Рабочая программа по предмету «Математические представления»
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для ученика 6 класса Балашова Никиты.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов (по 40 минут 2 раза в неделю). При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Ребенок с РАС и выраженным нарушением интеллекта не может овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых ребенок непроизвольно осваивают доступные для него элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Цель программы обучения: Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи программы обучения:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
- умение различать части суток, соотносить действие с временных промежутков, составлять и прослеживать последовательность событий.
Личностные результаты:
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
- овладение общепринятыми правилами поведения;
- наличие интереса к практической деятельности;
Предметные результаты:
- умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности;
- способность к перемещению и ориентировке в пространстве в бытовых ситуациях;
- использование словесных и невербальных средств для передачи пространственных отношений в быту, в предметной, изобразительной и конструктивной деятельности;
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока |
1 | «Круг», «Квадрат». |
2 | «Круг», «Квадрат». |
3 | «Маленькие и большие круги, квадраты» |
4 | «Маленькие и большие круги, квадраты» |
5 | «Предметы похожие на круг, квадрат» |
6 | «Предметы похожие на круг, квадрат» |
7 | «Раскрашивание круга, квадрата» |
8 | «Раскрашивание круга, квадрата» |
9 | «Обведение круга, квадрата по контуру» |
10 | «Обведение круга, квадрата по контуру» |
11 | «Штриховка круга, квадрата» |
12 | «Штриховка круга, квадрата» |
13 | «Большой-маленький», «Длинный- короткий» |
14 | «Большой-маленький», «Длинный- короткий» |
15 | «Большие и маленькие игрушки |
16 | «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения». |
17 | «Я большая, а ты маленький» |
18 | Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». |
19 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» |
20 | «Подбери ленты для кукол». |
21 | «Постройка башни» |
22 | «Длинный мост, короткий мостик» |
23 | «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». |
24 | «Вверху-середина-внизу» |
25 | «Разложи игрушки по полкам» |
26 | «Разложи одежду по полкам» |
27 | «Ориентация на листе бумаги» |
28 | «Вверх-середина» |
29 | «Середина –низ» |
30 | «Ориентация в комнате» |
31 | «Середина комнаты» |
32 | «День-вечер-ночь» |
33 | «Части суток», «День-вечер-ночь» |
34 | «Части суток», «День-вечер-ночь» |
35 | «Режим дня» |
36 | «Режим дня» |
37 | «Ночной режим» |
38 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью» |
39 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью» |
40 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» |
41 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» |
42 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» |
43 | «Один-много», «Цифра 1» |
44 | «Один-много», «Цифра 1» |
45 | «Один-много», «Цифра 2» |
46 | «Один-много», «Цифра 2» |
47 | «Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков». |
48 | «Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков». |
49 | «Мои игрушки». |
50 | «Мои игрушки». |
51 | «В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» |
52 | «В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 2» |
53 | «Поровну-больше» |
54 | «Поровну-больше» |
55 | «Разложи игрушки» |
56 | «Разложи игрушки» |
57 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» |
58 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» |
59 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». |
60 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». |
61 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» |
62 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» |
63 | Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше» |
64 | Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше» |
65 | Рисование цифр по трафарету. |
66 | Рисование цифр по трафарету. |
67 | Повторение изученного материала. |
68 | Повторение изученного материала. |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата | |
1 | «Круг», «Квадрат» | 04.09 | ||
2 | «Круг», «Квадрат» | 07.09 | ||
3 | «Маленькие и большие круги, квадраты» | 11.09 | ||
4 | «Маленькие и большие круги, квадраты» | 14.09 | ||
5 | «Предметы похожие на круг, квадрат» | 18.09 | ||
6 | «Предметы похожие на круг, квадрат» | 21.09 | ||
7 | «Раскрашивание круга, квадрата» | 25.09 | ||
8 | «Раскрашивание круга, квадрата» | 28.09 | ||
9 | «Обведение круга, квадрата по контуру» | 02.10 | ||
10 | «Обведение круга, квадрата по контуру» | 05.10 | ||
11 | «Штриховка круга, квадрата» | 09.10 | ||
12 | «Штриховка круга, квадрата» | 12.10 | ||
13 | «Большой-маленький», «Длинный- короткий» | 16.10 | ||
14 | «Большой-маленький», «Длинный- короткий» | 19.10 | ||
15 | «Большие и маленькие игрушки | 23.10 | ||
16 | «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения». | 26.10 | ||
17 | «Я большая, а ты маленький» | 30.10 | ||
