Рабочая программа учителя - дефектолога для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени
рабочая программа
Сведения о создании условий для обучающихся с овз. Плнируемые результаты освоения программы в соответствии с АООП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сведения о создании условий для обучающихся с овз. | 446 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогического совета № 82 от «05 » 09 20 20 г | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ______________ М.И.Иванова
приказ № 82 от «05 » 09 20 20 г |
Рабочая программа учителя-дефектолога
для детей с умственной отсталостью
умеренной и тяжёлой степени
2, 3,4 классы
Л.А. Самиева
г. Нефтеюганск-2020 г.
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
I. | Нормативное обеспечение программы | |
II. | Пояснительная записка | |
2.1 | Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся | |
2.2 | Планируемые результаты освоения программы | |
III. | Содержательный раздел | |
3.1 | Содержание коррекционных занятий (дефектологических) | |
3.2 | Календарно - тематическое планирование | |
IV. | Приложения к программе |
I. Нормативное обеспечение программы
Программа составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья». Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
- нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях.
- правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
- Уставом ОО;
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
- Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
- Положением о внутренней системе оценки качества образования;
- Положением о формах обучения.
II. Пояснительная записка
2.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Психологические особенности детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего
развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
1. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую.
2. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной,
механическая над логической, наглядная над словесной.
3. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп
переработки информации.
4. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем
наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
5. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
6. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и
сами игровые роли бедны.
7. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы
не сформированы.
8. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости,
вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
9. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической
неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей про
является недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности
2.1.1 Дети с нарушением слуха.
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым
процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками
слуха: Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для
накопления речевого запаса. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью,
затрудняющей речевое развитие.
2.1.2. Дети с нарушением зрения.
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспо-
собности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это
обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными
особенностями детей.
2.1.3 Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние
на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети
имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную
адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Обладая полно-
ценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту,
дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синте
зом, сравнением и обобщением.
2.1.4 Олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в
результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный
(внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе
прижизненного развития) периоды.
У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность,
снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и
фонематического слуха.
2.1.5 Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются
периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно
собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или
иной деятельности
Память детей с задержкой психического развития также отличается
качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и
быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная
память.
2.1.6 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития
по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим
инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы
личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших
структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой
деятельностью.
Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП
1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.
2) Выраженность астенических проявлений – повышенная
утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что
также связано с органическим поражением ЦНС.
3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и
временных представлений.
2.1.7 Дети с расстройствами раннего детского аутизма
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни
психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез.
- обособленность от окружающего мира;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным
движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание
на носках и пр.);
- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА
наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается
повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему
слова или слоги;
- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при
котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд»
или взгляд мимо.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он
должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
2.2 Планируемые результаты освоения программы
Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.
Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:
- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности;
- чтение;
- письмо;
- математика;
Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Результативность реализации программы определяется успешностью усвоения обучающимися программного материала и положительной динамикой личностных результатов. Личностные результаты отражают:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- овладение социально-бытовыми навыками на элементарном уровне;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
- ориентированность на достижение результата;
Критерии оценки результатов коррекционной работы
с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Категории обучающихся | Ожидаемый результат |
Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью | - овладеют базовыми учебными действиями, мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.; - будут способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя; - овладеют навыками адекватного поведения в общественных местах, умениями саморегуляции; |
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью | - будут поддерживать ситуативный контакт с окружающими, в процессе взаимодействия способны принимать помощь разъясняющего и обучающего характера; - будут понимать обращенную к ним речь; - с помощью взрослого смогут переносить усвоенные способы действий, способны выполнять практические действия - овладеют на доступном уровне элементами учебной деятельности |
Система оценки достижения планируемых результатов программы базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке развития ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:
Предметно - практическая деятельность, дидактические игры и упражнения, работа по алгоритму, предварительное проговаривание предстоящих действий, умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль).
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке обучаемости ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося. В ходе динамического наблюдения у обучающихся выявляется:
- темп работы, работоспособность;
- отношение школьника к учебной работе, характер учебной мотивации;
- отношение обучающегося к оценке учителя, сформированность самооценки;
- обучаемость: восприимчивость школьника к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;
- уровень умственного развития.
