нарушения голоса у детей со сниженной познавательной способностью является нарушение иннервации голосовых мышц, парезы лицевой мускулатуры, дизартрии различного генеза. У детей нарушена просодика, сила и высота голоса. Голос прерывистый, снижена чёткость, не сформирована дикция,  сила, высота,  голос немодулированный. Снижен темп речи, имеются мелодико – интонационные нарушения при воспроизведении речи.

 

Методика коррекционной работы состоит прежде всего в коррекции дыхания, работе над координацией дыхания и голоса, отработкой силы, высоты, интанационной выразительности речи, формировании мелодики речи, использование логоритмики в корреции голоса.

Выступала на креваом семинаре с мастер -классом по приёмам коррекции голоса, формировании фонационного дыхания,  использование логоритмики на логопедических занятиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Приемы коррекции голоса.

Цели:

1.Выработать четкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата, координированную его работу с органами дыхания.

2.Развивать силу голоса, высоту тона, тембр голоса, работать над выработкой разного темпа речи, развивать мелодико- интонационную выразительность речи.

3.Работать над автоматизацией навыка чтения, развивать слуховую память, речевую активность.

Оборудование: пособие «Говорящий рот», игрушки, шапочки для детей, слоговая таблица, карточки-упражнения для чтения, драматизация стихотворения «Миша и его друзья».

Ход занятия:

1.Орг. момент.

2.Прослушивание детьми образцов речи: быстрой, нечеткой, фальцетной, правильной. Дети на слух определяют, почему непонятна речь.Как мы должны говорить?

З.Сообщение темы, целей.

Сегодня мы покажем упражнения для голоса. Их надо делать, чтобы научиться говорить правильно.

1) Для снятия напряжения с мышц лица применяется гигиенический массаж. Массаж проводится в следующей последовательности:

Лоб-поглаживание 2 пальцами от центра лба к ушам;

-от бровей к волосам; -похлопывания (пальцы бегают). Веки - поглаживание указательными пальцами. Нос - по спинке носа; -похлопывание по крыльям носа указательными пальцами с произнесением чвука м-м-м.

- поглаживание; -пощипывание; -бегают пальчики; -надуваем, резко хлопаем руками. Губы - кусаем нижнюю, верхнюю губы.

Я з ы к -кончик языка, кусаем «котлетка» передними зубами и

боковыми; -далеко высовываем язык и кусаем спинку языка «капусту рубим».

Мягкое небо - глотаем капельки дождя;

-покашливание; я зык высунуть далеко, произнести звук «а-а»; произнесение на твердой атаке, кратко а э о. Шея - опускание головы вниз-назад; массаж шеи в вертикальном и

горизонтальном направления х.

Мимика лица:

-небо хмурится (морщим лоб, сводим брови). небо в тучах (надуваем щечки, хмуримся), солнышко (брови подняли, глазки открыли широко, улыбаемся).

2). Цель артикуляционной гимнастики - выработка четкости, ловкости, правильности всех частей артикуляционного аппарата.  Необходимо уменьшить скованность, напряженность артикуляционных мышц, с одной стороны, с другой стороны повысить их тонус, освободить от вялости, слабости, паретичности. Артикуляционная зарядка проводится по общепринятой в логопедии методике. Применяется имитация жевания, сосания, глотания, зевания с произнесением на выдохе гласных. «Окошечко»,  «Лопатка»,  «Грибок», «Качели», Моторчик».

3) Одновременно проводится дыхательная гимнастика. Цели ее - дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагммы и мышц брюшного пресса. Соблюдать надо ряд правил:

а)не переутомлять ребенка:

б)        дышать диафрагмой, животом, не поднимая плечи;

в)        до еды, выполнять плавно, под счет, в проветриваемом помещении.

Применяется статическая и динамическая дыхательная гимнастика. Дифференцированный вдох - выдох (вдох (5 сек.) - задержка^ сек.) - выдох (5 сек.)

Упражнения для статической гимнастики.

