Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх «Поможем фее Снежинке», с использованием ИКТ технологии
методическая разработка
Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, работающих с детьми с ОНР и ФФНР.
В конспекте представлено подгрупповое занятие по автоматизации звука [с], с использованием средств ИКТ. Закрепляя ранее полученные навыки в игровой форме удается решать традиционные логопедические задачи по формированию и развитию навыков звукового анализа, организации правильной артикуляции свистящих звуков и их акустических особенностях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С Ы С О С У С А О С У С А С Ы С
Предварительный просмотр:
Организация непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Тема: автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх
«Поможем фее Снежинке»
Автор конспекта НОД:
Кононова Эльвира Александровна,
Учитель – логопед МБДОУ ДС «Родничок»
первой квалификационной категории
г. Озёрск п. Новогорный
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III год обучения)
Возраст детей: 5 лет
Тема: «Поможем фее Снежинке»
Вид занятия: закрепление полученных навыков
Форма организации: подгрупповое
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Образовательные технологии: здоровьесберегающая, игровая,
информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная.
Цель: автоматизация звука [С] в слогах, словах, играх.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить знания о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;
- закрепить произношение в отражённом повторении за логопедом и самостоятельном проговаривании;
- закрепить умение составлять предложения с предлогами по опорным картинкам.
коррекционно-развивающие:
- закрепить условно-рефлекторные связи заданного звука;
- развивать фонетический слух, фонематическое восприятие;
- формировать и закреплять навыки звуко-слогового анализа;
- совершенствовать мелкую моторику;
- продолжать формировать умение кодировать и декодировать информацию, используя наглядные модели;
- развивать память и внимание, зрительно-пространственные представления.
воспитательные:
- поддерживать интерес к коррекционным занятиям;
- воспитывать доброжелательность, инициативность;
- совершенствовать контроль над правильным произношением звука в собственной речи и речи других.
Интеграция образовательных областей: коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Планируемый результат:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- может выделять звуки в слогах и словах;
- развита мелкая моторика;
- способен к волевым усилиям.
Оборудование: зеркала, изолированная проволока, предметные картинки, карточки с напечатанными слогами, конверты с карточками из пособия «Звукосказки» для составления предложений, схемы предлогов НА, ОКОЛО, ПОД, ИЗ
Ход НОД:
- Оргмомент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Ко мне обратилась фея Снежинка с просьбой о помощи. Она занимается отправкой снежных тучек, из которых идёт…
Дети: Снег
Слайд №2
Логопед: вот что я узнала – совсем недавно, когда снежинки уже кружились в небе, подул сильный ветер и все снежинки раскололись пополам.
Слайд №3
Давайте поможем снежинкам снова стать целыми и красивыми. Для этого снежинкам нужно выполнить несколько заданий. Согласны?
Дети: Согласны.
Логопед:
- Ваши уши готовы внимательно слушать?
- Да, готовы
- Глаза готовы внимательно смотреть
- Да, готовы
- Язык готов правильно произносить звуки?
- Да, готов
- Голова готова думать?
- Да, готова
- В таком случае, приступаем!
- Определение цели занятия.
Слайд №4
Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Найдите спрятанные на ней изображения предметов. Назовите их и они откроются в цветном варианте.
На экране картинка с наложенными изображениями предметов (стакан, слон, стул, сумка, самолёт, лист, автобус, санки). Дети находят их и называют.
Логопед: А теперь проверим, все ли предметы вы нашли. Внимательно, ещё раз, прослушайте названия этих предметов и скажите, какой звук я буду выделять чётче всего.
Логопед проговаривает названия предметов, выделяя звук [С], выводя на экран названные картинки в цветном изображении кликом мыши.
Дети: Во всех словах чётко слышался звук [С]
Логопед: Правильно, это звук [С]. Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, и продолжим учиться правильно, произносить звук [С] в слогах и словах.
- Уточнение характеристики звука [С] по артикуляционно-
акустическим признакам.
Артикуляционная гимнастика (укрепление мышц артикуляторного аппарата, закрепление правильного артикуляционного уклада автоматизируемого звука)
Слайд №5
Логопед: С помощью символов давайте вспомним, как правильно произносят звук [С].
