Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".
статья
Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Счастье —
это когда тебя понимают!
Ведущей коррекционной стратегией по работе с детьми с умственной отсталостью в настоящее время становится коммуникативный подход, выдвигающий в качестве основной коррекционной задачи формирование коммуникативной компетентности в социально значимых ситуациях общения. При этом подчеркивается необходимость развития внеречевых механизмов общения, в том числе и личностной составляющей коммуникативного процесса.
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Даже если мы не делаем ничего, мы сообщаем другим людям информацию о себе, влияем на других людей.
Коммуникация нужна, чтобы:
• кому-то что-то сообщить,
• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают многочисленные трудности в развитии и в обучении даже при использовании индивидуальных программ коррекции. Очевидно, что необходим инструмент для развития коммуникативных навыков, которые позволят формировать и другие сферы развития ребенка. Развитие коммуникативных навыков становится приоритетной задачей специалиста и основным запросом родителей.
Нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие высших психических процессов, является причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталого ребенка.
В нашей работе по развитию коммуникативных навыков у детей следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.
Выделяется три группы детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями по уровню сформированности речи: группа с отсутствием речи - "неговорящие", группа с высказыванием на уровне отдельных слов и группа на уровне фразы. Все три группы детей объединяет ограниченное восприятие обращенной к ним речи извне и ее ситуативное понимание. Такое состояние речи в большей или меньшей степени сохраняется на протяжении всей жизни, что говорит о стойкости речевых нарушений.
Нарушение речи детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью. множественными нарушениями имеет системный характер, затрагивает все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. В общей структуре речевого недоразвития на первый план выступает ее коммуникативная сторона.
В связи с этим, в обучении детей с нарушениями речи и коммуникации предусматривается проведение целенаправленной логопедической работы по формированию у них потребности в общении, развития сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В ходе обучения необходимо иметь ввиду, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи является усвоением средств общения.
Цель развития коммуникативных навыков в логопедической работе — дать детям с ограниченными речевыми способностями возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
Коммуникация традиционно подразделяется на вербальную и невербальную.
Вербальная - основной источник получения информации об окружающем мире, она способствует объединению ребенка с социумом, осуществляется с помощью слов (активной речи), в этом случае речь, как как важнейшее средство коммуникации и самовыражения, становится средством интеграции для всех видов деятельности.
Невербальная коммуникация – это общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления т.п.)
Развитие речи средствами вербальной коммуникации предусматривает развитие у детей импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. Для наших детей актуально сначала осуществлять работу над пониманием речи, а затем над ее употреблением.
В индивидуальной работе задействуются три составляющие деятельности: мотивационная (Почему ребенок должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?), исполнительская (Каким образом он может говорить?).
Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации. Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает
её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию
мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
К альтернативным средствам коммуникации относятся:
- мимико-жестикуляторные (взгляд, жест, мимика),
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др.,
- электронные средства (планшетный и персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, коммуникаторы).
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»)
Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:
- как средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью,
- как средство постоянного общения
- как начальный этап в освоении детьми письмом и чтением.
Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию для наших воспитанников, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
В нашей работе используются методы и приемы альтернативной коммуникации:
Система жестов.
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или
смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации:
• они делают слово «видимым»;
• они помогают создать «мостик» к устной речи;
• они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;
• они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может
произнести;
• они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не
сформирована, либо неразборчива.
Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия.
Жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух.
Использование системы символов.
Использование систем графических символов — трудная задача для наших детей. Она требует постоянной поддержки мотивации, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. Особенно трудно вывести использование системы за пределы занятий и суметь использовать её в интерактивном режиме. Поэтому на сегодняшний день мы начинаем использовать элементы данной системы.
Чаще всего ребёнку важно использовать знаки-символы, когда он:
• просит что-то,
• комментирует, делится эмоциями.
Пособия, которые можно использовать:
• Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы.
• Коммуникативная доска — специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические
символы.
• Тематические книги.
• Альбомы с картинками и фотографиями.
• Да/нет-системы
Для определения готовности к освоению системы символов нами проводится предварительная оценка навыков ребенка. Составлены примерные вопросы, такие как:
1. Коммуникативные навыки ребёнка.
На какие вопросы важно попытаться ответить:
• Проявлено ли желание (намерение) вступать в коммуникацию?
• Стремится ли ребёнок участвовать в диалоге?
• Какими средствами (вокализации, жесты, отдельные слова)?
• Каких знаков не хватает ребёнку?
2. Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению
и анализу:
• Воспринимает ли ребёнок картинку?
• Понимает ли связь картинки и слова, её обозначающего?
• Понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объ-
ект (например, разные мячи или собаки)?
• Может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «та-
кой же» мяч, «такая же» кукла?)?
• Может ли ребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствую-
щий объект или часть объекта, представлять весь объект?
Наряду с указанными приемами, в нашей работе используется элементы
обучения глобальному чтению.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь
и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное
чтение развивает зрительное внимание и память.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие:
• зрительного восприятия;
• внимания;
• зрительной памяти;
• понимания обращённой речи;
• выполнения простых инструкций;
• умения подбирать парные предметы и картинки;
• умения соотносить предмет и его изображение;
• понимания содержания читаемого.
Система коммуникации при помощи карточек PECS.
PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.
Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является
наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с
изображениями.
Метод пиктограмм.
Цель применения метода пиктограмм, прежде всего, организовать коммуникацию, занятия с использованием пиктограмм активизируют когнитивные возможности детей. Опора на «графический» язык помогает становлению импрессивной речи детей, что создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.
Большее внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
Применение коммуникатора GO TALK, коммуникативной кнопки на одно сообщение.
Коммуникаторы выступают в качестве «озвучивания» ребенка, когда он пользуется «чужим» голосом для участия в диалоге, что дает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.
Используются для привлечения внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответов на вопросы, задавание вопросов, приветствия (прощания), рассказывания, систематизации, категоризации, игры в лото, построении фраз, договаривания стихов.
Вывод:
Хочется отметить значение эмоционального контакта с ребенком, развитие эмоциональной сферы наших детей, без которых все приемы и методы становятся бессмысленны.
Доверие к миру взрослых, положительное отношение в процессе общения с педагогами – это мостик, весомая составляющая доверия к миру.
Детям важно чувствовать, что их принимают, понимают их потребности.
Мы стараемся на позицию ребенка, и почувствовать его эмоциональное состояние.
И как я сказала в начале «Счастье — это когда тебя понимают!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков и умений. 9 класс
Развитие коммуникативных навыков и умений. 9 класс...
Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".
В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"...
Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...
Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...
Статья по теме: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Аннотация: Данная статья посвящена вопросам профессионального стандарта педагога, трудовой функции преподавателя СПО, совершенствованию системы СПО по ФГОС ТОП 50. Особое внимание уделено ...
Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков и умений у подростков
Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков и умений у подростков...