«Привитие познавательного интереса к предмету через использование современных информационно-коммуникационных технологий».
статья по информатике и икт на тему
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Привитие познавательного интереса к предмету через использование современных информационно-коммуникационных технологий».
Трошечкина Елена Александровна, заместитель директора по УВР, учитель информатики МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я Кремлева».
Учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации, так как мозг ребенка, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют: активизации познавательной деятельности учащихся, развитию вариативности мышления, направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. Существуют различные формы применения ИКТ на уроках и при подготовке к ним:
1. Создание и применение мультимедийных и интерактивных презентаций, которые обеспечивают учителю возможность для информационной поддержки; иллюстрирования; использования разнообразных упражнений; экономии времени и материальных средств; построения канвы урока; расширения образовательного пространства урока. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: концентрация внимания; включение всех видов памяти; более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала; повышение интереса к изучению предмета. По-моему, презентации нужно применять: 1)при изучении и закреплении нового материала (приложение 1); 2) для проверки знаний; 3) для углубления знаний; 4) во время анализа фронтальных самостоятельных работ (приложение 2). При создании презентаций мною обязательно соблюдаются все важные требования к её дизайну (имеет место методический приём «делай как я»). Мною разработаны презентации к урокам информатики в 10-11 классах. (темы уроков с презентациями представлены в приложении 3).
2. Использование интерактивной доски (ИД) на уроке, которая как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, а для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности. С появлением ИД уроки стали динамичны, мобильны. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. В памяти ИД остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Наиболее часто применяю ИД для заполнения заранее приготовленных таблиц, схем; выполнения заданий на соотнесение, исправление ошибок; для проверки заданий, в том числе домашних; для управления показом презентаций; для демонстрации возможностей различных программ (приложение 4).
3. Создание и применение в учебном процессе электронных и бумажных тестов. В своей работе я стремлюсь организовать четкую систему контроля с помощью тестирования. Мой опыт применения тестов показывает, что они позволяют повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков; эффективно использовать время урока (требуют всего 5-7 минут); качественно оценить знания учащихся; освободить учителя от трудоемкой проверки; в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся; вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала; использовать дифференцированный подход в обучении, преодолеть субъективизм выставления оценок. Разработку тестовых заданий учащиеся сами могут выполнить в качестве итоговой работы ( по теме “Табличный редактор» или используя изученный язык программирования). Примеры созданных мною тестов - в приложении 5.
4. Использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ, игровых программ и т.п.), проведение компьютерных лабораторных практикумов.
5. Использование ресурсов Интернета. 6. Подготовка раздаточного и дидактического материала. 7. Применение программ удаленного доступа к рабочему столу. 8. Создание различных программных продуктов с помощью языков программирования.
Применяя ИКТ, мне удалось индивидуализировать учебный процесс, создать условия для развития самостоятельности учащихся, повысить качество наглядности в учебном процессе, снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования, снять у учеников нервную нагрузку, сопутствующую контрольным работам.. Итогом внедренения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся (данные анкетирования учащихся 11-х классов подтверждают это, они представлены в приложении 6). Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако, не факт что использование разнообразных ИКТ на уроке даёт возможность овладеть информатикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационно – коммуникационных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время
Новые педагогические технологии и современный урок...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...
Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Актуальность темы. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается л...
Использование современных Информационно-Коммуникационных технологий на занятиях дополнительного образования в общеобразовательной школе
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человечества, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразова...
Привитие интереса к предмету через использование нестандартных приемов, методов, дидактических материалов
Новые государственные стандарты ориентируют современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на у...