Перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА
методическая разработка
В перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА входит основные направления работы и её содержание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspek.zvukoproiznosh.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план логопедической работы
по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с ДЦП
№ П.п | Основные направления работы | Содержание работы |
1. | Развитие артикуляционного аппарата | артикуляционная гимнастика - развитие подвижности и увеличения объёма движений губ, языка, мягкого нёба; - развитие мышц лицевой мускулатуры; массаж артикуляционного аппарата: - расслабляющий, стимулирующий - пальцевый, - зондовый;
формирование артикуляции звуков: - формирование правильных артикуляционных укладов гласных и согласных звуков, - развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. |
2. | Развитие и коррекция речевого дыхания | формирование речевого дыхания: - отработка диафрагмального дыхания; - формирование соотношения вдоха и выдоха при произношении звука, слога, слова; - дифференциация носового и ротового выдоха; - формирование синхронности дыхания, голосообразования и артикуляции. |
3. | Коррекция звукопроизношения | постановка звука: - по подражанию; - от опорного звука; - механический способ; - смешанный способ. |
4. | Автоматизация звука | в слогах: - прямых, открытых; обратных, закрытых; - со стечением согласных. в словах: - в начале, середине, в конце. во фразах и предложениях, в связной и спонтанной речи. |
5. | Дифференциация звука | - дифференциация на слух, при произнесении и на письме; твёрдый/мягкий: [А] – [Я], [О] – [Ё], [У] – [Ю], [Ы] – [И], [Э] – [Е]; звонкий/глухой: [Б – П], [Д – Т], [Г – К], [В – Ф], [З – С]; свистящие и шипящие: [Ж – Ш[, [С – Ш], [З – Ж], [Ц – С], [Ч – Ть], [Ч – Щ], [Ч – Ц], [Сь – Щ]; сонорные звуки: [Ль – Й], [Л – Р], [Ль – Рь], [Л – Ль], [Р – Рь]. |
6. | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | - учить различать на слух звучание музыкальных инструментов; - научить слышать, узнавать, выделять звук; - учить воспроизводить звуковые ритмы различной сложности; - учить определять позицию звука в слове: начало, середина, конец; - учить узнавать слова, имеющие названный звук; - учить определять последовательность звуков в слове и называть звуки по порядку; - научить определять ударные и безударные позиции гласных в слове; - учить формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры; - учить умению слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из данных слогов. |
7. | Развитие динамической и просодической стороны речи | развитие дикции: - работать над правильным темпом речи, - развивать умения слышать ритм; - учить различать и использовать интонацию в собственной речи, - учить модулировать голос: говорить тихо, громко, шепотом; - развивать увеличение силы голоса. |
8. | Развитие лексической стороны речи | расширение словарного запаса: - уточнить значение слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков; - развивать понимание и называние в речи связанной с бытовой и учебной деятельностью по темам: школа, класс, учебные предметы, игрушки, культурно-гигиенические навыки, навыки по самообслуживанию; - обучать называнию фамилии, отчества и имени; - учить называнию времен года, название месяцев, их последовательность и их характерные признаки; - формировать знания о предмете: материал, качество, цвет, размер, форма; |
формирование импрессивной речи: - формировать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание; - развивать понимание инструкций: простые и сложные; - учить понимать слова, обозначающие предмет, действия, признаки; - учить понимать смысл конструкций с обозначением места, времени, причины; | ||
формирование понимание смысла предложений: - формировать умения различать различные типы предложений по объему и сложности; - обучать пониманию смысла предложений с вопросами «что? кто? где?»; - формировать понимание скрытого смысла словосочетаний, предложений; - учить понимать переносный смысл пословиц, поговорок, текстов разной сложности; - формировать умение дифференциации близких по смыслу слов и предложений. | ||
формирование экспрессивной речи: - учить использованию в речи слов-действий, слов-названий, слов-признаков; - учить использовать в речи личные и притяжательные местоимения, наречия; - вводить в активный словарь числительные и употреблять словосочетания: числительное и существительное; - учить употреблять формы ед. и мн. числа существительных, прилагательных разного рода; - обучать усвоению падежных форм существительных ед. и мн. числа разного рода; - совершенствовать употребление существительных и глаголов, образованных с помощью приставок или суффиксов; - учить употреблять в речи прилагательные с существительными различного рода, числа в косвенных падежах; - учить использованию в речи притяжательные, относительные и качественные прилагательные, с помощью суффиксов; - учить употреблять предложные и творительные конструкции с предлогами и без; - учить правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида; | ||
использование в речи различные способы словообразования и словоизменения: - обучать подбору однокоренных слов; - учить различать словоизменение имен существи- тельных; - совершенствовать словообразование с помощью приставок или суффиксов; - уметь ориентироваться в составе слова. | ||
9. | Формирование связного высказывания | - соблюдать порядок слов в предложении при произнесении; - овладеть навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений; - учить умению поставить вопрос и дать полный и правильный ответ; - уметь построить связное высказывание на заданную тему и активно высказываться в процессе беседы; - уметь строить развернутые высказывания при составлении рассказов:
- учить повторять за взрослыми рассказы-описания из 2-3 предложений; - учить пересказывать тексты по плану и без него; - уметь рассказывать на заданную тему:
- учить придумывать рассказы по данному началу, середине, концу; - учить творческому рассказыванию; - развивать диалогическую и монологическую речь; - закреплять усвоенные правила в самостоятельной речи; |
10. | Подготовка руки к письму | - пальчиковая гимнастика и массаж кистей и пальцев рук; - развитие моторики кистей и пальцев рук; - выработка различных укладов движений руки: «щепотка», «кольцо», «кулачок» и т.д. - расширение объёма движений руки; - развитие внимания и самоконтроля за движением руки.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009
В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....
Реализация дифференцированного подхода в формировании произносительной стороны речи младших школьников с нарушением слуха посредством использования на занятиях электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования ССД-1 и лингводидакт
Доклад составлен на основе личного опыта....
Особенности обучения письму, грамматической и произносительной сторонам речи младших школьников на уроке иностранного языка.
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время статус ИЯ как средства общения и взаимопонимания становится все более значимым, что связано, прежде всего, с расширением экономических, политических ...
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией
В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необходимо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...
Дополнительная образовательная программа по развитию и коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей 3- 8 лет
Данная программа...
Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи
Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи...