игры на формирование фонематического восприятия.
учебно-методический материал

Смирнова Людмила Васильевна

Фонематичечкое восприятие, восприятие звуков родной речи - основа обучения собственно говорению ребёнка, а в дальнейшем обучения русскому языку в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx13.73 КБ
Файл igry_po_formirovaniyu_fonematicheskih_protsessov.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приёмы на развитие фонематического слуха.

Красный – белый.

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребёнка (красный - белый).

Описание игры: Предлагаю детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый кружок.

Где звук?

Цель: Нахождение места звука в слове.

Оборудование: Полоска из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, флажок.

Описание игры: Называю слово. Дети определяют место звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или середине, фишка ставится на первую, среднюю или последнюю часть полоски. Сначала дети определяют место звука в начале, затем в конце слова. Только после этого берём слова, когда заданный звук стоит в середине слова.

 Кто больше?

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Оборудование: Сюжетная картинка, на которой изображены предметы с определённым звуком.

Описание игры: показываю детям картинку, например «Огород». После рассматривания картинки предлагаю рассказать, что собирают дети на огороде. Затем ставлю задачу определить в названиях каких предметов имеется определённый звук. За каждое слово даётся фишка, у кого их больше, тот и выигрывает.

Найди место для своей картинки.

Цель: Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование: Картинки, в названиях которых есть оппозиционные звуки, например Ж, Ш.

Описание игры: Дети сидят за партами. Показываю картинку с изображением шара, уточняем звук, картинку с изображением жука, уточняем звук. Затем показываю картинки, дети должны их положить к шару или жуку.

Звенит – жужжит.

Цель: Дифференциация звуков З – Ж.

Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети каждый придумывает по одному слову со звуками З или Ж. Водящий подходит к каждому ребёнку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове З, то он говорит «Звенит», если слышит звук Ж, то говорит «Жужжит». Оцениваются и ответы водящих и придуманные детьми слова.

 Телеграф.

Цель: Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры: «Дети сейчас мы поиграем с вами в телеграф.  Я буду называть слова, а вы должны отправить их в другой город». Первые слова произношу по слогам сама и сопровождаю их хлопками.  Затем дети сами придумывают слова на определённые лексические темы, которые нужно передать по телеграфу.

Кто больше?

Цель: Активизация словаря, развитие фонематического восприятия.

Описание игры: Детям как можно больше надо придумать слов с заданным звуком по определённой лексической теме.

Упражнения для определения количества звуков в слове.

  1. Поднять соответствующую букву на заданный звук.
  2. Назвать картинки, из них отобрать те, в названиях которых имеется заданный звук. Картинки на смешиваемые звуки не включаются. Примерные картинки: сова, рыба, лук, косынка, сумка, парта, лопата, лес, собака.
  3. Подобрать к заданной букве картинки , в названиях которых имеется соответствующий звук.



Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

Игры по формированию фонематических процессов  обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями).

учитель – логопед Смирнова Л.В.

высшая квалификационная категория

Формирование фонематических процессов – это способность правильного восприятия, различения и произношения фонем.

      Известно, что самым распространённым дефектом у учащихся школы VIII вида является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе.

      Что же представляет  собой фонетико – фонематическое недоразвитие?

     Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Выделим основные проявления, характеризующие это состояние и встречающиеся у наших детей.

  1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или трёх других звуков.
  2. Замена одних звуков другим, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка.
  3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах.

В логопедической работе необходимо учитывать, что совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более чётко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки в речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию звукопроизносительной дифференциации.

Наиболее часто у наших детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав (ц – с, ч – ть, ч - щ), звонких и глухих, особенно смычных (д – т, б – п, г - к), свистящих (з - с), шипящих (ж - ш), твёрдых и мягких, свистящих и шипящих (с – ш, з – ж, ц - ч).

Анализируя фонематические процессы, следует различать в них три аспекта:

 - фонематическое восприятие (различение фонем)

 -  фонематические представления

 - навыки фонематического анализа и синтеза

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Ученик анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определёнными буквами. Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.

         Нарушение фонематических процессов приводит к фонематической дислексии, которая проявляется в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно, искажением звуко – слоговой структуры слова: пропуски согласных при стечении, ставки гласных между согласными при их стечении, перестановки звуков, пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных в слове, пропуски, перестановки слогов.  Нарушение фонематических процессов также приводит к  акустической  дисграфии: недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Цель: Устранение нарушений фонематических процессов учащихся коррекционной школы VIII вида.

Задачи:

  1. Диагностика нарушений фонематических процессов.
  2. Анализ ресурсов по достижению (программы, ИКТ, дидактические пособия).
  3. Динамика формирования и коррекции фонематического восприятия.

Описание собственной деятельности.

Обследование фонематических процессов проводится после проверки состояния произношения звуков. Выясняю, как ребёнок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. С этой целью предлагаю ребёнку повторять вслед за мной различные оппозиционные слоги, например: са – ша, ша – са, са – са – ша и т. д.

Если ребёнок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяю следующим образом: ему предлагаю, услышав заданный слог, выполнить какое – либо действие. Например, хлопнуть в ладоши на услышанный слог. Также предлагаю ему написать или сложить из букв разрезной азбуки называемые слоги.

Далее проверяю различает ли ребёнок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: том – дом – ком, мишка – миска, коза – коса и т. д. эту проверку провожу разными способами: можно предложить ребёнку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такое лужа  и что такое лыжи?») и др.

Можно также предложить ребёнку  повторять за логопедом  сходные слова, например: Маша – Даша – каша, Паша – наша – ваша и т. п. этот приём позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.

Диагностика речевого развития проводится в начале   учебного года у вновь принятых обучающихся, так же у обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году и оставленных для продолжения обучения. Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность речи, а так же её понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма. В ходе диагностики речевого развития заполняются протоколы на каждого ученика, при помощи которых составляются речевые карты каждого обучающегося.

После логопедического обследования  комплектуются  группы по признаку однородности речевого нарушения у учеников из обучающихся одного класса. Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.

 - Составление  индивидуального сопровождения на обучающихся.

 - Составление перспективного планирования логопедических занятий для каждой группы и индивидуальных занятий.

 - Разработки логопедических занятий.

 - Средства обучения:

Формирование фонематического восприятия включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

  1. Уточняется артикуляция звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  2. Выделение звука на фоне слога.  Для этого учу детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  3. Формирование умения определять наличие звука в слове.  Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук связываем с соответствующей буквой. Для определения наличия звука в слове используется ряд упражнений (приложение 1.)

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. (приложение 2).

Наиболее распространёнными ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова.  В связи с этим при коррекции нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза. Фонематический анализ и синтез – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, вычленение  первого и последнего звука из слова, определение его места в слове,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия у младших школьников

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Дети с  речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая расп...

План-конспект НОД по формированию фонематического восприятия.

Подгупповое занятие для детей с ОНР 5 г.ж.ТЕМА: ЗВУК "О".ЦЕЛЬ: развивать фонематическое восприятие.ЗАДАЧИ: образовательные:            познакомить детей с акустической...

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...

Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр

Работа представляет собой разработку по формированию  фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....