Динамические результаты отражаются в дефектологическом представлении на обучающегося (Приложение 1.)
Результативность программы обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:
- оказание дозированной помощи, индивидуальной коррекционно-педагогической поддержки;
- использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
- сочетание игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций;
- пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания.
2.2.1 Планируемые образовательные результаты освоения предмета учебного плана АООП
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Диагностическое обследование | Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки). Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов. Используют элементарные формы речевого этикета. | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; | |
Коррекция пробелов в знаниях по письму | Достаточный уровень: Знание основных элементов рукописных букв Алфавита. Умение списывать слоги, слова. Минимальный уровень - Знать основные элементы рукописных букв Алфавита. - Умение писать буквы, слоги | ||
Коррекция пробелов в знаниях по математике
| Достаточный уровень Уметь: - соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. - Знать счёт прямой и обратный в пределах 0 – 20. -Умение различать части суток. - Различать геометрические фигуры. - Умение обводить по шаблону, построение по точкам при помощи линейки треугольника. Минимальный уровень Уметь: - соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать - Знать счёт прямой и обратный в пределах 0 – 10. - Называть геометрические фигуры. -Умение различать части суток. Умение обводить по шаблону. | Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки); - пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - используют элементарные формы речевого этикета. | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; |
Развитие устной речи | Достаточный уровень: ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух тестов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, стихотворений участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; |
Обучающиеся с РАС
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Диагностическое обследование | Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контакта | Вступает в контакт, работает с несложной по содержанию и структуре информацией, пользуются знаками, символами, предметами-заместителями; понимает действия, изображенные на картинке; | |
Альтернативное чтение | Минимальный уровень Показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук, на основе произношения педагога; |
Планируемые результаты освоения предмета учебного плана АООП
(легкая степень умственной отсталости)
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Коррекция пробелов в знаниях по письму и развитию речи | Достаточный уровень Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему; Образовывают слова с новым значением с опорой на образец; Различают части речи по вопросу и значению; Используют на письме орфографических правил после предварительного разбора текста; Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды; Находят в тексте однородные члены предложения; Минимальный уровень Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; Образовывают слова с новым значением с опорой на образец; Различают части речи по вопросу и значению (с помощью учителя); Используют на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе составленного алгоритма; Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя); Находят в тексте однородные члены предложения (с помощью учителя); | Обучающиеся с легкой степенью отсталости: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: - Знание правил поведения в школе, правил поведения школьника. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия: -Знание правил коммуникации -Способность вести себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения - Способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку - Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми - Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности - Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому Активное участие в процессе обучения. | Коммуникативные Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Познавательные Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; Регулятивные Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней |
Коррекция пробелов в знаниях по математике | Достаточный уровень: Знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления; письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин; решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия; распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их. Минимальный уровень Умение пользоваться таблицей умножения; письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин с помощью учителя; решение простых арифметических задач; распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их по алгоритму, с помощью учителя. | Обучающиеся с легкой степенью отсталости: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: Знание правил поведения в школе, правил поведения школьника. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия: Знание правил коммуникации Способность вести себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения Способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому Активное участие в процессе обучения. | Коммуникативные Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Познавательные Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; Регулятивные Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения |
|
|
2. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата |
Изделия декоративно-прикладного искусства; |
-целенаправленные действия с дидактическими игрушками; -многократное повторение практических и умственных действий; -наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); -подражательные упражнения; дидактические игры;
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); - наблюдения за предметами и явлениями окружающего; - рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж; - пассивная гимнастика; . |
3. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС |
|
|
4. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением слуха |
|
-хорошее освещение лица говорящего; - четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции; - постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи.
-показ способа действий (должен быть точным, выразительным, разделенным на части, может быть полным или частичным)
|
5. | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
Изделия декоративно- прикладного искусства;
«Ремесло»
|
|
2.3. Содержание программы
Программа включает направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка, выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок), наблюдение за обучающимися в учебной фронтальной деятельности и по необходимости дополнительное изучение сформированности школьных умений и навыков.
Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября). По его результатам происходит: определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление обучающихся на индивидуальные или групповые занятия.
