«Функция коррекции в игре"
статья
Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, очень мало работает руками, мало рисует, конструирует.
Большинство современных ученых видят перспективы развития творческих способностей личности в использовании игровых методик. Можно сказать, игра – необходимый вид деятельности, в процессе которой отражается накопленный детьми опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности. Именно в игре ребенок – автор и исполнитель, творец, испытывающий чувство восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают. Игра – занятие, форма общения детей, не носящая обязательного характера, приносящая чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, а также игра моделирует жизненные ситуации. Игра для взрослого – средство заполнения досуга, а для детей – возможность освоения и познания мира.
Игра выполняем целый ряд функций: саморегуляции, диагностическая, развлекательная, социокультурная, коммуникативная, функция коррекции, которая является одной из важнейших в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ambrasovskaya_funktsiya_korrektsii_v_igre.docx | 51.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Амбрасовская Елена Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа №432 Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
«Функция коррекции в игре»
Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, очень мало работает руками, мало рисует, конструирует.
Большинство современных ученых видят перспективы развития творческих способностей личности в использовании игровых методик. Можно сказать, игра – необходимый вид деятельности, в процессе которой отражается накопленный детьми опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности. Именно в игре ребенок – автор и исполнитель, творец, испытывающий чувство восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают. Игра – занятие, форма общения детей, не носящая обязательного характера, приносящая чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, а также игра моделирует жизненные ситуации. Игра для взрослого – средство заполнения досуга, а для детей – возможность освоения и познания мира.
Игра выполняем целый ряд функций: саморегуляции, диагностическая, развлекательная, социокультурная, коммуникативная, функция коррекции, которая является одной из важнейших в жизни ребенка.
Психологи смотрят на игру как на средство проявления, раскрытия и развития психологических и нравственных качеств человека. Ученые признали игру как метод познания ребенка и как метод коррекции психического развития. Игра закрепляет приобретенные способности, помогает детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Поскольку основным назначением игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами.
Игра может и должна использоваться для преодоления различных проблем, которые возникают у человека в поведении, в общении с окружающими людьми, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин считал, что эффект игровой терапии обуславливается практикой новых социальных отношений, получаемых ребенком в ролевой игре
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре осуществляется естественно и незаметно. Если все учащиеся запомнили правила и сюжет игры, если каждый ученик хорошо знает не только свою роль, но и роли всех своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Использование коррекционных игр способно оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с трудностями, препятствующими их нормальному существованию и общению со сверстниками в коллективе.
Игры – упражнения на коррекцию внимания, логического и образного мышления.
«Пожалуйста»
Взрослый ведущий подает команду ребенку, изменяя голос, иногда проявляя настойчивость или мягкость, в замедленном темпе или торопливо. Но выполнять команду ребенок должен только в том случае, если взрослый произносит слово «пожалуйста» Если ребенок выполнил команду, когда не сказано слово «пожалуйста», или не выполнил, когда оно прозвучало, то с него как нарушившего правила, игрок берет «фант»
Лучше, если в эту игру будут играть несколько ребят.
В конце игры определяется победитель – самый внимательный из играющих детей, а фанты выкупаются.
«Запрещенные слова».
Цель: помочь через игру осуществлять контроль за своим поведением, учить его условности игровой (учебной) ситуации, совершенствовать волевое усилие, развивать умение продумывать высказываемый ответ.
Условия игры. Отвечающий не имеет права использовать в своих ответах слова «да» и «нет», названия цвета «черный» и «белый» Взрослый задает ребенку различные вопросы, причем такие, которые предполагают использование в ответах запрещенных слов. Поэтому, чтобы отвечать в соответствии с правилами игры, зачастую нужно будет говорить нелепицу или неправду. Например, такие вопросы: «Коровы умеют летать?» «Ты любишь ходить к доктору?» «Твой папа играет в куклы?» и т.п
«Бывает – не бывает».
Дидактическая задача: создать благоприятные условия развития восприятия, памяти, воображения; способствовать формированию устойчивого, познавательного интереса.
Ход. Это словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Воспитаннику надо представить себе ситуацию, которую вы описываете и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно – его очередь загадывать вам загадку (фразу), а если неправильно – очередь пропускается.
Предложите ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает, и вы увидите, с каким удовольствием он выполнит задание. Попросите его рассказать, что он нарисовал и вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что он изобразил не встречается в жизни. Игра пойдет веселее, если вы примете в ней активное участие, если будете придумывать и рисовать.
«Зеркало».
Двое играющих встают друг против друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого. Потом играющие меняются ролями.
«Поиск общего».
Цель: коррекция мышления, внимания.
Условия игры. Даются 2 случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы включают в себя указания на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.
«тарелка» «дом»
«солнце» «рубашка»
«самолет» «ложка»
Способы применения предмета.
Задается какой – либо предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем можно назвать способы, взятые из реальной жизни и способы, придуманные, фантастические. В последнем случае однако, следует обязательно сформировать обоснование к предлагаемому способу применения: «книга», «автомобиль», «помидор», «дождь» предложении.
Учимся согласовывать слова в
Напиши как можно больше предложений, у которого слова начинались бы с указанных букв.
Б… у… ж… б…
С… о… н… с…
К… е… л… к…
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоянии феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что она не задаётся и не ограничивается конкретным содержанием. Темой детских игр может быть буквально любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою самоценность как свой обычный вид деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция познавательных функций.
В различных направлениях воспитания и обучения успех в значительной мере обусловлен проведением целенаправленной работы по коррекции интеллектуального развития....
Коррекция, развитие и формирование высших психических функций.Методы нейропсихологической коррекции.
В данном докладе представлена работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на расслабление мышц, релаксации, дыхательные упражнения. Для чего нужны такие упражнения. А значит это дает д...
Урок алгебры в 7 классе. Линейная функция и китайская игра "Танграм"
В ходе обобщающего повторения графиков линейной функции учащиеся знакомятся с одной из древнейших китайских игр "Танграм"....
Функции и полезность игры в процессе обучения.
Статья посвящена технологиям использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр....
Коррекция познавательных функций учащихся с ОВЗ на уроках математики в играх и упражнениях
Мастер-класс...
Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».
Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов»....
Функция коррекции в игре
Важнейшие функции игры для обучающего процесса...