Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков и умений у подростков
статья по психологии (6 класс)
Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков и умений у подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rkk.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков и умений у подростков
Подростковый возраст — период формирования мировоззрения— системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.Развитие коммуникативных способностей подросткового возраста является актуальным в этот период. Именно в подростком возрасте выжным значением являются коммуникативные навыки. Это возраст полового созревания и психологического взросления. Исследователи психологии подросткового возраста (Личко А. Е., Кон И.С., Эльконин Д. Б.) так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с взрослыми и старшими ребятами на ровесников, более или менее равных по положению.
Ведущая потребность этого возрастного периода – потребность в общении со сверстниками. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Для подростка характерна значимость межличностных отношений со сверстниками, желание быть принятым и признанным ими, иметь определенный статус, престиж. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.
Только в группе подростки могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить межличностные и внутриличностные проблемы, а также сформировать основные качества личности и характерологические черты. Поэтому для работы с детьми данного возраста была выбрана групповая форма - социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг – вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
Предлагаемая программа развития межличностных отношений подростков предназначена для обучающихся 5-8 классов направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Цель программы: способствовать формированию у подростков коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- формировать у обучающихся представление о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками посредством активной совместной деятельности;
- развивать навыки эффективного общения;
- развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях;
- закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
- мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
- развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе;
- способствовать повышению самооценки, созданию условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков;
- способствовать закреплению и переносу умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации;
- способствовать сплочению коллектива, формированию взаимного доверия.
Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа и др.
Содержание обучения.
На теоретических занятиях, подросткам дается доступная в их возрастной группе информация об общении, о конфликтах, о способах безконфликтного общения ровесниками. С учащимися проводятся практические занятия, на которых в адекватной возрасту форме, обучаются приемам релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышения концентрации внимания, выработке позитивной поведенческой стратегии и т. д.
В программе представлены актуальные на сегодняшний день темы: «Я в мире людей.», «Характер и эмоции», «Общение в жизни человека», «Общение и уважение», «Уверенность в себе и ее роль в развитии человека», «Конфликт. Способы разрешения конфликтов», «А без друзей на свете трудно жить», «Мотивы наших поступков», «Манипуляции и защита от них», «Портрет нашего класса» и др.
Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом коммуникативные способности это навыки и умения общения ровесников друг с другом, от которых в дальнейшем зависят его личностное развитие.
Развитие коммуникативных навыков и умений у подростков
Подростковый возраст — период формирования мировоззрения— системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.Развитие коммуникативных способностей подросткового возраста является актуальным в этот период. Именно в подростком возрасте выжным значением являются коммуникативные навыки. Это возраст полового созревания и психологического взросления. Исследователи психологии подросткового возраста (Личко А. Е., Кон И.С., Эльконин Д. Б.) так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с взрослыми и старшими ребятами на ровесников, более или менее равных по положению.
Ведущая потребность этого возрастного периода – потребность в общении со сверстниками. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Для подростка характерна значимость межличностных отношений со сверстниками, желание быть принятым и признанным ими, иметь определенный статус, престиж. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.
Только в группе подростки могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить межличностные и внутриличностные проблемы, а также сформировать основные качества личности и характерологические черты. Поэтому для работы с детьми данного возраста была выбрана групповая форма - социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг – вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
Предлагаемая программа развития межличностных отношений подростков предназначена для обучающихся 5-8 классов направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Цель программы: способствовать формированию у подростков коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- формировать у обучающихся представление о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками посредством активной совместной деятельности;
- развивать навыки эффективного общения;
- развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях;
- закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
- мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
- развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе;
- способствовать повышению самооценки, созданию условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков;
- способствовать закреплению и переносу умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации;
- способствовать сплочению коллектива, формированию взаимного доверия.
Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа и др.
Содержание обучения.
На теоретических занятиях, подросткам дается доступная в их возрастной группе информация об общении, о конфликтах, о способах безконфликтного общения ровесниками. С учащимися проводятся практические занятия, на которых в адекватной возрасту форме, обучаются приемам релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышения концентрации внимания, выработке позитивной поведенческой стратегии и т. д.
В программе представлены актуальные на сегодняшний день темы: «Я в мире людей.», «Характер и эмоции», «Общение в жизни человека», «Общение и уважение», «Уверенность в себе и ее роль в развитии человека», «Конфликт. Способы разрешения конфликтов», «А без друзей на свете трудно жить», «Мотивы наших поступков», «Манипуляции и защита от них», «Портрет нашего класса» и др.
Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом коммуникативные способности это навыки и умения общения ровесников друг с другом, от которых в дальнейшем зависят его личностное развитие.
УДК…
М.Н.Корниенко
МКОУ СКОШ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №7»
Г.Мыски Кемеровская обл.,
e-mail.ru:marina-kornienko-1973@mail.ru
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования (коррекционной школы 8 вида)
Аннотация:
Ключивые слова: подростковый возраст, коммуникативные навыки и умения, коммуникативные способности.
M. N. Kornienko
MKOU SKOSH Municipal state educational institution " Special correctional general Education school No. 7»
e-mail.ru:marina-kornienko-1973@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в периодическом издании "Наше время" (г.о. Новокуйбышевск)
Статья посвящена теме снега, уникальности и необъяснимости его происхождения в рамках "Всемирного дня снега", отмечаемого 20 января. Статья была опубликована в местном периодическом издании...
Статья. Формирование коммуникативной компетенции путем привлечения подростков к сценическому искусству.
Формирование коммуникативной компитенции путем привлечения подростков к сценическому искусству....
Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...
Сводная таблица проверки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (тест коммуникативных умений для подростков и старшеклассников Ю.З. Гильбуха)
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий...
Презентация на сайте издания Педагогический альманах "Экзамен без стресса"
Презентация на сайте издания Педагогический альманах "Экзамен без стресса"...
Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений для подростков 12-14 лет
Программа тренига направлена на развитие общительности, преодорлении коммуникативных барьеров и комплексов, повышении уверенностив себе и формировании умения сотрудничать у обучающихся подросткового в...
Программа работы по развитию коммуникативных умений с подростками "Я и другие"
В настоящее время в семье и ОУ все внимание взрослых уделяется интеллектуальной сфере подростка и поощряется ее развитие, в то время как эмоциональный компонент в жизни подростка часто либо остается с...