-дутье на вату, на воду, задувание свечи, надувание резиновых игрушек ; упражнения на задержку выдоха. Игровые дыхательные упражнения:

  • «Цветочный магазин»
  • «Свеча» - тренировка ровного медленного выдоха
  • «Упрямая свеча» - медленный выдох
  • «Упрямые свечи» - фу! фу! фу!
  • «Насос» - продолжительный сильный выдох с-с-с

-        «Назойливый комар» - длительный выдох з-з-з
Произнесение гласных, согласных громко и длительно, увеличивая длительность звучания, потом громко до артикуляции.

а э

а э о

АЭАЭОаэоуаэоу

По пособию «Говорящий рот» произнесение гласных на выдохе под стихотворные строки из сказки «Тараканище» К.Чуковского

Но однажды поутру а э о у ы и (беззвучно артикулируя) Прискакала кенгуру а э о у ы и (шепотом) Увидала усача а э о у ы и (кратко)

Закричала сгоряча а э о у ы и (громко тянем)

Разве это великан?

Дети - Ха! Ха! Ха! ' )то просто таракан?

Ха! Ха! Ха!

Упражнения динамической дыхательной гимнастики включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног, туловища. Динамическая гимнастика построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний на  выдохе.

Можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой, фонематическую ритмику (Приложение!) дровосеки (ух, ух, ух)

-нагибание головы к правому и левому плечу с произнесением и- э:,  о-у.

-У - руки перед грудью сжаты в кулаки, произносим звук «у», пальцы вытягиваются вперед с незначительным мышечным напряжением.

-Л - руки на уровне шеи, локтями вниз, делаем вращательные движения кистями рук «фонарики» с напряжением (кисти в кулак) - ла-ла-ла, кисти свободные ля-ля-ля

Р - «мотор» - руки перед грудью, локти развести в стороны, кисги сжаты в кулак. Вращать один кулак вокруг другого медленно- быстро - медленно - остановка на звуке «р».

поднимаем руки вверх - вдох, через стороны вниз и на выдохе  хлопки под коленом поднятой ноги ля, ра, ря.

Стабилизация дыхания - ходьба.

4).Упражнения для развития четкой координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией), что предполагает одновременную тренировку дыхания и голоса

а) произнесение гласных шепотом и громко, на одном выдохе.

и - э

и -т о -э

и-и-а-э-о

б) произнесение слогов и слов на выдохе

ва – вэ - -ви -во -ву

ла – лэ --ли -ло-лу

в)        чтение слоговой таблички (Приложение 4 на выдохе одну строчку)

г)        чтение слогов и слов с наращиванием на одном выдохе (сила голоса, с одинаковой

интенсивностью) (см. приложение упр.1)

д)        упражнение«33Егорки»
«Как на горке, на пригорке,

33 стоят Егорки» - вдох,

Считаем раз Егорка. 2 Егорка и т. д. до полного выдоха.

5.)Развитие высоты голоса

Применяются вокальные упражнения - пение на один гласный звук гамм, песен. В начале гласные поются связно, плавно, потов на мелодии песен поются слоги. Вокальные упражнения  проводятся на всех занятиях, это является гимнастикой для голосового аппарата, обогащает тембр голоса, развивает слуховое восприятие.

Упражнения

а) «Гудок», «Самолеты» (дутье)

б) Лай собачки

в) Мычание с жеванием

му        му

и подобные упражнения «тик-так», «мяу-мяу»

г)        поем гласные, активные движения губами - нижней челюстью у о а и а у

д)        на мотив песни «Гуси» поем гласную «а»

с) поем слоговую таблицу на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»

ж) чтение стихотворения «Футбол» (приложение упр. 2) плавно, одними гласными,

6). Развитие силы голоса подразумевает владение голосом от шепота, тихого, средней громкости, громкого произнесения.

а). «Гудок» - в одной тональности У   У   У У тихо громко

б) «Эхо»

ЛУ - громко АУ - средне АУ - тихо

и) произнесение гласных, слогов с усилением и ослаблением

 -а а а АААа а а а а

увеличением длительности звучания ауи   ауи    АУИ    ауи     ауи

г) усиление и ослабление голоса, произнесение алфавитного ряда, счет десятками, чтение

пословиц, поговорок, стихов с усилением и ослаблением голоса.

