Рабочая программа и КТП по индивидуальным дефектологическим занятиям в 4 классе для детей с УО
рабочая программа (5 класс)
Коррекционные индивидуальные занятия для УОД 4 и 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gal_chern.docx | 49.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальное (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида»
г. Москва, г.о. Троицк, ул. Пушковых, д. 5, тел.: 8(495) 8515001 e-mail: school7zr@mail.ru
Рабочая программа
индивидуальных интегративных дефектологических занятий
на 2014-2015 учебный год
Учитель-дефектолог: Тюлькина Е.В.
Пояснительная записка
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с особыми образовательными потребностями.
Важнейшим условием реализации данной программы является взаимодействие учителей начальных классов, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
Основная цель рабочей программы – формирование у школьников знаний об окружающем мире, развитие математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников.
Принципы:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов школы. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами СКОШ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Планирование составлено с опорой на следующую литературу, адаптированное для обучения ребенка:
Данная программа предназначается для учащихся 4 Б класса Галумян С., Гавлилюка Р., ученицы 5 Б класса Черняевой Д.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ЕпифанцеваТ.Б. Настольная книга педагога-дефектолога М., 2006
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка/Под ред. Л.М. Шипициной М:2003
- Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008
- Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. – Волгоград: Учитель, 2008
- Белопольская. Н.Л. Психодиагностический комплект М: «Когито-Центр», 2005
- Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучает обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М.,2007
- Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
- Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006
- Усанова О. Комплект практических материалов «Лилия». Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». - М.: НПЦ «Коррекция», 1994
№ | Тема и содержание уроков | Дидактические цели | Умения и навыки | Методы и формы организации работы на уроке | Речевой материал | Кол-во часов | Сроки |
Обследование детей. | Выявление уровня развития графического навыка, зрительно-пространственной организации движений, сенсорного, познавательного и эмоционального развития | 1 | |||||
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 12 | ||||||
1.1. | Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартс, «Тир»). | Развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти по показу и по инструкции | Выполнять упражнения на развитие меткости. | Упражнения на развитие мышц кисти руки | 1 | ||
1.2. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | Развитие координации и точности движений пальцев рук, развитие графомоторных навыков | Выполнять упражнения по инструкции педагога. | Упражнения на развитие координации | 1 | ||
1.3. | Обучение целенаправленным действиям по двух-трёхзвенной инструкции педагога (два шага вперёд – поворот направо – один шаг назад…). | Развитие мелкой мускулатуры, координации и точности движений пальцев рук, развитие графомоторных навыков | Целенаправленно выполнять действия по двух-трёхзвенной инструкции. | Упражнения на развитие координации | 1 | ||
1.4. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | Развитие координации и точности движений пальцев рук, совершенствование графомоторных навыков | Выполнять пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением. | Пальчиковая гимнастика | 1 | ||
1.5. | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание). | Развитие координации и точности движений пальцев рук | Завязывать, развязывать, шнуровать по инструкции и по показу. | Упражнения на развитие мелкой моторики | 1 | ||
1.6. | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков | Штриховать в разных направлениях. | Упражнения на развитие мелкой моторики | контур | 1 | |
1.7. | Рисование бордюров по образцу. | Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков | Рисовать бордюры по образцу. | Упражнения на развитие мелкой моторики | бордюр | 1 | |
1.8. | Графический диктант (зрительный и на слух). | Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков | Выполнять графический диктант. | Упражнения на развитие мелкой моторики | 2 | ||
1.9. | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. | Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков | Вырезать из бумаги по контуру предметные изображения. | Упражнения на развитие мелкой моторики | 2 | ||
1.10. | Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. | Развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти | Выполнять «объёмную» и «рваную» аппликацию. | Упражнения на развитие мелкой моторики | аппликация | 1 | |
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие. | 5 | ||||||
2.1. | Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы). | Развитие тактильного восприятия | Выделять разные свойства и качества предметов на ощупь. | Упражнения на определение на ощупь форм предметов. | Мягкий Жёсткий | 1 | |
2.2. | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает… (пушистое)». | Развитие тактильного восприятия | Определять поверхности на ощупь, обозначая словом. | Упражнения на определение на ощупь форм предметов. | 2 | ||
2.3. | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». | Развивать умение работать с пластилином | Работать с пластилином. | Упражнения с пластилином. | 1 | ||
2.4. | Игры с сюжетной мозаикой. | Развивать умение работать с сюжетной мозаикой | Играть с сюжетной мозаикой. | Игры с сюжетной мозаикой | 1 | ||
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 | ||||||
3.1. | Формирование ощущений от статистических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. | Развивать умение на формирование ощущений | Выполнять упражнения по инструкции. | Дидактическая игра | 2 | ||
3.2. | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). | Развивать умение имитировать повадки животных | Имитировать повадки животных, инсценировать школьные события. | Упражнения на имитацию повадок зверей | 2 | ||
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 14 | ||||||
4.1. | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). | Развивать умение сравнивать и обозначать словом формы предметов | Сравнивать и обозначать словом формы предметов. | Упражнения на сравнение предметов | 1 | ||
4.2. | Понятие «овал». Упражнения в сравнении кругу и овала. | Познакомить с понятием «овал» | Сравнивать круг и овал. | Упражнения на сравнение | овал | 1 | |
4.3. | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. | Развивать умение комбинировать разные формы из геометрического конструктора | Работать с геометрическим конструктором. | Упражнения на различение геометрических фигур | форма | 1 | |
4.4. | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий…) | Развивать умение сравнивать и обозначать словом величины разных предметов | Сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по двум параметрам. | Упражнения на сравнение | 1 | ||
4.5. | Дидактическая игра «Часть и целое». | Развивать умение составлять целое из частей | Составлять целое из частей. | 1 | |||
4.6. | Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. | Развивать умение составлять сериационные ряды | Составлять сериационные ряды по величине. | Упражнения на составление сериационных рядов | 2 | ||
4.7. | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. | Развивать умение группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам | Группировать предметы по самостоятельно выделенному признаку. | Упражнения на группировку предметов по форме | 1 | ||
4.8. | Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. | Развивать умение различать цветовой спектр | Определять и выделять тёплые и холодные цвета. | Дидактическая игра на определение цветов | цвет | 1 | |
4.9. | Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. | Развивать умение составлять сериационный ряд | Составлять сериационный ряд из кругов разной насыщенности одного цвета. | Упражнения на группировку предметов по форме | 1 | ||
4.10. | Дидактическая игра «Цветик-семицветик». | Развивать умение различать оттенки цветов | Различать оттенки цветов. | Упражнения на различение предметов по величине | 1 | ||
4.11. | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | Равивать умение узнавать предмет по отдельным частям | Дорисовывать незаконченные изображения. | Упражнения на сравнение | 1 | ||
4.12. | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | Развивать умение составлять предмет из мелких деталей | Составлять пазлы. | Упражнения на сравнение | 2 | ||
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 6 | ||||||
5.1. | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. | Развивать зрительное восприятие. | Рисовать бордюры по образцу. | Упражнения на выделение и различение частей знакомых предметов | 1 | ||
5.2. | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). | Развивать умение находить отличительные и общие признаки на наглядном материале. | Находить отличительные и общие признаки. | Упражнения на составление из пазлов целой картинки | 1 | ||
5.3. | Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. | Развивать зрительное восприятие. | Сравнивать три предмета, отличающиеся незначительными качествами или свойствами. | Упражнения на сравнение | 1 | ||
5.4. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». | Развивать зрительную память | Сравнивать картинки, предметы. | Упражнения на сравнение | 1 | ||
5.5. | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»). | Развивать зрительную память | Повторять узор по образцу. | Дидактическая игра | 1 | ||
5.6. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Упражнения на коррекцию зрения | 1 | |||
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов. | 6 | ||||||
6.1. | Развитие осязания (теплее-холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | Развитие восприятия, умения определять контрастные температуры предметов. | Определять контрастные температуры предметов. | Упражнения на определение контрастных температур предметов | температура | 1 | |
6.2. | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. | Развитие восприятия, умения различать пищевые запахи и вкусы. | Различать пищевые запахи и вкусы. | Упражнения на различение пищевых запахов и вкусов. | запах | 1 | |
6.3. | Определение различных свойств веществ (твёрдость, сыпучесть, вязкость, растворимость). | Развитие восприятия, умение определять различные свойства веществ. | Определять различные свойства предметов. | Упражнения на различение температурных ощущений | 2 | ||
6.4. | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче). | Развитие восприятия, умения определять предметы по тяжести. | Определять предметы по тяжести. | Дидактическая игра | 1 | ||
6.5. | Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз». | Развитие восприятия, умения взвешивания на ладони. | Взвешивать на ладони с комментированием. | Дидактическая игра | |||
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | Упражнения на сравнение | 6 | |||||
7.1. | Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». | Развитие слухового восприятия | Определять направление звука в пространстве. | Упражнение на определение направления звука | 1 | ||