В ходе наблюдение за школьниками во время учебной деятельности, изучения письменных работ обучающихся, выявилось, что значительные трудности у школьников вызывает пространственная ориентировка по словесной инструкции и самостоятельное определение и называние пространственных отношений. Нарушение пространственного восприятия проявляется в нарушениях чтения, письма, в овладения математическими операциями. Недостаточность ориентировки в пространстве является одной из причин, вызывающих сложности при овладении детьми школьными навыками, затрудняет пространственно-временную организацию жизни и деятельности обучающихся в целом: двигательную сферу, продуктивные виды деятельности, бытовые и трудовые навыки. Между тем, формирование пространственных представлений - одна из важнейших задач коррекционного обучения т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности, является существенным фактором компенсации нарушений в развитии обучающихся.
Также у обучающихся наблюдаются трудности в формировании временных представлений: допускают ошибки в дифференциации временных связей и отношений, неточности употребления временной терминологии, ошибки в определения времени по часам, в соотношения единиц измерения времени, их конкретной наполняемости. Школьники испытывают большие трудности в соотношении событий и дат личной жизни во времени, в определении длительности определенных периодов своей жизни. В связи с этим в качестве основных направлений коррекционной работы определены следующие:
- формирование (коррекция) пространственного восприятия и пространственной ориентировки;
- формирование ( коррекция) временных представлений;
- коррекция пробелов в знаниях.
Коррекционная направленность программы реализуется с учетом рекомендаций медико-психолого-педагогического консилиума, через деятельностный подход и создание специальных условий для обучающихся. Эффективность коррекционных занятий обеспечивается посредством взаимодействие с учителем, логопедом, психологом, родителями и другими участниками сопровождения.
Осуществление межпредметных связей предусматривается при изучении каждой темы программы. Так, при изучении, связанных с ориентировкой на плоскости, при формировании временных представлений устанавливается взаимосвязь с уроками математики; ориентировка на листе бумаги разного формата, рисования по инструкции с различным пространственным расположением предметов, графические диктанты предполагают учет сформированных знаний на уроках физической культуры, математика, изобразительного искусства; ориентировка на плоскости упражнения на крупную моторику (согласованность движений различных частей тела), ориентировка на плоскости требует знания основных правил, предъявляемых к детям на уроках физической культуры. Формирование межпредметных связей обеспечивает более успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Интегративность курса достигается главным образом, за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.
Содержание программы для индивидуальных занятий интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, чтение и развитие речи, развитие устной речи и направлено на расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, на преодоление трудностей в усвоении программного материала по данным предметам. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо, развитие устной речи) и соответственно отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: предметно-практической, конструктивной, изобразительной, игровой и др. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. В занятия включены упражнения для формирования личностных характеристик школьников. Предусмотрено использование информационно - коммуникационных технологий, в частности использование тренажеров, компьютерных презентации.
.
Содержание программы индивидуальных занятий.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью.
Письмо.
Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных. Деление слов на слоги. Слово. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос: кто это? что это? Предлоги (на, в, под). Предложение. Графическая запись данных предложений. Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы.
Математика
Устная и письменная нумерация в пределах 20-ти. Счет прямой и обратный. Состав чисел. Решение примеров в пределах 20-ти без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Понятия «дороже-дешевле», знаки «больше-меньше». Сравнение чисел в пределах 20 на конкретном материале. Меры стоимости 1р., 2р., 5р., 10р. Меры времени: неделя, год -12 месяцев. Число дней и их последовательность.
Геометрический материал: прямоугольник. Построение по точкам при помощи линейки. Обведение по клеткам геометрических фигур.
Обучающиеся с легкой степенью обучения
Письмо и развитие речи
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения.
Слово. Однокоренные слова. Разбор слова по составу. Корень, приставка, суффикс, окончание. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова.
Приставка и предлог. Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок.
Правописание приставок с о и а (о-, до-, по-, про-, над-, за-, на-) и приставки пере-.
Имя существительное. Имена собственные. Склонение имён существительных в единственном числе. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Склонение и правописание личных местоимений 1-го лица. Склонение и правописание личных местоимений с предлогами. Глагол. Понятие о глаголе как части речи. Значение глагола. Изменение глаголов по временам. НЕ с глаголами. Изменение глаголов по лицам.
