Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» 4 класс.
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya_4_kl.docx | 65.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Коррекционно-развивающие занятия» , 4 класс, ФГОС (2 вариант)
Содержание:
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
- Учебно – тематический план
- Содержание программы
5. Календарно – тематическое планирование
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.Пояснительная записка.
Программа «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
Годового календарного учебного графика
Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром.
При умственной отсталости. нарушено формирование всех сторон речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Нарушения развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
Цель коррекционных занятий – обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи :
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;
- развитие познавательной активности;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.
Методические приемы:
- артикуляционная гимнастика;
- красочная наглядность;
- стихотворные тексты, кроссворды, загадки;
- различные коррекционные, дидактические игры;
- физминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- работа с тетрадью;
- обогащение и уточнение словаря.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные
- обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.
Познавательные
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные
- уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Основные направления коррекционной работы.
1. Совершенствование движений сенсорной деятельности:
• Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
• Развитие артикуляционной моторики;
• Развитие ритма
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
• Развитие зрительной памяти и внимания;
• Развитие слухового внимания и памяти;
• Развитие фонетико-фонематических представлений.
3. Развитие основных мыслительных операций:
• Формирование навыков относительного анализа;
• Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
• Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
• Развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Развитие словесно-логического мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).
6. Расширение и обогащение словаря.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
- положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
- положительная динамика развития когнитивной сферы;
- отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащейся;
- увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
- совершенствуется фонематический слух;
- развитие произвольного и непроизвольного внимания;
- развитие мышления;
- социализация учащихся.
Класс | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
4 класс | -знать предметы по заданным признакам; по словесному описанию, по одному элементу; -знать людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; - знать временные понятия: части суток,
| - сравнивать предметы по внешним признакам; - классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; - составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; - выражать свои чувства и распознавать чувства других -различать противоположно направленные действия и явления; - определять последовательность событий; - ориентироваться в пространстве и времени; - целенаправленно выполнять действия по инструкции; |
3.Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел Основные задачи | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Развитие восприятия, воображения. Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины. Совершенствование восприятия формы. Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение. Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру. Закрепление временных понятий. Формирование произвольности зрительного восприятия. Дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз и пальцев рук. Развитие пространственного, творческого воображения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, представление словесного отчета. | 19 | 7 | 12 |
2 | Развитие внимания, памяти. Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно 2-х и 3-х действий. Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков – символов. | 22 | 8 | 14 |
3 | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации. Упражнения на поиск недостающей фигуру с нахождением 2 -3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия 1 группы фигур (или понятий) от другой. Задачи аналитического типа. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение. Выявление закономерностей и продолжение орнамента по образцу. Словесная закономерность. Решение логических и комбинаторных задач. Решение задач путем рассуждений с опорой на схему. Формирование пространственных представлений в играх с палочками. Построение заданного числа фигур из заданного числа палочек. закрепление понятий «справа- слева», «вверх-вниз». | 27 | 11 | 16 |
Итого: | 68 | 26 | 42 |
4.Содержание программы учебного курса
Название раздела | Цели | Краткое описание направлений |
Развитие восприятия, воображения. | Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Кинестетическое и кинетическое развитие. Тактильно-двигательное восприятие. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Восприятие пространства. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Восприятие времени. Развитие мыслительных операций. | Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов; Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности; Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук; Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений. |
Развитие внимания, памяти. | Развитие познавательной активности учащихся, коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве. Формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения. | Игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи. Игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и творческих способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику. |