- упражнение

Пошли, пошли, поехали

За спелыми орехами (очень тихо)

За орехами, грибами,

Что родятся под дубами (громко)

Ч го растут под кленами

Под кленами зелеными (громко)

7) Развитие темпа речи

а) чтение упр. 4,5 с разным темпом

б) чтение стихотворения (упр.2) с разным темпом (медленно, быстрее,, быстро).

     8) Развитие тембра голоса

Необходимо развить диапазон и  модуляции голоса, убрать горловуюую зажатость - назализацию.

а)        упражнение «Гудок» в одно» тональности с понижением и повышением голоса.

б)        на стоне в одной тональности
ММУММОММЭММИММАММ

в)        повышение и понижение голоса - полунапевным способом

г) фразы слышно на стоне «Медвежата» сначала монотонно (упр.7)

ннамм

ммеду

ммамм

ммамм

ммамм

ммамм

ммеду

ннамм

- с изменением высоты голоса

бы нам

молока

мам

мам

мам

мам

молока

мму

мму

мму

мму

г) фразы слышно на стоне «Медвежата» сначала монотонно (упр.7)

ннамм

ммеду

ммамм

ммамм

ммамм

ммамм

ммеду

ннамм

- с изменением высоты голоса

бы нам

молока

мам

мам

мам

мам

молока

бы нам

д) стихотворение на стоне с изменением диапазона (высоты голоса, силы) пауза-вдох (упр.6)

Мой веселый звонкий мяч,//   Ты куда пустился вскачь?//    Синий, красный, голубой,//

           Не угнаться за тобой!

  г) употребление междометий (картинки см. приложение)

удивление О!

Радость А!

испуг АХ!

Страх ОХ!

ж) чтение «Путаница» К.Чуковского (дети произносят только подражание).

9). Развитие мелодико-интонационной выразительности голоса подразумевает развитие

интонации при чтении, речи

- темп речи

логическое ударение

    Интонация придает речи эмоциональную окраску - вопрос, утверждения, восклицания, удивления, убеждения, просьбы, угрозы.

Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций - повествования, перечисления, выделение ударных слов, изменение темпа речи.

- ударение в словах (тянем гласные)

- чтение  слоговой таблицы с ударением на каждом третьем слоге;

- чтение стихотворения «футбол» с разной интонацией

Чтение пословиц с разным логическим ударением.

-При чтении сказок дети учатся подражать голосам героев сказки. Обыгрывание стихотворения В. Степанова «Миша и его друзья» с использованием логоритмики.

4. Итог.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим!



Предварительный просмотр:

КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат»

                по мотивам стихотворения

В. Степанова «Миша и его друзья»

Разработала и провела

учитель – логопед Смирнова Л.В.

Цели:

1. В игре закреплять навык диафрагмального дыхания, чёткого, правильного проговаривания слов,  развивать интонационную выразительность речи, связную устную речь, расширять  кругозор, обогащать словарный запас.

 2. Развивать чувство ритма в движении, в речи, темп, высоту и силу голоса,  координацию речи и движений, эмоционально раскрепощать  ребёнка, снимать эмоциональную и физическую скованность.  

 3. Развивать слуховое внимание, память, умение работать в группе, чувство ответственности, развивать коммуникативные способности и расширять социальный опыт учащихся.

музыкальное сопровождение.

 

Оборудование: костюмы, маски – мишка, лиса, заяц, ёжик, белка, бобр, крот, рукавички, валенки, осенние листья, музыкальное сопровождение: колыбельная.

Сценарий.

Все дети выбегают на сцену.

Ребёнок:

1. Динамическое упражнение с речью  «Прогулка»

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.        (обычная ходьба)

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдём.         (ходьба змейкой между осенних листочков)

На носочки дети встали

По дорожкам побежали.

