Трудности социализации подростков с девиантным поведением.
статья на тему
Этой статьёй я начинаю раскрывать свою тему по самообразованию "Детская субкультура, как механизм социализации детей, оставшихся без попечения родителей."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_sotsializatsii_podrostkov_s_deviantnym_povedeniem.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности социализации подростков с девиантным поведением.
Социализация всегда происходит в контексте специфической социальной структуры. В периоды социальных кризисов, разрушения социальных механизмов, прежние формы социализации становятся несостоятельными, социальные идентификации, связанные с прежней нормативной базой, могут либо утрачиваться, либо меняться. То же самое происходит и в условиях потери семьи. Тогда есть вероятность возникновения проблем на всех уровнях пирамиды – от целей до критериев отбора содержания социализирующей деятельности. Когда ребёнок остаётся один на один с трансформирующимся обществом, в котором появляются новые статусы и роли, происходит перестройка потребностей сферы и мотивационных структур, переформирование социально – типического в личности. Самое основное – трансформируется и размывается ценностно – нормативная система социальных отношений – основа социализирующих процессов.
Вместе с тем, воздействие на личность усиливается за счёт развивающихся массовых информационных средств. Получается, что подросток находится, с одной стороны, под более массивным общественным прессингом, а с другой – общество не даёт критерии и нормы выживания. В этой ситуации центр ответственности и контроля смещается в сторону индивидуальности, что предъявляет к ней достаточно высокие требования.
Самым очевидным проявлением сбоев в процессах социализации становится отклоняющее (девиантное) поведение. К основным его формам принято относить различные правонарушения, пьянство, наркоманию, проституцию.
Подростковый возраст – время, когда физический и психологический аспекты подвергаются качественной перестройке. Именно в этом возрасте активизируются акцентуации характера, возникают защитные формы поведения. Подросток всегда переживает весьма сложный период, и это нормально. Однако общественные события последних двух десятков лет придали нормальному процессу оттенок искажения и привели к тому, что подростки, выросшие в этот период перелома, стали в настоящее время причиной внимания и тревоги.
Более половины всех правонарушений совершают молодые люди. Значительный процент таких нарушений приходится на подростковый возраст. Растёт детская заболеваемость алкоголизмом, наркозависимость, снижается уровень образования.
Для объяснения природы асоциального поведения несовершеннолетних чрезвычайно важно выяснить, каким образом в настоящее время происходит усвоение социального опыта, формирование внутренней регуляции поведения индивида – перевода во внутренний план различных групповых норм и ценностей, которые являются внешними поведенческими регуляторами. Не менее важно проследить, как трансформируются те социальные ориентиры и ценности, которые служат объективной основой социализации подростков, что именно в настоящее время представляют собой институты социализации. Их сегодня несколько.
- Родительская семья – важнейший институт социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребёнка, где закладывается его эмоциональная жизнь, создаётся ценностно – нормативная структура его личности. Однако семья в наше время не всегда может сохранить свою структурную и психологическую основу, так как приняла на себя основной удар, связанный с социальными переменами, и так же, как и другие традиционные социальные институты, подвержена разрушительным воздействиям. Проблемы ребёнка начинаются в семье. Неслучайно сейчас в обиходе термины – «социально – неблагополучная семья», «группы риска». Многие семьи распадаются в результате потери работы одного из родителей, чаще отца. Отцы сложнее приспосабливаются к новым условиям жизни. В итоге – алкоголь, как «выход» из всех трудных ситуаций, наркотики, скандалы, разводы. Остаётся мать, которая вынуждена работать с утра до ночи, а ребёнок проводит основное время на улице или за компьютером на сомнительных сайтах, где и продолжает свою социализацию. А зачастую оба родителя решают свои проблемы с помощью алкоголя, и ребёнок остаётся безнадзорным.
Безнадзорность – один из источников семейного неблагополучия подростков. Нарушается освоение социального опыта, возникают дезадаптивные формы поведения, искажаются мотивационные механизмы, появляются правонарушения…
Как уже было сказано, стадия ранней социализации, которая происходит в семье, это важнейший период, когда полностью должны удовлетворяться основные его потребности в безопасности, в развитии, в самоутверждении. Если эти базовые потребности неудовлетворенны, во второй период социализации, который происходит в школе, ребёнок входит с грузом подавленной активности, с недостатком опыта положительной самореализации.
