Урок по развитию речи на основе явлений окружающей действительности на тему: "Зимующая птица - снегирь"
план-конспект урока на тему

Мордвинова Юлия Михайловна

 

Цель: развитие умения согласовывать словосочетания; формирование умения составлять повествовательный рассказ;

Расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;

Воспитывать бережное отношение к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy_snegir.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Мензелинская  СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА

Открытый урок по

развитию речи

«Зимующие птицы: снегирь»

Составитель:

Учитель  I  категории

 Мордвинова Юлия Михайловна

Декабрь, 2013

Цель: развитие умения согласовывать словосочетания; формирование умения составлять повествовательный рассказ;

Расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Опорные слова-карточки, слайды, рисунки снегиря, схемы точечного рисунка, рабочие тетради, цветные карандаши.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент. Физ. минутка:

Встал воробушек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся вправо, влево

Приседанье сделал справно

Клювиком почистил пух

И скорей за парту плюх.

2.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Число; день недели; время года; погода.

Повторение пройденного по вопросам

3.Упражнение в составлении словосочетаний – «Подбери слово»: (слайд№1)

В зимнем …(лесу);

На пушистом (снегу);

Стоял сильный (мороз);

Снежная (зима);

Голодная (пора);

Зимующие (птицы);

Веселый (дятел).

4.Введение в тему: (слайд№2-5) Психологический настрой.                                                                                              – Послушайте загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку. 

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

ИГРА «Четвертый лишний»: из четырех рисунков выделить изображение не относящего к этой группе (воробей, дятел, сорока, ворона). Ответить на вопрос: Что объединяет остальные предметы? Как можем их назвать?

Проверим, правильно ли мы выделили лишние предметы.

(слайд №6)

5. Физ.минутка. Кто как поет? (Воробей? Синица? Ворона? Кукушка?)

6.Упражнения в классификации.  Каких птиц ты еще знаешь?

Посмотрите и скажите, по какому признаку я разделила этих птиц? (слайд№7). Обобщение ответов: каких птиц мы называем перелетными? Зимующими?

7.Работа над новой темой. (слайд№8)

Отгадайте загадку. (О снегире.) Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной птице, о такой птице, которую стоит только раз увидеть, то уже никогда не забудешь. Это снегирь.

III. Работа над словарем.

– Вспомните, ребята,

какие части тела птиц вы знаете? 

ОПИСАНИЕ СНЕГИРЯ: Давайте внимательно рассмотрим внешний вид птицы. Какого цвета  грудь, шея, щеки? Что скажете о голове? Какой формы клюв? Посмотрите на тело снегиря. Какого оно размера? (слайд№9)/ на доске по ходу описания учитель вывешивает опорные слова/ В зимние месяцы на городских улицах или в парках, где растут рябины, ясени, клены вы, может быть, видели снегирей.

(Слайд 7) Название птицы произошло от слова снег. Весной, летом и осенью снегири живут в северных хвойных лесах, в тайге.

(Слайд 8) Только с первым снегом снегири прилетают к нам.

(Слайд 9) Питаются они семенами разных растений. Снегирь немного крупнее воробья. Оперение у него яркое. Грудка красная, голова, хвостик и крылья- черные.

РАССКАЗ. Снегирь небольшой, чуть крупнее воробья, плотного телосложения. Зимой в морозные дни  птицы топорщат свое густое оперение и тогда кажутся даже толстыми. Вспомните, с  чем сравнивает снегирей автор рассказа «Снегири и коты». (слайд №10) . Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный. Снегирь-птица спокойная, малоподвижная. Он все делает основательно.

8. Понравилась вам птица-снегирь? Так,  давайте на секунду,  представим себя птицей и сделаем зарядку. (текст зарядки на экране, слайд№11). Перед вами листочки с числами. Если мы по порядку соединим их, то у нас получится … . (У каждого ребенка листок с пронумерованными точками от 1 до 23, сначала числа проговариваются, затем соединяются карандашом по порядку. Последние два числа 1 и 23 заканчивают рисунок. Дети показывают свои работы и сравнивают у кого лучше)

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

-Кормушки могут быть самими разными. Есть у птиц и природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину.

9.Задание - собери птичку: У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу и  назови её

Необходимо разложить корм, соответствующий птицам. За правильно подобранный корм-  максимальное количество баллов-

Задания:

Синицы----------кусочек сала

Клесты----------кедровые орехи

Снегири--------ягоды рябины

Воробьи----------пшено

Голуби---------семена подсолнечника

 

10. Итог урока. С какой птицей познакомились? Если вам понравилось, то выбираем смайлика одного из трех:  на первом месте «думающий», т.к. весь урок думали, на  втором – «веселый», было радостно, когда находили правильный ответ; на третьем - «грустный», т.к.урок  быстро закончился.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

 


Список литературы

  • Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков Развития речи на основе знакомства с окружающим миром. В 3 классе специальных (коррекционных) школах VIII вида
  • Журнал «Начальная Школа» №12 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Золотой октябрь»

Данный урок, проводился с учащимися 4 класса Специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход"

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход".Цели: Образовательная: познакомить с видами обуви, назна...

Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Перелетные птицы»

Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миромна тему  «Перелетные птицы»...

Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Методическая разработка  «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...