Познавательно-исследовательский проект «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» для детей старшего дошкольного возраста
проект

Шевчук Людмила Викторовна

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие способности.                                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40»

Познавательно-исследовательский проект

«ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»

для детей старшего дошкольного возраста

Ovoschi3_2.jpg

Подготовила:

Логопед-дефектолог:

Шевчук Людмила Викторовна

                                 

город Ачинск 2018 год

Исследовательско - экспериментальный  проект «Во саду ли, в огороде»

Направление «Познавательно – речевое развитие»

Возраст участников проекта: воспитанники групп комбинированного вида с 5 до 7 лет.

Состав проектной группы:  дети, родители, воспитатель.

Тип проекта: долгосрочный, познавательно - исследовательский, творческий.    

Сроки реализации проекта: с апреля по сентябрь 2018 года  

Проект реализуется по двум направлениям:

1.  Совместная деятельность педагогов с детьми.                                                                                                                                                   2.   Взаимодействие с родителями.                                                                           

Аннотация  проекта.

Данный проект направлен на обогащение жизненного опыта детей, на становление первоначальных основ экологической культуры: накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В ходе проекта дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства, видимые составные части предметов и объектов; и кроме того получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

                                                                                                                                                                                                                                                               Актуальность темы.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие способности.                                                                                                                           

Цель проекта.

   Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности,  вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений, формирование у детей первичных представлений по выращиванию культурных растений.

Задачи проекта:

 Образовательные:

- учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей);

- показать взаимосвязь живой и неживой природы;

- расширять и обогащать представления детей о влиянии света, тепла и влаги на жизнь растений;

- уточнить представления детей о том, что в природе все взаимосвязано;

- показать детям, что лето наиболее благоприятное время для роста и развития растений.

Воспитательные:

- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе;

- расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями.

Формирование проектно - исследовательских умений и навыков:

-   Выявление проблемы;

-   Самостоятельный поиск решения;

-   Выбор из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивное его использование;

-   Самостоятельный анализ полученных результатов.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, освоение правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.  Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать растения по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; определение условий необходимых для прорастания семян; формирование представления о  стадиях развития растения из семени; закрепление полученных знаний об условиях развития растений. 

«Познавательное развитие» - расширение кругозора в части представлений о труде взрослых. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей. Сформировать интерес к выращиванию растений из семян, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.                                                                                                                                                                                  

 «Речевое развитие» - развивать умение делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.   Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

«Художественно-эстетическое развитие» - развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире.

 «Физическое развитие» - развитие физических качеств в процессе освоения разных видов труда.

   

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:  А есть ли большой мир в маленьком зернышке?

Проблемные вопросы

• Для чего мы посадили овощи на огороде?

• Почему нужно поливать растения на огороде?

• Как нам помогает солнышко выращивать овощи?

• Как ты думаешь, зачем на огород прилетают насекомые?

Учебные вопросы

• Какие овощи ты знаешь?

• Какого цвета огурец?

• Какой помидор по форме, а морковь?

• Какой по вкусу горошек? А лук?

• Зачем нужна лейка? Грабли? Лопата?

• Что такое огород? • Что такое грядка?

• Что мы делали сегодня на огороде?

• Что помогало нам выращивать овощи?

• Что мы вырастили на нашем огороде?

• Какие овощи спрятались в земле?

• Кто прилетал на наш огород?

• Кто охранял наш огород от вороны?

• Как пахнет подсолнух, петрушка?

• Из чего мы делаем салат? Из чего мы варим суп?

Проектная идея: создать на территории детского сада огород. Получить урожай, выращенный самими дошкольниками.

Принципы:

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Для реализации проекта был разработан план:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.

4.  Создать развивающую среду: иллюстрированный материал, художественную литературу.              

5. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

6. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

7. Разработка домашних заданий.  

 8.Итог проекта                                                                                                                    

Предполагаемый результат:                                                                                                                                                                                                              

1. Расширятся знания детей о  растениях,  об условиях  жизни, и способах ухода.    

                                         

2. Разовьются познавательные и мыслительные процессы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

3. Пополниться словарный запас.        

4. У детей сформируется бережное отношение к растительному миру.  

 5. Научатся уважительному отношению к своему труду и труду других людей.

6. Сформируется активность и заинтересованность  в образовательном процессе у детей и родителей.                                                                                                                

4r7sd New-Sheet - копия.jpg

План проведения проекта

Работа по реализации проекта строилась в три последовательных этапа   

                                               

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т.д.

Подбор  материала  и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта.          

Практические занятия по подготовке инвентаря, семян.

Подготовка участка к привозу  земли, очистка от мусора.

Проведение родительского собрания «Участие в проекте

 «Во саду ли, в огороде».

                             

Для внедрения проекта проводится  сбор материала и посадочных культур.                

Подготовка участка к созданию огорода,           (привоз и разброс земли, перекопка участка)

Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.  

Участвуют в посадке.

                                                               

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Создание мини лаборатории для растений

Организация выставок, конкурсов:   выставка рисунков детей  «От семечки к ростку»

конкурс «Угадай название овоща» и др.

Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.

Изготовление указателей с названиями растений.

Опыты в мини лаборатории для растений

Создание альбома «Дневник наблюдений»                        

Посадка овощных культур с соблюдением сроков и погодных условий.

Уход за растениями. Наблюдение за их ростом и развитием, за формированием и созреванием плодов.

Участие  в эстетическом оформлении «огорода»

Подбор информации для детей                  «Это интересно»

         

Совместная деятельность педагога и детей.

Мероприятия

сроки

ответственный

1. Беседа: «В мире растений»,                                                                          Развлечение: «Все начинается с семечка»,                                                      «Посев семян»,                                                                        «Первые всходы»                                                         2.Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.  

3.Беседы и наблюдение: «Какой вырос у нас урожай »

4.Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.    

Май

Май

Май

Июнь

Июнь

Июль

Август

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

1. Чтение художественной  литературы

Стихотворения;   «Дождик» Е. Стеквашов,                               «Картошка» Э.Островская,

«Наш сад» У.Раш

«Огород» А.Прокофьев,

«Послушный дождик» Я.Тайц,

«Овощи» Ю.Тувим,

«Наш сад» У.Рашид

-Р.н. сказки  «Репка », «Петушок и бобовое зернышко»,

 2. Пословицы и поговорки о семени

Июнь-август

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

    Опытно-экспериментальная деятельность:  

Занятия в огороде:            

-  «Строение растений»                                                                 -  «Размножение, рост, развитие растений»                     

-  «Условия, необходимые для жизни растений»:

Земля   (Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д.);                                                          

Вода и растения   (Выявить насколько вода необходима для роста растений);

Солнце и растения  (Определить роль солнца в жизни растений);

Человек и растения (Выявить насколько растения  нуждаются в уходе человека);  

Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др.);

Июль - август

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

1.Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов»                                                                      2.Лепка «Что нам осень подарила»                                        3.Рисование «Овощи с грядки»

4.Аппликация «Консервируем овощи»

Июнь

Август - сентябрь

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

Трудовая деятельность:

Посев семян.                                                                                                                                                                                                                                                 Посадка, прополка, полив  овощных культур, уход за растениями.    

Cбор урожая на огороде.

         

Май

Май –июль –август

сентябрь

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

                                                                                   

Экспериментально-опытная деятельность

Объект

Название опыта

Цель опытно исследовательской деятельности

Материалы и оборудование.

1

вода

«какой бывает вода»

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2.

Земля

«Узнаем какая земля»

Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Земля в контейнере.

3.

Семена растений

«У кого какие детки»

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к названию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

4.

растение

«Как развивается растение»

Выделить цикл развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко), высаживают в почву, после предварительного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдения.

Семена, предметы ухода за растениями, влажная ткань, лупа.

5.

растения

«что любят растения»

Выявить необходимость света в жизни растений. Выявить значение влаги в жизни растений.

Два комплекта растений, картонная коробка. Два комплекта растений, вода, лейка

6.

Растения

«скрещивание растений»

Вырастить рассаду арбуза и тыквы. Скрестить и высадить в огород.

                                                                                                                                  

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

Деятельность педагога,  детей,  с семьёй

  1. Уборка урожая.
  2. Подготовка грядок к зимнему сезону.         
  3. Оформление выставки «Наш урожай»
  4. Изготовление дидактической игры «Развивающее колесо.
  5. Создание наглядного пособия-лэпбука «Где живут витамины?»
  6. Закрепление и систематизация полученных знаний и умений.
  7.  Заключительное диагностическое обследование детей. Оформление выставки детского творчества.
  8. Проведение развлечения «Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты».
  9. Подготовка и показ видеофильма проекта.

Праздник «Дары осени»

Список используемой литературы

Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

 Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

 Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

   Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  - М.: ≪КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА≫, 2008.

   

Используемые Интернет-ресурсы

http://www.dobrieskazki.ru

http://www.kalyakimalyaku.ru

Приложение.

Дидактические игры

«Что сначала, что потом?»

Цель: Развивать логическое мышление. Учить связывать изменяющиеся внешние признаки объектов растительного мира с этапами развития растения.

Материал: Карточки с изображением развития растения на разных   этапах (горох, огурец, подсолнух, фасоль, дуб)

Ход игры: Наборы карточек  раздать играющим. Предложить детям разложить их по порядку (от семени до взрослого растения). Составить рассказы о развитии растения с опорой  на полученные сериационные ряды.

«Где посадим семена?»

Цель: Закреплять знания детей о цветах, овощах, фруктах, злаках, умение правильно соотносить предметы по месту их выращивания.

Материал: Карточки с изображением цветов, овощей, фруктов, злаков. Схематичные изображения цветника, огорода, сада, поля.

Ход: Ведущий показывает схематичные изображения цветника, огорода, сада, поля; а дети подбирают к ним подходящие карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети должны выложить свои карточки под соответствующими схематическими изображениями.

«Опиши, мы отгадаем»

Цель: Развивать внимание. Учить называть характерные признаки внешнего вида растения (овощей, фруктов, цветов, злаков, деревьев) и его семян; место произрастания; пользу.

