Статья на тему: "Как сохранить интерес к предмету через игру у обучающихся с ОВЗ".
статья

Я думаю, что эта статья будет интересна не только коллегам, работающим  с детьми с ОВЗ, но и учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sohranit_interes_k_predmetu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 

Малькова Инна Александровна, учитель русского языка

и литературы  ГБОУ школы №487 г. Санкт- Петербурга

Статья на тему:

 

«Как развивать интерес к предмету

через игру у обучающихся с ОВЗ »

   

  

         Я хочу  начать своё с ообщение с афоризма персидского мыслителя, поэта Саади: «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев».

        Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

          Для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

           На своих уроках русского языка я стараюсь сохранить интерес уч-ся к предмету через игру и элементы занимательности. Игры помогают  активизировать мыслительную деятельность уч-ся, позволяют сделать учебный процесс более привлекательным, интересным, также оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний учащихся и закрепление их.

            Классификаций игр очень много. На примере своего урока в 5 классе я хочу рассказать об уроке – путешествии (нетрадиционной форме урока), который в своей практике я применяю уже в течение нескольких лет. 

            Уроки-путешествия помогают  усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. На этих уроках реализуются различные способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

         Итак, я хочу это показать на примере урока в 5 классе (обучающиеся с  лёгкими  интеллектуальными нарушениями)  - презентация прилагается.

Тема:   Урок-путешествие.

              Правописание падежных окончаний имён

              существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного

              числа.

Тип урока:  урок закрепления.

Оборудование: карта путешествия, сказочные герои, карточки с заданиями, средства обратной связи, сигналы со склонениями существительных, схемы-опоры, предметные картинки, карточки со словарными словами.  

  1. Орг. момент: знакомство с картой путешествия и с главным героем Гномиком, изучение маршрута.
  2. РЕКА БУКВ (чистописание): письмо букв П,п; игра «Назови имена собственные на букву П».
  3. ТРОПА НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ: картинный словарный диктант; игра «Что может взять из этого с собой Гномик? Для чего?»
  4. «ЗАГАДОЧНАЯ»: работа с загадкой (карточка№1) – запись отгадки, вставка пропущенных окончаний, выполнение заданий к карточке.
  5. ФИЗМИНУТКА: игра на внимание «Нос, пол, потолок».
  6.  «ЛЕСНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ»: разгадывание ребуса (превращение булки в белку), работа с карточкой №2, выполнение к ней заданий.
  7. ГОРА ГРАМОТЕЕВ: работа в парах (карточка №3); при проверке дети используют сигналы с буквами И-Е.

*На каждом этапе путешествия дети встречаются с разными героями, которые предлагают  выполнить какое-то задание.

             Для успешного проведения   игры педагог должен  уметь:

1. Обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

2. Уметь организовать начало игры.

3. Уметь наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности.

4. Широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт.

5. Создать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень.

6. Уметь самому включаться в игру на главных и второстепенных ролях.

7. Уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение).

8. Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социальным статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных.

9. Учить детей обсуждать игру, оценивать ее.

         Игра помогает обучающимся  включиться в решение учебных задач , обрести вкус к учебной деятельности.  Она помогает формированию у детей качеств, необходимых для становления учебной деятельности:

1. Общее положительное отношение к школе, учебному предмету.

2. Умение включаться в коллективную учебную работу.

3. Готовность слушать друг друга.

4. Желание постоянно расширять свои возможности, развивать свои способности.

5. Осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, в том числе способность самоконтроля, самооценки.

6. Раскрытие собственных творческих способностей, самовыражение и самопознание, самоутверждение.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

        Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерес к предмету через индивидуализацию и дифференциацию

На примере  открытого урока "Путешествие по басням И.А. Крылова" был проведен анализ урока через индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся 7 и 8 вида. Урок был дан двумя учителям...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Статья "Активизация познавательного интереса к предмету через внеклассную деятельность"

Методические рекомендации по активизации познавательного интереса к предмету математики через внеурочную деятельность....

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одна из проблем  в школьном образовании - неуклонное сокращение времени, выделяемого на изучение химии: всего 4 ч в неделю в основной школе (по 2 ч в 8-м и 9-м классах) и по 1 ч в 10-м и 11-...

«Привитие познавательного интереса к предмету через использование современных информационно-коммуникационных технологий».

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые ...

Развитие познавательного интереса к предмету через дифференцированный подход при обучении физике

рассмотрены методы повышения познавательного интереса к предмету физики...