Рабочая программа по предмету «Математические представления»
рабочая программа (6 класс)

Шпакова Елена Александровна
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для ученика 6 класса Балашова Никиты.


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;

-приказом Министерства  образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- приказом Министерства  образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.

Программа рассчитана на 68 часов (по 40 минут 2 раза в неделю). При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Ребенок с РАС и выраженным нарушением интеллекта не может овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых ребенок непроизвольно осваивают доступные для него элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Цель программы обучения: Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.


Задачи программы обучения:

  • умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
  • умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
  • умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
  • умение различать части суток, соотносить действие с временных промежутков, составлять и прослеживать последовательность событий.

Личностные результаты:

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
  • овладение общепринятыми правилами поведения;
  • наличие интереса к практической деятельности;


Предметные результаты:

  • умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности;
  • способность к перемещению и ориентировке в пространстве в бытовых ситуациях;
  • использование словесных и невербальных средств для передачи пространственных отношений в быту, в предметной, изобразительной и конструктивной деятельности;


Методы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.


Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

1

«Круг», «Квадрат».

2

«Круг», «Квадрат».

3

«Маленькие и большие круги, квадраты»

4

«Маленькие и большие круги, квадраты»

5

«Предметы похожие на круг, квадрат»

6

«Предметы похожие на круг, квадрат»

7

«Раскрашивание круга, квадрата»

8

«Раскрашивание круга, квадрата»

9

«Обведение круга, квадрата по контуру»

10

«Обведение круга, квадрата по контуру»

11

«Штриховка круга, квадрата»

12

«Штриховка круга, квадрата»

13

«Большой-маленький», «Длинный- короткий»

14

«Большой-маленький», «Длинный- короткий»

15

«Большие и маленькие игрушки

16

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».

17

«Я большая, а ты маленький»

18

Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

19

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»

20

«Подбери ленты для кукол».

21

«Постройка башни»

22

«Длинный мост, короткий мостик»

23

«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».

24

«Вверху-середина-внизу»

25

«Разложи игрушки по полкам»

26

«Разложи одежду по полкам»

27

«Ориентация на листе бумаги»

28

«Вверх-середина»

29

«Середина –низ»

30

«Ориентация в комнате»

31

«Середина комнаты»

32

«День-вечер-ночь»

33

«Части суток», «День-вечер-ночь»

34

«Части суток», «День-вечер-ночь»

35

«Режим дня»

36

«Режим дня»

37

«Ночной режим»

38

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью»

39

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью»

40

«Знакомство с понятием «один» и «много»«Знакомство с цифрой 1»

41

«Знакомство с понятием «один» и «много»«Знакомство с цифрой 1»

42

«Знакомство с понятием «один» и «много»«Знакомство с цифрой 1»

43

«Один-много», «Цифра 1»

44

«Один-много», «Цифра 1»

45

«Один-много», «Цифра 2»

46

«Один-много», «Цифра 2»

47

«Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков».

48

«Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков».

49

«Мои игрушки».

50

«Мои игрушки».

51

«В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»

52

«В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 2»

53

«Поровну-больше»

54

«Поровну-больше»

55

«Разложи игрушки»

56

«Разложи игрушки»

57

«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.»

58

«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.»

59

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

60

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

61

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

62

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

63

Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше»

64

Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше»

65

Рисование цифр по трафарету.

66

Рисование цифр по трафарету.

67

Повторение изученного материала.

68

Повторение изученного материала.


Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Планируемая дата

Фактическая дата

1

«Круг», «Квадрат»

04.09

2

«Круг», «Квадрат»

07.09

3

«Маленькие и большие круги, квадраты»

11.09

4

«Маленькие и большие круги, квадраты»

14.09

5

«Предметы похожие на круг, квадрат»

18.09

6

«Предметы похожие на круг, квадрат»

21.09

7

«Раскрашивание круга, квадрата»

25.09

8

«Раскрашивание круга, квадрата»

28.09

9

«Обведение круга, квадрата по контуру»

02.10

10

«Обведение круга, квадрата по контуру»

05.10

11

«Штриховка круга, квадрата»

09.10

12

«Штриховка круга, квадрата»

12.10

13

«Большой-маленький», «Длинный- короткий»

16.10

14

«Большой-маленький», «Длинный- короткий»

19.10

15

«Большие и маленькие игрушки

23.10

16

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».

