Интерес к предмету через индивидуализацию и дифференциацию
материал (5 класс) на тему
На примере открытого урока "Путешествие по басням И.А. Крылова" был проведен анализ урока через индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся 7 и 8 вида. Урок был дан двумя учителями-словесниками в 5-ых классах: Корневой В.Н. и Тимошенко Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на метод.объединении | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему «Интерес к предмету через
индивидуализацию и дифференциацию»
учителей-словесников
ГБС(К)ОУ школы № 487
Корневой В.Н. и
Тимошенко Е.А.
на Методической неделе
учителей VП и VШ видов
«Использование индивидуального и
дифференцированного подходов
в обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья»
февраль, 2012 год
Интерес к предмету
через индивидуализацию и дифференциацию
Методика преподавания в школе переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения. Не обошло это и специальную (коррекционную) школу VШ вида.
Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы запоминания к школе развития мышления и творчества. Только так каждый учитель сможет заинтересовать каждого ученика своим предметом, поднять значимость предмета в дальнейшей его жизни.
Главным стимулом в познавательной деятельности учащихся является «ощущаемое каждым учителем движение вперёд», вера в возможность усвоения изучаемого материала. Именно поэтому учителя должны помнить об индивидуализации и дифференциации учебного процесса, когда перед учащимися ставятся посильные задачи с дальнейшим выходом на развивающий уровень, который является закономерным и приводит к сознательной мотивации учебной деятельности.
Что же мы понимаем под индивидуализацией и дифференциацией.
«Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика». [1, с.359]
«Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности». [1, с.276]
Но нам более близко определение Унт И.Э. - одного из исследователей данной проблемы:
«Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» ». [2, с.31]
«Дифференциация - учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения». [2, с.31]
В учебном процессе индивидуализация обучения и дифференцированная форма работы с учащимися являются принципами индивидуального подхода в обучении детей. Учитель должен помнить об индивидуальных познавательных, психологических особенностях каждого ребенка или группы учащихся, сформированных по каким-либо признакам. К этому можно отнести неравномерность усвоения знаний, умений и навыков учащимися одного класса.
Следует отметить, что индивидуализация обучения - это не самоцель. Необходимость и характер ее зависят от уровня подготовленности учащихся того или иного класса, степени трудности учебного материала и этапа изучения каждой темы. Нужно также помнить, что большое влияние на ученика оказывает и его психическое состояние на уроке: чувство заинтересованности, влечение, сосредоточенность, умственное напряжение, удивление, недоумение, рассеянность, скука и т.д. Умение вызвать и активизировать желаемые нам психические состояния также требует индивидуального подхода к каждому ученику, и они должны представлять собой целую систему воспитания личности.
Чем же индивидуальный подход отличается от индивидуализации.
Индивидуальный подход – это:
- принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
- ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
- учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
- создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация обучения – это:
- организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
- различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Индивидуализация обучения направлена на каждого ученика в классе, независимо от уровня его успеваемости. Главной же целью индивидуализации является стимулирование интереса и желания учащихся к изучению предмета, обеспечение максимальной продуктивной работы каждого из них, недопущение пробелов в их знаниях.
В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Научить ребёнка самостоятельно и творчески работать, учитывая индивидуальные способности, дать ему возможность в высший миг творчества испытывать поглощение всего себя предметом труда – одна из главных задач нашей педагогической деятельности.
Коммуникативная направленность, взаимодействие, сотрудничество, самовыражение, индивидуализация и дифференциация – основное в деятельности учителей-словесников. Поэтому нами всегда ставятся следующие конкретные задачи:
- обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
- создавать оптимальные условия для работы всем участникам деятельности;
- формировать личностные качества: самостоятельность и трудолюбие;
- выявлять и развивать способности учащихся.
Система работы основывается на следующих принципах:
- гуманизации и дифференциации;
- научности и новизны;
- практической направленности;
- интегрированных связей уроков и внеклассной работы;
- комфортности в классе, доброжелательности, взаимопомощи.
