«Познавательно-исследовательская дея-тельность детей на логопедических заня-тиях»
план-конспект
На логопедических занятиях ребенок включен в разнообразные виды деятельности (говорит, пишет, отвечает на вопросы...). Но по его поведению и отношению к занятиям, иногда, видно, что эмоционально ребенок пассивен. Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено в результате собственных поисков, наблюдений и исследований.
В связи с этим авторы статьи выдвинули гипотезу о том, что повышение эффективности коррекционной работы может быть достигнуто именно за счет постоянного включения ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Г.о. Подольска Московской области
Познавательно – исследовательская
деятельность детей на
логопедических занятиях.
Подготовила
учитель – логопед МОУ СОШ №25
Попова А.С.
Г.о Подольск. 2020
В журнале «Логопед» (№3), в статье «Познавательно – исследовательская деятельность детей на логопедических занятиях» обсуждаются условия, необходимые для познавательно – исследовательского развития детей – логопатов в свете современных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
(Вызывает желание обсуждать некоторые вопросы : принять – не принять предложения...)
На логопедических занятиях ребенок включен в разнообразные виды деятельности (говорит, пишет, отвечает на вопросы...). Но по его поведению и отношению к занятиям, иногда, видно, что эмоционально ребенок пассивен. Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено в результате собственных поисков, наблюдений и исследований.
В связи с этим авторы статьи выдвинули гипотезу о том, что повышение эффективности коррекционной работы может быть достигнуто именно за счет постоянного включения ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Базой для гипотезы являются:
- ФГОС ДО, который выделил познавательно – исследовательскую
деятельность детей как новое самостоятельное направление
деятельности ДОО;
- собственные исследования педагогов.
Далее описаны некоторые направления исследовательской деятельности, которые можно использовать в ДОО на занятиях с детьми с нарушениями речи, а также с детьми, не имеющими речевых нарушений.
Изучение детьми собственного артикуляционного
аппарата.
Исследования артикуляционного аппарата происходит на индивидуальных и групповых занятиях, причем может быть полезным
не только для логопатов, но и для детей с нормально развитой речью.
Дети, сидя перед зеркалом, внимательно изучают свой речевой аппарат, исследуют губы, язык, зубы, твердое и мягкое небо.
На первый взгляд может показаться, что тут нет ничего нового, что все это логопеды и воспитатели делали и до введения ФГОС ДО. Принципиальное отличие старого подхода от нового заключается в формулировке цели занятия. Если раньше мы писали «объяснить детям, как образуется речь», то теперь следует писать «изучить методом самостоятельных наблюдений и экспериментов, как образуется речь».
В первом варианте центром образовательного процесса был педагог. Он объяснял роль всех органов речевого аппарата, просил выполнить то или иное действие, а детей воспринимал как статистов, обязанных выполнить его задания и подтвердить сказанное. Дети выполняли задания, но оставались эмоционально пассивными.
Если педагог избирает метод самостоятельных исследований, он ничего не объясняет. Он подсказывает, какие опыты можно произвести со своим речевым аппаратом, но что при этом получится, что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и так же
самостоятельно делают необходимые выводы.
Например, предлагаю детям сделать губы трубочкой и произнести звук «А». Получится?... Или, произносить звонкий звук и руку держать на горле...
Безусловно, в первом варианте работа идет быстрее, но для осознания механизмов речеобразования второй путь более интересен для детей и, как следствие, более продуктивен.
Исследования артикуляционного аппарата проводится в три этапа.
1. Сначала дети, глядя в зеркало, обнаруживают органы, участвующие
в образовании звуков, рассматривают их. Особое внимание
уделяется гортани, находят ее путем ощупывания пальцами
верхнего отдела шеи.
2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как
функционируют все эти структуры, как открывается и
закрывается рот, как сжимаются и растягиваются губы, как двига –
ется язык....
3. Завершают работу эксперементом: выясняют, какие звуки можно
произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять
открываться рту, если не двигать языком, для чего последовательно
прижимать его то к нижним зубам, то к верхним.
Авторы статьи описывают наблюдение относительно методики проведения экспериментов в ДОО.