Развитие аналитико-синтетической деятельности. | Формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации. Формирование точности и целенаправленности движений и действий, навыков общения. | Задания и игры на развитие зрительно-моторной координации, восприятие времени, развитие пространственно-временных отношений, развитие слухового восприятия и слуховой памяти; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, тактильно-двигательное восприятие, развитие обоняния, эмоций. |
5.Календарно - тематическое планирование «Коррекционно-развивающие занятия» 4 класс
№ п/п | Тема | Кол. час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа | |
1 четверть-16ч | |||||||
1 | Различные временные понятия. | 1 | сезоны | Разделение различных временных понятий. Работа с «Дневниками наблюдений» | Коррекция временных понятий. | ||
2 | Времена года. | 1 | признаки | Уточнение представлений о свойствах и признаках времён года. Представление об их признаках, продолжительности, чередовании. | Коррекция умения устанавливать причинно-следственные связи. | ||
3 | Месяцы. | 1 | явления | Уточнение представления о месяцах, их погодных особенностях. Дидактическая игра «Природные, погодные явления». | Формирование понимания последовательности событий. | ||
4 | Типы, виды и формы календарей. | 1 | календарь | Формирование представления о течении времени, календарях, частях суток. Работа с календарем. | Развитие мыслительных операций. | ||
5 | Части суток. | 1 | сутки | Называть продолжительность частей суток, внешние признаки. Сюжетно-ролевая игра «Утро» | Развитие долговременной памяти. | ||
6 | Временные понятия «вчера, сегодня, завтра» | 1 | планирование | Уточнение представления, понятий: вчера, сегодня, завтра. Обучение планированию действий на ближайшее будущее. | Формирование понимания последовательности событий. | ||
7 | Понятия «прошлое, настоящее, будущее» | 1 | представление | Уметь мысленно представлять события из прошлого, настоящего, будущего. Составление рассказа по картинкам. | Развитие мыслительных операций. | ||
8 | Планирование действий на ближайшее и далёкое будущее. | 1 | будущее | Учиться планировать действия на ближайшее и далёкое будущее. Сюжетно-ролевая игра «Выходной день» | Активизация, коррекция зрительного восприятия. | ||
9 | Увеличение объема внимания и наблюдательности. Словесная игра «Угадай по описанию». | 1 | описание | Уметь наблюдать и быть внимательным к окружающему. Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит» | Воспитание внимательного отношения к окружающему миру | ||
10 | Увеличение уровня распределения внимания. Игра «Делай по заданию». | 1 | действие | Закрепить упражнение «Обратный счет» Уметь выполнять два различных действия одновременно. | Коррекция внимания и развитие наблюдательности. | ||
11 | Ориентирование в пространстве в подвижных играх. | 1 | ориентировка | Уметь ориентироваться в пространстве в подвижных играх, используя инструкцию педагога. | Развитие внимания, умения ориентироваться. | ||
12 | Ориентирование на листе бумаги. | 1 | право-лево | Уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией. | Развитие моторики, пространственного восприятия. | ||
13 | Определение местоположения предмета, рисунка на листе бумаги. | 1 | местоположение | Уметь определять местоположение предмета, рисунка на листе бумаги. | Развитие зрительной памяти. | ||
14 | Развитие зрительной памяти. Дидактическое задание «Нелепицы». | 1 | нелепица | Уметь запоминать и воспроизводить содержание картины, ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?» | Развитие свойств внимания: концентрации, распределения, устойчивости. | ||
15 | Развитие ассоциативной памяти. Дидактическое задание «Поиск закономерностей». | 1 | закономерность | Уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду, составить ассоциативный ряд для запоминания. | Развитие зрительно- моторной координации. | ||
16 | Развитие мыслительных навыков: классификация. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». | 1 | предметы | Уметь видеть главное, существенное для отнесения предмета к какому-либо виду. Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу | Развитие зрительно- моторной координации. | ||
2 четверть-16ч | |||||||
1 | Развитие мыслительных навыков: обобщение. Дидактическая игра «Классификация предметов». | 1 | обобщение | Найти общий признак объектов и дать обобщенное название. | Коррекция интеллектуального развития. | ||
2 | Причинно-следственные отношения.Дидактическое задание «История в картинках». | 1 | история | Уметь рассказать по опорным словам, найти причину заданных событий. | Коррекция умения устанавливать причинно-следственные связи. | ||
3 | Развитие логического мышления. Игра-соревнование «Как это можно использовать?» | 1 | соревнование | Уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции; опосредовать свою деятельность речью. | Формирование понимания последовательности событий. | ||
4 | Развитие внимания. Дидактическая игра «Найди отличия». | 1 | отличие | Уметь ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам. | Развитие мыслительных операций. | ||
5 | Развитие внимания. Дидактическая игра «Что не дорисовано?» | 1 | изображение | Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению. | Развитие долговременной памяти. | ||
6 | Развитие внимания. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».. | 1 | сюжет | Учить нахождению недостающего по родовой принадлежности, используя набор карточек. | Формирование и развитие умения анализировать. | ||
7 | Развитие словарного запаса и общей осведомленности. Дидактическая игра «Знание названий предметов». | 1 | название | Уметь давать полное описание объектов и явлений, правильно называть предметы. Уметь рассказать по опорным словам, найти причину заданных событий. | Коррекция внимания, памяти. | ||
