«Из опыта работы: организация и реализация коррекционно-развивающих курсов в ГКОУ СКОШИ №52, образовательная площадка 2»
материал
Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. В коррекционной работе необходимо стремиться к определённому психическому эталону, а в развивающей – ориентироваться на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_.docx | 26.45 КБ |
opyt_provedeniya_krk_na_op-2.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
«Из опыта работы: организация и проведение коррекционно-развивающих курсов в ГКОУ СКОШИ №52, образовательная площадка 2»
На законодательном уровне в Законе «Об образовании» РФ; Конвенции о правах ребёнка; типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
С сентября 2016 года мы начали реализовывать ФГОС О УО в начальной школе. С 1 февраля 2020 года, при слиянии с ГКОУ СКОШИ 52, реализация ФГОС О УО началась во всей школе.
На данный момент на ОП-2 на основании протоколов ЦПМПК г. Москвы мы осуществляем АООП (варианты 9.1, 9.2, 8.3, 8.4, 6.3, 6.4, 4.3). А также разрабатываем и реализуем коррекционно-развивающие программы по коррекционным блокам (психолог, дефектолог, логопед). На данном слайде мы видим, что в старшей школе обучается 94 ребенка. Все дети получают коррекционную помощь. Обратите внимание на цифры 6/3 и 4/2 – 3 - 2 специалиста до 1февраля, 6-4 на настоящий момент.
Направления деятельности специалистов:
- диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся;
- коррекция с целью обеспечения целостного воздействия на личность ребенка;
- просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в каких-либо знаниях;
- профилактика с целью оказания помощи в процессе обучения и воспитания;
- консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения.
Структура занятия:
- Вводная часть (приветствие, актуализация темы, визуализация структуры занятия)
- Основная часть (упражнения и задания, направленные на решение задач конкретного занятия)
- Заключительная часть (итог, рефлексия)
Педагог-психолог. На начальных этапах работы ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:
- адатирование ребенка к школьным условиям;
- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
- развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
- обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
- развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как:
- выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность),
- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов,
- развитие общей и ручной моторики;
- способность к концентрации и к распределению внимания;
- готовность к сотрудничеству со взрослым;
- стимуляцию речевого развития ребенка.
На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и поведения у формирующейся личности;
- целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие коммуникативной деятельности;
- формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов).
Педагог-дефектолог занимается коррекцией познавательной деятельности, общеучебных навыков по следующим направлениям:
- готовность к восприятию учебного материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);
- формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений;
- развитие словесных и наглядных форм мышления;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.
Учитель-логопед. Работа ведется над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороной, лексико-грамматическим строем, над связной речью, чтением и письмом):
- формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи;
- работа над просодической стороной речи – интонация, ударение и темп речи;
- коррекция недостатков звукопроизношения;
- совершенствование фонематических процессов;
- коррекция недостатков слоговой структуры слова;
- отработка новых лексико-грамматических категорий;
- обучение связной речи;
- предупреждение и коррекция нарушений письма и чтения;
- формирование навыков чтения;
- весь процесс логопедической работы направлен на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.
Мы должны понимать, что за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. В коррекционной работе необходимо стремиться к определённому психическому эталону, а в развивающей – ориентироваться на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень развития.
Конечно, каждый специалист не может работать отдельно. Мы работаем в команде. Поэтому коррекционно-развивающая работа носит системный характер. Что же такое система?
Система – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся в определённой связи частей. Важная составляющая системы в нашем учреждении на ОП-2 - создание коррекционно-развивающего обучения как формы активной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, эмоционально-волевой сферы и поведения, нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения направленной на формирование социально успешной личности.
В своей работе специалисты основываются на следующих принципах:
- гуманистическое отношение к детям с ОВЗ,
- принцип личностно-ориентированного подхода,
- принцип дифференцированного подхода (разноуровневого),
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.
Используем основные методы и приемы:
- методы организации деятельности,
- методы, учитывающие степень активности учащихся,
- методы контроля и самоконтроля,
- приемы стимулирования учебной деятельности.
Применяем технологии:
- личностно-ориентированного обучения,
- коррекционно-развивающего обучения и воспитания,
- здоровьесберегающие технологии,
- игровые технологии,
- мультимедийные технологии, ИКТ.
Результаты:
- повышение познавательной активности, учебной мотивации,
- снижение страхов неуспешности,
- расширение коммуникативных и речевых навыков.
- положительная динамика в социализации,
- стабильная успеваемость.
Наиболее актуальными проблемами коррекционно-развивающего сопровождения являются следующие:
- отсутствие ранней профилактики, выявления и устранения нарушений психологического, интеллектуального, познавательного и речевого развития (часто ребенок с ТМНР оказывается в поле зрения школьных специалистов в тот период, когда работа над коррекцией нарушенных функций уже не может принести эффективных результатов);
- недостаточное либо отсутствие оснащение материально-технической базы (коммуникаторы, визуальное расписание и т.п.);
- нехватка кадров;
- проблема наличия учебно-методического комплекса (учебники, рабочие тетради);
- завышенные либо заниженные требования родителей к детям и специалистам.
Всё это требует своего решения либо путем модифицирования уже известных, либо путем разработки новых методов и приемов коррекционно–развивающего воздействия, их научно–методического обоснования, экспериментальной апробации.
Перспективы:
- Поднятие имиджа школы через совершенствование работы с другими образовательными учреждениями, учреждениями социального назначения, родителями через школьный сайт, через соцсети, через участие в семинарах, круглых столах и т.п.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов через самообразование, повышение квалификации, участие в семинарах и круглых столах по обмену опыта и знаний, а так же через систему стимулирования педагогической деятельности.
- Совершенствование МТБ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Специалисты ОП-2
Направления деятельности специалистов
Актуальные проблемы коррекционно-развивающего сопровождения
Перспективы на 2020-2021 уч.г .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья, применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики ...
Особенности организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР.
В презентации представлена информация об этапах работы с детьми с ТМНР, методе базальной стимуляции, комплексе специальных игр и упражнений....
Реализация ФГОС О УО: проведение коррекционно-развивающих (логопедических) курсов (вариант 9.1) Тема: заучивание стихотворения П.М.Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата…»
Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей с нарушениями интеллекта....
Обобщение опыта работы по теме: "Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Задача школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефек...
Организация и проведение коррекционно-развивающих курсов в рамках реализации ФГОС О УО в ГКОУ СКОШИ № 52 (г.Москва)
На законодательном уровне в Законе «Об образовании» РФ; Конвенции о правах ребёнка; типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспит...
Механизмы работы Совета по профилактике и Службы медиации в ГКОУ СКОШИ №2
Описаны механизмы работы Совета по профилактике и школьной службы примирения, их основные задачи и взаимосвязь с субъектами образовательного процесса...