7.2. | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определённый звук). Дидактическая игра «Прерванная песня». | Развитие слухового восприятия | Выполнять действия по звуковому сигналу. | Дидактическая игра | 2 | ||
7.3. | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. | Развитие слухового восприятия | Различать музыкальные и речевые звуки. | Упражнения на различение | 1 | ||
7.4. | Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков. | Развитие слухового восприятия | Различать мелодии по темпу. | Упражнения на различение | 1 | ||
7.5. | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». | Развитие слухового восприятия | Выполнять упражнения на развитие чувства ритма. | Дидактическая игра | |||
Раздел 8. Восприятие пространства. | 7 | ||||||
8.1. | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | Развивать умение ориентироваться в пространстве | Ориентироваться в пространстве. Комментировать, используя предлоги. | Упражнения на ориентировку в пространстве | 1 | ||
8.2. | Дидактическая игра «Куда пойдёшь, то найдёшь». | Развивать умение ориентироваться в пространстве | Принимать участие в игре, следуя инструкции педагога. | Движения в заданном направлении | 1 | ||
8.3 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставь комнату». | Развивать умение ориентироваться в помещении | Ориентироваться в помещении. | Упражнения на ориентировку в помещении | 1 | ||
8.4 | Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. | Развивать умение делить лист на равные части | Делить лист на «глаз» на 2 и 4 равные части. | Упражнения на различение | 1 | ||
8.5 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | Развивать умение располагать предметы в вертикальных и горизонтальных полях листа | Ориентироваться на листе бумаги. | Упражнения на расположение предметов | 1 | ||
8.6 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённым к доске (вертикальное расположение листа). | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги | Ориентироваться на листе бумаги разного размера. | Упражнения на расположение предметов | 1 | ||
8.7 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. | Развивать умение ориентироваться на поверхности парты | Ориентироваться на поверхности парты. | Упражнения на пространственную ориентировку | 1 | ||
Раздел 9. Восприятие времени. | 7 | ||||||
9.1 | Определение времени по часам. | Развитие временного восприятия | Определять время по часам. | Дидактическая игра | 2 | ||
9.2 | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). | Развитие временного восприятия | Определять длительность временных интервалов. | Дидактическая игра | Секунда Минута Час | 1 | |
9.3 | Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут». | Развитие временного восприятия | Принимать участие в игре, следуя инструкции | Упражнения на графической модели «Времена года» | 1 | ||
9.4 | Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). | Развитие временного восприятия | Различать сутки, неделю, месяц, год. | Упражнения на графической модели «Часы» | 2 | ||
9.5 | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает». | Развитие временного восприятия | Знать времена года, их закономерную смену. | Упражнения на графической модели «Сутки» | Сутки | 1 | |
Упражнения на графической модели «Часы» | Часы | ||||||
№ | Тема и содержание уроков | Дидактические цели | Умения и навыки | Методы и формы организации работы на уроке | Речевой материал | Кол-во часов | Сроки |
Обследование детей. | Выявление уровня развития графического навыка, зрительно-пространственной организации движений, сенсорного, познавательного и эмоционального развития | 1 | |||||
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 12 | ||||||
1.1. | Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартс, «Тир»). | Развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти по показу и по инструкции | Выполнять упражнения на развитие меткости. | Упражнения на развитие мышц кисти руки | 1 | ||
1.2. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | Развитие координации и точности движений пальцев рук, развитие графомоторных навыков | Выполнять упражнения по инструкции педагога. | Упражнения на развитие координации | 1 | ||
1.3. | Обучение целенаправленным действиям по двух-трёхзвенной инструкции педагога (два шага вперёд – поворот направо – один шаг назад…). | Развитие мелкой мускулатуры, координации и точности движений пальцев рук, развитие графомоторных навыков | Целенаправленно выполнять действия по двух-трёхзвенной инструкции. | Упражнения на развитие координации | 1 | ||
1.4. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | Развитие координации и точности движений пальцев рук, совершенствование графомоторных навыков | Выполнять пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением. | Пальчиковая гимнастика | 1 | ||
1.5. | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание). | Развитие координации и точности движений пальцев рук | Завязывать, развязывать, шнуровать по инструкции и по показу. | Упражнения на развитие мелкой моторики | 1 | ||
1.6. | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков | Штриховать в разных направлениях. | Упражнения на развитие мелкой моторики | контур | 1 | |
1.7. | Рисование бордюров по образцу. | Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков | Рисовать бордюры по образцу. | Упражнения на развитие мелкой моторики | бордюр | 1 | |
1.8. | Графический диктант (зрительный и на слух). | Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков | Выполнять графический диктант. | Упражнения на развитие мелкой моторики | 2 | ||
1.9. | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. | Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков | Вырезать из бумаги по контуру предметные изображения. | Упражнения на развитие мелкой моторики | 2 | ||
1.10. | Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. | Развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти | Выполнять «объёмную» и «рваную» аппликацию. | Упражнения на развитие мелкой моторики | аппликация | 1 | |
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие. | 5 | ||||||
2.1. | Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы). | Развитие тактильного восприятия | Выделять разные свойства и качества предметов на ощупь. | Упражнения на определение на ощупь форм предметов. | Мягкий Жёсткий | 1 | |
2.2. | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает… (пушистое)». | Развитие тактильного восприятия | Определять поверхности на ощупь, обозначая словом. | Упражнения на определение на ощупь форм предметов. | 2 | ||
2.3. | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». | Развивать умение работать с пластилином | Работать с пластилином. | Упражнения с пластилином. | 1 | ||
2.4. | Игры с сюжетной мозаикой. | Развивать умение работать с сюжетной мозаикой | Играть с сюжетной мозаикой. | Игры с сюжетной мозаикой | 1 | ||
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 | ||||||
3.1. | Формирование ощущений от статистических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. | Развивать умение на формирование ощущений | Выполнять упражнения по инструкции. | Дидактическая игра | 2 | ||
3.2. | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). | Развивать умение имитировать повадки животных | Имитировать повадки животных, инсценировать школьные события. | Упражнения на имитацию повадок зверей | 2 | ||
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 14 | ||||||
4.1. | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). | Развивать умение сравнивать и обозначать словом формы предметов | Сравнивать и обозначать словом формы предметов. | Упражнения на сравнение предметов | 1 | ||
4.2. | Понятие «овал». Упражнения в сравнении кругу и овала. | Познакомить с понятием «овал» | Сравнивать круг и овал. | Упражнения на сравнение | овал | 1 | |
4.3. | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. | Развивать умение комбинировать разные формы из геометрического конструктора | Работать с геометрическим конструктором. | Упражнения на различение геометрических фигур | форма | 1 | |
4.4. | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий…) | Развивать умение сравнивать и обозначать словом величины разных предметов | Сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по двум параметрам. | Упражнения на сравнение | 1 | ||
4.5. | Дидактическая игра «Часть и целое». | Развивать умение составлять целое из частей | Составлять целое из частей. | 1 | |||
4.6. | Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. | Развивать умение составлять сериационные ряды | Составлять сериационные ряды по величине. | Упражнения на составление сериационных рядов | 2 | ||
4.7. | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. | Развивать умение группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам | Группировать предметы по самостоятельно выделенному признаку. | Упражнения на группировку предметов по форме | 1 | ||
4.8. | Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. | Развивать умение различать цветовой спектр | Определять и выделять тёплые и холодные цвета. | Дидактическая игра на определение цветов | цвет | 1 | |
4.9. | Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. | Развивать умение составлять сериационный ряд | Составлять сериационный ряд из кругов разной насыщенности одного цвета. | Упражнения на группировку предметов по форме | 1 | ||
4.10. | Дидактическая игра «Цветик-семицветик». | Развивать умение различать оттенки цветов | Различать оттенки цветов. | Упражнения на различение предметов по величине | 1 | ||
4.11. | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | Равивать умение узнавать предмет по отдельным частям | Дорисовывать незаконченные изображения. | Упражнения на сравнение | 1 | ||
4.12. | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | Развивать умение составлять предмет из мелких деталей | Составлять пазлы. | Упражнения на сравнение | 2 | ||
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 6 | ||||||
5.1. | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. | Развивать зрительное восприятие. | Рисовать бордюры по образцу. | Упражнения на выделение и различение частей знакомых предметов | 1 | ||
5.2. | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). | Развивать умение находить отличительные и общие признаки на наглядном материале. | Находить отличительные и общие признаки. | Упражнения на составление из пазлов целой картинки | 1 | ||
5.3. | Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. | Развивать зрительное восприятие. | Сравнивать три предмета, отличающиеся незначительными качествами или свойствами. | Упражнения на сравнение | 1 | ||
5.4. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». | Развивать зрительную память | Сравнивать картинки, предметы. | Упражнения на сравнение | 1 | ||
5.5. | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»). | Развивать зрительную память | Повторять узор по образцу. | Дидактическая игра | 1 | ||
5.6. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Упражнения на коррекцию зрения | 1 | |||
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов. | 6 | ||||||
6.1. | Развитие осязания (теплее-холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | Развитие восприятия, умения определять контрастные температуры предметов. | Определять контрастные температуры предметов. | Упражнения на определение контрастных температур предметов | температура | 1 | |