26.10

17

«Я большая, а ты маленький»

30.10

18

Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

02.11

19

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»

13.11

20

«Подбери ленты для кукол».

16.11

21

«Постройка башни»

20.11

22

«Длинный мост, короткий мостик»

23.11

23

«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».

27.11

24

«Вверху-середина-внизу»

30.11

25

«Разложи игрушки по полкам»

04.12

26

«Разложи одежду по полкам»

07.12

27

«Ориентация на листе бумаги»

11.12

28

«Вверх-середина»

14.12

29

«Середина –низ»

18.12

30

«Ориентация в комнате»

21.12

31

«Середина комнаты»

25.12

32

«День-вечер-ночь»

28.12


33

«Части суток», «День-вечер-ночь»

11.01

34

«Части суток», «День-вечер-ночь»

15.01

35

«Режим дня»

18.01

36

«Режим дня»

22.01

37

«Ночной режим»

25.01

38

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью»

29.01

39

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью»

01.02

40

«Знакомство с понятием «один» и «много»«Знакомство с цифрой 1»

05.02

41

«Знакомство с понятием «один» и «много»«Знакомство с цифрой 1»

08.02

42

«Знакомство с понятием «один» и «много»«Знакомство с цифрой 1»

12.02

43

«Один-много», «Цифра 1»

15.02

44

«Один-много», «Цифра 1»

19.02

45

«Один-много», «Цифра 2»

22.02

46

«Один-много», «Цифра 2»

26.02

47

«Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков».

01.03

48

«Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков».

05.03

49

«Мои игрушки».

12.03

50

«Мои игрушки».

15.03

51

«В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»

19.03

52

«В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 2»

22.03


53

«Поровну-больше»

05.04

54

«Поровну-больше»

09.04

55

«Разложи игрушки»

12.04

56

«Разложи игрушки»

16.04

57

«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.»

19.04

58

«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.»

23.04

59

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

26.04

60

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

30.04

61

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

07.05

62

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

14.05

63

Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше»

17.05

64

Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше»

21.05

65

Рисование цифр по трафарету.

24.05

66

Рисование цифр по трафарету.

28.05

67

Повторение изученного материала.

31.05

68

Повторение изученного материала.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программы  обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. под ред. Баряевой Л.Б.  Спб.

 Алышева Т.В. Математика. 1 класс. изд.-М.: Просвещение

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.

Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. – Волгоград

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по математике.

Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель

Копытова Л.Н. Развитие пространственных представлений и образного мышления. Москва: Форум-книга

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Достаточный уровень

различать предметы по цвету, массе, форме;

сравнивать 1-3 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;

сравнивать  предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением;

определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, помещать предметы в указанное положение;

ориентироваться на листе бумаги;

узнавать, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов;

создать условия для письма цифр 1,2,3 соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой;

развитие мелкой моторики, межполушарных связей.

Минимальный уровень

различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определенным свойством (цвет, величина, форма);

сравнивать два предмета по величине по величине методом приложения;

сравнивать  два предмета по размеру (длине, высоте,  ширине) с использованием приёмов наложения и приложения;

устанавливать взаимно-однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их  равенство (лишние, недостающие предметы);

различать правую, левую руки;  

пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;

ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);

узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя;

узнавать цифры 1,2,3 распознавать монеты  в играх и упражнениях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету: математические представления

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету: математические представления обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в...

Рабочая программа по предмету: математические представления

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету: математические представления обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в...

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 5 класс

Рабочая программа для работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями (II вариант)....