Педагогическое сопровождение логопедических занятий в общеобразовательной школе
статья по теме
В статье изложены методы, формы, виду работы на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_soprovozhdenie_zanyatiy.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение логопедических занятий
в общеобразовательной школе
Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений.
Логопедическое воздействие при необходимости может сочетаться с медицинским воздействием – медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим и т. д.
Обучение – процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством учителя, логопеда, воспитателя, включающий активную познавательную деятельность детей.
Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физической развитие личности в соответствии с потребностями общества.
Коррекция нарушений речи – это исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений.
Компенсация – это восстановление или замещение утраченных функций посредством их перестройки или использования сохранных функций.
Адаптация – приспособление ребенка с патологией к условиям общества.
Профилактика речевых нарушений – совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупреждение ее нарушений.
Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:
- степенью выраженности дефекта;
- возрастом ребенка;
- соматическим состоянием ребенка;
- особенностями психики;
- особенностями эмоционально-волевой сферы;
- влиянием микросоциального окружения;
- сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;
- возможностью использования комплексного воздействия;
- профессионализмом педагога.
Логопедия использует разнообразные методы – способы воспитания и обучения детей с речевой патологией. В процессе коррекционно-воспитательной работы методы и их сочетания изменяются.
По форме воздействия на ребенка различаются следующие методы: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы представляют собой инструкцию, рассказ, сообщение, описание.
Наглядные методы – наблюдение и обследование предметов и явлений окружающего мира при помощи анализаторов.
Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности.
Организация логопедического воздействия предусматривает планомерность, поэтапность и целенаправленность. Логопедическое воздействие – это сложно организованный, целенаправленный процесс, в котором реализуются коррекционные, профилактические, образовательные и воспитательные задачи.
В ходе решения этих задач у детей с патологией речи происходит обобщение ранее накопленного жизненного опыта, развитие познавательных способностей, активизация умственной деятельности, формирование и развитие личности в целом. В данном процессе различают внешнюю и внутреннюю стороны. Изложение материала логопедом или воспитателем, различного рода указания к предлагаемым заданиям, а также восприятие детьми излагаемого материала, ответы на вопросы, выполнение заданий и инструкций – все это составляет внешнюю сторону логопедического воздействия, т.е. то, что можно непосредственно наблюдать. Внутренняя сторона данного процесса, его сущность – это овладение детьми знаниями, умениями и навыками в их единстве, формирование и развитие речи и личности. Внутренняя и внешняя стороны логопедического воздействия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Логопедическое воздействие реализуется на логопедических занятиях (уроках). Основными задачами логопедических занятий являются:
1. Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; воспитание умения употреблять простые распространенные предложения.
2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарного звукового анализа и синтеза.
3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.
Логопедические занятия различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Необходимость проведения занятий всех видов обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.
Под фронтальными подразумеваются такие занятия, когда все учащиеся класса выполняют одну и ту же работу.
Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта.
Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком. В ходе индивидуальных занятий выполняются индивидуализированные микропрограммы, разработанные логопедом на основании результатов логопедического обследования ребенка в начале учебного года.
С точки зрения дидактической классификации все типы логопедических занятий делятся на:
- занятие с целью овладения новыми знаниями: при этом дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем обеспечивает формирование понятий;
- занятие с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков: при этом предусматривается проведение упражнений, направленных на длительное и многократное повторение;
- занятие с целью обобщения знаний, умений и навыков: при этом систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей; такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов программы;
- занятие с целью повторения, на котором, учитывая особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретенные знания, умения и навыки;
- занятие комбинированное, на котором одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач. Данный тип занятия применяется наиболее часто.
В структуре логопедического занятия выделяются: организационный момент, повторение пройденного, изложение логопедом нового материала, закрепление нового материала, обобщение изученного материала и задание на дом.
В зависимости от типа занятия, от коррекционных и воспитательных задач, формируя структуру занятия, подбираются те или иные компоненты, как приведенные выше, традиционные, так и творчески переработанные с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, при планировании занятия по овладению новыми знаниями может быть намечена следующая структура: воспроизведение и актуализация опорных знаний детей; сообщение темы, цели и задач занятия, мотивация деятельности; восприятие и первичное осознание нового материала; обобщение и систематизация знаний; подведение итогов занятия и сообщение задания на дом.
С целью повышения эффективности логопедических занятий особое внимание обращается на развитие коммуникативной функции речи, для этого при проведении занятий создаются специальные условия, стимулирующие общение детей (свободное размещение во время занятий – лицом друг к другу, полукругом).
К логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При подготовке и проведении необходимо:
- сформулировать тему и цель занятия;
- определить поэтапность занятия, взаимозависимость и целенаправленность каждого этапа;
- последовательно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
- разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
- учитывать зону ближайшего развития ребенка;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности речи и личности;
- формулировать инструкции, даваемые детям, кратко и четко;
- использовать красочный и яркий наглядный материал;
- уметь создавать эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя - логопеда на логопедическом пункте при общеобразовательной школе.
Логопедический пункт при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176» был создан в январе 1990 года. Основными задачами логопедического пункта являются:·...
Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы
Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы...
Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы
Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы...
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
Из опыта работы: как организовать работу учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Общие направления....
"Приёмы работы с фразеологизмами на логопедических занятиях в общеобразовательной школе", презентация.
Презентация " Приёмы работы с фразеологизмами на логопедических занятиях в общеобразовательной школе" содержит интересный и практический материал для учителей-логопедов младших классов начал...
Сопровождение логопедического занятия методами двигательной коррекции
В настоящее время проблема коррекции нарушений письменной речи приобретает всё большую актуальность. Это связано с увеличением учащихся данной категории, с усложнением симптоматики и механизмов наруше...
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ГЛЯДЕНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФИЛИАЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ХОЛМОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способс...