Математика
Запись чисел, полученных при измерении единицами длины, массы в виде десятичных дробей. Построение симметричных фигур. Меры времени. Календарь. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. Устное умножение и деление на однозначное число. Устное умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Деление многозначных чисел на круглые десятки. Деление с остатком на круглые десятки. Умножение на двузначное число. Деление с остатком на двузначное число.
Решение задач. Запись и чтение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Запись чисел, полученных при измерении в виде десятичных дробей.
Геометрический материал. Параллельные и перпендикулярные прямые. Построение квадрата и прямоугольника по заданным размерам на нелинованном листе. Построение треугольников с помощью циркуля и линейки. Классификация четырехугольников. Построение параллелограмма Построение симметричных фигур.
Обучающиеся с РАС.
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах:
Рассматривание картин и картинок с доступным содержанием.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»):
Буквы О, У, И, Э, Ы; «чтение» по артикуляции, узнавание и воспроизведение на основе их беззвучной артикуляции;
Упражнения на закрепление навыка различия гласных звуков с опорой на картинки; Дидактические упражнения на выбор букв среди картинок и цифр;
«Чтение» карточек со словом. Работа с пиктограммами, ситуационные упражнения с использованием пиктограмм.
3.Содержание программы
Содержание дефектологической программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Дефектологическая направленность программы реализуется через предметно-практическую деятельность и систему специальных упражнений, корригирующих познавательную деятельность обучающихся:
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
Развитие внимания
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.
Развитие памяти
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память). Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие навыков совместной деятельности.
Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.
4. Тематическое планирование
1 класс
Раздел | Планируемые образовательные результаты | Формирование базовых учебных действий. | |
Знакомство с предметом «Русский язык». | Формирование навыков соблюдения орфографического режима в тетради. Распознавание и различение рабочей строки междустрочного пространства. | Коммуникативные: - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика» | |
Штриховка. | Умение рисовать вертикальные, наклонные, горизонтальные линии. Умение работать с раздаточным материалом. Выполнение частой и редкой штриховки предметов различными линиями. Знание основных цветов спектра. | Регулятивные: -правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради | |
Геометрические фигуры. | Умение обводить по шаблонам треугольник, круг. Выполнять раскрашивание и штриховку. Умение работать с раздаточным материалом. Различение основных геометрических фигур. Рисование геометрических фигур с помощью линейки. Составление из геометрических фигур предметов. | Коммуникативные: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | |
Написание линий. | Выполнение упражнений в написании прямых линий разной длины, разного цвета. Выполнение упражнений в написании линий с закруглением вверху и внизу. | Регулятивные: - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном | |
Овал. | Рисование овала, бордюра из овалов с чередующимися цветами. Рисование полуовалов разного цвета и разной величины. | Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс); | |
Элементы букв. | Рисование петелек с чередующимися цветами. Рисование элементов буквы е бордюры, петелька. Выполнение штриховки разного цвета. Написание линий разной длины и в разном направлении. | Познавательные: - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. | |
Написание букв | Умение списывать буквы с букваря. Конструирование букв из отдельных элементов. Написание изученных букв. | Познавательные: -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; | |
Написание слогов. | Умение списывать буквы с букваря. Конструирование букв из отдельных элементов. Написание изученных букв. Выполнение упражнений на составление и письмо слогов. Умение работать с раздаточным материалом, по картинкам. |
2 класс
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | Формируемые базовые учебные действия |
Математика | ||
Первый десяток | -Знать числовой ряд от 1 до 10 ( прямой, обратный порядок) - понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания | -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место |
Сравнение чисел. | -выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах 10 - уметь сравнивать числа | -делать простейшие обобщения, сравнивать -наблюдать - классифицировать на наглядном материале |
Второй десяток | - знать состав чисел( таблицу сложения) - уметь считать до 20 | - умение выполнять инструкцию педагога - использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого |
Сложение и вычитание без перехода через десяток | -Научить изображать двузначные количества в виде суммы разрядных слагаемых | -осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
