«Из опыта работы: организация и реализация коррекционно-развивающих курсов в ГКОУ СКОШИ №52, образовательная площадка 2»
материал

Кононова Софья Игоревна

Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. В коррекционной работе необходимо стремиться к определённому психическому эталону, а в развивающей – ориентироваться на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_.docx26.45 КБ
Файл opyt_provedeniya_krk_na_op-2.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

«Из опыта работы: организация и проведение коррекционно-развивающих курсов в ГКОУ СКОШИ №52, образовательная площадка 2»

На законодательном уровне в Законе «Об образовании» РФ; Конвенции о правах ребёнка; типовом  положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. 

С сентября 2016 года мы начали реализовывать ФГОС О УО в начальной школе. С 1 февраля 2020 года, при слиянии с ГКОУ СКОШИ 52, реализация ФГОС О УО началась во всей школе.

На данный момент на ОП-2 на основании протоколов ЦПМПК г. Москвы мы осуществляем АООП (варианты 9.1, 9.2, 8.3, 8.4, 6.3, 6.4, 4.3).  А также разрабатываем и реализуем коррекционно-развивающие программы по коррекционным блокам (психолог, дефектолог, логопед). На данном слайде мы видим, что в старшей школе обучается 94 ребенка. Все дети получают коррекционную помощь. Обратите внимание на цифры 6/3 и 4/2 – 3 - 2 специалиста до 1февраля, 6-4 на настоящий момент.                                                                                                      

Направления деятельности специалистов:

  • диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся;
  • коррекция с целью обеспечения целостного воздействия на личность ребенка;
  • просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в каких-либо знаниях;
  • профилактика с целью оказания помощи в процессе обучения и воспитания;
  • консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения.

Структура занятия:

  1. Вводная часть (приветствие, актуализация темы, визуализация структуры занятия)
  2. Основная часть (упражнения и задания, направленные на решение задач конкретного занятия)
  3. Заключительная часть (итог, рефлексия)

Педагог-психолог. На начальных этапах работы ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

  • адатирование ребенка к школьным условиям;
  • стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
  • развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
  • обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
  • развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как:
  • выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность),
  • скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов,
  • развитие общей и ручной моторики;
  • способность к концентрации и к распределению внимания;
  • готовность к сотрудничеству со взрослым;
  • стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

  • развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и поведения у формирующейся личности;
  • целенаправленное формирование высших психических функций;
  • развитие коммуникативной деятельности;
  • формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов).

Педагог-дефектолог занимается коррекцией познавательной деятельности, общеучебных навыков по следующим направлениям:

  • готовность к восприятию учебного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;
  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);
  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений;
  • развитие словесных и наглядных форм мышления;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

Учитель-логопед. Работа ведется над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороной, лексико-грамматическим строем, над связной речью, чтением и письмом):

  • формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи;
  • работа над просодической стороной речи – интонация, ударение и темп речи;
  • коррекция недостатков звукопроизношения;
  • совершенствование фонематических процессов;
  • коррекция недостатков слоговой структуры слова;
  • отработка новых лексико-грамматических категорий;
  • обучение связной речи;
  • предупреждение и коррекция нарушений письма и чтения;
  • формирование навыков чтения;
  • весь процесс логопедической работы направлен на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.

Мы должны понимать, что за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. В коррекционной работе необходимо стремиться к определённому психическому эталону, а в развивающей – ориентироваться на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень развития.

Конечно, каждый специалист не может работать отдельно. Мы работаем в команде. Поэтому коррекционно-развивающая работа носит системный характер. Что же такое система?

Система – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся в определённой связи частей. Важная составляющая системы в нашем учреждении на ОП-2 - создание коррекционно-развивающего обучения как формы активной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, эмоционально-волевой сферы и поведения, нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения  направленной на формирование социально успешной личности.

В своей работе специалисты основываются на следующих принципах:  

  1. гуманистическое отношение к детям с ОВЗ,
  2. принцип личностно-ориентированного подхода,
  3. принцип дифференцированного подхода (разноуровневого),
  4. принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.

Используем основные методы и приемы: 

  1. методы организации деятельности,
  2. методы, учитывающие степень активности учащихся,
  3. методы контроля и самоконтроля,
  4. приемы стимулирования учебной деятельности.

Применяем технологии:

  1. личностно-ориентированного обучения,
  2.  коррекционно-развивающего обучения  и воспитания,
  3. здоровьесберегающие технологии,
  4. игровые технологии,
  5. мультимедийные технологии, ИКТ.

Результаты: 

  1. повышение познавательной активности, учебной мотивации,
  2. снижение страхов неуспешности,
  3. расширение коммуникативных и речевых навыков.
  4. положительная динамика в социализации,
  5. стабильная успеваемость.

Наиболее актуальными проблемами коррекционно-развивающего сопровождения являются следующие:

  1. отсутствие ранней профилактики, выявления и устранения нарушений психологического, интеллектуального, познавательного и речевого развития (часто ребенок с ТМНР оказывается в поле зрения школьных специалистов в тот период, когда работа над коррекцией нарушенных функций  уже не может принести эффективных результатов);
  2. недостаточное либо отсутствие оснащение материально-технической базы (коммуникаторы, визуальное расписание и т.п.);
  3. нехватка кадров;
  4. проблема наличия учебно-методического комплекса (учебники, рабочие тетради);
  5. завышенные либо заниженные требования родителей к детям и специалистам.

Всё это требует своего решения либо путем модифицирования уже известных, либо путем разработки новых методов и приемов коррекционно–развивающего воздействия, их научно–методического обоснования, экспериментальной апробации.

Перспективы: 

  1. Поднятие имиджа школы через совершенствование работы с  другими образовательными учреждениями, учреждениями социального назначения, родителями через школьный сайт, через соцсети, через участие в семинарах, круглых столах и т.п.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов через самообразование, повышение квалификации, участие в семинарах и круглых столах по обмену опыта и знаний, а так же через систему  стимулирования  педагогической деятельности.
  3. Совершенствование МТБ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт проведения коррекционно-развивающих курсов на ОП-2 учитель-логопед Кононова С.И.

Слайд 3

Специалисты ОП-2

Слайд 4

Направления деятельности специалистов

Слайд 6

Актуальные проблемы коррекционно-развивающего сопровождения

Слайд 7

Перспективы на 2020-2021 уч.г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья,  применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики ...

Особенности организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР.

В презентации представлена информация об этапах работы с детьми с ТМНР, методе базальной стимуляции, комплексе специальных игр и упражнений....

Реализация ФГОС О УО: проведение коррекционно-развивающих (логопедических) курсов (вариант 9.1) Тема: заучивание стихотворения П.М.Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата…»

Конспект логопедического подгруппового занятия  по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей с  нарушениями интеллекта....

Обобщение опыта работы по теме: "Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики и во внеурочной деятельности"

        Задача школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефек...

Организация и проведение коррекционно-развивающих курсов в рамках реализации ФГОС О УО в ГКОУ СКОШИ № 52 (г.Москва)

На законодательном уровне в Законе «Об образовании» РФ; Конвенции о правах ребёнка; типовом  положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспит...

Механизмы работы Совета по профилактике и Службы медиации в ГКОУ СКОШИ №2

Описаны механизмы работы Совета по профилактике и школьной службы примирения, их основные задачи и взаимосвязь с субъектами образовательного процесса...