Методическая разработка по логопедии "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры"
план-конспект
В данной методической разработке редставлен конспект занятия по логопедии для учеников начальной школы на тему "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры" с элементами песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_i_sintez_lov_raznoy_slogovoy_struktury_s_pesochnoy_terapiey.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
На тему:
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ РАЗНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
(С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ)
Учитель: Зенина Наталья Васильевна
ТЕМА: Слова с противоположным значением (с элементами песочной терапии).
ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о словах с противоположным значением.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Усвоение и дифференциация понятий звук-буква, гласный-согласный, слог, слово, предложение.
- Закрепление знаний о слогообразующей роли гласных.
- Выработка навыка послогового проговаривания при письме.
- Обогащение словарного запаса, путём введения «зимних» слов.
- Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и составлении предложений.
Коррекционные:
1. Развитие фонематических процессов.
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- Развитие зрительного гнозиса.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Развитие артикуляторной и мелкой ручной моторики.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать в коллективе.
- Формирование навыков общения и партнёрства.
- Воспитание навыка самоконтроля.
- Развитие познавательной активности.
- Воспитание эмоциональности, подражательности.
- Формирование мотивации к овладению навыком письма.
Оборудование: Сюжетная картина «Зимний лес», изображение Снеговиков, плакат-схема -одного, -двух и трёхсложных слов, индивидуальные наборы букв, схемы-кружочки звуков, условные обозначения гласных, плакат с парными гласными, индивидуальные задания на карточках, предметные картинки с изображением животных, карандаши, ручки, тетрадь, аудиозапись, магнитофон, песочница.
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность учеников | Оформление доски |
I.Организационный момент. II.Сообщение темы занятия. III. Основная часть. IV.Песочной терапия. V. Физминутка.
VI.Подведение итогов занятия. | -Здравствуйте, ребята. -Чтобы настроиться на урок, давайте повторим хором: Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно. Буквы правильно читаем, Пишем их старательно. -Садитесь на места. -Скажите, какое сейчас время года? Почему вы так решили? А что мы зимой делаем из снега? -К нам в гости пришёл снеговик. Он очень плохо умеет писать. А как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь? -Правильно, вот и сегодня мы будем учить снеговика и учиться сами писать слова из одного, двух, трёх слогов, проговаривая эти слова по слогам и чётко произнося звуки. -Продолжите за мной предложения: Громко собаки рычали… Тихо мухи жужжали… Змеи в лесу шипели… А как комары звенели…? -Что вы произносили? -Какие это звуки? -Как звуки обозначаются на письме? -Покажите буквы тех звуков, которые вы сейчас произнесли. -Догадайтесь, какой звук я хочу произнести? (использует немую артикуляция). -Какие это звуки? -Почему вы думаете, что они гласные? Чем они отличаются от согласных? -Давайте теперь споём песенку снеговика. Следите за положением губ. -Ребята, скажите, где живут буквы, которые обозначают гласные звуки? -Назовите парами жильцов красного домика. Построим свои домики из пальчиков обеих рук. -Ребята снеговик нарисовал нам картину, но мы узнаем её название, если правильно назовём:
-Прочитайте получившееся слово. -Составьте это слово схемами-кружочками. -Посмотрите на картину, какое время года там изображено? -Составьте это слово схемами-кружочками. -Так как же называется наша картина? -Верно. Давайте разберём название нашей картины. -Сколько гласных в слове ЛЕС, сколько слогов? -Сколько гласных в слове ЗИМА, сколько слогов? -Давайте повторим правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов. -Давайте поможем снеговику раздать «зимние» слова из 1, 2, 3 слогов по картинке «Зимние забавы» его друзьям снеговикам: «Односложке», «Двусложке» и «Трёхсложке». -Молодцы, всё правильно сделали, теперь запишите эти слова к себе в тетрадочку в три колонки, обозначьте гласные и разделите слова на слоги. -Давайте вместе с нашим снеговиком немного отдохнём. Повторяйте за мной: Тихо, тихо снег идёт, Снежинки падают на лёд. Снежинка- раз, Снежинка- два, Снежинки медленно сперва. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Лепим, лепим снежный ком. -Ребята, посмотрите, пошёл снег и на слова упали снежинки и закрыли слоги. Догадайтесь, какой слог спрятался под снежинкой, и запишите его. -Что вы записали? -Что теперь можно прочитать? -Сколько слогов в слове снежинки? Сколько в слове лыжи? В слове лопата? санки? В слове снеговик? -Молодцы, всё правильно, помогли снеговику расшифровать слова. -Посмотрите, у меня на доске картинки. Кто на них изображён? -Перед вами схемы слов, которые изображены на картинках, возьмите схему и прикрепите её к той картинке, к которой она подходит. -В каком из этих слов меньше всего слогов? -В каком слове больше всего слогов? -Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? -Почему? -Всё верно.