И на каблучках пойдём,

Через лужу перейдём.    ( лужа)

2. Дыхательное упражнение «Ветер»

Дует лёгкий ветерок – ф –ф –ф            (выдох спокойный, ненапряжённый)

И  качает так листок  - ф –ф – ф

Дует сильный ветерок ф –ф – ф- ф            (активный выдох)

И качает так листок.

Дует  ветерок, качаются листочки и  поют свои песенки.

Осенние листочки падают, летят

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый -  а – а-а

Рябиновый – и – и- и

Берёзовый – о – о –о

Дубовый – у – у- у

Хором  с разной высотой голоса а – А – А,  и – и- И, О – о – о, У – У –у.

3. Динамическое упражнение с речью  «Звери»

- По – лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом.     (ходьба с высоким подниманием колена, скрестив руки над головой,       пальцы раздвинуты)

- По мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

- И по – заячьи зайчишка            (бег на носках)

Всё спешит запутать след.

- По – медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет.              (прыжки на двух ногах вправо – влево)

- По оврагам, по завалам

Шёл медведь хозяйским шагом:

- Отвечайте, звери, мне –

Вы готовы ли к зиме?

- Да, - ответила лисица, -

Мы связали рукавицы.

Рукавицы новые, мягкие, пуховые.

4. Пальчиковая гимнастика «Рукавицы»

Вяжет бабушка Лисица

Всем ребятам рукавицы. (имитация вязания)

- Для лисёнка Саши        (загибаем пальцы)

- Для лисички Маши,

- Для лисёнка Коли, -

- Для лисички Оли,

- А маленькие рукавички

Для Наташеньки лисички.

- В рукавичках – да – да – да!  (хлопаем в ладоши)

- Не замёрзнем никогда!               (трём ладошки друг о друга)

- Хитрая лисичка – вот она!

Рыжая лисичка хороша!      (придать выражение лица хитрое)

- Вот лисичка злая, ой – ой – ой!

От неё  скорее убегу домой.   (оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячб пальцы, как когти)

- У лисички нашей грустный вид.

Сидит одна лисичка и грустит.        (изобразить грусть, опустить голову и уголки рта вниз)

- Улыбнись, лисичка, погляди на нас,

Тебя мы не оставим ни на час!            (улыбка)

- А у нас есть валенки!-

Отвечали заиньки.

Что нам вьюга да метель?

Хочешь, Мишенька, примерь!

5.  Динамическое упражнение с речью  «Заинька»

Хором  - Скачет Зайка босой            (подскоки с ноги на ногу)

              - Под высокой сосной

              - А зайчишка маленький

- Топает в валенках         (шагаем)

- Каблучками он стучит,

 На друзей своих глядит.

(стоя на месте, руки на поясе, подниматься на носках и опускаться на всю стопу)

- На качелях покачался,

- Зайка всем заулыбался.      (перекаты с пятки на   носок, стоя на месте)

- Ну а я, ответил Крот, -

Под землёй устроил ход.

Там с красавицей женой

Будем чай мы пить зимой.

-Крикнул Бобр медведю с речки:

- Я дрова колю для печки,

Дай мне, Миша, только срок-

Из трубы пойдёт дымок.

- Вылез Ёжик из листвы:

- Про меня забыли вы.

Здесь в кустах моя избушка,

А в избе грибов кадушка.

- Смотрит Белка из дупла:

- Я орешков припасла.

Высоко моё дупло,

В нём и сухо, и тепло.

6.  Динамическое упражнение с речью  «Туча, снег»

Загадка

Кто плывёт по небосводу,

В чёрной шапке до бровей?

Кто по небу носит снег и воду?         (выбегает туча, снежинки медленно кружатся)

Подскажи – ка нам скорей!  (туча)

7.Упражнения «Снежинка» (В руках у детей снежинки на верёвочке)

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели –

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…..

Дети смотрят вверх и вниз.

Всё! На землю улеглись!     (покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)

Глазки закрываем, дети засыпают!

- Обошёл Медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.       (звучит колыбельная)

Будет спать он до весны, ну а нам вставать пора. До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей.

