Социализация детей с девиантным поведением средствами искусства.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Китаева Ирина Алексеевна

Социализация детей с девиантным поведением средствами искусства, в ансамбле танца "Радуга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с девиантным поведением средствами искусства.

Я работаю в школе № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга учителем ритмики уже на протяжении семи лет.  Здесь обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с задержкой психического развития. Исследователи, занимающиеся изучением детей с ЗПР, указывают на высокий риск возникновения у данной категории детей различных форм девиантного поведения: плохая успеваемость, неуверенность в себе, тревожность, заниженная самооценка, жестокость, лживость, страх, озлобленность, агрессивность, замкнутость, неумение дружить со сверстниками.

В связи с этим, проблема профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения приобретает в современных условиях чрезвычайную актуальность.

Одним из условий успешной социализации таких детей является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и ощутить свою значимость. Искусство выступает как средство для социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным.

Одной из наиболее эффективных форм работы для снятия агрессии и мышечного напряжения у детей и подростков с девиантным поведением является танцевально-двигательная терапия. С этой целью в школе был создан танцевальный коллектив «Радуга», которому исполнилось 7 лет.

Танец – это торжество жизни, он пробуждает стремление к творчеству, повышает самооценку. Обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического и оздоровительного воздействия.

Цель танцевально-двигательной терапии – гармонизация психоэмоционального состояния подростка и его социальная адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством хореографического искусства.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

•        освоение различных способов расслабления

•        развитие артистического, эмоционального и двигательного поведения      

•        снятие стресса, выход заблокированной   агрессии

•        высвобождение подавляемых эмоций

•        избавление от страха перед аудиторией    

•        повышение уровня самооценки и уверенности в себе

•        положительное восприятие себя и  ощущение личностной свободы

•        осознание и принятие своего тела

•        сплочение коллектива, коррекция отношений в группе.

Танцевально-двигательная терапия, концентрируясь на взаимоотношении между психологическими и физиологическими процессами, помогает детям пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Через двигательное взаимодействие педагог помогает детям проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию.

Педагог-руководитель должен научить детей способности сопереживать чужой беде; умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу, свою точку зрения; готовности помочь младшему в освоении новых движений. Педагогу следует обеспечить благоприятный социально-психологический климат в коллективе. Ребёнку важно показать, что к его мнению прислушиваются, создать для него ситуацию успеха на занятиях хореографии. Это условие предполагает предоставление возможности ребёнку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. Групповые занятия снижают эмоциональное напряжение и формирует атмосферу доверия.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы переносится и на внешний вид детей в школе. Необходимо научить ребёнка беречь костюм. Приучить, чтобы все костюмы перед концертом были приготовлены в строгом и определённом порядке.

Воспитательная работа в коллективе – процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программой организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала. Каждый концерт, каждый выход на сцену должен быть для ребёнка и праздником и ответственным испытанием на собранность, выдержку, организованность, силу воли. Каждый выход на сцену должен навсегда отложиться в памяти в душе, сознании ребёнка. Перед выходом на сцену необходимо напомнить детям о самых важных деталях. Постоянное внимание педагога, поддержка приучают детей контролировать себя, воспитывают чувство ответственности за любое порученное дело. Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей, укреплению здоровья. Вырабатывается правильная осанка, физическая выносливость, координация, тренировка тела. Дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении детей. Развивает лёгкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, помогает расслабиться, снять стресс, улучшает внимание, помогает отогнать негативные мысли.

Полная занятость детей в репертуаре коллектива является стимулом для занятий, так как дети должны знать, что никто из них не останется в стороне.

В репертуаре коллектива всегда есть номера, воспитывающие патриотизм и любовь к родине – «Солдатка», «Девицы-красавицы» (русский хоровод), «Тропинка», «Матрёшечки» (основанные на русском материале).  Номера, знакомящие с культурой других стран: «Краски востока» (китайская хореография). Эстрадная хореография «День непослушания», «Недетское время», «Перекрёсток». Ребята с удовольствием проявляют инициативу в постановке своих номеров, что имеет положительный отзыв у всех педагогов. Так в 2018 году они выучили самостоятельно современный флеш-моб, с которым выступали на школьных мероприятиях.

Для придания стабильности, общей значимости коллектива необходимо его включение в более широкий круг общения с другими коллективами, обращение к иным жанрам и направлениям в искусстве. Это помогает детям и в творческом и человеческом общении. У них укрепляется сознание общественной роли своего творчества, своего авторитета, осознаннее становятся мотивы поведения. Такой опыт приобретается на конкурсах, фестивалях различных масштабах (международный, всероссийский, региональный, городской, районный). Конкретные успехи доставляют радость детям.

Дети принимают участие во всех школьных мероприятиях. Ежегодно выступают на фестивале «Ижорские встречи», (организатор Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов «Поддержка» города Колпино), праздник творчества и дружбы, центральная часть которого – музыкальный спектакль. Любой его участник чувствует себя настоящим артистом. А по окончанию спектакля вливается в толпу зрителей, где могут услышать похвалу лично. Результативно участвуют во Всероссийском конкурсе-фестивале «Спорт и Творчество» - «Ветер надежды», организатором которого является Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга, в городском творческом фестивале детей с ограниченными возможностями «Парус мечты», в школьном фестивале «Китайский Новый год», в районных и городских конкурсах хореографии. Благодаря этому сотрудничеству, наши ребята ощутили, что мир велик и не ограничивается пребыванием в школе и дома. Они познали счастье быть востребованными.

Коллектив имеет большое количество грамот и наград.

Тот опыт, который дети приобрели в школе, влияет на их самостоятельную деятельность, позволяет им успешно выступать как на школьной сцене, так и на лучших площадках города и района.

Эффективность реализации танцевально-двигательной терапии подтверждают следующие результаты, характеризующие уровень социализации учащихся:

  • активное формирование ценностных ориентаций у учащихся;
  • преодоление социальной изолированности за счет повышения уровня коммуникативной культуры;
  • снижение уровня агрессивности и тревожности у учащихся;
  • уменьшение количества обучающихся, склонных к поведенческим рискам, опасным для жизни и здоровья;
  • положительная динамика поведенческих рисков, опасных для здоровья, что выражается в уменьшении количества обучающихся, склонных к употреблению наркотиков, табака и алкоголя;
  • увеличение количества учащихся, вовлеченных в социокультурные практики;
  • формирование эмоционально положительного отношения к ребенку с ОВЗ со стороны социума.

Таким образом, мы приходим к выводу, что танец – это уникальное средство воздействия на профилактику девиантного поведения и на ребёнка в целом. Занятия танцем помогают детям забыть о своих проблемах и трудностях, снизить эмоциональное напряжение, справиться с агрессией, создать положительное настроение, воспитать уверенность в себе, научить детей сотрудничать и помогать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация подростков с девиантным поведением.

Социализации личности подростков с девиантным поведением  Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания нор...

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся...

Трудности социализации подростков с девиантным поведением.

Этой статьёй я начинаю раскрывать свою тему по самообразованию "Детская субкультура, как механизм социализации детей, оставшихся без попечения родителей."...

«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»

Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция,  овладение ...

Социализация детей с девиантным поведением. Педсовет

Рекомендации педагога-психолога для педагогов, работающих с детьми с девиантным поведениемПримеры причин девиантного поведения...