(не подходящие символы убираются кликом мыши, последний клик – символ согласного твёрдого звука)
Логопед: Когда мы произносим звук [С] наши губы в улыбке, вытянуты вперёд или широко открыты?
Воспитанники с опорой на зеркало анализируют положение губ при произнесении звука [С]
Дети: губы в улыбке.
Логопед: правильно, губы улыбаются, выполним это упражнение.
Дети выполняют в несколько подходов под счет до 5 артикуляционное упражнение «Улыбка»
Логопед: когда мы произносим звук [С] наши зубы выстраиваются в заборчик или разомкнуты?
Воспитанники с опорой на зеркало анализируют положение зубов при произнесении звука [С]
Дети: зубы выстраиваются в заборчик.
Логопед: правильно, зубы выстраиваются в заборчик, выполним упражнение «Заборчик»
Дети выполняют в несколько подходов под счет до 5 артикуляционное упражнение «Заборчик»
Логопед: Когда мы произносим звук [С] наш язык поднят к верхним зубам в форме чашечки или находится за нижними зубами в форме горки?
Воспитанники с опорой на зеркало анализируют положение языка при произнесении звука [С]
Дети: язык находится за нижними зубами.
Логопед: Правильно, язык находится за нижними зубами. Выполним упражнение «Горка».
Дети выполняют в несколько подходов под счет до 5 артикуляционное упражнение «Горка»
Логопед: Когда мы произносим звук [С] воздушная струя, которую мы выдыхаем холодная узкая или горячая широкая?
Воспитанники с опорой на руку анализируют качество выдыхаемой воздушной струи при произнесении звука [С]
Дети: воздушная струя холодная, узкая.
Логопед: Правильно, когда мы произносим звук [С] воздушная струя, которую мы выдыхаем, холодная узкая.
Логопед: Когда мы произносим звук [С] – горлышко «спит» - звук глухой или горлышко «дрожит» - звук звонкий.
Воспитанники кладут ладонь на горлышко и анализируют глухой или звонкий звук при произнесении звука [С]
Дети: звук [С] глухой.
Логопед: Правильно, когда мы произносим звук [С] – горлышко «спит» - звук глухой
Логопед: Звук [С] можно петь?
Воспитанники пробуют произнести звук [С] с открытым ртом и при правильном положении органов артикуляции.
Дети: звук [C] петь не получается, мешают зубы и язык.
Логопед: правильно, значит звук [С] согласный – его можно длительно произносить, а петь не получится. Осталось определить – звук [С] – твёрдый или мягкий?
Дети: звук [С] твёрдый.
Логопед: Молодцы, звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.
Можно переходить к следующему заданию.
- Изолированная автоматизация звука и развитие длительного
речевого выдоха.
Слайд №6
(каждое движение снежинок управляется кликом мыши, последний клик - одобрение)
Логопед: ребята, помогите снежинкам вернуться на тучку, для этого правильно, длительно произнесите звук [С]. Постарайтесь не ошибаться, иначе снежинки могут растаять.
Воспитанники длительно произносят звук [С], следя глазами за движением снежинок.
- Логопед: звуки мы произносим, а вы помните, как выглядит буква,
обозначающая звук [С]? Сделайте из проволоки букву С.
Дети гнут из проволоки букву С.
Логопед: отлично, думаю, что фее Снежинке понравятся ваши буквы, ведь её имя начинается на буку С.
- Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.
Вот носы, носы, носы Вот хвосты, хвосты, хвосты
Вот усы, усы, усы Вот и сами коты
- Игра «Послушай и повтори». Развитие слухового внимания и памяти.
Слайд №7
(в случае точного повторения на экране появляется снежинка)
Логопед: в следующем задании вам нужно быть очень внимательными. Я буду называть ряд из слогов и слов, а вы повторите их в той же последовательности. За вашими ответами будет наблюдать Фея Снежинка.
Логопед произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности. Логопед следит за правильным произнесением звука [С]
АС—ОС—УС— ... УС—АС—ЫС—...
