Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО
статья по русскому языку (5, 6 класс) на тему
В предстоящем 2015-2016 учебном году перед каждым учителем–предметником, который будет работать в 5 классе, возникает необходимость перейти на стандарт нового поколения. В нашей школе, так же как и в других школах, по новым стандартам работала начальная школа, а учителям среднего звена только предстоит эта работа. Однако, я и мои коллеги среднего звена также стали строить некоторые рабочие и открытые уроки или отдельные их фрагменты по-новому, в соответствии со стандартами ФГОС, которые требуют, чтобы вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании вышли системно-деятельностный подход, формирование у обучающихся умения учиться. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО
В предстоящем 2015-2016 учебном году перед каждым учителем–предметником, который будет работать в 5 классе, возникает необходимость перейти на стандарт нового поколения. В нашей школе, так же как и в других школах, по новым стандартам работала начальная школа, а учителям среднего звена только предстоит эта работа. Однако, я и мои коллеги среднего звена также стали строить некоторые рабочие и открытые уроки или отдельные их фрагменты по-новому, в соответствии со стандартами ФГОС, которые требуют, чтобы вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании вышли системно-деятельностный подход, формирование у обучающихся умения учиться. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).
Развитие универсальных учебных действий “строится по формуле: от действия – к мысли”. Ученик обучается умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. На уроке должны преобладать такие действия, как: создание проблемной ситуации, поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, при которых знание дается не в готовом виде, а ребенок под руководством учителя конструирует свое знание.
Перед учителем при планировании уроков встают вопросы:
- Каким образом включить ученика в образовательный процесс по ФГОС?
- Как помочь его самоопределению?
Ответ один:
-Только с помощью действия.
Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться:
личностные и метапредметные трех видов: регулятивные, познавательные и
коммуникативные.
Формирование УУД на моих уроках происходит при использовании ИКТ, при применении проектных технологий, при использовании нестандартных уроков и заданий, при организации самостоятельной работы учащихся, при словарной работе, работе с текстом, групповых формах и др. видов работ.
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий: деловых игр, составления кроссвордов, тестовых заданий, работы с наглядными пособиями.
Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов, в том числе и собственных, сделанных по моему заданию самостоятельно или под моим руководством, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности. Уже в пятом классе учащимися были созданы презентации: «Лексические головоломки», « Почему так говорят?», «Занимательная морфология». В старших классах: «Этимология фамилий и имен», «Поэты - фронтовики ВОВ», «Прямая и косвенная речь», «Неполные предложения» и др.
Я убедилась, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, развивает у учащихся логическое мышление.
На уроках словесности и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.
Учащимися были созданы различные проекты: статьи, доклады, рефераты, творческие отчёты по изученным темам. Наиболее успешными оказались следующие проекты учащихся: «Лермонтов на Кавказе» к 200-летию поэта, «Занимательная фразеология», «Жаргонизмы в речи школьников», «Великая Отечественная война в моей семье».
Учебные проекты и исследовательские работы способствуют формированию личностных, регулятивных, познавательных действий. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
Формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД происходит при использовании игровых технологий: урока -путешествия, урока-игры, викторины, урока-КВН.
На уроках русского языка используются самые различные приемы педагогической техники, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, лингвистические сказки, фантастическая добавка, театрализация, проблемная ситуация, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания, нестандартные задания и т.д. Приглашаю учащихся понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.
Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку. Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
- различные виды диктантов;
- редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
- подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
- упражнения с выборочным ответом, «третий лишний»
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметной недели, конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности, сформировать личностные и метапредметные УУД.
Групповая форма работы и работа в парах обеспечивает также формирование коммуникативных и других видов УУД. Учащиеся в группе учатся искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.
В процессе работы ребята учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Часто на уроках использую словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске. Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач.
Формированию коммуникативных и познавательных УУД способствует работа с текстом. Тексты предлагаю интересные с точки зрения орфографии, отличающиеся стилем, типом речи, лексикой, содержащие различные синтаксические конструкции, тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову.
На стадии рефлексии использую задания: написание лингвистических сказок по изученному материалу, составление телеграммы, памятки, теста, инструкции, стихотворения, письма, синквейна. Такие задания помогают творчески интерпретировать информацию, формируют умение учиться.
Можно использовать вопросы с целью: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
- Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?
- Что осталось непонятным?
- Что нужно сделать ещё?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось самым трудным? -
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
Безусловно, необходимость формирования УУД очевидна, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.
С сожалением только хочется отметить, что работа учителя с введением новых стандартов становится более трудоемкой, т.к. заполнение технологических карт уроков– это дело для нас новое, непривычное и подготовка к урокам будет забирать гораздо больше времени, чем прежде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...
Работа над формированием универсальных учебных действий на уроке русского языка в 5 классе. Подготовка к подробному изложению (ФГОС)
Представляется конспект урока по подготовке к подробному изложению по тексту "Поэма о сирени". Материал может быть использован в качестве предварительной работы к сочинению по картине "Сирень" Кончало...
Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)
статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе....
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире&raq...