                    Речевое дыхание и слитность речи

Подготовила  логопед  школы  Смирнова Людмила Васильевна

Проведена для воспитателей – 15.02.207 года

                   Проведена для родителей – 3.03.2017года

Цель:

1. Дать понятия о правильном речевом дыхании, о необходимости его                         формирования;

 2.    Показать практические упражнения по формированию речевого дыхания и  слитности речи, провести их вместе с педагогами и родителями.      

                   

        При таких речевых нарушениях, как дизартрия, заикание, моторная алалия, ринолалаия, наблюдается у детей нарушения правильного голосоведения. Нарушения голоса часты среди детей со сниженным интеллектом. Дети имеют нарушения в строении артикуляционного аппарата, резонансных областей, укорочение или паретичность мягкого неба, паретичность дыхательных мышц, нарушение дыхания, фонации. Несформированна координация в работе резонансных дыхательных мышц и фонации. Необходима системная работа по постановке правильного дыхания в покое и в речевом потоке, чтобы добиться автоматизированного умения, навыка владения своим голосом.

Речевое дыхание и слитность речи

        Дыхание в покое и в речи отличаются частотой, продолжительностью выдоха и наличием пауз.

Существует три типа дыхания:

1. верхнереберный – ключичный;

2. нижнереберный – диафрагмальный;

3. смешанный.

        Правильный тип дыхания – диафрагмальный, надо обучать именно такому дыханию. Многие люди пользуются смешанным типом дыхания. При постановке диафрагмального типа дыхания пользуются контролем за движением живота (рука лежит на животике), при дыхании диафрагма – дыхательная мышца, которая разграничивает полость легких и живота, напирает на брюшные органы и выпирает брюшная полость – живот.

        Преимущества диафрагмального типа дыхания в том, что он более глубокий, сильный выдох, менее утомительный для работы голосовых связок. При ключичном дыхании происходит максимальная трата усилий при минимальной пользе. Голосовая щель раскрывается не полностью, дыхание напряженное.

I этап работы над дыханием – обучение правильному статическому дыханию.

Цель – выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого диафрагмального типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха. Такие упражнения проводятся под контролем движения диафрагмы, желательно лежа – вдох животом медленно, снимает напряжение с мышц гортани.

Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, губной гармошке, что развивает губную мускулатуру и дает кинестетические ощущения звука, при этом можно секундомером регистрировать продолжительность выдоха.

Для постановки диафрагмального дыхания существуют упражнения дыхательной гимнастики без произнесения звуков (схема 1) и с произнесением звуков (гласных, согласных, слогов) (схема 2).

Упражнения дыхательной гимнастики без произнесения звуков тренируют дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы. Проводить их надо лежа или сидя на стуле, опираясь на спинку стула спиной, ступни согнутых ног параллельно стоят на полу.

При проведение дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

1. не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведение упражнений;

2. следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;

3. чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, мышц живота;

4. движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Упражнения

1. вдох (5 секунд) – задержка ( 3 с) – выдох (5 с);

2. вдох (6 с) – задержка (5 с) – выдох (8 с);

3. вдох (8 с) – задержка (6 с) – выдох (10 с);

4. «Цветочный магазин» - тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаха цветов);

5. «Свеча» - тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи.

6. «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного, сильного выдоха. Ребенок ощущает движение живота.

7. «Погашу свечи» - тренировка интенсивного, прерывистого выдоха на несколько свечей, можно с произнесением: фу! фу! фу!;

8. «Насос» - тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звука сссс.

II этап

        Статистическое дыхание отрабатывается при произнесении звуков – гласных, согласных, слогов (схема 2), это так называемая фонационное дыхание. Фонационное дыхание – воспитание навыков речевого дыхания на длительном выдохе во время которого необходимо устранить недостатки произношения согласных.

Фонационное дыхание                               схема 3

Гласные

Согласные

1. тянем гласные а – а- а с изменением голоса.