6.2. | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. | Развитие восприятия, умения различать пищевые запахи и вкусы. | Различать пищевые запахи и вкусы. | Упражнения на различение пищевых запахов и вкусов. | запах | 1 | |
6.3. | Определение различных свойств веществ (твёрдость, сыпучесть, вязкость, растворимость). | Развитие восприятия, умение определять различные свойства веществ. | Определять различные свойства предметов. | Упражнения на различение температурных ощущений | 2 | ||
6.4. | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче). | Развитие восприятия, умения определять предметы по тяжести. | Определять предметы по тяжести. | Дидактическая игра | 1 | ||
6.5. | Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз». | Развитие восприятия, умения взвешивания на ладони. | Взвешивать на ладони с комментированием. | Дидактическая игра | |||
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | Упражнения на сравнение | 6 | |||||
7.1. | Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». | Развитие слухового восприятия | Определять направление звука в пространстве. | Упражнение на определение направления звука | 1 | ||
7.2. | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определённый звук). Дидактическая игра «Прерванная песня». | Развитие слухового восприятия | Выполнять действия по звуковому сигналу. | Дидактическая игра | 2 | ||
7.3. | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. | Развитие слухового восприятия | Различать музыкальные и речевые звуки. | Упражнения на различение | 1 | ||
7.4. | Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков. | Развитие слухового восприятия | Различать мелодии по темпу. | Упражнения на различение | 1 | ||
7.5. | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». | Развитие слухового восприятия | Выполнять упражнения на развитие чувства ритма. | Дидактическая игра | |||
Раздел 8. Восприятие пространства. | 7 | ||||||
8.1. | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | Развивать умение ориентироваться в пространстве | Ориентироваться в пространстве. Комментировать, используя предлоги. | Упражнения на ориентировку в пространстве | 1 | ||
8.2. | Дидактическая игра «Куда пойдёшь, то найдёшь». | Развивать умение ориентироваться в пространстве | Принимать участие в игре, следуя инструкции педагога. | Движения в заданном направлении | 1 | ||
8.3 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставь комнату». | Развивать умение ориентироваться в помещении | Ориентироваться в помещении. | Упражнения на ориентировку в помещении | 1 | ||
8.4 | Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. | Развивать умение делить лист на равные части | Делить лист на «глаз» на 2 и 4 равные части. | Упражнения на различение | 1 | ||
8.5 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | Развивать умение располагать предметы в вертикальных и горизонтальных полях листа | Ориентироваться на листе бумаги. | Упражнения на расположение предметов | 1 | ||
8.6 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённым к доске (вертикальное расположение листа). | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги | Ориентироваться на листе бумаги разного размера. | Упражнения на расположение предметов | 1 | ||
8.7 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. | Развивать умение ориентироваться на поверхности парты | Ориентироваться на поверхности парты. | Упражнения на пространственную ориентировку | 1 | ||
Раздел 9. Восприятие времени. | 7 | ||||||
9.1 | Определение времени по часам. | Развитие временного восприятия | Определять время по часам. | Дидактическая игра | 2 | ||
9.2 | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). | Развитие временного восприятия | Определять длительность временных интервалов. | Дидактическая игра | Секунда Минута Час | 1 | |
9.3 | Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут». | Развитие временного восприятия | Принимать участие в игре, следуя инструкции | Упражнения на графической модели «Времена года» | 1 | ||
9.4 | Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). | Развитие временного восприятия | Различать сутки, неделю, месяц, год. | Упражнения на графической модели «Часы» | 2 | ||
9.5 | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает». | Развитие временного восприятия | Знать времена года, их закономерную смену. | Упражнения на графической модели «Сутки» | Сутки | 1 | |
Упражнения на графической модели «Часы» | Часы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Индивидуальные логопедические занятия". 6 класс
Рабочая программа включает информационно-методическое обеспечение, тематическое и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета Математика (индивидуальное обучение) для 5 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...
Рабочая программа по физике для индивидуального обучения 7-8 классы УМК А.В.Перышкин
Рабочая программа по физике для индивидуального обучения к учебнику А.В. Перышкина для 7-8 классов. Тематическое планирование рассчитано на 34 ч. в год....
Рецензия на рабочую программу по коррекционно - развивающей работе (дефектологические занятия)
Рецензия на рабочую программу по коррекционно - развивающей работе (дефектологические занятия)...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» Индивидуально-групповые занятия 11 класс
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» Индивидуально-групповые занятия 11 класс...
Рабочая программа по коррекционно-развивающей работе "Дефектологические занятия"
Рабочая программа предназначена на преодоление трудностей по усвоению программного материала по учебным предметам....