Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]
консультация по теме

Береснева Вера Геннадьевна

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukov_l_r_r_na_zanyatii.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция звуков [Л][Р][РЬ]

          Цель: подготовить артикуляционный аппарат

                    к воспроизведению заданного звука.

ВАЖНО  выработать широко распластанный язык:

  1. Открыть рот, положить язык на нижнюю губу и удерживать в таком состоянии под счет раз, два, три («лопаточка или блинчик»)
  2. Покусывание язычка зубками.

Массаж языка:

  • «Гармошка» - взять язык большим и указательным пальцами за края через салфетку, растягивать и сжимать;
  • Пощипывание боковых краев языка (от середины к кончику) и кончика языка под счет один, два, три, четыре;
  • Открыть рот, язык  «лопаточкой» - большим пальцем делаем круговые движения по языку, как бы разминаем.

( упражнения чередуются)

       Следующая группа упражнений направлена на   то, чтобы выработать верхнее положение языка и вибрацию:

  • «Чистим зубки» - открыть рот, улыбнуться, предложить кончиком языка поглаживать верхние зубки с внутренней стороны (вправо – влево )
  • «Считаем зубки» - открыть рот, улыбнуться, постучать кончиком языка по внутренней стороне зубов (вверху).Челюсть ребенка придерживается рукой, чтобы она не прыгала.
  • Удерживать широкий кончик языка за верхними зубками (под счет, как можно дольше)
  • «Маляры» - поглаживание широким языком твердого неба (изо рта к зубам).
  • «Качели» - переключать язык с верхнего положения за зубами на нижнее положение.
  • «Лошадка» - пощелкивание языком
  • «Болтушка» - движения широким языком вперед назад по верхней губе бл, бл, бл.
  • Дутье на ватку, карандаш, ребристый карандаш из положения в трубочку (края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам)
  • «Фокус» - сдуть ватку с носа широким языком (щеки не надуваются)
  • «Грибочек» - присасывание языка к верхнему небу и удерживание под счет.
  • «Барабанщик» - рот открыт, улыбка, стучать широким языком  за верхними зубками, произнося твердый звук: д – д – д – д- д-

(Ребенку надо все время держать  нижнюю челюсть. Можно вставлять в рот между коренными зубами палец или пробку)

               Наряду с упражнениями для губ и языка включаются задания  по развитию фонематического слуха:

  1. Учим на слух воспринимать правильное и неправильное   воспроизведение звука.
  2. Учим слышать заданный звук в ряду других звуков и слогов.
  3. Учим слышать наличие заданного звука в слове.

     Все эти упражнения способствуют более быстрому появлению и  более быстрому введению звука в речь.

Коррекция звуков[Ш][Ж][Ч][Щ]

       Цель: подготовить артикуляционный аппарат

                 к воспроизведению заданного звука.

ВАЖНО  выработать широко распластанный язык:

  1. Открыть рот, положить язык на нижнюю губу

и удерживать в   таком состоянии под счет раз, два, три

 ( «лопаточка или блинчик»)  

  1.  Покусывание язычка зубками.

Массаж языка:

  • «Гармошка» - взять язык большим и указательным пальцами за края через салфетку, растягивать и сжимать;
  • Пощипывание боковых краев языка (от середины к кончику) и кончика языка под счет один, два, три, четыре;
  • Открыть рот, язык  «лопаточкой» - большим пальцем делаем круговые движения по языку, как бы разминаем.

            ( упражнения чередуются)

            Следующая группа упражнений направлена на то, чтобы переключаться с одного положения языка на другой:

  • «Чистим зубки» - открыть рот, улыбнуться, предложить кончиком языка поглаживать верхние зубки с внутренней стороны (вправо – влево внизу, право – влево вверху).

  • «Считаем зубки» - открыть рот, улыбнуться, постучать кончиком     языка по внутренней стороне зубов ( вверху ). Челюсть ребенка придерживается рукой, чтобы она не прыгала.
  • Удерживать широкий кончик языка за верхними зубками (под счет, как можно дольше)
  • «Маляры» - поглаживание широким языком твердого неба (изо рта к зубам).
  • «Качели» - переключать язык с верхнего положения за зубами на нижнее положение.
  • «Лопаточка – Трубочка»
  • «Болтушка» - движения широким языком вперед назад по верхней губе бл, бл, бл.
  • Дутье на ватку, карандаш, ребристый карандаш из положения

 в трубочку (края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам). На ладони ощущается сильная, холодная воздушная струя

  • «Фокус» - сдуть ватку с носа широким языком (щеки не надуваются)

             Наряду с упражнениями для губ и языка включаются задания  по развитию фонематического слуха:

  1. Учим на слух воспринимать правильное и неправильное воспроизведение звука.
  2. Учим слышать заданный звук в ряду других звуков и слогов.
  3. Учим слышать наличие заданного звука в слове.

          Все эти упражнения способствуют более быстрому

 появлению и  более быстрому введению звука в речь.


Коррекция звуков

                        [С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц]

      Цель: подготовить артикуляционный аппарат

                к воспроизведению заданного звука.

ВАЖНО  выработать широко распластанный язык:

  1. Открыть рот, положить язык на нижнюю губу

и удерживать в   таком состоянии под счет раз, два, три

 ( «лопаточка или блинчик»)  

  1.  Покусывание язычка зубками.

Массаж языка:

  • «Гармошка» - взять язык большим и указательным пальцами за края через салфетку, растягивать и сжимать;
  • Пощипывание боковых краев языка (от середины к кончику) и кончика языка под счет один, два, три, четыре;
  • Открыть рот, язык  «лопаточкой» - большим пальцем делаем круговые движения по языку, как бы разминаем.

            ( упражнения чередуются)

            Следующая группа упражнений направлена на то, чтобы переключаться с одного положения языка на другой:

  • «Чистим зубки» - открыть рот, улыбнуться, предложить кончиком языка поглаживать верхние зубки с внутренней стороны (вправо – влево внизу, право – влево вверху).

  • «Считаем зубки» - открыть рот, улыбнуться, постучать кончиком     языка по внутренней стороне зубов ( вверху ). Челюсть ребенка придерживается рукой, чтобы она не прыгала.
  • Удерживать широкий кончик языка за верхними зубками (под счет, как можно дольше)
  • «Маляры» - поглаживание широким языком твердого неба (изо рта к зубам).
  • «Качели» - переключать язык с верхнего положения за зубами на нижнее положение.
  • «Лопаточка – Трубочка»
  • «Болтушка» - движения широким языком вперед назад по верхней губе бл, бл, бл.
  • Дутье на ватку, карандаш, ребристый карандаш из положения

 в трубочку (края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам). На ладони ощущается сильная, холодная воздушная струя

             Наряду с упражнениями для губ и языка включаются задания  по развитию фонематического слуха:

  1. Учим на слух воспринимать правильное и неправильное воспроизведение звука.
  2. Учим слышать заданный звук в ряду других звуков и слогов.
  3. Учим слышать наличие заданного звука в слове.

          Все эти упражнения способствуют более быстрому

 появлению и  более быстрому введению звука в речь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения в произнесении свистящих звуков и способы их коррекции.

Практический материал для учителей- логопедов.Картотека заданий для автоматизации свистящих звуков....

Конспект урока: Коррекции звука Р

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только зву...

Открытое индивидуальное занятие по РСВ и ОП «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными в игровых упражнениях. Коррекция звука «Р».

На индивидуальном занятии ведется работа по коррекциии звука «Р» и  автоматизации звука «Ш» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных  процессов как: па...

Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....

Язычок ш-ш-ш- шипит (Постановка и коррекция звуков Ш, Ж, Ч, Щ)

Это пособие поможет логопедам, воспитателям детских садов и родителям в постановке у детей 5-7 лет правильного и четкого произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....