1. [ф],  [ш], [х], [с] способствуют длительности ротового выдоха (изолированно и в сочетании с гласными) (шепотом – громко)

ф – аф – эф   оф – ИФ – уф

ф – уф – ус – уш

ш – эф – эш – эс

х – ах – ох – их – ух

на ф – ощущение движения диафрагмы, дыхательной мускулатуры (толчкообразный выдох)

         ф

ф            ф( тянем с усилением голоса, шепот на конце выдоха, с усиленным выдохом на конце, активизируют воздушную струю, интенсивность выдоха.

2. сочетания гласных (шепотом, громко, тихо, кратко, медленно)

а – ау – уо – уа

э – эа – эо – эу

о – оэ – ои – оу

и – иу – ио – иа

у – уи – уа - уо

3. а – аэ – аэо – аэои – аэоиу

у – уи – уиы – уиыо – уиыоэ - уиыоэа

4. с согласными м, н (носовой выдох)

ма – мэ – мо – ми – му - мы

5. ма (ам)

ма – мэ

ма – мэ – мо

ма – мэ – мо – ми

ма – мэ – мо – ми – му

мА – мэ – мо – ми – му - мы

2. звуки [п], [т] – активизируют работу речевого аппарата и диафрагмы.

3. [к], [с] – активизируют работу гортани, форма дыхания близка к громкой речи.

6. с понижением, повышением голоса

      мэ          ми           мы

ма         мо         му

4. звонкие согласные с гласными (щелевые)

в – ув – уз – уж

з – аз – эз – оз – из – уз – ыз

м – ам – эж – ож – иж – уж - ыж

5. бу – ду – гу (взрывные согласные в прямых слогах)

       В             З              Г

в               з                г

ва – вэ – во – ви – ву - вы

6. слоги гсг

ам – ама – уму – ому

аму – ому - иму

7. йотированные звуки

jа – jэ – jо – jу

аjа – эjэ – оjо – уjу

8. введение слов, фраз

        Параллельно со статической дыхательной гимнастикой проводятся упражнения динамической дыхательной гимнастики. Используются следующие типы физических упражнений:

1. ходьба

2. медленный бег

3. движения рук, ног, туловища

        Цель этой гимнастики:

1. стабилизация правильного речевого дыхания, тренировка выдоха;

2. физическое укрепление организма ребенка;

3. научить расслаблять мышцы, значит повысить работоспособность.

Здесь сочетаются движения, произнесение звуков и звукосочетаний.

Упражнения

1. «Дровосек» - наклон туловища вперед на выдохе «ух»;

2. Наклоны туловища в стороны, руки скользят вдоль туловища. При выдохе произносятся длительно с ф, ш, сочетания пф, пш, пс.

3. Ноги на ширине плеч. Руки поднять через стороны, хлопнуть – вдох, опустить руки с произнесением на выдохе ах, ох, ух.

4. Игра в мяч. Водящий передает мяч детям поочередно, дети возвращают его с произнесением слов.

Здесь можно дать следующие задания:

- слова, которые начинаются с определенного звука;

- слова, в которых есть определенный звук;

- произнести гласный звук, согласный;

- сочетание гласных, согласных;

- произнеси на выдохе три слова по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Приметы времени года», месяцы, дни, недели, «Транспорт», «Ягоды», «Домашние и дикие животные»;

- произнести на выдохе цепочку слогов, слов, слов – паронимов: папа- баба, дочка – точка;

- произнести чистоговорку;

- выдох на счете шепотом – громко;

- называние букв алфавита по порядку.

III этап

Работа над речевым дыханием и слитностью речи.

Виды работ:

1. Произнесение на одном выдохе нескольких звуков;

2. Произнесение ряда слогов с движением, прием наращивание слогов

па – пу – по

па – пу – по – пэ

па – пу – по – пэ – пи

3. Произнесение на одном выдохе разных слогов: та – па – ба – да

4. Для смешанного произнесения слов используют движения по начальному звуку:

- с – движение – салки, самолеты, скамья.

