Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир", 1 класс по АООП, 9.2
рабочая программа

Акишина Галина Александровна

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.okr_._prir._mir.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на 2020-2026 учебные года АНО СОШ «Димитриевская».

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода  информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу;

•  контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Краткая характеристика обучающейся, относящейся ко 2 группе.

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве.

Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: обобщение, абстрагирование недоступны. Восприятие – восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. Внимание – неустойчивое. Память – опосредованное запоминание недоступно. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность не развита, интерес к деятельности не проявляет, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью. Не ориентируются окружающим.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы. Интерес к действиям взрослого активно не проявляется.

Речь: понимание обращенной речи доступно частично.

2. Содержание учебного предмета

Планируемые результаты обучения

Тема урока

Кол-во часов

личностные

предметные

базовые учебные действия

2 группа

2 группа

2 группа

1 модуль

1

Человек и природа  

1

Проявляет интерес к окружающим предметам

Элементарные  представления об объектах и явлениях окружающей природы

Понимать словесную (жестовую) инструкцию

2

«Осень, в гости просим!»

 Беседа, рассмотрение картин

1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением  осени

Выполняет  действие способом рука-в-руке

3

Одежда и обувь человека осенью.

Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)

2

Проявляет  собственные чувства

Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем

Выполняет действие по инструкции совместно с учителем

4

«Что нам осень принесла?»  

  • Овощи.
  • Фрукты.
  • Ягоды
  • Грибы.

2

2

1

1

Готовность к сотрудничеству

Умение наблюдать за действиями педагога

Выполняет   стереотипную инструкцию

Всего 10ч

2 модуль

1

Какие бывают растения?   Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2

Интерес  к совместной деятельности

Рассматривает лист, раскрашивает

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению  

2

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

2

Проявляет интерес к совместной деятельности

Наблюдать   изменения в природе

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению  

3

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Умение рассматривать иллюстрации

Выполняет  стереотипную инструкцию

Занятия и труд людей осенью

1

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет  стереотипную инструкцию по подражанию

Обобщающий урок "В гости к осени"

1

Произвольно воспринимает информацию

Проводить наблюдения

Выполняет  стереотипную инструкцию

Лес. Правила поведения в лесу.

1

Ценностное  отношение к природе

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций, внимания

Переключать взгляд с

В мире  животных

1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

Выполняет   стереотипную инструкцию

Всего

10 ч

Сравнение зверей и птиц

1

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Умение рассматривать картинки  в книге, на мониторе

Выполняет  стереотипную инструкцию

"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

Умение рассматривать картинки  в книге, на мониторе

Проводить  несложные наблюдения в окружающей среде

Одежда и обувь человека зимой

2

Формирование бережного  отношения  к материальным ценностям.

Умение рассматривать картинки, изображения  на мониторе

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению  

Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

Узнавать  изученные природные объекты.

Проводить  несложные наблюдения в окружающей среде

Зимние забавы

2

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .

Умение рассматривать картинки, изображения  на мониторе

Подражает действиям

Что делают растения зимой?

1

Мотивация учебной деятельности.

Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем

Принимать помощь

Новый год

Изготовление украшений на елку.

2

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению  

Всего  10ч

Животные и птицы зимой

1

Адекватная мотивация учебной деятельности

Узнавать  изученные объекты.

Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке"

Дикие животные. Заяц, волк.

2

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

Узнавать  изученных животных

Выполняет   стереотипную инструкцию по подражанию

Домашние животные. Кошка и собака. Уход за ними.

2

Осознавать  необходимость бережного отношения к природе.

Узнавать и определять объекты окружающей действительности

Выполняет  стереотипную инструкцию по подражанию

Комнатные растения. Уход за ними.

1

Мотивация учебной деятельности.

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению  

Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1

 

Выполняет  стереотипную инструкцию

Природа и рукотворный мир

2

Мотивация учебной деятельности.

Различать  объекты природы и рукотворного мира;

Умение вступать в контакт

Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению  

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Узнавать объекты окружающей природы.

Всего 14ч

Явления природы: солнце, ветер

1

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Узнавать  изученные природные объекты.

Узнавать  объекты  окружающей природы.

Оживает все кругом! (весна)

1

Ценностное отношение к миру.

Наблюдать  за природой

Выполнять  стереотипную инструкцию с помощью педагога

Одежда и обувь весной

1

Формирование бережного  отношения  к материальным ценностям.

Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению  

Растения весной. Части растений

(лист, ветки)

1

Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность

Умение работать с пиктограммами по теме «растения»

Узнавать  объекты  окружающей природы.

Жизнь птиц весной

2

Наблюдать за действиями одноклассников, учителя

Различать  живые объекты природы (птиц) на пиктограммах

Узнавать  объекты  окружающей природы.