Одним из путей, ведущим к повышению и развитию интереса к литературе, является отбор содержания учебного процесса, его преобразование. Хорошо подобранный материал помогает решению многих задач на уроке. С целью реализации индивидуализации и дифференциации используется технология разноуровневого обучения (разные требования при изучении той или иной темы сильными и слабыми учениками). И это помогает в работе с детьми, т.к. в результате поддерживается обратная связь с каждым учеником на уроке.
Именно это можно было наблюдать на нашем открытом уроке. Это был урок-путешествие по басням И.А. Крылова, проводили его два учителя, учащиеся были разных видов (VП и VШ виды). Основным на уроке было - обязательное развитие творческой активности учащихся, побуждение их к активному познанию окружающей действительности, осмысление и нахождение ответов по басням, по их отрывкам, иллюстрациям, а это, известно, ведет к развитию личности, развивает коммуникативные способности детей.
Большое внимание уделялось на уроке дифференциации, как внутренней (индивидуальный подход), так и внешней дифференциации по частным способностям и интересам.
Проводился урок в форме путешествия, что дало возможность детям, путешествуя на поезде, вспомнить, повторить и закрепить все, что было изучено на уроках литературы по программе школы и внеклассному чтению. А творческий подход учащихся к заданиям, их интерес к происходящему на уроке показывал заинтересованность всеми остановками, которые были на пути их путешествия по басням И.А.Крылова.
Использование такой формы урока, методов и приемов, создавали благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, подняли интерес всех к литературе, ее изучению. Учащиеся увидели, что литература – это не только чтение и ответы на вопросы, но и разыгрывание сценок, интересный и познавательный материал. Дети показали, на что способны, показали свои знания и умения и если не в творчестве, то в тех знаниях, которые им доступны. Дифференцированный подход в обучении у нас на уроке свелся к выявлению и к максимальному развитию задатков, и способностей каждого учащегося.
Для реализации дифференцированного подхода на уроках литературы необходимо руководствоваться, прежде всего, организацией учебно-воспитательного процесса на протяжении всего урока: подбирать доступные для учащихся формы, методы и приемы обучения. При этом учитывать и возраст учащихся, уровень их подготовки, развития общеучебных умений и навыков. В зависимости от этого стараться сбалансировать сочетание традиционных и новых методов обучения с применением творческой деятельности, словесных, наглядных, объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, частично-поисковых; использовать работу индивидуальную, в группах, коллективную с привлечением инновационных технологий.
Применение информационно-компьютерных технологий, которые содержат в себе динамику, звук и изображение помогает осуществлять разноуровневое обучение. Суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Интересно подобранный материал и форма ее преподнесения в презентации позволяет экономить время. Более того, любая презентация дает возможность нам, как учителям- словесникам, самостоятельно скомпоновать материал, исходить из особенностей детей VII и VIII вида.
Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют познавательный интерес, орфографическую зоркость, развивают мышление и речь. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных заданий воспитывают интерес к урокам литературы. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Большое значение играет на уроках работа в статических парах, т.к. она является важной организационной формой работы на уроке. Создавая пары, необходимо учитывать особенности и способности учащихся. Более слабым ученикам позволяется пользоваться подсказками, заглядывать в учебник, чтобы иметь текст «правил» перед глазами. Задания подбираются дифференцированно: для сильных ребят и материал сложнее, и объём больше; для слабых учеников задания несложные, а то и просто требующие проговаривания и ответов на самые простые вопросы по изучаемому материалу.
Осуществляя на уроке дифференцированный подход, необходимо помнить о том, чтобы в классе не нарушался нормальный характер детских взаимоотношений, исходить из того, чтобы были созданы все условия для взаимодействия учащихся разных видов, стараться привлечь их к оказанию помощи друг другу. А сделать это можно только при условии обучения учащихся коллективной форме работы. Только после того, как они действительно начнут понимать, что оценивается работа всей группы в целом, а не каждого ученика в отдельности – начинается коллективная работа, учащиеся вслушиваются в ответы товарищей и при необходимости помогают друг другу. При применении такой работы учащимся разрешается двигаться, говорить, подсказывать, а это очень нравится детям. Активность и самостоятельность учащихся в такой форме организации учебной деятельности способствует организации их внимания, сосредоточенности. Ведущими в группах при коллективной форме работы можно поставить подготовленного учителем ученика или эту роль может играть и сам учитель.
На каждом уроке нужно создавать «ситуацию успеха», что побуждает детей и дальше развивать ученическую деятельность, повышать уровень своих притязаний, растёт культура коллективной и групповой работы.
Индивидуализация и дифференциация способствует сохранению и укреплению физического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес.
Сложно обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, но дифференцированный подход в обучении необходим для формирования прочных и осознанных знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их творческих способностей.
Создавая на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе над произведениями и выполнении заданий, необходимо постоянно обращать внимание на эмоционально-личностный настрой каждого. Понятно, что не каждый ребенок способен на изучение и понимание материала, который изучается на уроках литературы, но если созданы условия для реализации склонностей, способностей и интересов учащихся, то это способствуют развитию личности учащегося. Да, есть ребята, которым сложно заучить наизусть, но эти дети могут слушать и отвечать на вопросы, находить ответы по слайдам, иллюстрациям, иным подсказкам. А это доказывает, что через индивидуализацию и дифференциацию можно заинтересовать своим предметом, научить детей творчески мыслить, находить в частном общее. Коррекция психического, эмоционального состояния ребенка, развитие речи, памяти, внимания, мышления, логики необходимы на каждом уроке, а это невозможно без индивидуального и дифференцированного подхода к любому ученику.
Таким образом, индивидуализация и дифференциация - являются неотъемлемой частью учебного процесса. Процесс обучения при их применении на практике направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные и психологические особенности. Единственное мы должны помнить, что при индивидуализации педагогические воздействия направлены на конкретного ученика, а при дифференциации - на группы учащихся, сформированных по каким-либо сходным признакам. При этом цель перед всем классом стоит одна, но пути ее достижения с каждым ребенком или группой учащихся должны быть разными, и они должны стимулировать интерес и желание учащихся изучать литературу как предмет.
Список литературы
1. Российская педагогическая энциклопедия, М.: Научное общество, 1993, т.1
2.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990
3. Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Знание, 1992.
4. Бутузов, И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке / И. Д. Бутузов. - Новгород, - 1972.
5. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. - Казань, - 1982.
6. Кирсанов, А. А. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников / А. А. Кирсанов. – Казань: 1980.
7. Русских, Г. А. Технология уровневой дифференциации в практике работы учителя: Методические рекомендации / Г. А. Русских. – Киров: 2001.
8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособия / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
9. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через индивидуализацию и дифференциацию обучения
Материал предназначен для учителей иностранных языков, применяющих технологии индивидуального обучения (дифференцированный подход)....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...
Статья "Активизация познавательного интереса к предмету через внеклассную деятельность"
Методические рекомендации по активизации познавательного интереса к предмету математики через внеурочную деятельность....
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одна из проблем в школьном образовании - неуклонное сокращение времени, выделяемого на изучение химии: всего 4 ч в неделю в основной школе (по 2 ч в 8-м и 9-м классах) и по 1 ч в 10-м и 11-...
«Привитие познавательного интереса к предмету через использование современных информационно-коммуникационных технологий».
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые ...
Обобщение опыта работы по хореографии: « РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
Данная работа адресована педагогам дополнительного образования предметов художественно-эстетического цикла. Обобщение опыта работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников в процессе хор...
Развитие хореографических способностей через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса
Описание опыта работы по теме обобщения педагогического опыта....