Сопровождение логопедического занятия методами двигательной коррекции
статья

Сирина Татьяна Викторовна

В настоящее время проблема коррекции нарушений письменной речи приобретает всё большую актуальность. Это связано с увеличением учащихся данной категории, с усложнением симптоматики и механизмов нарушения процесса овладения письменной речью. Ежегодно возрастает количество обучающихся с нарушениями в сенсомоторной сфере.Этой проблеме необходимо уделять особое внимание, с этой целью на логопедических занятиях применяю метод двигательной коррекции.Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, для полноценного формирования навыка чтения и письма. Опыт внедрения сенсомоторной коррекции на логопедических занятиях представлен в статье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение логопедического занятия методами двигательной коррекции

                                                     Т.В. Сирина учитель-логопед  в.к.к.

   МАУ ДО Центр «Семья и школа»

   г. Екатеринбург

У детей с особыми потребностями, отмечаются нарушения в сенсомоторном развитии, вызывающие трудности в обучении и формировании универсальных учебных действий. Необходимо уделять особое внимание развитию их сенсорной и моторной сферы, с этой целью на логопедических занятиях применяется метод сенсомоторной (двигательной) коррекции. Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, для полноценного формирования навыка чтения и письма. + 

Для своевременного выявления обучающихся 1 классов с нарушениями в сенсомоторном развитии, которые приводят к трудностям в усвоении образовательной программы, в первичное логопедическое обследование включены нейропсихологические приемы: проба «Реакция выбора», проба на динамический праксис, реципрокная координация, пробы Хеда, проба на слухомоторные координации. Обследование, проведенное в начале учебного года, выявило в 2012 г. – 23.9 %; 2013 г. – 26.9%; 2014г. – 29.7% первоклассников с нарушениями в сенсомоторной сфере.

        В логопедические занятия был включен комплекс двигательных упражнений.

Упражнения направлены на нормализацию функционирования подкорковых структур, активационных процессов, улучшение мозгового кровообращения, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Так же формируются навыки самоконтроля, саморегуляции, внимание, память, пространственные представления.

Упражнения подобраны с учетом принципов непрерывности и систематичности, от простого к сложному.

Упражнения, направленные на повышения работоспособности

Цель: повышение энергетизации головного мозга, устранение мышечного напряжения, повышение уровня психической активности и работоспособности. 

  • Дыхательные упражнения:

«Паровозик»  –  дышать сначала через левую, потом через правую ноздрю (правую ноздрю  закрывать  большим палацем правой руки, остальные пальцы «смотрят» вверх; левую ноздрю - мизинецем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Чередование дыхательных упражнений с голосовыми – глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з.

  • Самомассаж головы, ушных раковин:

«Мытье головы» - пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении:

- ото лба к макушке;

- ото лба до затылка;

- от ушей к шее.

«Обезьяна расчесывается» пальцами правой руки массировать голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем пальцами левой руки – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии). В такой позе интенсивно массировать голову ото лба к шее и обратно.

«Ушки»  – растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали). Пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их.

  • Самомассаж пальцев рук:

«Теплые ручки» растирать и разминать пальцы рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам.

«Добываем огонь» - энергично растирать ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растирать о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя.

«Точилка» - сжать одну руку в кулачок, вставлять в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручивать влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Различные игры и упражнения с применением массажных мячиков, су-джок колец, карандашей, прищепок и др. («Ежики», «Конструктор из прищепок», «Карандаш-волчок» и т.д.).

  • Упражнения для нормализации тонуса.

Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения  и упражнения на стимуляцию тонуса.

- Упражнения на расслабление – релаксационная гимнастика «Облако», «Ковер-самолет», «Листок». Исходя из нашего опыта, эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие, повысить энергетизацию головного мозга.

- Контрастные упражнения на тонус необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.

«Кулачки»  руки положить на колени, сжать пальцы в кулачок покрепче, расслабить руки.

«Силачи» – наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

«Огонь и лед» – по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

Как вариант можно предложить упражнения «Камень – вата», «Тряпичная кукла – оловянный солдатик».

Упражнения для развития памяти, внимания на двигательном уровне

Цель: создание базы для развития зрительной, слуховой памяти и внимания.

  • Упражнения для развития памяти

«Серия движений» – показывается серия движений, например, руки за голову, руки на плечи, руки на пояс, детям необходимо многократно и без ошибок повторить движения.

«Вспомни движение» – среди участников игры выбирается ведущий. Участники игры становятся перед ним и по очереди демонстрируют какое-то движение. Ведущий запоминает эти движения. Затем педагог называет имя любого участника, ведущий должен вспомнить и повторить его движения.

  • Упражнения для развития внимания 

         «Капитаны» – выполнять движения за педагогом, если была команда «капитаны».

«Обезьянки» –  повторять движения за ведущим, но отставать от него на одно движение.

«Четыре стихии» – выполнять движения в соответствии со словами-командами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах.

Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений

Цель: автоматизация навыков ориентировки в правых и левых частях тела, уточнение пространственных представлений, формирование умения определять пространственные соотношения между предметами.

«Роботы» – изображать робота, точно и правильно выполняющего команды: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три  шага налево, вниз (присесть) и т.д.». В качестве усложнения – «Непослушный робот». Выполнять все команды наоборот: идти не вперед, а назад; поворачивать не направо, а налево».

        «Делай как я» – дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу. Начинаем с простых движений, затем усложняем перекрестными позами.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Цель: синхронизация  работы полушарий, улучшение мыслительной деятельности, памяти и внимания.

Отработка сочетающихся движений глаз, языка и рук - руки лежат на коленях; попеременно правой рукой ударять по правому колену, левой рукой - по левому колену. Одновременно с ударом выполнять движения глаз в одноименную, затем в противоположную от руки сторону.

«Ушко – носик» - левой рукой коснуться кончика носа, а правой рукой – левого уха. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

 «Часики» – двигать язык к уголкам рта вправо-влево, движение рук и языка разнонаправленные, как усложнение добавляется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).

Включение комплекса двигательных упражнений позволило сократить количество обучающихся с нарушениями в сенсомоторной сфере на  41 % – 2012 г.; 44.5 % – 2013 г.; 47.2 % – 2014г. (по результатам логопедического обследования первоклассников в конце учебного).

Сопровождение логопедических занятий методами двигательной коррекции способствует повышению уровня психической активности и работоспособности, формированию навыков самоконтроля,  умения планировать учебную деятельность, позволяет на более качественном уровне устранять имеющиеся нарушения, таким образом, создается база для успешного овладения навыками чтения и письма, формирования универсальных учебных действий.

Литература:

1. Кузнеченкова С. О. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья.- М.,2010.

2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.,2010.

4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.,2003.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей.- М.,2001.

6. Сунцова А. В. Курдюкова С. В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по программе "Коррекция дизорфографии" 3 (4) класс. Тема: Слогообразующая роль гласных.

Конспект логопедического занятия с презентацией и необходимыми приложениями....

Педагогическое сопровождение логопедических занятий в общеобразовательной школе

В статье изложены методы, формы, виду работы на логопедических занятиях....

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса. Тема: Логопедическая «Дифференциация предлогов и приставок» Граммат...

«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».

Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...

Использование методов двигательной коррекции в работе логопеда.

          В последнее время в школах значительно увеличилось число обучающихся с различными нарушениями письменной речи. В большинстве случаев у таких ребят наряду с ре...

Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся «Коррекция нарушений письма» (5 класс)

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое разви...