Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи
методическая разработка
Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt.chtenie_i_pismo.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план логопедической работы
по предупреждению и коррекции нарушений
письма и чтения обучающихся с дцп.
№ П.п | Основные направления работы | Содержание работы |
1. | Формирование пространственных представлений | схема собственного тела – представления ребёнка: - знакомство начинается с познания главной руки; - автоматизируются понятия: «право» - «лево», «верх» - «низ»; - уточнить понимание схемы тела напротив; формирование пространственной ориентировки: - в «малом» пространстве: – Что у тебя справа? Что у тебя слева? - в «большем» пространстве: – Что справа от твоего дома? И т.д формируем определение направления в пространстве: - «вверх» - «вниз», «сверху», «снизу»; «вправо» - «влево», «справа», «слева»; - «правый верхний», «левый нижний»; уточнение пространственных взаимоотношений объектов: - «спереди», «сзади», «кругом», «между»; уточнение последовательности цифрового и звуко-буквенного ряда: - расположение букв в алфавитном порядке; - расположение цифрового ряда; графическое воспроизведение направлений. |
2. | Формирование временных понятий | знакомство с человеческим возрастом: - Сколько тебе лет? - А сколько тебе было лет два года назад? - А сколько исполнится через год? ориентация во времени: - утро, день, вечер, ночь - сутки; - дни недели; - времена года; название месяцев; - вчера, сегодня, завтра; уточнение знаний времени: - час, минута, секунда. |
3. | Формирование звукобуквенного анализа | ЗВУК, СЛОГ, СЛОВО: гласные звуки: - учить способам образования гласных и согласных звуков; - учить выделять гласный звук из слога и из слова; - выделение гласного из середины слова; - работать с гласными первого ряда – уметь образовывать гласные второго ряда; - учить определять ударные и безударные позиции гласных в слове; - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец); согласные звуки: - выделение первого и последнего согласного в слове; - учить определять парные и непарные согласные по твердости и мягкости, по глухости и звонкости; сложные формы звукового анализа: - определять последовательность звуков в слове; - определять количество звуков, место звука относительно других звуков; - уметь различать слоговую структуру слова; СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ: - уметь определять основные признаки словосочетания, - дифференцировать набор отдельных слов и предложения; - дифференциация словосочетания и предложения; анализ структуры предложения: - уметь находить границы предложения; - ставить точку в конце предложения: - сформировать представления о ПЕРВОМ слове предложения; - сформировать раздельное написание слов; - учить определять количество слов и пробелов в предложении; - учить правильному порядку слов в предложении; предлог: - уметь определять значение предлогов; - учить употреблять предлоги в предложении и уметь отличать их от приставки; - дифференциация предлога и приставок; текст: - уметь определять основные признаки текста; - дифференциация отдельных предложений и текста; - уметь определять последовательность предложений в тексте. |
4. | Автоматизация и дифференциация звука | автоматизация звука: - в слогах; - в словах; - во фразах и предложениях; - в связной и спонтанной речи; дифференциация звуков: - которые НЕ СМЕШИВАЮТ: гласные, согласные; - которые СМЕШИВАЮТ: звонкие – глухие свистящие – шипящие твердые – мягкие аффрикаты – сонорные; дифференциация букв: - изолированно; - в слогах и в словах; - в словосочетании; - в предложениях и тексте.
|
5. | Формирование фонематического слуха | - учить различать на слух звучание музыкальных инструментов; - научить выделять заданный звук в слове; - учить определять звук: звонкий, глухой; твёрдый, мягкий; - научить определять позицию звука в слове: начало, середина, конец; - учить определять места звуков в слове по отношению к другим звукам; - дать представление о гласном и согласном звуках, их различиях, учить выделять из ряда звуков гласные и согласные звуки; - познакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно; фонематический анализ слога: - обратный или закрытый слог (АП, УМ, КУК...): выделяют гласный звук, затем – согласный; - открытый слог (ПА, МУ...): выделяют согласный звук, а затем – гласный; - дифференциация открытых и закрытых слогов состоит из одинаковых звуков (АП-ПА, УМ-МУ..) |
6. | Развитие просодической стороны речи | развитие дикции: - работать над правильным темпом речи, - развивать умения слышать ритм; - учить различать и использовать интонацию в собственной речи, - учить модулировать голос: говорить тихо, громко, шепотом; - работать над интонационной выразительностью речи; - развивать увеличение силы голоса. |
7. | Формирование зрительного гнозиса (быстро опознавать буквы) | - уточнить и расширить объем зрительной памяти; - уметь отличать печатные и письменные буквы; развитие зрительного гнозиса: - развивать зрительное восприятие цвета, формы, величины букв; - учить приёмам конструирования и трансформации буквы; - уметь сравнивать пространственные представления букв; развитие зрительно-моторных координаций: - формировать речевое обозначение пространственных представлений; - уметь различать расположение сходных букв попарно: А – Л, Д, М; О – С, Ю, Ф, Р и т.д. развитие зрительной памяти: - закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. |