Животные весной

2

Проявлять интерес к природе

Различать  живые объекты природы (звери) на пиктограммах

Узнавать  объекты  окружающей природы.

В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые)

2

Проявлять интерес к природе

Умение отличать насекомых от животных (узнавание)

Выполняет  действие способом рука-в-руке

Труд людей весной

1

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет  стереотипную инструкцию по подражанию

В саду и в огороде

1

Проявлять интерес к природе

Умение слушать и подражать

Узнавать знакомые объекты  окружающей природы.

Всего 12ч

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Проявлять интерес к природе

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет  действие способом рука-в-руке

Части суток. День-ночь

1

Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления

Выполнять  стереотипную инструкцию с помощью педагога

Закрепление по теме "Животные"

2

Ценностное отношение к миру.

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет  действие способом рука-в-руке

Закрепление по теме "Птицы"

2

Ценностное отношение к миру.

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет  действие способом рука-в-руке

Закрепление по теме "Растения"

2

Ценностное отношение к миру.

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет  действие способом рука-в-руке

Закрепление по теме "Явления природы"

2

Ценностное отношение к миру.

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет  действие способом рука-в-руке

Скоро лето!

1

Ценностное отношение к миру.

Умение наблюдать  за природой

Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога

Викторина "Когда это бывает?"

1

Мотивация учебной деятельности.

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет действие способом рука-в-руке

Всего 12 ч.

Всего за год 66 ч.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2

урока

Тематика

Дата проведения

План

Факт

Примечание

1 модуль

Золотая осень

  1. 1

Человек и природа.

«Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин

Одежда и обувь человека осенью.

Одень куклу на прогулку

«Что нам осень принесла?»  

Овощи. (Огурец)

«Что нам осень принесла?»  

Овощи. (Огурец)

Фрукты.

Фрукты.

Ягоды.

Грибы.

Всего часов за модуль:

10

2 модуль

Природа осенью

Какие бывают растения?   Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

Какие бывают растения?   Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

Занятия и труд людей осенью

Лес. Правила поведения в лесу.

Обобщающий урок "В гости к осени"

В мире  животных

Всего за модуль:

10

3 модуль

Зимушка-зима

Сравнение зверей и птиц.

"Здравствуй, зимушка-зима!"

"Здравствуй, зимушка-зима!"

Одежда и обувь человека зимой.

Зимние явления природы (снег, метель, лед)

Зимние забавы

Зимние забавы

Что делают растения зимой? Елка

Новый год.

Изготовление украшений на елку.

Всего часов за модуль:

10

4 модуль

Природа и человек

Животные и птицы зимой

Дикие животные. Заяц, волк.

Дикие животные. Заяц, волк.

Домашние животные. Кошка и собака. Уход за ними.

Домашние животные. Кошка и собака. Уход за ними.

Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

Природа и рукотворный мир

Из чего что сделано?

Дерево

Из чего что сделано?

Ткань

Из чего что сделано?

Резина

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

Всего часов за модуль

12

5 модуль

Весна, пришла!

Явления природы: солнце, ветер

Оживает все кругом!

Одежда и обувь весной

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход.

Животные птиц  весной.

Животные птиц  весной.

Животные весной.

В гости к Мухе-Цокотухе.

В гости к Мухе-Цокотухе.

Труд людей весной.

В саду и в огороде.

Всего часов за модуль:

12

6 модуль

Повторение

Обобщающий урок "Весна пришла!"

Части суток. День-ночь

Закрепление по теме "Животные"

Закрепление по теме "Животные"

Закрепление по теме "Птицы"

Закрепление по теме "Птицы"

Закрепление по теме "Растения"

Закрепление по теме "Растения"

Закрепление по теме "Явления природы"

Закрепление по теме "Явления природы"

Скоро лето!

Викторина "Когда это бывает?"

Всего часов за модуль

12

Всего часов за год

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Рабочая программа по русскому языу 5 класс по АООП для детей с ИН ЛУО

Рабочая программа по русскому языу 5 класс по АООП для детей с ИН ЛУО...

Рабочая программа индивидуального обучения ученика 8 класса … (АООП интеллектуальные нарушения)

Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, во...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (АООП,интеллектуальные нарушения)

               Рабочая   программа  составлена  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающих...

Рабочая программа по предмету "Человек" 2 класс АООП вариант 1.4

Настоящая программа по предмету "Человек" 2 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможн...

Рабочая программа предмета «Математика» для 5 класса по АООП, (для детей с лёгкой умственной отсталостью)

Рабочая программа по математике разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общео...

Рабочая программа предмета «Чтение» для 5 класса по АООП, (для детей-инвалидов с лёгкой умственной отсталостью)

Рабочая программа по чтению разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общеобраз...