Эффективность билингвистического метода обучения детей с нарушениями слуха
статья

Cтратегия билингвистического обучения заключается в использовании жестового и словесного языка как средств образовательного процесса. Жестовая речь необходима глухому человеку для общения с глухими людьми, а для общения в обществе слышащих - необходимо владеть устной речью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_bilingvisticheskogo_metoda_obucheniya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность билингвистического метода

обучения детей с нарушениями слуха.

(выступление на заседании Педагогического совета)

Святченко Мария Алексеевна

учитель химии и биологии

   Аннотация: стратегия билингвистического обучения заключается в использовании жестового и словесного языка как средств образовательного процесса. Жестовая речь необходима глухому человеку для общения с глухими людьми, а для общения в обществе слышащих - необходимо владеть устной речью.

  Глухой ребенок не может воспринимать устную речь на слух. Ему нужны обходные пути для овладения языком слов. Согласно теоретическим принципам советской сурдопедагогики, основным средством обучения и воспитания в специальных школах является устная речь. Жестовая речь рассматривается как вспомогательное средство, применяемое в определённых дидактических целях.

  В педагогической практике учителя применяют жестовую речь в различных ситуациях урока. Использование «жестовых упражнений» допустимо, когда словесная речь в принципе сформирована, как орудие мышления и средство общения. Введение «жестовых моментов» не нанесёт ущерба дальнейшему словесному развитию ученика, а может открыть дополнительные пути и возможности развития глухих школьников.

  Педагоги на уроках целенаправленно формируют устную речь как средство общения и познания. По мере изучения словесного языка, учащиеся должны более успешно пользоваться языком слов на занятиях, в разговорах с преподавателями, а также с нормально слышащими родителями, знакомыми и незнакомыми людьми.

  Речевое общение нередко ограничивается рамками урока. Кончаются уроки, и прекращается словесное общение школьников. Его заменяет общение на основе жестовой речи, или мимики.  Нередко, глухих детей надо заставлять говорить. Они не испытывают потребности в общении словесной речью.

 Несомненно, что лучшей речевой средой для глухого школьника является общество слышащих и говорящих людей, где не знают его жестов и где он, при наличии специально организованного обучения, вынужден вступать в общение.           Обучение же глухих детей в среде слышащих встречает серьёзные затруднения.

Учителя и воспитатели  испытывают большие трудности в работе над речью учащихся в организации речевой среды. Перевод словесной речи на язык жестов является очень сложным процессом, так как многозначность и обобщенность слова с одной стороны и конкретность жеста с другой осложняют перевод.

  С использованием жестов в обучении решаются коррекционно-развивающие задачи: развития внимания, памяти, мышления, навыка чтения с губ.

Затраченное время на изучение жеста полностью окупается в дальнейшей работе.

     Изучение курса биологии обучающихся с нарушенным слухом базируется на ряде специальных принципов, в том числе:

– принцип создания условий для формирования у обучающихся языковых обобщений. Формирование языковых обобщений (на программном материале, базовых понятий курса биологии) становится возможным при условии регулярно организуемой на уроках практики речевого общения, за счёт развития навыков восприятия, понимания и продуцирования высказываний во взаимодействии с процессом познавательной деятельности;

– принцип коммуникативной направленности в обучении биологии предусматривает создание на уроках ситуаций, побуждающих обучающихся к речевому общению. Данный принцип предполагает такую организацию обучения, при которой работа над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) требует включения слова в контекст. Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на основе объяснения учителя (в том числе с использованием дактиля, РЖЯ и элементов КЖР как вспомогательных средств обучения) с привлечением конкретных фактов, иллюстраций, слайдов и сообщением слова-термина. Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся. На уроках биологии предусматривается использование синонимических замен, перефразировка, анализ определений. В частности, использование синонимов обеспечивает понимание  биологических терминов (например, одноклеточные = простейшие, обитают = живут, бактерии = микробы);

– принцип формирования и коррекции речи в связи с развитием других психических функций. На каждом уроке предусматривается целенаправленная работа по развитию словесной речи (в устной и письменной формах), слухо - зрительного восприятия устной речи, речевого слуха,  произносительной стороны речи.  Работа по развитию восприятия и воспроизведения устной речи не должна нарушать естественного хода урока. Она проводится на этапах закрепления и повторения учебного материала. В ходе урока обеспечивается контроль за произношением обучающихся, побуждение к внятной и естественной речи с использованием принятых методических приемов работы, на каждом уроке предусматривается фонетическая зарядка, которая проводятся не более 3 -5 минут.

В процессе уроков биологии требуется одновременно с развитием словесной речи обеспечивать развитие у обучающихся неречевых психических процессов. Предусматривается руководство вниманием обучающихся через постановку и анализ учебных задач, а также сосредоточение и поддержание внимания за счёт привлечение средств наглядности, доступных по структуре и содержанию словесных инструкций. Тренировка памяти обеспечивается посредством заполнения таблиц, составления схем, анализа, сравнения рисунков на учебных плакатах, применения условных изображений, как опор для оформления  ответов.  Развитие мышления за счёт выделения существенных признаков в изучаемых объектах и др.

Акцент в коррекционно-образовательной работе следует сделать на развитии у обучающихся словесно-логического мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы.  Программный материал должен излагаться учителем ясно, последовательно, с включением системы аргументов.   Важная роль в развитии у обучающихся словесно-логического мышления принадлежит практическим (в том числе лабораторным) работам, организации наблюдений, проводимых на уроках биологии.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушенным слухом обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

– преодоление речевого недоразвития на материале курса биологии (накопление словарного запаса с использованием РЖЯ, овладение разными формами и видами речевой деятельности);

– максимальное расширение речевой практики, использование понятийного аппарата курса в самостоятельной словесной речи, в разных видах общения;

– использование и коррекция самостоятельно приобретённых обучающимися представлений об окружающей природной действительности, дальнейшее их развитие и обогащение;

– учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

  Билингвистический метод обучения помогает обогатить словарь глухого школьника, овладеть устной речью:

- правильно излагать свои мысли, овладеть большим количеством знаний на уроках и во внеурочное время;

- способствует повышению эффективности межличностного общения и развитию творческих способностей неслышащих школьников при исполнении жестовых песен и постановке жестовых театрализованных представлений.

Сотрудничество педагогов в использовании жеста даёт возможность общаться с глухим ребенком, направлять его деятельность несколько по-другому, чем раньше, решать проблемы общения, проблемы взаимопонимания.

Литература

1.Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. М., 1963.

2.Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих жестовой речи. Дефектология 1995 №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...

"Методическое сопровождение педагогов по вопросам социализации и инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи"

В статье описаны цель и  задачи методического сопровождения образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха и ТНР, представлены меропри...