8. | Формирование операции морфемного анализа | - учить выделять морфемные элементы из слова: приставка, корень, суффикс, окончание; - учить дифференциации между признаком предмета и признаком слова; - закрепить значение морфемы; - учить находить пары родственных слов: ШАГ – ШАГИ – ШАГАТЬ (идти); - учить умению сопоставлять предмет и слово: - Из чего состоит дом? - Из чего состоит слово ДОМ? - как поменять дом (цвет, размер, форму, материал): - Дом изменился? - Да. - А слово? – Нет. - как поменять слово «дом» (падежные вопросы): - Дом изменился? - Нет. - А слово? – Да. |
9. | Формирование лексико-синтаксического анализа | научить анализировать: РУКАМИ, ГЛАЗАМИ, ГОЛОВОЙ; - с опорой на схемы; - по сюжетной картинке;
формировать анализ предложения через: ГРОМКУЮ РЕЧЬ, ШЁПОТНУЮ РЕЧЬ, ПРОГОВОР ПРО СЕБЯ; учить определять действия в предложении: - бытовые, игровые, учебные; - движения; - эмоционального состояния; - действия с инструментами; закрепление падежных форм: - согласование слов в предложении; |
10. | Развитие грамоты и правил правописания | уметь различать части речи: - существительные (подлежащее): одушевленные, неодушевленные; - прилагательные (определение): относительные, притяжательные; - глаголы (сказуемое): времена; совершенные, несовершенные; возвратные; - местоимения: личные, возвратные; - наречие; - уметь согласовывать различные части речи в роде, числе, падеже на письме; обучать правилам правописания: - раздельное написание слов, - знаки препинания в предложении, - употребление заглавной буквы в начале предложения и точки в конце; - учить усвоению правил связи слов в предложении; - учить употреблять предлоги в предложении и уметь отличать их от приставки; обучать составлять предложения: - из слов, данных в правильной грамматической форме; - из слов, данных в начальной форме; - из полных или кратких ответов на вопросы по тексту; - по картинке, с использованием опорных слов, схем; учить умению увеличивать объём предложения: - путем добавления по одному слову в данное словосочетание; - формировать различные виды конструкций предложения, включая обращение, местоимение и т.д.; - обучать распространению предложений за счет однородных членов (по картинкам и по вопросам); - обучать употреблению простейшего вида сложноподчиненным и сложносочиненным предложениям с использованием сочинительных союзов (а, но, и) и подчинительных (потому что, если, когда, так как); |
11. | Развитие навыка чтения | - формировать соответствие между зрительными и артикуляционными образами букв и звуков; - развивать умение дифференциации вдоха и выдоха в процессе чтения;
- учить правильному распределению дыхания при чтении длинных предложений или текстов; - умение работать со смешанными моделями слов; - учить звуко-слоговой структуре слова;
- работа над правильностью ударений в словах; - учить пониманию прочитанных слов, предложений и текста; - учить различным способам чтения:
- учить выразительности чтения; - сформировать плавное и слитное чтение; |
12. | Формирование связного высказывания | - соблюдать порядок слов в предложении; - овладеть навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений; - учить умению поставить вопрос и дать полный и правильный ответ; - уметь построить связное высказывание на заданную тему и активно высказываться в процессе беседы; - уметь строить развернутые высказывания при составлении рассказов:
- учить повторять за взрослыми рассказы-описания из 2-3 предложений; - учить пересказывать тексты по плану и без него; - уметь рассказывать на заданную тему:
- учить придумывать рассказы по данному началу, середине, концу; - учить творческому рассказыванию; - учить развивать диалогическую и монологическую речь; - закреплять усвоенные правила в самостоятельной речи; |
13. | Подготовка руки к письму и формирование внимания, как средство контроля, за письменной речью | подготовка к письму: - укрепление тонкой моторики кистей и пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики; - выработка моторных поз, точных движений руки: щепотка, кольцо, кулачок и т.д.; развитие внимания и самоконтроля за движениями руки: - контроль вертикальный: определяется число строк; - контроль горизонтальный: проверяются элементы каждого слова; - текущий: когда ребенок контролирует сам факт письма; - результирующий: так ли как я хотел; - предворяющий (до письма): ребёнок предполагает, что ему писать. работа над письмом: - учить срисовывать фигуры по образцу; - учить списывать слова или текст, написанные рукописным или печатным шрифтом; - развивать умение писать под диктовку: буквы, слоги, слова и т.д.; - учить составлять и записывать короткий рассказ; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971
Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...
Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.
Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....
Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"
Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....
перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах
Программа коррекционной работы, направленная на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корре...
Перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА
В перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА входит основные направления работы и её содержание...
«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 5 - 9 классов ».
Традиционно считается, что жизненный успех ребёнка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются ещё в младшем школьном возрасте. По этому коррекционная работа с детьми провод...