- по начальному слогу:

Му – му – мука

Ту – туф – туфли

Ко – ком – компас

Та – танк – танкист

Ки – кипа – кипарис

5. Повторение слов, начинающихся на ударные гласные звуки

Анна                Эмма                Оля                Уля                Инна

Алла                Элла                олово                улей                Ира

ария                эхо                озеро                умный                иней

Азия                это                облако                узел                имя

армия                эпос                осень                ужин                ива

- с йотированными гласными

я –я – яма                е –е – ели                ё – ё – ёжик                ю – ю - юля

я – я – ялик                е –е – ехал                ё – ё – ёршик                ю – ю - юмор

я – я – явно                е – е – ельник                ё – ё – ёмкий                ю – ю - юмор

я – я – яблоко                е – е – если                ё – ё – ёлка                ю – ю –южный

6. Для обеспечения слитности во фразе, фразу говорят на одном движении. Здесь добиваются координации резонанса, фонации и дыхания. Начинают со словосочетаний из 2 – х слов, спряжений глаголов, распространения фразы.

Словосочетания:

Вон Аня. Вон Оля. Вон Уля. Умная Оля. Умная Аня . Умная Уля. Мила ела. Оля играла. Элла  мыла. Узкая лужица. Узкое облако.

Спряжение:

Я мыла Милу.

Он мыл Милу.

Она мыла Милу. ( ты, вы, они, мы)

Распространение фразы происходит постепенно.

Я мыла Милу.

Я мыла Милу мылом.

Я мыла Милу детским мылом.

Он поливал цветы.

Он поливал красивые цветы.

Он поливал красивые цветы из лейки.

7. Повторение чистоговорок, стихов. Фразы должны быть короткими, включать только правильно произносимые формы.

На мели мы налима словили.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

8. Взаимодействие дыхания и фонации надо автоматизировать в связной речи. Если ребенок умеет читать, то хорошей опорой для таких упражнений будет чтение коротких рассказов с нанесением в них сигнала опоры в виде черточки или кружка – это пауза для вдоха. Если ребенок не умеет читать, то сигналом для вдоха вначале будет  показанный логопедом красный кружочек или уже автоматизированный навык определения конца фразы, предложения.

/ «Кто хлебал в моей чашке?» / - заревел большой медведь страшным голосом. / «Кто хлебал в моей чашке? / - зарычала Настасья Петровна не так громко.

/ «Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?» / - запищал Мишутка тонким голоском.

9. Вокальные упражнения.

Голосовые упражнения начинаются с пения вокализов – мелодия без слов. Они поются на один гласный звук, вокализируются в определенной последовательности у, о, а, и. Сначала звуки поются плавно, связно.

Дальше поются гаммы – вырабатывается ровность, певучесть голоса.

Другой вид связного пения – звучание голоса со скольжением звука вверх – вниз, что развивает гибкость, высоту голоса. Далее темп пения в этих упражнениях можно убыстрить – гласные, слоги, гамма – это массаж для гортани. Необходимо учить ребенка плавно менять силу звука (громко – тихо). Далее переходят к пению песен. Вначале отрабатывается мелодия песни, на гласных звуках, затем включаются слова. Словесный текст усложняет задачу точного образования звука, особенно трудно выразительное слово для детей с ограниченными голосовыми возможностями. Вокальные упражнения являются своеобразной гимнастикой голосового аппарата ребенка, прекрасным способом обогащения тембра голоса, способствуют становлению и развитию разговорного голоса детей. Вокальные упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок наиболее труден и доступен при хорошо подвижном мягком небе. Надо отметить, что все упражнения на дыхание и фонацию – выполняются с тактильным контролем.

Дыхание – ладонь на животе, правильная подача голоса («в маску»), контролируется пальцами у переносицы или ладонью на темени головы, чтобы ощутить вибрацию костей носа или черепа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Певческий голос и некоторые проблемы постановки голоса

Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу...

Открытый урок по коррекции в 5 классе. Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»"

Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади» ".Цели урока:Коррекция различных видов внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»Воспитание интереса ...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ПРИ РИНОЛАЛИИ. КОРРЕКЦИЯ

Основные задачи коррекционно-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.

Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса....