Урок по предмету «Мир природы и человека» по теме: «Зимующие птицы «Снегирь»
план-конспект урока

Стригунова Марина Владимировна

Тема: Зимующие птицы: снегирь.

Цели:

-  Расширить знания детей о птицах, закрепить и уточнить названия зимующих птиц, о подготовке их к зиме, научиться определять группы птиц (перелетные, зимующие).  Развивать умение составлять словосочетания; формировать умения составлять описательный рассказ с соблюдением композиции: начало – середина – конец;

- Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес;  расширять кругозор, обогащать словарный запас детей; содействовать развитию внимания, памяти, мышления на материале описательных загадок, на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

- Развитие коммуникативных навыков; учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, интерес к познанию природы; гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.

Оборудование: мультимедийный проектор, колонки. Презентация «Зимующие птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_snegir.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная школа №8 г. Лабинска

Урок

 по предмету «Мир природы и человека»

по теме: «Зимующие птицы «Снегирь»

Подготовила и провела:  Стригунова М.В.

Тема: Зимующие птицы: снегирь.

Цели:

-  Расширить знания детей о птицах, закрепить и уточнить названия зимующих птиц, о подготовке их к зиме, научиться определять группы птиц (перелетные, зимующие).  Развивать умение составлять словосочетания; формировать умения составлять описательный рассказ с соблюдением композиции: начало – середина – конец;

- Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес;  расширять кругозор, обогащать словарный запас детей; содействовать развитию внимания, памяти, мышления на материале описательных загадок, на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

- Развитие коммуникативных навыков; учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, интерес к познанию природы; гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.

Оборудование: мультимедийный проектор, колонки. Презентация «Зимующие птицы».

I Организационный момент 

Прозвенел звонок

Эмоциональный настрой весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Руки?

На месте!

Ноги?

На месте!

Локти?

У края!

Спина?

Прямая!

Если вам нравится учиться в школе – хлопните!

Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь начинать урок нам пора. ( РЕФЛЕКСИЯ: смайлики настроения)

II Фонетическая зарядка. (Отгадывание загадок)

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет –

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится –

На морозе стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

III Введение в тему (Презентация)

Какое время года объединяет все эти месяцы? (Зима)

Беседа о зиме. СЛАЙД 2

Послушайте внимательно загадку и отгадайте ее:

Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы)

Поговорим о птицах, которые проводят зиму рядом с нами.

- Как называются эти птицы? (Зимующие)

- Для чего нужны птицы в природе? (Со0здают красоту в природе, являются санитарами леса, способствуют размножению растений).

Сказочно красив зимний день. Особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы увидим необыкновенные «цветы». Это зимующие птицы. вы наверняка многих из них знаете. Давайте назовем их.

 

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица. (Воробей.) СЛАЙД 3

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.) СЛАЙД 4

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова) СЛАЙД 5

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.) СЛАЙД 6

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Кто – то в двери стук-стук-стук.

Открывай, жена, крючок –

В клюве вкусный червячок. ( Дятел.) СЛАЙД 7

Кар! Кар! Кар!

Кричит плутовка!

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица.

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?                     (Ворона) СЛАЙД 8

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири- свир!

Мы клюем рябины кисти,

Мы в лесу устроим пир!»  (Свиристель) СЛАЙД 9

  1. Беседа о зимующих птицах
  • Почему воробья, синицу, снегиря, дятла, кукушку называют птицами?
  • Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
  • Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
  1. Сообщение темы и целей урока

IV Актуализация опорных знаний и представлений

Сегодня мы поговорим с вами об одной зимующей птице, о какой – отгадайте:

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это…(снегири)                    СЛАЙД 10

V. Изучение нового материала

- Рассказ учителя о снегире

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири зимой летят к нам. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут гораздо севернее.  

Они  зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Узнать и заметить зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета.

Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой: рябиной, калиной. Лакомство снегиря - семена ясеня. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов. Поздней осенью, в начале зимы снова раздаётся их низкий звонкий посвист: жю-жю-жю.

Аудиозапись – пение снегиря (Приложение 1)

Беседа о помощи птицам зимой  СЛАЙД 11 - 13

  • Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
  • А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (Снегирь любит ясеневые семена.)
  • Птиц можно подкормить дынными и арбузными семенами, семечками подсолнуха, пшеном.
  • А вы готовы помочь зимующим птицам в нашем парке?

К сожалению многие птицы сейчас находятся на грани исчезновения из-за хозяйственной деятельности человека. Некоторые виды птиц занесены в Красную книгу. В нашем крае тоже есть своя Красная книга. Она так и называется –Красная книга Кубани.

  • Рассказать детям о Красной книге.

VII. Физминутка

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, «летают»)

Птички прыгают, поют, («Поют»)

Птички крошки собирают. («Собирают»)

Зёрнышки клюют. («Клюют»)

Пёрышки почистили. («Чистят»)

Клювики почистили,

Дальше полетели («Улетают»)

И на место сели. (Садятся)

Угадайте, какие птицы спрятались в ветвях СЛАЙД 14-16

VIII. Домашнее (творческое) задание: наблюдение за птицами в селе, в городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи на основе явлений окружающей действительности на тему: "Зимующая птица - снегирь"

Цель: развитие умения согласовывать словосочетания; формирование умения составлять повествовательный рассказ;Расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитан...

конспект урока в 3 классе развитию речи на тему: "Зимующие птицы.Снегирь."

Цель: расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;Задачи:-развитие  и коррекция умения согласовывать словосочетания;-формирование умения составлять пов...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Растения сада"

Урок предназначен для учащихся 3 класса школы с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями)...

План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия людей зимой».

Технологическая карта урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека». План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия л...

Конспект урока по предмету Мир природы и человека на тему: "Правильное питание"

Конспект урока разработан для обучающихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями....

Конспект открытого урока предметная область "Окружающий мир" предмет" Окружающий природный мир" тема: "Зимующие птицы. Снегирь, синица"

Конспект урока разработан для обучающихся 10 класса с тяжёлыми множественными нарушениями развития....

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение". 2 класс

Материал соответствует АООП по ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант...