Методика обучения детей основам волебола
методическая разработка на тему

Ипатенко Светлана Ивановна

Методика обучения детей основам волебола

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ПУРПЕЙСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

Методические рекомендации

Тема: «Методика обучения детей основам волейбола»

Исполнитель:

Тренер-преподаватель

МБОУ ДОД Пурпейская ДЮСШ

Светлана Ивановна Ипатенко

п.Пурпе

2014 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..….3

Подвижные игры, подготовительные к волейболу…………………………….5

Подвижные игры с элементами волейбола……………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………15

Литература……………………………………………………………………….17

Введение.

Спортивные занятия по волейболу должны содействовать решению основных задач физического воспитания школьников в том плане, чтобы по окончании школы школьники могли без ущерба для здоровья и с достаточно высокой работоспособностью включиться в производительный общественно -полезный труд. Поэтому в процессе спортивной подготовки детей необходимо разносторонне воздействовать на физическое развитие школьников и обучать их жизненно важным двигательным умениями и навыкам.

Систематические занятия физкультурой и спортом расширяют функциональные возможности организма учащихся, обогащают их двигательный опыт разнообразными двигательными навыками, что, в конечном счете, создаёт предпосылки для более быстрого овладения трудовыми навыками.

Большое внимание в подготовке юных волейболистов уделяется разносторонней физической подготовке. Не пройдя школу разносторонней физической подготовки и не развив те физические качества и способности, которые в особенности нужны для игры в волейбол, нельзя рассчитывать на успех в овладении техникой и тактикой игры.

Если пользоваться ограниченным кругом упражнений только с волейбольным мячом, можно добиться некоторого повышения технических результатов. Однако из-за слабой физической подготовки дальнейшее совершенствование учащихся будет тормозиться.

Успех юных волейболистов в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма.

Специальные упражнения, если их систематически применять, являются хорошим средством разносторонней технической подготовки и воспитания тактических умений, уже начиная с младшего школьного возраста. Посредством специальных упражнений, учащиеся более правильно и быстрее овладевают рациональной техникой волейбола. Дальнейшая разработка и систематическое применение специальных                  упражнений – необходимое условие успешной подготовки детей по волейболу. Одна из особенностей занятий волейболом с детьми состоит в том, что надо разнообразить условия при обучении, особенно совершенствование одних и тех же технических приёмов проводить все время, меняя обстановку, так как дети быстро устают от однообразной работы. Большое место в подготовке детей занимающихся волейболом играют подвижные игры. Они способствуют более успешно усваивать технические приёмы, приучаются экономно и целенаправленно использовать приобретённые двигательные навыки в зависимости от обстановки. Особое значение имеют игры, подготовительные к волейболу.

Подвижные игры, подготовительные к волейболу.

Эстафеты с элементами волейбола.

Самым сложным моментом в организации волейбольных эстафет является формирование команд. С одной стороны, выбранный способ деления на команды должен занимать минимальное количество времени, а с другой, команды должны быть примерно равными по силам.

После каждой проведенной эстафеты следует разобрать типичные ошибки, чтобы не допускать в дальнейшем нарушений техники элементов волейбола.

«Поймай и передай»

На одной из разделенных волейбольной сеткой сторон площадки выстраиваются в колонны две, три или четыре команды лицом к сетке, расстояние до которой определяет ведущий. На противоположной площадке напротив своих колонн на заданном расстоянии стоят дети – по одному от каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат в руках мяч. По сигналу они выполняют подачу через сетку на противоположную сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на другой стороне площадки дети стараются поймать мяч или подобрать его с пола, затем подбегают к ограничительной линии, обозначенной ведущим, и выполняют передачу в свою колонну. Новый направляющий ловит мяч и повторяет задание. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах дети примут передачи. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила

  1. Подачи и передачи выполняют только из-за ограничительной линии, обозначенной ведущим.
  2. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку ребенок повторяет упражнение.
  3. При выполнении подачи мяч не должен касаться сетки.
  4. Подачи выполняют все члены команды.
  5. Направляющие в колоннах, приняв последнюю передачу, поднимают мяч над головой.

«Мяч капитану»

Команды выстраиваются в колонны не менее чем в 1 м друг от друга. К ним лицом на расстоянии, установленном ведущим, встают капитаны с мячом в руках. Перед колоннами и капитанами проводятся ограничительные линии. По сигналу капитаны посылают свои мячи любой волейбольной передачей первым игрокам в колоннах. Те выполняют встречную передачу и уходят в конец колонн. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят передачу своим капитанам. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Правила

  1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
  2. Не разрешается нарушать очередность выполнения передач в колоннах и пропускать передачи.
  3. При неудачном выполнении ребенок повторяет передачу.
  4. При падении мяча его подбирает тот, кому была адресована передача.
  5. По окончании эстафеты капитаны поднимают мячи над головой.
  6. Можно порекомендовать менее подготовленных детей ставить в начало колонн – тогда им будет легче выполнить передачу.

«Передача мяча с третьего темпа»

Расстановка – та же, что и в предыдущей эстафете. Во главе колонн встают более подготовленные игроки – разводящие. По сигналу ведущего капитан передает мяч разводящему, который выполняет передачу над собой и отходит чуть в сторону. Следующий за разводящим ребенок выполняет передачу своему капитану и уходит в конец колонны. Разводящие во время проведения эстафеты не меняются. Игра заканчивается после того, как капитаны получили передачи от всех участников команд. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила

  1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
  2. Разводящий, не сумевший выполнить передачу над собой, должен повторить попытку.
  3. При неудачной передаче мяч подбирает игрок, которому она адресована, и выполняет ответную передачу.
  4. Запрещается нарушать очередность выполнения передач мяча в колоннах и пропускать передачи.

«Мяч в обруче»

Команды стоят в колоннах перед ограничительной линией. Перед каждой колонной лежат 3–4 обруча в 3 м один от другого. В каждом обруче находится волейбольный мяч. По сигналу направляющие в колоннах бегут к первому обручу, берут мяч, встают в обруч и выполняют верхнюю передачу над собой, затем ловят мяч, кладут его в обруч и бегут к следующему. Выполнив верхнюю передачу во всех обручах, игроки бегут к своим командам, передают эстафету следующим участникам и уходят в конец колонн. Когда последний участник возвращается к своей команде, все дети в колоннах поднимают руки, сигнализируя о завершении эстафеты.

Правила

  1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
  2. Мяч при верхней передаче должен взлететь на высоту не менее 1 м над головой игрока.
  3. Если мяч выкатится из обруча, участник эстафеты должен сам вернуть его на место.

«Попади в щит»

Игроки стоят в колоннах перед ограничительной линией. У направляющих в руках волейбольные мячи. Перед баскетбольным щитом на противоположной стороне площадки проводят ограничительную дугу при помощи 3–4-метровой веревки и мела. По сигналу направляющий бежит к ней и, стараясь не наступить на нее, выполняет верхнюю передачу, стремясь попасть в баскетбольный щит, затем подбирает мяч, бежит к своей колонне и передает его следующему участнику. Выигрывает команда, у которой окажется больше удачных попаданий.

Правила

  1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
  2. Запрещается посылать мяч в щит броском, а не верхней передачей.
  3. Разрешается выполнять передачу в щит не более трех раз – до первой удачной попытки.
  4. Мяч нужно не бросать, а передавать в руки следующему участнику.

«Передачи по вызову»

Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. В 10—12 шагах перед ними (в кругах) лежит по мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Преподаватель вызывает любой номер, и игрок, имеющий его, устремляется к мячу. Он берет его в руки, делает длинную высокую передачу партнеру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Победитель определяется по лучшей сумме набранных очков.

Подвижные игры с элементами волейбола.

«Волейбольные салочки»

Группа детей делится на две команды. Все игроки произвольно расходятся по площадке. Участники водящей команды надевают цветные ленточки через плечо или лыжные номера. По сигналу ведущего они начинают передавать мяч друг другу любым волейбольным способом, затем ловят его и броском стараются осалить соперников. Осаленные игроки садятся на скамейку. Через 3–4 мин. игры команды меняются ролями. Выигрывает команда, осалившая больше игроков.