АС—ИС—УС —... ОС-ИС-ЫС …
СЫ—СА—СО—СУ — СУ—СО—СЫ—СА ...
СЭ—СА—СУ—СО —... СЫ-СО-СА-СЭ …
САД—САНИ—САМОЛЕТ — ... СОМ—НОС—УСЫ — ...
ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ... СУМКА—СОБАКА—ХВОСТ — …
Логопед: Молодцы, вы очень внимательно слушали.
Для выполнения следующего задания я приглашаю вас подойти к экрану
Слайд №8
- Развитие фонематических процессов – определение количества
слогов и места звука [С] в словах (в начале, середине, конце)
Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на экран. С левой стороны экрана вы видите картинки, с правой стороны экрана находятся схемы слов и символы согласных твёрдых звуков. Произнесите слово, определите количество слогов и место звука [С] в слове.
(При нахождении правильного ответа схемы и символы переходят к картинке по клику мыши. Можно предложить ребёнку кликать самостоятельно. Последний клик – одобрение)
Логопед: фея Снежинка благодарит вас.
Слайд №9
- Игра «Наоборот». Совершенствование навыков анализа.
(приложение1)
Логопед: чтобы выполнить следующее задание, подойдём к столу.
Рядом с экраном стоит столик, на котором разложены слоговые карточки.
Ребята, вам нужно найти по 2 карточки, которые я назову и прочитать вслух эти слоги.
На столе разложены слоги: са , ас , ос , со, ус , су, ыс, сы.
Логопед даёт инструкции: Илона, найди карточку, на которой 1 буква – А, 2 – С. Найди карточку, на которой эти буквы поменялись местами. Давай проверим задание на экране.
(кликом мыши с экрана удаляются выбранные слоги)
Логопед: Молодец, теперь прочти эти слоги.
Последующие задания-инструкции проводятся по аналогии.
- Игра «Один – много». Автоматизация звука [С] в различных
позициях, в словах множественного числа родительного падежа.
Слайд №10
Логопед: по картинкам назовите один предмет и много предметов. Например: одна коса – много кос. Не забывайте чётко проговаривать звук [С].
Слова на слайде: автобус – автобусов, кактус – кактусов, сова – сов, собака – собак, санки – санок, оса – ос, сумка – сумок, бусы – бус.
Дети по образцу называют и изменяют слова.
Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием.
(последний клик – одобрение)
11. Составление предложений по опорным словам. (приложение 2)
Логопед: На столе у каждого находится конверт с картинками, из которых нужно составить предложение. Слова в предложении должны быть в следующей последовательности: кто? (что?), что делает? и где? Пожалуйста, приступайте.
Дети достают картинки, название картинок проговаривается, схематичное изображение предлогов уточняется. С опорой на эти картинки необходимо составить предложения в заданной последовательности. Далее предложение, составленное каждым ребёнком, анализируется и проверяется на экране.
Слайды № 11 – 14
Каждая картинка управляется кликом мыши, ребёнок может сам участвовать в данном процессе.
Предложения: Посуда стоит на столе. Собака лежит под скамейкой. Сова сидит около снеговика. Собака ест мясо из миски.
12. Итог занятия.
Логопед: Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями.
- для чего мы выполняли все эти задания?
- какое задание для вас было самым трудным? Самым лёгким?
- в какую игру вы поиграли бы еще раз?
- Максим был самым внимательным, Илона очень старательно выполняла все задания, Саша помогала остальным ребятам, Вова научился читать слоги.
Слайд №15
Вы помогли фее Снежинке и снежинки снова стали красивыми. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Конспект подгруппового интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности « В гости к золотой осени»
Данный конспект будет интересен логопедам и воспитателям логопедических групп,использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»
Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: "Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях"....
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится ...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Конспек на тему Звуки З-Ж. Цель занятия-закрепить правильное произношение звуков З-Ж в слогах, словах, фразах, учить дифференцировать эти звуки....
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности . Тема Звук Ль. Буква Л
Разработанный авторский конспект к открытому занятию...