Сложение с переходом через десяток. | - знать таблицу сложения с переходом через десяток | -взаимодействия с одноклассниками и учителем; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты |
Вычитание с переходом через десяток. | - знать состав двузначных чисел |
|
Русский язык
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | Формируемые базовые учебные действия |
Предложение и слово | списывать с печатного и рукописного текстов, прочитанные и разобранные слова и предложения | входить и выходить из учебного помещения со звонком |
Звуки и буквы | -писать строчные и прописные буквы - различать гласные и согласные | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты ) |
Слог | - уметь делить слова на слоги | − работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место |
Парные звонкие и глухие согласные | - уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные | − выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; − наблюдать |
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога | - уметь выделять первый звук в слове | ориентироваться в пространстве класса |
Твердые и мягкие согласные | Уметь отличать твердые согласные от мягких согласных | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) |
Названия предметов | Уметь задавать вопрос к названиям предметов | осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением |
Названия действий | Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий | осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач |
Предлог | Уметь правильно употреблять слова-предлоги в речи | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале |
Слова с непроверяемыми гласными | Запоминание и заучивание слов с непроверяемыми гласными | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты) |
Предложение | Знать правила написания слов, обозначающих имена людей, фамилии, клички животных | Умение слушать и понимать других |
3 класс
Русский язык | |||
Раздел | Панируемые образовательные результаты обучающихся по разделу | Формируемые базовые учебные действия. | |
Предметные | Личностные | ||
Пропедевтика | Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений. | - осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Познавательные Личностные Регулятивные |
Алфавит | |||
Гласные и согласные. |
4 класс
Раздел | Панируемые образовательные результаты обучающихся по разделу | Формируемые базовые учебные действия. | |
Предметные | Личностные | ||
Повторение. | Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений. | - осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Познавательные Личностные Регулятивные |
Звуки и буквы. | |||
Повторение пройденного. |
Математика
Раздел | Панируемые образовательные результаты обучающихся по разделу | Формируемые базовые учебные действия. | |
Предметные | Личностные | ||
Повторение | Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений. | Развитие этических чувств, доброжелатель-ности и эмоционально-нравственной отзывчи-вости, понимания и сопереживания чувствам других людей Формирование эстети-ческих потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелатель-ности и эмоционально-нравственной отзывчи-вости, понимания и сопе-реживания чувствам других людей. | Познавательные Личностные Регулятивные |
2.4.1. Содержание учебных предметов
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных (коррекционных) занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1. | -Ориентировка в пространстве, плоскости и времени. | Специальные коррекцион-ные занятия Учебная экскурсия Занятия-конкурсы Практические исследователь-ские занятия Домашняя учебная работа Урок-закрепление Урок-зачёт | Ориентировка в пространстве Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую и левую руки. |
Разрезные картинки, пазлы.
«Кто скажет правильно?» «Что изменилось?» «Угадай, что где находится?» «Составь такой же узор» «Где звенит колокольчик?» «Кто ушел и где стоял?» «Куда бросили мяч?» |
2. | Развитие анализаторов: слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных. | Специальные коррекцион-ные занятия Урок-сказка Практические исследовательские занятия |
Игры и упражнения на развитие умения находить знакомые предметы по их словес-ному обозначению. Упражнения на развитие умения выделять из фона и узнавать объекты на ощупь. |
Игра: «Холодно – тепло – горячо». |
3. |
- Развитие наблю-дательности при восприятии (цвета, формы, времени) различ-ного материала. | Учебная экскурсия Занятие-зачёт Урок-конкурс | -формировать умение фиксировать взгляд на неподвижном предмете; - формировать умение узнавать и различать цвет объектов. -формировать умение различать свойства материалов. - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных призна-ков: форма, цвет, различать и называть эталоны формы (круг, квадрат…) |
|
4. | - Развитие памяти - Овладение общими понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). | Урок-путешествие Спектакль (сказка) Практические исследователь-ские занятия |
-Определять направ-ления звука в прост-ранстве (справа – слева – спереди – сзади). |
«Кто позвал тебя, узнай» (умение узнавать по голосу своего сверстника
Назови одним словом.
