Детская журналистика как средство формирования познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья

Татьяна Владимировна Жигалова

Описание опыта работы по технологии "Детская журналистика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhurnalistika.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Детская журналистика как средство формирования познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Жигалова Т.В.,

педагог дополнительного образования

МДОУ «Детский сад №18»,

ГО Богданович

Общеизвестно, что в период  дошкольного детства, благодаря познавательной активности ребенка, происходит зарождение первичного образа мира, который продолжает формироваться в процессе дальнейшего развития ребенка. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей – наличие у детей интереса к познавательной деятельности.

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили  развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, мобильные телефонные сети, интернет. Информационные технологии дают нам новые возможности и могут стать инструментом для познания мира. Об этом свидетельствуют исследовательские и методические работы А.Ю. Дейкиной, А.А. Журина, И.А. Фатеевой, А.А. Новиковой, И.В.Челышевой, А.В. Федорова, Е.М. Талалаевой.

Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей являются такие технологии, которые бы сделали главным участником
педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию
непринужденно, в игровой интересной для него форме. Одной из таких технологий является детская журналистика.
Это одна из современных форм работы с детьми, реализуемая с помощью информационных технологий.

               Так в нашем дошкольном учреждении был разработан журналистский проект  «Солнышко FM», который реализуется в рамках дополнительного образования.

Методологическую  основу инновационного проекта составляют концептуальные философские и психолого-педагогические положения:

            - о истории и современном состоянии направления детской журналистики

(монографии М.А. Алексеевой, В.Н. Ганичева, К.Ю. Новикова, О.А. Петровой, И.А. Руденко);

-о возрастной характеристике производителей информационного продукта (Д.И Косолапова);

- о развитии системы информационного пространства (К.И Цымбаленко);

             Целью проекта стало расширение форм организации образовательной деятельности по  развитию познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников посредством реализации проекта «Солнышко FM». 

Основная идея инновационного проекта состоит в создании и внедрении в образовательный процесс дошкольного учреждения новой инновационной формы работы с воспитанниками (детская журналистика), которая дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.  

Оригинальность проекта состоит в использовании средств цифровизации при организации работы с детьми по формированию познавательно - исследовательских навыков и умений, на основе общего интересного детского дела – журналистской деятельности.

Проект разработан исходя из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество с семьей и социумом.

Был создана творческая группа по разработке алгоритма создания радио эфиров и  организации пространства. В него вошли педагоги  детского сада.

Для реализации проекта в детском саду организована и использована собственная радиостудия, оборудованная микрофонами, звукозаписывающей аппаратурой. Проект включает в себя структуру радио эфиров, график работы, распорядок передач по дням недели, содержащий блоки, рубрики  и их содержание, назначены ответственные за определенную рубрику, это педагоги и специалисты ДОУ.

               В 2018 году нам поступило предложение о сотрудничестве от нашей городской радиостанции «Клен –FM», так родился еще один проект «Солнышкины детки на радио «Клен –FM». Ежемесячно дети готовят и записывают радио-выпуски на различные темы, которые затем транслируются в Свердловской области и за ее пределами. Темы выпусков согласовываются с главным  редактором радиостанции «Клен-FM». Затем педагог и воспитанники  собирают материал по данной теме, обсуждают, прорабатывают, составляется сценарий радио выпуска. Запись эфира проходит в специально оборудованной студии. 

Обращение к детской журналистике наполнило новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса.

Практическая реализация проекта позволила применить принципиально новые подходы к организации образовательного процесса по формированию познавательно - исследовательских навыков и умений, органично дополняя традиционные формы.

Проект «Солнышко FM» позволил повысить у детей такие умения и навыки как: 

- строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;

- раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;

            - наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;

- использовать разнообразные формы общения;

- вести монологическую и диалогическую речь, обогатился словарный запас;

            - работать по определённым правилам, доводить начатое дело до конца;

- работать в подгруппе самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров;

 -свободное использование детьми ИКТ – технологий.

Практическая значимость проекта включает в себя разработанные материалы:

- тематическое планирование образовательной (проектной) деятельности;

- комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта;

- технологические карты образовательной деятельности;

- дидактические материалы к проекту.

Таким образом, в результате внедрения в образовательную деятельность такой инновационной формы как детская журналистика,  дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.            Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста  Детскую  психику справедливо сравнивают с чистой грифельной  доской: что  на...

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Использование системы специальных упражнений и различных  игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация "Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Хоровое пение играет важную роль в развитии ребёнка.  Пение является самым доступным видом детского исполнительства:  каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструмент...

Консультация. "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

quot;Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"...