- Школа – второй после родительской семьи источник социализирующих воздействий на ребёнка. Это тот социальный интститут, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, целенаправленно формирует модели поведения ребёнка, его ценности, систему взаимоотношений с миром. Именно в школе ребёнок впервые получает серьёзное подкрепление своей ответственности.. И тот социальный ресурс, с которым он потом вступает во взрослый мир.
Если учесть, что социализация – двуединый процесс, в котором взрослеющий человек не только подвергается воздействию среды, приспосабливаясь к ней, но и сам воздействует на неё, приспосабливая к себе, становится понятно, что личность должна иметь возможность это воздействие осуществить, иметь возможности для активного и творческого проявления себя в этой среде, содействовать созданию условий для реализации своих потребностей. Груз двойной социальной неуспешности, нереализованности (семейной и школьной) заставляет детей использовать улицу и уличную компанию, как единственный канал социализирующего влияния, где они могут проявить себя. В результате образуются группы, являющиеся источником формирования социальных отклонений.
Малые группы образуют как бы промежуточное звено при переходе молодого человека из интимного мира семьи в формальные структуры общества. Поэтому они являются самыми важными инстанциями социализации, служат идеальным полем для тренировки исполнения будущих социальных ролей, снятия напряжения учёбы, местом развития самосознания, солидарности и т. д. В них есть своя молодёжная субкультура, противостоящая традиционной культуре взрослых и характерезующаяся повышенным единообразием в стиле поведения, языке и т. п.
Группа сверстников – тот индикатор, социализирующий фактор, когда уже становится ясно, по какому пути идёт подросток – социализации или десоциализации.
- Средства массовой информации. Чрезвычайно важный институт, оказывающий влияние на развитие мышления подростка, на формирование будущей личности.
Однако, именно СМИ являются также причиной многочисленных нарушений нормального развития ребёнка и формирования деструктивных типов поведения. Это тот самый фактор, который усиливает ( в позитивном и негативном варианте) все описанные выше институты социализации. То, каким будет воздействие СМИ, определяет в первую очередь семья, выступая буфером для защиты незрелой личности от негативного воздействия. В социальном учреждении эта огромная ответственность ложится на воспитателя.
- Сфера досуга. Сегодня это хорошо финансируемый, интенсивно развивающийся канал включения человека в общество. Именно в этой сфере сейчас происходит интенсивное создание новых моделей и форм включения в общество, формируется способность к новациям, ориентация в техногенной среде. Однако зачастую это освоение нового идёт рука об руку с процессами, которые низводят личность на уровень простейших шаблонов и реакций.
Таким образом, рассмотрев основные институты социализации, приходится констатировать, что существуют социальные проблемы, затрудняющие функционирование психологически оправданных, социально приемлемых механизмов включения подростка в общество. Современные трудные подростки – продукт пика нестабильности российского общества. Жизнь на грани закона и преступления, здоровья и болезни, часто является поставщиком ценностей и моделей поведения для других детей, источником их социального опыта.
Конечно, в последние годы произошли изменения в образовании, открылись социальные учреждения для детей попавших в трудную жизненную ситуацию. В этих социальных учреждениях на педагогах огромная ответственность по воспитанию, коррекции и развитию детей. В основе их деятельности должны лежать программы воспитательеной деятельности, предполагающие исправление дестуктивных влияний всех перечисленных институтов социализации. Все дети могут проявить свои способности, научиться строить модели взаимодействия с социумом, реализовать себя в различных видах деятельности.
Список использованной литературы:
Баранова Т. Н. «Подростки с девиантным поведением.» «Социальная педагогика»№4 2006г. Андриенко Е. В. «Социальная психология М., 2000 Кон И. С. «ребёнок и общество. М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация подростков с девиантным поведением.
Социализации личности подростков с девиантным поведением Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания нор...
Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"
Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...
Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением
Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....
Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся
Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся...
«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»
Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция, овладение ...
Дополнительная общеобразовательная программа: "Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением" 5-9 класс
Сдерживание вовлечения подростков в прием психоактивных веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования...
Социализация детей с девиантным поведением. Педсовет
Рекомендации педагога-психолога для педагогов, работающих с детьми с девиантным поведениемПримеры причин девиантного поведения...