18 | Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 02.11 | ||
19 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» | 13.11 | ||
20 | «Подбери ленты для кукол». | 16.11 | ||
21 | «Постройка башни» | 20.11 | ||
22 | «Длинный мост, короткий мостик» | 23.11 | ||
23 | «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 27.11 | ||
24 | «Вверху-середина-внизу» | 30.11 | ||
25 | «Разложи игрушки по полкам» | 04.12 | ||
26 | «Разложи одежду по полкам» | 07.12 | ||
27 | «Ориентация на листе бумаги» | 11.12 | ||
28 | «Вверх-середина» | 14.12 | ||
29 | «Середина –низ» | 18.12 | ||
30 | «Ориентация в комнате» | 21.12 | ||
31 | «Середина комнаты» | 25.12 | ||
32 | «День-вечер-ночь» | 28.12 | ||
| «Части суток», «День-вечер-ночь» | 11.01 | ||
34 | «Части суток», «День-вечер-ночь» | 15.01 | ||
35 | «Режим дня» | 18.01 | ||
36 | «Режим дня» | 22.01 | ||
37 | «Ночной режим» | 25.01 | ||
38 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью» | 29.01 | ||
39 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью» | 01.02 | ||
40 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» | 05.02 | ||
41 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» | 08.02 | ||
42 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» | 12.02 | ||
43 | «Один-много», «Цифра 1» | 15.02 | ||
44 | «Один-много», «Цифра 1» | 19.02 | ||
45 | «Один-много», «Цифра 2» | 22.02 | ||
46 | «Один-много», «Цифра 2» | 26.02 | ||
47 | «Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 01.03 | ||
48 | «Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 05.03 | ||
49 | «Мои игрушки». | 12.03 | ||
50 | «Мои игрушки». | 15.03 | ||
51 | «В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 19.03 | ||
52 | «В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 2» | 22.03 | ||
| «Поровну-больше» | 05.04 | ||
54 | «Поровну-больше» | 09.04 | ||
55 | «Разложи игрушки» | 12.04 | ||
56 | «Разложи игрушки» | 16.04 | ||
57 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» | 19.04 | ||
58 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» | 23.04 | ||
59 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 26.04 | ||
60 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 30.04 | ||
61 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 07.05 | ||
62 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 14.05 | ||
63 | Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше» | 17.05 | ||
64 | Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше» | 21.05 | ||
65 | Рисование цифр по трафарету. | 24.05 | ||
66 | Рисование цифр по трафарету. | 28.05 | ||
67 | Повторение изученного материала. | 31.05 | ||
68 | Повторение изученного материала. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. под ред. Баряевой Л.Б. Спб.
Алышева Т.В. Математика. 1 класс. изд.-М.: Просвещение
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.
Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. – Волгоград
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по математике.
Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель
Копытова Л.Н. Развитие пространственных представлений и образного мышления. Москва: Форум-книга
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Достаточный уровень
различать предметы по цвету, массе, форме;
сравнивать 1-3 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;
сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением;
определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, помещать предметы в указанное положение;
ориентироваться на листе бумаги;
узнавать, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов;
создать условия для письма цифр 1,2,3 соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой;
развитие мелкой моторики, межполушарных связей.
Минимальный уровень
различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определенным свойством (цвет, величина, форма);
сравнивать два предмета по величине по величине методом приложения;
сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приёмов наложения и приложения;
устанавливать взаимно-однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их равенство (лишние, недостающие предметы);
различать правую, левую руки;
пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;
ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);
узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя;
узнавать цифры 1,2,3 распознавать монеты в играх и упражнениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: математические представления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету: математические представления обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в...
Рабочая программа по предмету: математические представления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету: математические представления обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в...
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 5 класс
Рабочая программа для работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями (II вариант)....
Рабочая программа по предмету "Математические представления", 1 класс, 2 вариант
Материал для учителей коррекционного образования...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 7 класс.
Рабочая программа...