Урок по развитию речи на основе явлений окружающей действительности на тему: "Зимующая птица - снегирь"
план-конспект урока на тему
Цель: развитие умения согласовывать словосочетания; формирование умения составлять повествовательный рассказ;
Расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy_snegir.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Мензелинская СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА
Открытый урок по
развитию речи
«Зимующие птицы: снегирь»
Составитель:
Учитель I категории
Мордвинова Юлия Михайловна
Декабрь, 2013
Цель: развитие умения согласовывать словосочетания; формирование умения составлять повествовательный рассказ;
Расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Опорные слова-карточки, слайды, рисунки снегиря, схемы точечного рисунка, рабочие тетради, цветные карандаши.
ХОД УРОКА.
- Орг. момент. Физ. минутка:
Встал воробушек на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся вправо, влево
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.
2.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Число; день недели; время года; погода.
Повторение пройденного по вопросам
3.Упражнение в составлении словосочетаний – «Подбери слово»: (слайд№1)
В зимнем …(лесу);
На пушистом (снегу);
Стоял сильный (мороз);
Снежная (зима);
Голодная (пора);
Зимующие (птицы);
Веселый (дятел).
4.Введение в тему: (слайд№2-5) Психологический настрой. – Послушайте загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
ИГРА «Четвертый лишний»: из четырех рисунков выделить изображение не относящего к этой группе (воробей, дятел, сорока, ворона). Ответить на вопрос: Что объединяет остальные предметы? Как можем их назвать?
Проверим, правильно ли мы выделили лишние предметы.
(слайд №6)
5. Физ.минутка. Кто как поет? (Воробей? Синица? Ворона? Кукушка?)
6.Упражнения в классификации. Каких птиц ты еще знаешь?
Посмотрите и скажите, по какому признаку я разделила этих птиц? (слайд№7). Обобщение ответов: каких птиц мы называем перелетными? Зимующими?
7.Работа над новой темой. (слайд№8)
Отгадайте загадку. (О снегире.) Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной птице, о такой птице, которую стоит только раз увидеть, то уже никогда не забудешь. Это снегирь.
III. Работа над словарем.
– Вспомните, ребята,
какие части тела птиц вы знаете?
ОПИСАНИЕ СНЕГИРЯ: Давайте внимательно рассмотрим внешний вид птицы. Какого цвета грудь, шея, щеки? Что скажете о голове? Какой формы клюв? Посмотрите на тело снегиря. Какого оно размера? (слайд№9)/ на доске по ходу описания учитель вывешивает опорные слова/ В зимние месяцы на городских улицах или в парках, где растут рябины, ясени, клены вы, может быть, видели снегирей.
(Слайд 7) Название птицы произошло от слова снег. Весной, летом и осенью снегири живут в северных хвойных лесах, в тайге.
(Слайд 8) Только с первым снегом снегири прилетают к нам.
(Слайд 9) Питаются они семенами разных растений. Снегирь немного крупнее воробья. Оперение у него яркое. Грудка красная, голова, хвостик и крылья- черные.
РАССКАЗ. Снегирь небольшой, чуть крупнее воробья, плотного телосложения. Зимой в морозные дни птицы топорщат свое густое оперение и тогда кажутся даже толстыми. Вспомните, с чем сравнивает снегирей автор рассказа «Снегири и коты». (слайд №10) . Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный. Снегирь-птица спокойная, малоподвижная. Он все делает основательно.
8. Понравилась вам птица-снегирь? Так, давайте на секунду, представим себя птицей и сделаем зарядку. (текст зарядки на экране, слайд№11). Перед вами листочки с числами. Если мы по порядку соединим их, то у нас получится … . (У каждого ребенка листок с пронумерованными точками от 1 до 23, сначала числа проговариваются, затем соединяются карандашом по порядку. Последние два числа 1 и 23 заканчивают рисунок. Дети показывают свои работы и сравнивают у кого лучше)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
-Кормушки могут быть самими разными. Есть у птиц и природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину.
9.Задание - собери птичку: У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу и назови её
Необходимо разложить корм, соответствующий птицам. За правильно подобранный корм- максимальное количество баллов-
Задания:
Синицы----------кусочек сала
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника
10. Итог урока. С какой птицей познакомились? Если вам понравилось, то выбираем смайлика одного из трех: на первом месте «думающий», т.к. весь урок думали, на втором – «веселый», было радостно, когда находили правильный ответ; на третьем - «грустный», т.к.урок быстро закончился.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Список литературы
- Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков Развития речи на основе знакомства с окружающим миром. В 3 классе специальных (коррекционных) школах VIII вида
- Журнал «Начальная Школа» №12 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Золотой октябрь»
Данный урок, проводился с учащимися 4 класса Специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Растения и животные весной»
Данный урок проводился в 3 классе СКОШ VIII вида...
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход"
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход".Цели: Образовательная: познакомить с видами обуви, назна...
Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Перелетные птицы»
Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миромна тему «Перелетные птицы»...
Конспект открытого урока по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Урок развития речи для обучающихся с ОВЗ по теме "Город"....
Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Методическая разработка «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...