8 | Развитие словарного запаса и общей осведомленности. Словесная игра «Угадай по описанию». | 1 | описание | Уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции, опосредовать свою деятельность речью. | Формирование понимания последовательности событий. | ||
9 | Развитие восприятия. Дидактическая игра «Разложи по порядку» | 1 | порядок | Уметь раскладывать предметы по порядку. Уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции, опосредовать свою деятельность речью. | Развитие мыслительных операций. | ||
10 | Развитие творческого воображения. Упражнение «Волшебный круг» | 1 | творчество | Научить быть внимательным и понимать смысл некоторых безречевых инструкций, действовать в соответствии с ними. | Активизация, коррекция зрительного восприятия. | ||
11 | Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления. Составление плоскостных геометрических фигур. | 1 | фигура | Уметь составлять плоскостные геометрические фигуры по образцу, по инструкции. | Формирование и развитие умения анализировать ситуацию. | ||
12 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» | 1 | детали | Уметь группировать предметы, одинаковые по цвету, используя серии сюжетных картинок. | Развитие процессов мышления: сравнение, анализ, синтез. | ||
13 | Различение форм предметов. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» | 1 | форма | Уметь группировать предметы, одинаковые по форме, используя наглядный геометрический материал. | Развитие внимания, зрительного восприятия. | ||
14 | Различение форм предметов. Дидактическая игра «Собираем ёлочку» | 1 | иголки | Уметь различать формы предметов, целенаправленно выполнять действия по инструкции, опосредовать свою деятельность речью. | Коррекция умения устанавливать причинно-следственные связи. | ||
15 | Различение форм предметов. Узнавание предмета по его отдельным частям. | 1 | часть | Уметь узнавать предметы по его отдельным частям. | Совершенствование мелкой моторики, воспитание аккуратности. | ||
16 | Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | 1 | изображение | Уметь дорисовывать незаконченные изображения знакомых предметов. | Совершенствование мелкой моторики, коррекция внимания. | ||
3 четверть-19ч | |||||||
1 | Цветовой спектр. Смешение цветов. | 1 | цвета | Дидактическая игра «Цвет настроения», рисунок красками. | Развитие мелкой моторики, мышления. | ||
2 | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | 1 | узор | Уметь узнавать предмет по словесному описанию, опосредовать свою деятельность речью. | Коррекция мыслительной деятельности через игры. | ||
3 | Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?» | 1 | оттенки цвета | Уметь различать и обозначать основные цвета, опосредовать свою деятельность речью. | Коррекция внимания, воображения, речи. | ||
4 | Сравнение двух предметов. Узнавание предмета по одному элементу. | 1 | сравнение | Уметь сравнивать два предмета, узнавать предметы по одному элементу. | Коррекция внимания, воображения, речи. | ||
5 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | 1 | части фигуры | Уметь моделировать геометрические фигуры из составляющих частей по образцу. | Коррекция внимания, речи. Развитие мелкой моторики, мышления. | ||
6 | Восприятие цвета. Клякса. Дидактическая игра «Повтори узор» | 1 | клякса | Учатся делать кляксы, повторять узор по образцу. | Формирование и развитие умения анализировать. | ||
7 | Восприятие формы. Дидактическая игра «Соедини, чтоб получился рисунок» | 1 | рисунок | Уметь соединять точки, чтоб получился рисунок; целенаправленно выполнять действия по инструкции, опосредовать свою деятельность речью. | Развитие творческих способностей, воображения. | ||
8 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» | 1 | признаки | Учатся нахождению отличительных и общих признаков двух предметов. | Развитие и коррекция зрительного, слухового, тактильного восприятия. | ||
9 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» | 1 | фигуры | Учатся нахождению отличительных и общих признаков двух предметов. | Развитие внимания, памяти, воображения, знания геометрических фигур. | ||
10 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Дидактическая игра «Я все знаю» | 1 | узор | Учатся нахождению отличительных и общих признаков двух предметов; опосредовать свою деятельность речью. | Коррекция наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей. | ||
11 | Развитие слухового восприятия Выделение и различение звуков окружающей среды. | 1 | звуки | Выделение и различение звуков окружающей среды: стон, звон, шелест листьев, скрип снега, гудение, жужжание. | Коррекция слуховых анализаторов. | ||
12 | Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Узнай на слух» | 1 | слух | Уметь по звучанию предметов определить, что находится в коробке. | Коррекция слуховых анализаторов. | ||
13 | Развитие зрительной памяти. Нахождение отличий на наглядном материале. | 1 | внимание | Уметь находить отличия на наглядном материале, сравнение двух картинок. | Коррекция мыслительной деятельности через игры. | ||
14 | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 | звуки | Уметь по звучанию предметов определить, что находится в коробке. | Коррекция наблюдательности, памяти. | ||
15 | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «В чем отличие?» | 1 | нелепица | Уметь ответить на вопросы по картинке, вспоминая прослушанный рассказ. | Развитие и коррекция зрительного, слухового, восприятия. | ||
16 | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что неправильно нарисовал художник?» | 1 | художник | Учатся находить «ошибки художника»; опосредовать свою деятельность речью. | Формирование и развитие умения анализировать. | ||
17 | Различение наложенных изображений предметов. | 1 | различение | Различение наложенных изображений предметов ,5-7 изображений. Нахождение нелепиц на картинках. | Коррекция мыслительной деятельности через игры. | ||
