Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков и умений у подростков
статья по психологии (6 класс)

Статья на сайте издания Альманах педагога "Развитие коммуникативных навыков  и умений у подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rkk.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков и умений  у подростков

Подростковый возраст — период  формирования мировоззрения— системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.Развитие коммуникативных способностей подросткового возраста является актуальным в этот период. Именно в подростком возрасте выжным значением являются коммуникативные навыки. Это возраст полового созревания и психологического взросления. Исследователи психологии подросткового возраста (Личко А. Е., Кон И.С., Эльконин Д. Б.) так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с взрослыми и старшими ребятами на ровесников, более или менее равных по положению.

     Ведущая потребность этого возрастного периода – потребность в общении со сверстниками. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка характерна значимость межличностных отношений со сверстниками, желание быть принятым и признанным ими, иметь определенный статус, престиж. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.

Только в группе подростки могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить межличностные и внутриличностные проблемы, а также  сформировать основные качества личности и характерологические черты. Поэтому для работы с детьми данного возраста была выбрана групповая форма - социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг – вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.

Предлагаемая программа развития межличностных отношений подростков предназначена для обучающихся 5-8 классов направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

           Цель программы: способствовать формированию у подростков коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и  адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи

  • формировать у обучающихся представление о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками посредством активной совместной деятельности;
  • развивать навыки эффективного общения;
  • развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях;
  • закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  • мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  • развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе;
  • способствовать повышению самооценки, созданию условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков;
  • способствовать закреплению и переносу умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации;
  • способствовать сплочению коллектива, формированию взаимного доверия.

Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа и др.

Содержание обучения.

На теоретических занятиях, подросткам дается доступная в их возрастной группе информация об общении, о конфликтах, о способах безконфликтного общения  ровесниками. С учащимися проводятся практические занятияна которых в адекватной возрасту форме, обучаются приемам релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышения концентрации внимания, выработке позитивной поведенческой стратегии и т. д.

В программе представлены актуальные на сегодняшний день темы: «Я в мире людей.», «Характер и эмоции», «Общение в жизни человека», «Общение и уважение», «Уверенность в себе и ее роль в развитии человека», «Конфликт. Способы разрешения конфликтов», «А без друзей на свете трудно жить», «Мотивы наших поступков», «Манипуляции и защита от них», «Портрет нашего класса» и др.

     Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом  коммуникативные способности  это навыки  и  умения общения ровесников друг с другом, от которых  в дальнейшем зависят его личностное  развитие.

Развитие коммуникативных навыков и умений  у подростков

Подростковый возраст — период  формирования мировоззрения— системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.Развитие коммуникативных способностей подросткового возраста является актуальным в этот период. Именно в подростком возрасте выжным значением являются коммуникативные навыки. Это возраст полового созревания и психологического взросления. Исследователи психологии подросткового возраста (Личко А. Е., Кон И.С., Эльконин Д. Б.) так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с взрослыми и старшими ребятами на ровесников, более или менее равных по положению.

     Ведущая потребность этого возрастного периода – потребность в общении со сверстниками. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка характерна значимость межличностных отношений со сверстниками, желание быть принятым и признанным ими, иметь определенный статус, престиж. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.

Только в группе подростки могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить межличностные и внутриличностные проблемы, а также  сформировать основные качества личности и характерологические черты. Поэтому для работы с детьми данного возраста была выбрана групповая форма - социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг – вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.

Предлагаемая программа развития межличностных отношений подростков предназначена для обучающихся 5-8 классов направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

           Цель программы: способствовать формированию у подростков коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и  адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи

  • формировать у обучающихся представление о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками посредством активной совместной деятельности;
  • развивать навыки эффективного общения;
  • развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях;
  • закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  • мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  • развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе;
  • способствовать повышению самооценки, созданию условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков;
  • способствовать закреплению и переносу умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации;
  • способствовать сплочению коллектива, формированию взаимного доверия.

Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа и др.

Содержание обучения.

На теоретических занятиях, подросткам дается доступная в их возрастной группе информация об общении, о конфликтах, о способах безконфликтного общения  ровесниками. С учащимися проводятся практические занятияна которых в адекватной возрасту форме, обучаются приемам релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышения концентрации внимания, выработке позитивной поведенческой стратегии и т. д.

В программе представлены актуальные на сегодняшний день темы: «Я в мире людей.», «Характер и эмоции», «Общение в жизни человека», «Общение и уважение», «Уверенность в себе и ее роль в развитии человека», «Конфликт. Способы разрешения конфликтов», «А без друзей на свете трудно жить», «Мотивы наших поступков», «Манипуляции и защита от них», «Портрет нашего класса» и др.

     Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом  коммуникативные способности  это навыки  и  умения общения ровесников друг с другом, от которых  в дальнейшем зависят его личностное  развитие.

УДК…

М.Н.Корниенко

               МКОУ СКОШ  Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №7»

Г.Мыски Кемеровская обл.,

e-mail.ru:marina-kornienko-1973@mail.ru

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования (коррекционной школы 8 вида)

Аннотация:

Ключивые слова: подростковый возраст, коммуникативные навыки и умения, коммуникативные способности.

M. N. Kornienko

MKOU SKOSH Municipal state educational institution " Special correctional general Education school No. 7»

e-mail.ru:marina-kornienko-1973@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в периодическом издании "Наше время" (г.о. Новокуйбышевск)

Статья посвящена теме снега, уникальности и необъяснимости  его происхождения в рамках "Всемирного дня снега", отмечаемого 20 января. Статья была опубликована в местном периодическом издании...

Статья. Формирование коммуникативной компетенции путем привлечения подростков к сценическому искусству.

Формирование коммуникативной компитенции путем привлечения подростков к сценическому искусству....

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...

Презентация на сайте издания Педагогический альманах "Экзамен без стресса"

Презентация  на сайте издания  Педагогический альманах  "Экзамен без стресса"...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений для подростков 12-14 лет

Программа тренига направлена на развитие общительности, преодорлении коммуникативных барьеров и комплексов, повышении уверенностив себе и формировании умения сотрудничать у обучающихся подросткового в...

Программа работы по развитию коммуникативных умений с подростками "Я и другие"

В настоящее время в семье и ОУ все внимание взрослых уделяется интеллектуальной сфере подростка и поощряется ее развитие, в то время как эмоциональный компонент в жизни подростка часто либо остается с...