Правила

  1. Передвигаться по площадке могут участники, у которых в данный момент нет мяча.
  2. Игрок водящей команды, получивший мяч, может передвигаться по площадке только после выполнения им передачи.
  3. Упавший на пол мяч передают игрокам водящей команды.
  4. По предварительной договоренности игрок противоположной команды, поймавший мяч, может:
  • не считаться осаленным и продолжить игру;
  • принести своей команде очко, дающее право следующему осаленному участнику остаться в игре или вернуть на площадку ранее осаленного.

«Пионербол»

Игру проводят по общепринятым правилам с теми же переходами, что и в волейболе, после выигрыша очка.

Варианты

  1. Игра проводится по традиционным правилам, но двумя мячами.
  2. Использовать можно только верхние передачи мяча.
  3. Перебрасывать мяч через сетку можно только верхней передачей.
  4. Все перебрасывания мяча заменяют верхними передачами.
  5. Ввод мяча в игру выполняют нижней прямой подачей из-за линии нападения.

«Мяч над головой»

Дети делятся на команды с равным числом игроков. Время игры – обычно 1–1,5 мин. – сообщается заранее. Одновременно могут играть две, четыре команды и более. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки и берут мячи. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу ведущего все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Ученик, уронивший мяч или поймавший его, либо нарушивший правила, выбывает из игры и садится на скамейку запасных. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков.

Правила

  1. Не разрешается заступать на площадку команды соперников.
  2. Не разрешается ловить мяч.

«Мяч перед собой»

Правила – те же, что и в предыдущей игре, но верхнюю передачу заменяют нижней.

«Прими подачу»

Группа детей делится на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Игроки второй встают на другой стороне площадки за лицевой линией в одну шеренгу, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет подачу через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, а тот – поймать мяч. Если это ему удается, первая команда получает одно очко. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила

  1. Подача выполняется только по сигналу ведущего.
  2. При неудачной подаче первая команда тоже получает очко.
  3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча первой команде присуждают очко.
  4. После приема мяча первая команда передает мяч второй под сеткой.
  5. Игроки второй команды выполняют по одной подаче, соблюдая очередность.
  6. Подачу можно выполнить любым волейбольным способом.

«Свеча».

На площадке наносят круг диаметром два метра, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют 10 передач мяча сверху руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоту не менее 3-х метров. За недостаточную высоту передачи мяча, за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок у которого меньше штрафных очков.

«Лапта волейболистов» 

Играют две команды, одна из которых подающая, а другая принимающая подачу. Расстановка игроков на площадке у обеих команд различная. Подающие игроки находятся за линией подачи, а принимающие, как обычно, в зонах.

По сигналу первый игрок подает мяч условным способом на сторону противника, а сам быстро бежит вокруг площадки (за линиями) и возвращается на свое место.

Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь сделать как можно больше точных передач за то время, пока игрок, подававший мяч, бежит по кругу. Как только игрок вернется на место подачи, розыгрыш мяча прекращается.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят перебежку. После этого подсчитывается общее количество передач мяча, которые сделала принимающая команда во время перебежек игроков подающей команды. Играющие меняются ролями, и игра повторяется. 

За каждую неудачно выполненную подачу (в сетку, за пределы площадки и пр.) команде противника начисляется 10 передач. Если бегущий игрок вошел на площадку, коснулся руками стенки, стойки сетки и пр., противоположной команде присуждается 5 очков. Игрокам, перебрасывающим мяч, нельзя терять мяч, пользоваться повторными передачами между одними и теми же партнерами. За нарушение этого правила у команды снимается 5 передач. Для контроля за действиями играющих к каждой команде прикрепляется судья.

«Картошка»

Участники стоят по кругу и перебрасывают мяч друг другу (в основном верхние передачи). Совершивший ошибку при приеме мяча или пославший мяч неточно садится в центр круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, время от времени сильным ударом посылают его в сидящих. Отскочивший от игроков мяч (попавший в одного из сидящих) снова вводится в игру. Если же игрок не попал мячом в сидящих, он сам занимает место рядом с ними.

«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч с воздуха в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, пробивший мяч партнеру в руки.

Игра закрепляет технику передачи мяча и нападающего удара. Она содействует также воспитанию смелости, умению защититься от удара.

«Точный пас»

Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие, распределившись по командам, выстраиваются перед разными щитами около линии штрафного броска. Первые номера с мячами в руках встают в 7—10 шагах справа (или слева) от команды в очерченных заранее кругах.

По сигналу начинается соревнование команд. Игрок из круга набрасывает мяч партнеру, стоящему в колонне. Тот точной передачей должен направить мяч в корзину. Затем он подбирает мяч (независимо от того, попал он в цель или нет) и бежит в круг. Игрок, набрасывавший мяч, встает в конец колонны. Игрок из круга снова набрасывает мяч головному игроку колонны, а сам направляется в ее конец.

Когда все игроки выполнят упражнение, игра заканчивается.             Команда-победительница получает 2 очка. 2 очка начисляются и за каждое попадание мяча в корзину. 1 очко команда получает, если мяч не попал в корзину, но ударился о кольцо.

Победу в игре определяет наибольшая сумма очков, набранная одной из команд.

Поскольку для волейбола характерно выполнение технических приемов сразу после остановки, можно (усложняя игру) расположить колонны сбоку в 3—4 шагах от линии штрафного броска. Тогда во время набрасывания мяча игрок выбегает навстречу мячу и затем направляет его в корзину.

«Итальянская лапта»

Игра напоминает обычный волейбол. Однако допускается касание мяча земли с последующим подбиванием его игроком для точного удара на сторону противника. Мяч не может дважды подряд отскакивать от земли. После каждого отскока его должен коснуться игрок. Всего же допускается два касания мяча на одной стороне площадки.

Касание мячом земли не обязательно, но в любом случае третьим ударом мяч должен быть переправлен на сторону противника. В игре действуют все основные правила волейбола. Игра состоит из трех или пяти партий.

«Мини-волейбол»

В игре действуют все основные правила волейбола. Игра состоит из 2 партий по 15 минут.

Подача не коснувшись игрока – 3 очка, подача в игрока – 2 очка, команде принявшей подачу – 1 очко. Выигрывает команда набравшая большее количество очков.

Заключение

Проанализировав литературу по данной теме, пришли к выводу, что обучение игре в волейбол школьников среднего звена, является необходимой частью популяризации волейбола и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения игре в волейбол, можно быстрее достичь спортивного результата, так как они облегчают процесс освоения технических и тактических приёмов игры. Но педагог, тренер, проводя учебно-тренировочное занятие должен учитывать возрастные особенности школьников, уровень их физической подготовки, так как перегрузки могут привезти к формированию отрицательного отношения к игре волейбол.

Для детей данного возраста волейбол рассматривается, как одна из возможностей проявить себя, принять участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств человека, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.

В обучении юных волейболистов большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения. Успех юных волейболистов в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма.

Так же, одной из особенностей в занятиях волейболом с детьми, является разнообразность условий при обучении. Нужно чаще менять обстановку в занятиях, особенно при совершенствовании одних и тех же технических приёмов, так как дети быстро устают от однообразной работы.

Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами.

Литература

1. Клещев Ю. Н. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.

2. Железняк Ю. Д. и др. Массовый волейбол. – Ташкент, 1994.

3. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.

4. Эйнгорн А., Мацудайра Я. Так побеждать. – СПб.: МП РИЦ.

5. Фидлер М. Волейбол: Пер. с нем. – М.: ФИС, 1972.

6. Эйнгорн А. 500 упражнений для волейболистов. – М.: ФИС, 1959.

7. Оинума С. Уроки волейбола. – М.: ФИС, 1985.

8. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. – М.: ФИС, 1967.

9. Айриянц А. Г. Волейбол: Учеб. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ФИС, 1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас  выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.

Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...

Интенсивная методика обучения детей английскому языку на материале детских песенок и стихотворений Г. Доля

Цель – Контроль практических навыков разговорной речи (диалог и монолог) на базе изученной темы.Задачи – 1. На основе ролевой игры проверить качество фонетических и интонационных навыков...

Методика обучения детей с УО основам компьютерной грамотности

Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. У данных детей выражены недостатки внимания, малая устойчивость, за...

Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста

Методическая запискаДанная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие пер...

Методика «Обучение детей с ограниченными возможностями и детей РАС творческому рассказыванию с использованием карт Проппа»

    В настоящее время использование разнообразных форм и  технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и  коррекционной работы с детьми, имеющими нар...