18 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | 1 | запоминание | Уметь рисовать по памяти, опосредовать свою деятельность речью. | Коррекция связной речи. | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» | 1 | память | Уметь находить главные признаки предметов, опосредовать свою деятельность речью. | Коррекция связной речи. | ||
4 четверть-17ч | |||||||
1 | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Повтори узор» | 1 | пара | Уметь рисовать узор по памяти, по инструкции педагога. | Развитие мыслительных операций, мелкой моторики. | ||
2 | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Сделай так же» | 1 | картинка | Уметь составить последовательность из картинок по памяти, по инструкции педагога. | Развитие мыслительных операций. | ||
3 | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Лабиринт» | 1 | лишний | Уметь двигаться по лабиринту, по показу учителя. | Развитие мыслительных операций. | ||
4 | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Расположи верно» | 1 | карточка | Уметь группировать предметы, одинаковые по размеру, используя набор тактильных карточек. | Коррекция интеллектуального развития. | ||
5 | Работа в технике рваной аппликации. | 1 | форма | Уметь работать в технике рваной аппликации по образцу. | Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. | ||
6 | Сгибание бумаги. Оригами. | 1 | оригами | Уметь сгибать бумагу, используя наглядный материал. | Развитие и коррекция зрительно-моторной координации. | ||
7 | Графический диктант. | 1 | предмет | Графический диктант: по показу, зрительный и на слух. | Развитие мыслительных операций. | ||
8 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | 1 | одинаковые | Уметь обводить контуры предметных изображений, штриховать в разных направлениях. | Развитие и коррекция слухового восприятия. | ||
9 | Математическая раскраска. | 1 | образец | Научить быть внимательным и понимать смысл некоторых безречевых инструкций, действовать в соответствии с ними. | Формирование и развитие умения анализировать. | ||
10 | Работа с пластилином. | 1 | стека | Работа с пластилином: раскатывание, скатывание, вдавливание. | Развитие мыслительных операций, мелкой моторики. | ||
11 | Лепка «Овощи» | 1 | сходство | Продолжить обучение приемам работы с пластилином. | Коррекция психомоторных и сенсорных процессов. | ||
12 | Определение на ощупь величины предмета. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | ладошка | Определение на ощупь величины предмета: большой — маленький— самый маленький. | Коррекция мыслительной деятельности через игры. | ||
13 | Развитие внимания. Дидактическая игра «Самые внимательные» | 1 | мячик | Научить быть внимательным и понимать смысл некоторых безречевых инструкций, действовать в соответствии с ними. | Формирование и развитие умения анализировать. | ||
14 | Развитие внимания. Дидактическая игра «Что в коробке?» | 1 | коробка | Учить детей угадывать по характерным признакам, что в коробке. | Коррекция мыслительной деятельности через игры. | ||
15 | Игры с сюжетной мозаикой. | 1 | детали | Закреплять умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на соотношение признаков. | Коррекция мыслительной деятельности через игры. | ||
16 | Конкурс загадок. | 1 | отгадка | Отгадывать загадки, предлагать свои загадки. | Развитие мыслительных операций. | ||
17 (68) | Упражнение «Волшебные картинки». | 1 | картинка | Упражнение- как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета. | Развитие мыслительных операций. |
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994г.
- Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.
- Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
- Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.
- Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
- Возрастная психология: краткий курс лекций /М.Е.Хилько, М.С.Ткачева. – М.:Издательство Юрайт, 2013
- Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь,2008
- Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000
- Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 2-еизд.; доп.и перераб. – М.: Глобус,2007
- 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. Изд.3-е без изменений. – Волглград: Учитель,2006
- Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,техники /О.Н.Истратова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс,20013
- Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
- Психология человека. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
- Эмоции и воля . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
- Психологические рисуночные тесты: Илюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003
Методическое обеспечение
Интернет- ресурсы и ЦОР : региональная коллекция ЦОР.
Материально-техническое оснащение:
технические и электронные средства обучения:
- Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.
- Телевизор, CD/DVD –проигрыватели.
- Мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи.
- Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
- Фонотека – музыкальные произведения различного жанра: классическая, релаксационная музыка, детские песенки
- Комплекс дидактических, развивающих, психопрофилактических и подвижных игр.
- Кисти художественные.
- Фломастеры.
- Карандаши цветные.
- Краски акварельные.
- Гуашь.
- Ножницы.
- Клей канцелярский.
- Бумага для рисования (А1,А3,А4).
- Картон цветной.
- Бумага цветная.
- Пластилин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» 6 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»
Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) ...
Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант
Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования об...
Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»
laquo;Развитие психомоторики и сенсорных процессов» по индивидуальному учебному плануЦель- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.Обучение, об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 3 КЛАСС И/О
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ад...
Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" 1-12 классы
рабочая программа...