Материал: Карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, деревьев, злаков. Схемы для описания.

Ход игры: Ребенок – ведущий задумывает какое-то растение, описывает его с опорой на схемы. Остальные дети отгадывают растение по описанию.

Правила игры: Ребенок – водящий может попросить помощи у кого-то из детей. Тот, кто первый отгадал, становится водящим.

«Нарисуй картину семенами»

Цель: Развивать умение классифицировать семена по внешним признакам. Закреплять  знания о пользе семян для человека. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.

Материал: Пустая рамка, набор листов цветного картона с нанесенными  контурными рисунками (фон), семена разных растений.

Ход: Ребенок выбирает понравившийся фон, вставляет его в рамку. Выкладывает  на фон картинку семенами, подбирая их по цвету, размеру, форме, фактуре. Работа оценивается детьми и награждается фишкой «СЕМЯделкин» или «СЕМЯделкин – чемпион».  

«Найди по описанию»

Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением, местом произрастания, особенностями развития растения.

Материал: Карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, деревьев, злаков; загадки об этих растениях.

Правила игры: За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

Планета Семенная 

Мы читали, наблюдали, мастерили и играли.

О красавцах-семенах очень многое  узнали.

 Посмотри на семена – сразу разница видна.

Как  матрешки, для примера, они разного размера.

Как обертки у конфеты, отличаются по цвету.

Коль внимательней вглядишься, ты их форме удивишься.

Семена прекрасные и на ощупь разные.

Но похожи они в том, в этом нет сомнений,

Что они все  будто спящие деточки растений.

Мы для всех, для всех семян придумали планету.

И нигде другой такой во вселенной нету.

Чтобы семена росли, нарисовали землю мы.

Добавили водицу, чтоб семенам напиться.

А еще тепло и свет, ведь без них и жизни нет.

И без воздуха, друзья, поверьте нам – никак нельзя.

И на этой вот планете дружно семена живут,

Цветами украшают клумбы, уют в доме создают.      

 Кормят животных, птиц и людей,

много у них кулинарных затей.

Здесь из семян леса вырастают,

Которые воздух для всех очищают.

Жители планеты семенной дружно просыпаются весной.  

Мы семена сажали, ухаживали за ними

И чудо это видели глазами своими.

Загадки

Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке.

Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы)

Эти-то семянки тоже ведь на дынькины похожи.

Но из светлых «молодцов» взрастим мы грядку… (огурцов)

Из таких семян отборных

Летом вырастет  … (подсолнух)

По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)

Стихи

ГОРОХ

 Круглые  горошины в землю были брошены,                                            

А ребята лейки брали, землю эту поливали.
Землю грело солнышко, прорастало зернышко.
Появился корешок, а потом и стебелек…
Вьется, вьется  стебелек, вот на нем уже  цветок.
Вдруг превращается цветок в зеленый толстенький стручок.
Ты скорей его сорви и внутрь створок загляни,                                    

Тебя приветствует отряд горошин, выстроенных в ряд.

(По стихотворению «Горох» )

ЧТО ЗА ДОМ?

Как-то летом под кустом в огороде вырос дом.
Дом без окон, без дверей, полна горница людей.
Взяли мы его с земли, и домой к нам принесли.
Дом без окон, без дверей, полна горница людей.
Не шалаш и не дворец, а зеленый … огурец!  
И. Головин

В ОГОРОДЕ

По таинственным законам,

Непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленый,

Рядом красный помидор,

Баклажаны синие

Рядом с желтой дынею,

А земля черным-черна,

А земля для всех одна…  Иван Гузов

ДОЖДИК

Дождик песенку поет:  Кап, кап…

Только кто ее поймет –  Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава…

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно!

(Б. Заходер)

ПОДАРОК  ОСЕНИ

 Золотая гостья – Осень    В цветнике у нас была

 И оставила на клумбах    Нам в подарок семена.

 Мы выходим на прогулку     И конвертики берём

 В них для будущей весны    Семена мы запасём.

Заклички:

                  Дождик, лей, лей, лей,                    Крупных капель не жалей,

                  Помоги немножко,                     Вырасти горошку!

Дождик, лей весь день,      Поливай ячмень!

Поливай овес,      Чтоб скорее пророс!

Поливай пшеницу,   Пусть уродится!

Дождик, дождик, поливай!    Приноси нам урожай!

(Из русского фольклора)

Скороговорка

                     После утренней зарядки

                      Мы работали на грядке.

 Поливали мы посадки

И посадки все в порядке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Педагогический проект «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 5-6 летнего возраста в ДОУ».

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах вос...

Методическая разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста: "Графика в детском саду".

Цикл занятий по графике ознакомительного характера для старших дошкольников. Занятия позволяют приобщить детей к мировой художественной  культуре, развить навыки рисования, повысить самооценку. ...

Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»

Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...

Проект в детском саду «Мультфильмы своими руками» для детей старшего дошкольного возраста.

Основная цель работы над проектом: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющегося коллективный опыт создания мультфильмов в контекс...

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста...