Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".
материал по теме

Монгуш Кара Отканмаевна

 

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:

Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается:

 -на его психическом развитии,

-ограничивает познание окружающего мира,

-затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками. 

Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что  снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха

Решение данной проблемы видится в том, что нужно  организовать целенаправленную, специально организованную деятельность по РСВ в учебно-воспитательном процессе школы во время фронтальных уроков, индивидуальных занятий, музыкально-ритмических занятий, а также во внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  : «Применение развивающих упражнений   в развитии речевого слуха у детей с нарушенным  слухом на индивидуальных занятиях».      (слайд 1)

  1. Обоснование выбора данной темы.

Почему выбрана мною данная тема? (слайд 2) 

Работая в данной школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:

Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается:

 -на его психическом развитии,

-ограничивает познание окружающего мира,

-затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками. (слайд 3)

Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что  снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха. (слайд 4)

Решение данной проблемы видится в том, что нужно  организовать целенаправленную, специально организованную деятельность по РСВ в учебно-воспитательном процессе школы во время фронтальных уроков, индивидуальных занятий, музыкально-ритмических занятий, а также во внеурочной деятельности. (слайд 5)

Поэтому, важной задачей современной школы является развитие слухового восприятия учащихся, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация. В школе для детей с нарушением слуха работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: во-первых, дети учатся воспринимать на слух речь, во-вторых, неречевые звучания, разные шумы.

Задачей работы по развитию слухового восприятия речи является формирование умений и навыков воспринимать речевой материал как с помощью звукоусиливающей аппаратуры разного,типа, так и без нее. При этом на основе развивающейся слуховой функции у детей формируются прочные навыки слухозрительного восприятия устной речи окружающих, что, в свою очередь, оказывает благотворное воздействие на их речевое развитие. Повышается качество произносительной стороны устной речи, которая становится у слабослышащих значительно более внятной и выразительной. В результате ребенок может достаточно свободно общаться с окружающими при помощи устной речи. Все это позитивно воздействует на формирование его личности.

Вопрос о специальном обучении слабослышащих детей имеет довольно длительную историю. Глубокое и всестороннее изучение слабослышащих детей было начато в 30-40-ые годы в Научном  исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук  РСФСР  под руководством  Рахиль Марковны  Боскис.

Исследования   Боскис  показали, что у  слабослышащего ребенка имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов – слуха. Этим он принципиально отличается от глухого и слышащего ребенка в разных планах. По сравнению с глухим ребенком, он иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет других путей компенсации своего недостатка, т.е. главным образом не за счет зрения, а за счет полноценного слуха. По сравнению со  слышащим,  у  него  имеется   качественное своеобразие использования дефектного слуха как фактора развития речи. Частичный слух   слабослышащего (в отличие от остатков слуха глухого) позволяет в какой мере на его основе формироваться речи.

    Но поскольку приобретаемый таким путем речевой  багаж чрезвычайно искажен, то и дальнейшее восприятие и понимание речи своеобразно отражается на представлениях, понятиях ребенка. Речь слабослышащего ребенка оказывается не только недоразвитой, но еще и искаженной. Так, наряду, с бедностью словаря наблюдается усвоение слов в неправильном лексическом значении, наряду с недоразвитием грамматической структуры – многообразные смешения категорий, неправильное понимание их значения, а, следовательно, и неадекватное использование в своей речи. Все это накладывает     отпечаток на ход развития познавательной деятельности; сравнение, анализ, обобщение, отвлечение приобретают у слабослышащего специфические черты.  Поэтому, необходимо развивать слуховое восприятие  глухих и слабослышащих детей.

      Для повышения интереса к своему предмету, для повышения качества знаний своих учеников за основу своей работы взяла  использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия на индивидуальных занятиях.

  Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирование способностей к саморазвитию.

     Поэтому, включение упражнений по развитию психических процессов выполняет две задачи — развивает, совершенствует психические процессы  ребенка и выполняет свою основную задачу по РСВ: пополняет слуховой словарь, улучшает слуховое восприятие речи.

При планировании занятий от меня требуется знание  психофизических, интеллектуальных способностей, и  состояние слуха  каждого своего ребенка. Обычно, готовясь к занятию, я подбираю дидактический материал, позволяющий  активизировать потенциальные возможности детей с нарушением слуха.

         Над данной методической темой я работаю 2 года. В данное время  индивидуальное занятие провожу с 13 учащимися. Из них: шестеро – слабослышащие. К  I - му отделению относятся – 3 учащихся, ко  II-му – 3), а остальные учащиеся – глухие.

   

   В процессе работы по РСВ использую аналитико-синтетический  метод  обучения. Он предусматривает восприятие не только целостных речевых единиц, но и, при необходимости анализа воспринимаемого на слух, отдельных слогов, звуков, составляющих воспринимаемое слово

     

     

    Наряду с общепедагогическими принципами обучения школы для глухих и слабослышащих я   руководствуюсь специальными принципами:

1. Принципом развивающих упражнений.

2. Принципом коррекции произношения

           Принцип развивающих упражнений основан на развитии психических  функций личности:  развития мышления, речи, памяти,  внимания, таких психических операций,  как сравнение, сопоставление, обобщение. Анализ, синтез, развитие интеллектуальной и познавательной сфер деятельности, выработки  самостоятельности в приобретении знаний и направленности к  саморазвитию и творчеству. На своих занятиях  я предлагаю учащимся такие задания:

-………, внимательно посмотри на картинки и скажи, какое это время года?

- Теперь скажи, какие изменения в природе происходят в марте? В апреле? В мае?

Определи, в какой картинке отражены эти явления…..

- Теперь сравни начало и конец весны.

В конце занятия ученик обобщает свои знания о весне.

В этих заданиях я предлагаю учащимся сделать  сравнительный анализ сходства и различия явлений природы, сделать сопоставление.

- Внимательно посмотри и подумай. Что ты можешь сказать об этих картинках? Что в них общего? Какая картинка лишняя?

2. Принцип коррекции произношения. Одной из важнейших задач школы для детей с нарушениями слуха является формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи.

 

       Работая над всеми разделами произношения:  работе над дыханием, голосом,

звуками речи, словесным ударением и темпом речи стараюсь включать элементы

работы над РСВ, т.к. сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.

   Например: При работе над дыханием применяю обратный и прямой счет,  перечисление названий месяцев, чтение чистоговорок, скороговорок, фраз на одном выдохе, с паузами.

[- Продолжи счет до 20 на одном выдохе слитно. 1, 2…]             ?                                                                                                                                     [- Считай до 20 на одном выдохе слитно]

[- Назови месяцы года на одном выдохе слитно]    

При работе над раздельным проговариванием на 1 выдохе, предлагаю такие виды упражнений, как:

[- Считай до 20 , делая паузы после каждого 5 числа]  

[- Считай от 1 до 19 на одном выдохе. Внимательно послушай,  подумай и продолжи счет 1, 3, 5…]                                      

 [- Назови месяцы года, делая паузы между  временами года]

    При подборе речевого материала  опираюсь на дидактический принцип: переход от легкого к трудному, т.е. от   слов и словосочетаний к фразам, предложениям. ?

 Например: Игра «Составь слово».

[- Составь слова из слогов. Скажи с ударением, соблюдая правила орфоэпии ]

                              Задание.

[- Послушай слова, назови последующее за  ним   слово]

[понедельник - …]  [шестой - …]  [6 часов 16 минут - …] [1966 год - …]

[Выбери слова со звуком  Ш] – шестой, шесть, шестнадцать, шестьдесят шестой.  

        Игра «Путаница».

[- Составь предложения, используя данные слова. Скажи с логическим ударением, соблюдая правила орфоэпии]

         При различении материала разговорно-обиходного характера применяю различные диалоги:

[- Какое время года сейчас?] [Какое время года прошло?]

 По мере усвоения материала, использованного на занятии, его  усложняю:

[- Что ты можешь сказать о прошедшей зиме?]

[- Какая зима была у нас в Туве?]

[- Опиши  нашу зиму ]

[- Выбери из этих слов слова, которые описывают нашу зиму]

[- Прочитай приметы времен года. Отгадай, о каком времени года идет речь?]

Иногда  даю на слух предложения типа:

[- Столицей Республики Тыва является город Улан - Удэ]

[- Что ты услышал? Правильно ли я говорю?]

[- Тогда исправь меня]

[- На улице поздняя осень]

- Нет, на улице ранняя весна.

    Такие игры, упражнения и задания  развивают не только слуховое восприятие, но и мыслительную деятельность учащихся.

При работе над текстом  с сильными детьми предъявление предложений на слух даю на расстоянии без деформированного текста:

          - Встань и отойди на метр. Послушай 1 предложение:

           В  феврале  день увеличивается уже на два часа. Если ребенок полностью     воспроизводит   предложение,   увеличить  расстояние: - отойди еще на полметра  дать  2 предложение.  Если   ребенок не  воспримет некоторые слова, то уменьшить расстояние: - подойди   на полметра. А с другими детьми применяю традиционную форму – работу с деформированным текстом.

               Также при работе с текстом применяю упражнения на различение материала без опоры на   звукоусиливающую аппаратуру. Известно, что учащиеся привыкают к использованию звукоусиливающей аппаратуры и без аппаратуры часто не могут опознать те звуки речи, слова, фразы, которые они хорошо различали с аппаратурой. Кроме того, всякая звукоусиливающая аппаратура в определенной мере искажает речь.

 Поэтому целесообразно включать упражнения на различение речевого материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.  

  В результате, опыт применения таких развивающих упражнений показал повышенный интерес к ним, позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся в целом.

      А также для развития слухового восприятия применяю неречевые звуки. К неречевым звукам относятся звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя, вой ветра, крики животных, птиц и т. д., т. е. все звуки, которые не имеют отношения к звукам речи.

Основные цели развития слухового восприятия неречевыми звуками:

—        выработка у глухих и слабослышащих детей слухового внимания к звукам окружающей среды;

—        дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в окружающей шумовой обстановке;

  1. уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках, встречающихся в учебной, художественной литературе, связанных с познанием предметов и явлений окружающего мира;

Знакомство с миром неречевых звуков обогащает глухих и слабослышащих детей, т. к. способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе, помогут ориентироваться в шумных помещениях, на улице и т.д.

           В ходе контрольных работ по РСВ и проверки внятности речи, проводимых в течение двух лет, выявилась динамика роста успеваемости учащихся, качества знаний. Это говорит об эффективности выбранной технологии т.е. применение неречевых звуков и использование развивающих упражнений на индивидуальных занятиях по  развитию слухового восприятия, способствует решению задач, поставленных перед школой  в обучении и воспитании глухих детей.

          Результаты ЗУН учащихся по  РСВ  за последние два года по результатам контрольных работ составляет:

            Динамика результативности качества знаний
и  обученности   учащихся по развитию речевого слуха

РСВ

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Качество знаний

77%

84%

Успеваемость

100%

100%

7 класс

8 класс

9 класс

Динамика качества внятности речи учащихся

РСВ

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Качество знаний

77%

84%

Успеваемость

100%

100%

7 класс

8 класс

9 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия у детей с нарушение слуха.

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения ...

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Дыхательные упражнения для развития вокальных навыков у детей с нарушением слуха

«Дыхательные упражнения дляразвития вокальных навыков у детейс нарушением слуха»....

Использование развивающих упражнений при развитии речевого слуха на индивидуальных занятиях

Использование развивающих упражнений оказывает позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся в целом. Включение упражнений по развитию...

Статья на тему: "Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время"

Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время...