Многолетний опыт работы с педагогами показывает, что психологически они с большим трудом переносят такое положение, когда на занятии инициатива отдается детям. При обсуждении занятий, основанных на детском экспериментировании, на вопрос: «Что вам было труднее всего делать?» примерно 38% педагогов отвечают: «Молчать».
Вышеназванное замечание не означает самоустранение педагога от образовательной деятельности. Напротив, его роль усложняется. Только
теперь она представляет собой не жесткую регламентацию деятельности детей, а мягкое, почти незаметное участие в эксперименте. Хорошо, если дети будут смеяться, общаться друг с другом, пытаясь произносить звуки в ситуации, когда это сделать невозможно. Тогда можно считать, что обучение идет в виде игры.
Хорошо, если один ребенок проводит одни эксперименты со своим речевым аппаратом, другой – другие. Не следует думать, что все должны увидеть одно и то же. Пусть каждый работает в своем ритме и выполнит посильный для себя объем исследований. Главное – чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков.
Итак, между постановкой задачи в начале занятия и получением ответа в конце лежит сложная работа как детей, так и педагога.
На занятиях изучение собственного речевого аппарата неизменно переходит в исследование речевого аппарата друг у друга: «Что там делается во рту?», «Почему у меня (у тебя) не получаются какие – то звуки?», «Покажи, как у тебя...».
Такое исследование нельзя рекомендовать как обязательное. Его можно проводить только в том случае, если логопед заметил со стороны
детей самостоятельные попытки заглянуть в рот другу, и тот с удовольствием поддерживает эту инициативу. Парная работа детей требует о т педагога высочайшего такта и большой осторожности. Приказания и требования здесь недопустимы. Польза от работы по типу «испытуемый – исследователь» огромна: ребенок – логопат лучше понимает, что он делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные звуки.
Т.о., главное преимущество занятий такого типа перед традиционными заключается в том, что у ребенка формируется самость: он сам что – то делает, сам смотрит, сам меняет условия наблюдения, сам делает логические умозаключения, сам приходит к определенным выводам, причем каждый ребенок делает это по – разному, в то время как в занятиях «доФГОСовского» типа все должны были работать одновременно и в каждый момент выполнять одно и то же.
На занятиях нового типа никто не дает детям указаний и не сообщает им выводы в готовом виде. Задача педагога сводится к тому, чтобы создать условия для формирования «самости», не мешать этому.
Исследование звуков как таковых.
Развитию звукопроизношения способствуют попытки детей воспроизвести голосовым аппаратом естественные звуки. Для этого педагог приносит набор предметов, которые производят звуки разные по тембру, громкости, высоте. Это могут быть листы бумаги, издающие шелест, шуршание, треск, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые баночки, дудки, барабанчики и т. д. Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельна попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков и др.
Чтобы не утомлять детей однотипными заданиями и постоянно поддерживать обстановку исследования, форма предъявления звуков варьируется:
а) по количеству участвующих детей (один ребенок или несколько);
б) по «ведущему» - тому, кто извлекает звуки (педагог, ребенок);
в) по условиям проведения исследования (ребенок видит предмет,
издающий звук, не видит его);
г) по форме организации игры (на занятии, во время режимных
моментов, в свободной деятельности).
В подобные игры с удовольствием играют и дети, имеющие нормальную речь. У них совершенствуются процессы звуковосприятия, анализа звуков и звукопроизношения, и тоже развивается способность к самостоятельным исследованиям, причем объектом исследования становится ребенок сам для себя: «А смогу ли я воспроизвести этот звук?»
Параллельно исследования такого типа можно использовать для закрепления употребления предлогов и улучшения ориентировки в пространстве (ребенок указывает, где находится звучащий предмет: под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.
Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, можно давать задания иного типа. Перед ним лежат несколько предметов. Ребенок отворачивается, а педагог (другой ребенок) извлекает какой – либо звук и предлагает определить, что звучало. Проводя собственные исследования – проверяя звуки, издаваемые каждым предметом, - ребенок сам устанавливает истину, у него формируется понимание своих возможностей: «Если я чего – то не знаю, то я могу узнать это путем собственных исследований».
Исследования речевого дыхания.
Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкую ватку или тяжелый кубик. Пытаются дуть в трубочку для того , чтобы шарик поднялся вверх и не упал. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную, то теплую струю воздуха. Это все серьезные физические эксперименты. Игра «Футбол», где тренируется способность регулировать силу воздушной струи.
Игры такого типа позволяют решать три задачи:
- изучить физические свойства предметов;
- изучить собственную способность регулировать силу воздушной
струи;
- тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат.
Трансформация букв и слов.
Большие возможности для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов. Данное направление может быть реализовано в нескольких вариантах.
1.Конструирование букв.
На столе лежат палочки разной длины, пуговицы, карандаши,
шпагатная мозаика и иные предметы. Дети сами выбирают материал,
наиболее удобный для выкладывания конкретной буквы.
Во время работы мыслительная активность детей очень высока.
Сначала они работают по методу проб и ошибок, т.е. пробуют все
подряд и проверяют на практике, какие предметы годятся для
создания той или иной буквы.
По мере накопления опыта появляется способность к мысленному
моделированию, когда дети, еще не прикасаясь к предметам,
догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом,
хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента и пр.
Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая
задача – запомнить внешний вид и начертание букв – решается легко и
незаметно, как бы сама собой.
2. Трансформация букв.
Большой интерес вызывает задание по трансформации букв: как из
одной буквы сделать другую. Можно эту работу проводить в виде
соревнования: кто придумает больше вариантов? Такая исследова –
тельская деятельность стимулирует воображение, развивает
способность к мысленному моделированию (т.е. к проведению
мысленных экспериментов).
3.Анализ отдельных фраз и предложений.
В простом варианте – это перестановка слов с целью получения
правильной фразы (например: «окошке сидит на кошка») или
соединение частей разорванных предложений (например: «Наша
Таня. Громко плачет уронила. В речку мячик тише. Танечка, не плачь.
Не. Утонет в речке, Мяч»). По мере накопления у детей фонда умственных операций можно анализировать сложные тексты типа:
Кто стучится в дверь моя?
Видишь, дома нет никто?
Приходи ко мне вчера,
Будем съели пирожки.
После каждой строчки педагог останавливается и просит ребят дать
правильный ответ.
4.Разгадывание кроссвордов.
Кроссворды представляют богатейшие возможности для развития
исследовательской деятельности. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование грамматических представлений и ту специфическую область, к которой
относится тема кроссворда (художественно – эстетическую, литературу,
формирование естественно – научных представлений и др.).
При работе над кроссвордом тренируется фонематический слух,
совершенствуются способности к звуковому анализу слова, развивается память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь, развивается способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями.
5. Аналогичные функции выполняет и разгадывание ребусов.
Т.о. возможности для развития познавательно – исследовательской активности детей в ДОО очень велики, и задача педагога – стремиться как можно чаще создавать для этого необходимые условия.
В Письме Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» подчеркивается приоритет развивающих задач перед образовательными: «...содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее».
Литература.
Карпухина Г.А., Иванова А.И. Познавательно – исследовательская деятельность детей на логопедических занятиях.
Журнал «Логопед» №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Согласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности и абсолютн...
Познавательно-исследовательский проект «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» для детей старшего дошкольного возраста
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок стремится к акт...
Познавательно – исследовательская деятельность детей на логопедических занятиях
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях в детском саду на ряду с другими видами работ используется познавательно – исследовательская деятельность развит...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста "Волшебница-вода"
Целью материала является обогащение представлений младших дошкольников о воде и ее свойствах в игровой форме. Материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, с...
Детская журналистика как средство формирования познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы по технологии "Детская журналистика"...
План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому и речевому развитию детей подготовительной группы Тема: «Ах, картошечка-картошка, до чего ж ты хороша»
Цель: создание социальной ситуации для речевого развития детей подготовительной группы посредством познавательно-исследовательской деятельности о картофеле.Задачи: Образовательные: -Стимулировать...