|
5. | Бытовая ориентировка и социальная адаптация | Практическая исследовательская деятельность Коррекционное занятие Учебная экскурсия Урок-закрепление | -расширять представ-ления об окружающей действительности; -формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира; -формирование моти-вации к целенаправ-ленной познаватель-ной деятельности; Формировать умение узнавать и различать продукты по вкусу и виду. |
|
1 класс
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных кор-рекционных занятий | Планируемые образовательные результаты | Коррек- ционно- развивающая работа | Формирование базовых учебных действий. | ||||
1. | Знакомство с пред-метом «Русский язык». | Предметные уроки Урок-путешествие | Формирование навыков соблюдения орфографического режима в тетради. Распознавание и различение рабочей строки междустрочного пространства. |
| Коммуникативные: - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика» | ||||
2. | Штри-ховка. | Урок-конкурс Специальные коррек-ционные занятия | Умение рисовать вертикальные, наклонные, горизонтальные линии. Умение работать с раздаточным материалом. Выполнение частой и редкой штриховки предметов различными линиями. Знание основных цветов спектра. |
| Регулятивные: -правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради | ||||
Урок-зачёт Практические занятия Домашняя учебная работа | Умение обводить по шаблонам треугольник, круг. Выполнять раскрашивание и штриховку.
материалом. Различение основных геометрических фигур. Рисование геометрических фигур с помощью линейки. Составление из геометрических фигур предметов. | - Ориентировка в пространстве, плоскости и времени. Упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последователь-но организо-ванных движений. | Коммуникативные: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | ||||||
3. | Написание линий. | Урок-исследование | Выполнение упражнений в написании прямых линий разной длины, разного цвета. Выполнение упражнений в написании линий с закруглением вверху и внизу. |
| Регулятивные: - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном | ||||
4. | Овал. | Специально-коррекционные занятия | Рисование овала, бордюра из овалов с чередующимися цветами. Рисование полуовалов разного цвета и разной величины. |
| Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс); | ||||
5. | Элементы букв. | Урок взаимообу-чения Урок-путешествие Урок закрепления ЗУН | Рисование петелек с чередующимися цветами. Рисование элементов буквы е бордюры, петелька. Выполнение штриховки разного цвета. Написание линий разной длины и в разном направлении. |
| Познавательные: - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. | ||||
Урок-праздник Урок-зачёт | Умение списывать буквы с букваря. Конструирование букв из отдельных элементов. Написание изученных букв. | Познаватель-ные: -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; | |||||||
6. | Написание слогов. | Контрольная работа Урок-сказка Урок-игра | Присутствие мотивации к изучению новых букв. Выполнение учебных зада-ний, поручений, договорен-ностей с помощью учителя и самостоятельно; Рассматривание иллюст-раций к тексту, картинам; | Уметь соот-носить звуки с соответству-ющими буквами, определять местонахождение зву-ков в словах. Уметь различать при составлении и чтении слоговых структур гласные и согласные звуки и буквы. | Умение списывать буквы с букваря. Конструирование букв из отдельных элементов. Написание изученных букв. Выполнение упражнений на составление и письмо слогов. Умение работать с раздаточным материалом, по картинкам. |
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | Формируемые базовые учебные действия |
Математика | ||
Первый десяток | -Знать числовой ряд от 1 до 10 ( прямой, обратный порядок) - понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания | -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место |
Сравнение чисел. | -выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах 10 - уметь сравнивать числа | -делать простейшие обобщения, сравнивать -наблюдать - классифицировать на наглядном материале |
Второй десяток | - знать состав чисел( таблицу сложения) - уметь считать до 20 | - умение выполнять инструкцию педагога - использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого |
Сложение и вычитание без перехода через десяток | -Научить изображать двузначные количества в виде суммы разрядных слагаемых | -осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
Сложение с переходом через десяток. | - знать таблицу сложения с переходом через десяток | -взаимодействия с одноклассниками и учителем; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты |
Вычитание с переходом через десяток. | - знать состав двузначных чисел |
|
2 класс
Русский язык
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | Формируемые базовые учебные действия |
Предложение и слово | списывать с печатного и рукописного текстов, прочитанные и разобранные слова и предложения | входить и выходить из учебного помещения со звонком |
Звуки и буквы | -писать строчные и прописные буквы - различать гласные и согласные | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты ) |
Слог | - уметь делить слова на слоги | − работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место |
Парные звонкие и глухие согласные | - уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные | − выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; − наблюдать |
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога | - уметь выделять первый звук в слове | ориентироваться в пространстве класса |
Твердые и мягкие согласные | Уметь отличать твердые согласные от мягких согласных | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) |
Названия предметов | Уметь задавать вопрос к названиям предметов | осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением |
Названия действий | Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий | осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач |
Предлог | Уметь правильно употреблять слова-предлоги в речи | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале |
Слова с непроверяемыми гласными | Запоминание и заучивание слов с непроверяемыми гласными | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты) |
Предложение | Знать правила написания слов, обозначающих имена людей, фамилии, клички животных | Умение слушать и понимать других |
3 класс
Русский язык | |||
Раздел | Панируемые образовательные результаты обучающихся по разделу | Формируемые базовые учебные действия. | |
Предметные | Личностные | ||
Пропедевтика | Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений. | - осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Познаватель-ные Личностные Регулятивные |
Алфавит | |||
Гласные и согласные. |
4 класс
Раздел | Панируемые образовательные результаты обучающихся по разделу | Формируемые базовые учебные действия. | |
Предметные | Личностные | ||
Повторение. | Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически пр-вильное написание строчных букв и их соединений. | - осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению соци-ального окружения, своего места в нем, принятие соответ-ствующих возрасту ценностей и соци-альных ролей. | Познавательные Личностные Регулятивные |
Звуки и буквы. | |||
Повторение пройденного. |
Математика
Раздел | Количество часов | Панируемые образовательные результаты обучающихся по разделу | Формируемые базовые учебные действия. | |
Предметные | Личностные | |||
Повторение | 8 | Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений. | Развитие этических чувств, доброжелатель-ности и эмоцио-нально-нравст-венной отзывчи-вости, понимания и сопереживания чувствам других людей Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этичес-ких чувств, доброжелатель-ности и эмоцио-нально-нравст-венной отзывчи-вости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Познаватель-ные Личностные Регулятивные |
2.5 Тематическое планирование
Тематическое планирование индивидуальных занятий (обучающиеся с умеренной умственной отсталостью)
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Диагностическое обследование | Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки). Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов. Используют элементарные формы речевого этикета. | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; | |
Коррекция пробелов в знаниях по письму | Достаточный уровень: Знание основных элементов рукописных букв Алфавита.
Минимальный уровень
| ||
Коррекция пробелов в знаниях по математике
| Достаточный уровень Уметь:
Умение обводить по шаблону, построение по точкам при помощи линейки треугольника. Минимальный уровень Уметь:
Умение обводить по шаблону. | Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки); - пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - используют элементарные формы речевого этикета. | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; |
Развитие устной речи | Достаточный уровень: ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух тестов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, стихотворений участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; |
4.2. Тематическое планирование индивидуальных занятий (обучающиеся с РАС)
Название раздела | Количество часов | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | ||
Диагностическое обследование | 8 | Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контакта | Вступает в контакт, работает с несложной по содержанию и структуре информацией, пользуются знаками, символами, предметами-заместителями; понимает действия, изображенные на картинке; | |
Альтернативное чтение | 60 | Минимальный уровень Показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук, на основе произношения педагога; |
4.3. Тематическое планирование индивидуальных занятий (легкая степень умственной отсталости)
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Коррекция пробелов в знаниях по письму и развитию речи | Достаточный уровень Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему; Образовывают слова с новым значением с опорой на образец; Различают части речи по вопросу и значению; Используют на письме орфографических правил после предварительного разбора текста; Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды; Находят в тексте однородные члены предложения; Минимальный уровень Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; Образовывают слова с новым значением с опорой на образец; Различают части речи по вопросу и значению (с помощью учителя); Используют на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе составленного алгоритма; Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя); Находят в тексте однородные члены предложения (с помощью учителя); | Обучающиеся с легкой степенью отсталости: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире:
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
| Коммуникативные Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Познавательные Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; Регулятивные Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней |
Коррекция пробелов в знаниях по математике | Достаточный уровень: Знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления; письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин; решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия; распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их. Минимальный уровень Умение пользоваться таблицей умножения; письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин с помощью учителя ; решение простых арифметических задач; распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их по алгоритму, с помощью учителя. | Обучающиеся с легкой степенью отсталости: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире:
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:
Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
| Коммуникативные Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Познавательные Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; Регулятивные Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
3.5 Примерный перечень игр и игровых упражнений
1. Дидактические игры и упражнения по развитию речи:
Развитие речевого общения
Обогащение пассивного и активного словарного запаса
19
Развитие делового и эмоционального общения на разных уровнях (вербального
и невербального, с помощью системы символов)
2. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром:
Развитие представлений и живой и неживой природе
Развитие социальных представлений (явления общественной жизни)
3. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию:
Развитие зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, величины)
Развитие слухового восприятия
Развитие тактильно-двигательного восприятия
5. Дидактические игры и упражнения на развитие ручной моторики (развитие
хватания, развитие соотносящих действий, развитие движений пальцев, кистей и
рук).
6. Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных
количественных представлений.
7. Дидактические игры по формированию игровых навыков и умений в сюжетной и
театрализованной игре.
Примеры игр и упражнений
Настольно – печатные: “Домино”, “Парные картинки”, “Цветные кубики” и
др.
Для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти,
зрительно – пространственных представлений: «Где звучит колокольчик»,
«Домино» (различные варианты по форме, цвету, величине), «Мозаика», «Найди
погремушку», «Подбери пару», «Расставь по местам», «Цвет и форма»”,
«Разложи по цвету/форме», Пирамидки, Матрешка, Бочка, геометрические
вкладыши, «Подбери по цвету», «Разложи по величине зонтики», «Бабочки и
цветы», «Спрячь мышку», лото, «Найди игрушку», «Грибочки», «Сложи узор»,
«Чей домик», «Контуры», «Чья тень», «Цвета», «Геометрические формы», , паззлы,
разрезные картинки, конструктор и др.
На вызывание речевого подражания: “Кормление куклы”, “Кто как кричит?”,
“Кто пришёл в гости?”, “Репка”, “Узнай игрушку” и др.
Для развития общей, ручной и артикуляторной моторики: игры – потешки
«Сорока – ворона», «Этот пальчик – дедушка» и др.; «Переложи игрушки»,
Пирамидки, матрешка, мозаика, бусы, шнуровки и пр.
Конструктивные игры: “Забор из кубиков и кирпичиков”, “Построим
башню”, “Спрячь матрёшку” и др.
Для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации: вкладыши, «Домик фигурок», «Собери картинку»,
«Матрешка», стаканчики-вкладыши, Бочка и др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2001 г.
2.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Н.Д. Соколова Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2012 г.
3.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., И.Г Вечканова Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой,
4.Зарин А.С. Кудрина «От букве к букве».СПб, Изд-во Каро.2004
5.СтребелеваЕ. А. Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр» Москва, Владос, 2008г.
6.Стребелева Е. А.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста./М «Просвещение»2009г.
7.Зарин А Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Карта развития ребенка./СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010г. 8.Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». - Спб. Союз, 2002.
9. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Коррекционо -развивающие занятия для работы с детьми с ЗПР./М: 2007г.
10. «Формирование мышления», Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биология рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Рабочая программа по биологии 9 класс (умственная отсталость)...
Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и используется в ГБОУ ...
Рабочая программа "Развитие речи" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
Рабочая программа "Развитие речи" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и используется в СП №...
Рабочая программа "Живой мир" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
Рабочая программа "Живой мир" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточност...
Рабочая программа учителя-дефектолога на учащегося 9 класса с умеренной умственной отсталостью
Данная программа предназначена учителям-дефектологам, работающим в школах, где учатся дети с отклонениями в развитии....
Развивающее индивидуальное занятие учителя-дефектолога для детей с умственной отсталостью
Часть 1. Развитие тактильно-двигательного восприятия.Часть 2. Развитие сенсорных процессов.Часть 3. Развитие внимания.Часть 4. Развитие знаний об окружающем мире.Часть 5. Развитие графических навыков....
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с умственными отклонениями умеренной и тяжелой степени
Сведения о создании условий для обучения и воспитания обучающихся с овз. Планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС....