Консультация "Особенности речевого развития ребенка пятого года жизни"
консультация

Шуть Олеся Сергеевна

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_logopeda_1431348243_125959.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Особенности речевого развития ребенка

пятого года жизни

      На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

      К четырем годам малыш осваивает правильное произношение свистящих звуков  [с], [с’], [з], [з’], [ц] и абсолютно чисто произносит их в словах, предложениях и связной речи.

      В словаре ребенка этого возраста более полутора тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок. Активный словарь обогащается словами, обозначающих качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).  Используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь). Малыш с удовольствием рассказывает дома, как провел день в детском саду, чем занимался, повторяет стихи, песенки и сказки, которые слышал, отвечает на вопросы взрослых, то есть поддерживает диалог.  Именно в это время важно читать ребенку, рассматривая с ним иллюстрации к произведению, обязательно обсуждая с ним прочитанное и увиденное, учить малыша пересказывать услышанные произведения полно (близко к тексту) и кратко.

      На пятом году ребенок активно овладевает навыками словообразования и словоизменения. Появление в его речи инноваций – одна из особенностей этого возраста. Ребенок говорит: «Смотри, как я таю мороженое. Я – папиная дочка. Папу черепахи зовут черепах?»

      С четырех до пяти лет у ребенка наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам не только свистящие звуки, но и шипящие [ш], [ж], [щ], а также звук [ч] произносятся ребенком правильно и дифференцированы в речи, т.е. ребенок не путает их между собой, а говорит совершенно чисто. В этом возрасте у нормально развивающегося ребенка еще может отмечаться неправильное произношение сонорных звуков [р], [р’], [л], [л’]. Такое нарушение произношения считается физиологической нормой и не должно вызывать беспокойство.

      В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

- у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:

- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

ПОМНИТЕ!

  • Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
  • Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
  • Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка пятого года жизни.

Аннотация:Материал адресован учителям-логопедам, воспитателям  ДОУ и родителям.АвторТукаева Гульшат ГаязетдиновнаМесто работы:МКОУ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯДолжность:учитель-логопед...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Презентация "Диагностика психического развития ребенка третьего года жизни"

Приемы диагностики психического развития ребенка третьего года жизни...

Речевое развитие детей седьмого года жизни

показатели речевого развития детей в  подготовительной к школе группе...