Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир", 1 класс по АООП, 9.2
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на 2020-2026 учебные года АНО СОШ «Димитриевская».
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Краткая характеристика обучающейся, относящейся ко 2 группе.
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве.
Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: обобщение, абстрагирование недоступны. Восприятие – восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. Внимание – неустойчивое. Память – опосредованное запоминание недоступно. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность не развита, интерес к деятельности не проявляет, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью. Не ориентируются окружающим.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы. Интерес к действиям взрослого активно не проявляется.
Речь: понимание обращенной речи доступно частично.
2. Содержание учебного предмета
Планируемые результаты обучения | |||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | личностные | предметные | базовые учебные действия |
2 группа | 2 группа | 2 группа | |||
1 модуль | |||||
1 | Человек и природа | 1 | Проявляет интерес к окружающим предметам | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы | Понимать словесную (жестовую) инструкцию |
2 | «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени | Выполняет действие способом рука-в-руке |
3 | Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) | 2 | Проявляет собственные чувства | Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем | Выполняет действие по инструкции совместно с учителем |
4 | «Что нам осень принесла?»
| 2 2 1 1 | Готовность к сотрудничеству | Умение наблюдать за действиями педагога | Выполняет стереотипную инструкцию |
Всего 10ч | |||||
2 модуль | |||||
1 | Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 2 | Интерес к совместной деятельности | Рассматривает лист, раскрашивает | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
2 | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 2 | Проявляет интерес к совместной деятельности | Наблюдать изменения в природе | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
3 | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 2 | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Умение рассматривать иллюстрации | Выполняет стереотипную инструкцию |
Занятия и труд людей осенью | 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | |
Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | Произвольно воспринимает информацию | Проводить наблюдения | Выполняет стереотипную инструкцию | |
Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | Ценностное отношение к природе | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций, внимания | Переключать взгляд с | |
В мире животных | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | Выполняет стереотипную инструкцию | |
Всего | 10 ч | ||||
Сравнение зверей и птиц | 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | Выполняет стереотипную инструкцию | |
"Здравствуй, зимушка-зима!" | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде | |
Одежда и обувь человека зимой | 2 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |
Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать изученные природные объекты. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде | |
Зимние забавы | 2 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . | Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Подражает действиям | |
Что делают растения зимой? | 1 | Мотивация учебной деятельности. | Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем | Принимать помощь | |
Новый год Изготовление украшений на елку. | 2 | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |
Всего 10ч | |||||
Животные и птицы зимой | 1 | Адекватная мотивация учебной деятельности | Узнавать изученные объекты. | Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке" | |
Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать изученных животных | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | |
Домашние животные. Кошка и собака. Уход за ними. | 2 | Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Узнавать и определять объекты окружающей действительности | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | |
Комнатные растения. Уход за ними. | 1 | Мотивация учебной деятельности. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | ||
Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 |
| Выполняет стереотипную инструкцию | ||
Природа и рукотворный мир | 2 | Мотивация учебной деятельности. | Различать объекты природы и рукотворного мира; | Умение вступать в контакт | |
Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |
Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Узнавать объекты окружающей природы. | ||
Всего 14ч | |||||
Явления природы: солнце, ветер | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Узнавать изученные природные объекты. | Узнавать объекты окружающей природы. | |
Оживает все кругом! (весна) | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за природой | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | |
Одежда и обувь весной | 1 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |
Растения весной. Части растений (лист, ветки) | 1 | Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность | Умение работать с пиктограммами по теме «растения» | Узнавать объекты окружающей природы. | |
Жизнь птиц весной | 2 | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя | Различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах | Узнавать объекты окружающей природы. | |
Животные весной | 2 | Проявлять интерес к природе | Различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах | Узнавать объекты окружающей природы. | |
В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые) | 2 | Проявлять интерес к природе | Умение отличать насекомых от животных (узнавание) | Выполняет действие способом рука-в-руке | |
Труд людей весной | 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | |
В саду и в огороде | 1 | Проявлять интерес к природе | Умение слушать и подражать | Узнавать знакомые объекты окружающей природы. | |
Всего 12ч | |||||
Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | Проявлять интерес к природе | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука-в-руке | |
Части суток. День-ночь | 1 | Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | |
Закрепление по теме "Животные" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука-в-руке | |
Закрепление по теме "Птицы" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука-в-руке | |
Закрепление по теме "Растения" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука-в-руке | |
Закрепление по теме "Явления природы" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука-в-руке | |
Скоро лето! | 1 | Ценностное отношение к миру. | Умение наблюдать за природой | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | |
Викторина "Когда это бывает?" | 1 | Мотивация учебной деятельности. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука-в-руке | |
Всего 12 ч. Всего за год 66 ч. |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2
№ урока | Тематика | Дата проведения | ||
План | Факт | Примечание | ||
1 модуль | Золотая осень | |||
| Человек и природа. | |||
«Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | ||||
Одежда и обувь человека осенью. | ||||
Одень куклу на прогулку | ||||
«Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец) | ||||
«Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец) | ||||
Фрукты. | ||||
Фрукты. | ||||
Ягоды. | ||||
Грибы. | ||||
Всего часов за модуль: | 10 | |||
2 модуль | Природа осенью | |||
Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | ||||
Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | ||||
Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | ||||
Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | ||||
А кто такие птички? (домашние и дикие) | ||||
Перелетные и неперелетные птицы. | ||||
Занятия и труд людей осенью | ||||
Лес. Правила поведения в лесу. | ||||
Обобщающий урок "В гости к осени" | ||||
В мире животных | ||||
Всего за модуль: | 10 | |||
3 модуль | Зимушка-зима | |||
Сравнение зверей и птиц. | ||||
"Здравствуй, зимушка-зима!" | ||||
"Здравствуй, зимушка-зима!" | ||||
Одежда и обувь человека зимой. | ||||
Зимние явления природы (снег, метель, лед) | ||||
Зимние забавы | ||||
Зимние забавы | ||||
Что делают растения зимой? Елка | ||||
Новый год. | ||||
Изготовление украшений на елку. | ||||
Всего часов за модуль: | 10 | |||
4 модуль | Природа и человек | |||
Животные и птицы зимой | ||||
Дикие животные. Заяц, волк. | ||||
Дикие животные. Заяц, волк. | ||||
Домашние животные. Кошка и собака. Уход за ними. | ||||
Домашние животные. Кошка и собака. Уход за ними. | ||||
Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | ||||
Природа и рукотворный мир | ||||
Из чего что сделано? Дерево | ||||
Из чего что сделано? Ткань | ||||
Из чего что сделано? Резина | ||||
Воздух и вода. Значение для человека и животных. | ||||
Воздух и вода. Значение для человека и животных. | ||||
Всего часов за модуль | 12 | |||
5 модуль | Весна, пришла! | |||
Явления природы: солнце, ветер | ||||
Оживает все кругом! | ||||
Одежда и обувь весной | ||||
Растения весной. Части растений (лист, ветки). | ||||
Комнатные растения. Уход. | ||||
Животные птиц весной. | ||||
Животные птиц весной. | ||||
Животные весной. | ||||
В гости к Мухе-Цокотухе. | ||||
В гости к Мухе-Цокотухе. | ||||
Труд людей весной. | ||||
В саду и в огороде. | ||||
Всего часов за модуль: | 12 | |||
6 модуль | Повторение | |||
Обобщающий урок "Весна пришла!" | ||||
Части суток. День-ночь | ||||
Закрепление по теме "Животные" | ||||
Закрепление по теме "Животные" | ||||
Закрепление по теме "Птицы" | ||||
Закрепление по теме "Птицы" | ||||
Закрепление по теме "Растения" | ||||
Закрепление по теме "Растения" | ||||
Закрепление по теме "Явления природы" | ||||
Закрепление по теме "Явления природы" | ||||
Скоро лето! | ||||
Викторина "Когда это бывает?" | ||||
Всего часов за модуль | 12 | |||
Всего часов за год | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с ТМНР...
Рабочая программа по русскому языу 5 класс по АООП для детей с ИН ЛУО
Рабочая программа по русскому языу 5 класс по АООП для детей с ИН ЛУО...
Рабочая программа индивидуального обучения ученика 8 класса … (АООП интеллектуальные нарушения)
Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, во...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс (АООП,интеллектуальные нарушения)
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающих...
Рабочая программа по предмету "Человек" 2 класс АООП вариант 1.4
Настоящая программа по предмету "Человек" 2 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможн...
Рабочая программа предмета «Математика» для 5 класса по АООП, (для детей с лёгкой умственной отсталостью)
Рабочая программа по математике разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общео...
Рабочая программа предмета «Чтение» для 5 класса по АООП, (для детей-инвалидов с лёгкой умственной отсталостью)
Рабочая программа по чтению разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общеобраз...