Молодцы. -Снеговик, попросил на память оставить ему рассказ о зиме, посмотрите на каринку «Зимний лес» и попробуйте по опорным словам составить рассказ. Сколько всего слов? Значит сколько будет предложений? -Замечательный рассказ составили. Запишите в тетрадь первое и последнее предложение. Под гласными в словах этих предложений «зажгите фонарики». -Вспомните чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Чему учили снеговика и себя? Что понравилось больше всего? | Повторяют хором. Садятся на места. -Сейчас зима. На улице холодно, снег. -Играем в снежки, лепим снеговика. -Правильно писать. -Чётко произносить звуки. -Проговаривать слова по слогам. …Р-Р-Р. …Ж-Ж-Ж. …Ш-Ш-Ш. …З-З-З. -Произнесли звуки. -Это согласные звуки. -Звуки обозначаются буквами. (Показывают буквы.) Следя за губами логопеда, называют звуки: А, У, И, Ы, О. -Это гласные звуки. -Их можно пропеть, ни что не мешает их петь. Поют гласные. -Гласные живут в красном домике. Совместно с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «Соседи здороваются» с произнесением гласных звуков. Называют звуки и показывают буквы: -Л. -Е. -С. -ЛЕС. Составляют слово лес из кружочков разного цвета. -Изображена зима. Составляют слово зима из кружочков разного цвета. -Зимний лес. -Одна гласная, один слог. -Две гласные, два слога. Повторяют вместе с логопедом правило. Выходят по одному к песочнице и кладут карточки со словами к соответствующему снеговику. Выполняют задание. Выполняют движения вместе со словами: (Шевелятся пальцы вытянутых вперёд рук) (плавно двигаются вверх-вниз кисти рук) (одним пальцем каждой руки касаются поверхности стола) (вторым пальцем касаются стола) (всеми пальцами «бегают» по столу) (ладонями имитируют лепку снежка) Определяют, что за слог и записывают его. (Снежинки, лыжи, лопата, санки, снеговик) -Записали слоги. -Можно прочитать слова. (Называют сколько слогов в каждом слове). -Животные. Берут схемы и по очереди прикрепляют их на фланелеграф к соответствующей картинке. -В слове волк. -В слове собака. -Лишнее слово собака. -Потому, что собака это домашнее животное, а все остальные дикие и живут в лесу. -Всего четыре слова. -Четыре предложения. Устно составляют предложения. Пришла зима. Падают снежинки. Снег покрыл землю. Дети лепят снеговика. Записывают первое и последнее предложение. Ставят красные точки под гласными. Пришла зима. Дети лепят снеговика. Отвечают на вопросы. | На фланелеграфе изображение снеговика. На доске плакат-схема -одного, -двух и -трёхсложных слов. У каждого из детей набор букв. На доске таблица с гласными и согласными. Вывешиваются условные обозначения каждой гласной. На доске гласные парами: А - Я О - Ё У - Ю И - Ы Э – Е На доске изображения животных(лиса, белка, собака). Схема слова лес на наборном полотне. На доске сюжетная картина с изображением «Зимнего леса». Схема слова зима на наборном полотне. На доске правило. Карточки со словами: снег, снежок, снежинки, шарф, лыжи, снеговик, ком, санки, лопата. В песочнице три снеговика, обозначающих 1, 2, 3 слога соответственно. Звучит спокойная музыка. На доске слова со спрятанными под снежинками слогами. На фланелеграфе изображение животных. У детей раздаточный материал – схемы слов. На доске сюжетная картина «Зимний лес» и опорные слова: зима, снежинки, снег, снеговик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление произношения звука [Л] в словах с разной слоговой структурой
Тема: Закрепление произношения звука [Л] в словах с разной слоговой структурой.Цель занятия: Автоматизация звукопроизношения звука [Л] в словах с различной слоговой структурой.Задачи: Коррекцион...
Методическая разработка воспитательного мероприятия. Диспут: «Все люди разные? Или все люди одинаковые?»
Актуализация. Современные подростки, вместо чтения книг, предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они покл...
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Математика бывает разная!»
Цели:повышение интереса к изучению школьного курса математики,создание условий для развития способностей, заложенных в каждом, помощь ученику осознать себя всесторонне развивающейся личностью, пр...
методические разработки по развитию речи в классах со сложной структурой дефекта
Уроки развития речи являются наиважнейшими для слабослышащих вспомогательных классов. Почти полное отсутствие речи, неподготовленность к обучению, низкий уровень умственного разви...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Публичное выступление. Его структура и языковые особенности" 6 класс
Этот урок в 6 классе является частью методической разработки, посвященной обучению основным навыкам публичного выступления в 6-8 классах....
Анализ и синтез слов разной слоговой структуры
конспект занятия по теме " Анализ и синтез слов разной слоговой структуры"...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Технологическая карта логопедического занятия. 1 год обучения...