Рабочая программа учителя логопеда для детей с СНР 1(подготовительный ) класс
методическая разработка
Рабочая программа разработана для работы учителя-логопеда коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учителя- логопеда | 66.04 КБ |
Открытое занятие для детей СНР средней и легкой степени. | 110.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Специальная(коррекционная) школа №1»
"Согласовано» Руководитель МО Рыжкова Е.А. Протокол №_1__ от_28.08_2018г. Рассмотрено на пед . совете Протокол №__1_ от__30.08.2018г. | "Согласовано» Заместитель директора по УВР Киселёва С.Н. «29»_августа_2018г. | "Согласовано» Директор МКОУ С(К)Ш №1 Ефимова Н.Ю. Приказ№116-ОД «30» августа 2018г. |
Рабочая учебная программа
По коррекционному курсу «Логопедические занятия»
для первого (подготовительного) А класса
на 2018-2019 учебный год.
Автор-составитель:
учитель логопед
Капустина Ольга Сергеевна
Год обучения | 2018-2019 учебный год |
Объём занятий | 1(под)класс – 116 часов |
Форма контроля | Текущий контроль: наблюдения, тесты |
Новосибирск 2018
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика коррекционного курса.
- Описание места в учебном плане.
- Возможные результаты освоения программы.
- Содержание коррекционного курса.
- Тематическое планирование.
- Описание материально-технического обеспечения.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (ИН), на основе АООП. Приказ № 1599 от 19.12. 2014г. об утверждении ФГОС О УО (ИН) с 01.09.16г. СанПин 2.4.2.3286-15.
Рабочая программа предназначена для обучающихся первого класса (дополнительного) с легкой умственной отсталостью.
Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).
В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
2.Общая характеристика коррекционного курса.
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно: - нарушение звукопроизношения - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушения сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); - выраженная дислексия; - дисграфия.
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1(дополнительных) классов С(К)Ш имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса С(К)Ш, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер.
Цели и задачи программы.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Формировать пространственно-временные представления и понятия.
4.Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
5. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза
6.Создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками чтения и письма.
7. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
8. Развивать фразовую и связную речь.
9. Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи, самоконтроля.
10. Развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений: -устойчивости внимания; -наблюдательности; -способности к запоминанию; -способности к переключению; -навыков и приемов самоконтроля; -познавательной активности.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащихся С(К)Ш требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения. Наполняемость групп для логопедических занятий 2 – 4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Приоритетной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 минут. На индивидуальные занятия – 15 – 20 минут (из общего количества занятий).
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
-работа по формированию грамматического строя речи;
- работа над предложением и связной речью;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает, в основном, повторение лексической тематики в каждом классе, но на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Обучающиеся, нарушения речи которых исправляются раньше окончания срока обучения, выпускаются под наблюдение учителя.
3.Описание места в учебном плане.
Коррекционный курс вынесен из обязательной части учебного плана общего образования обучающихся первого (под) класса. Занятия проводятся во внеурочное время.
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой школы, рабочая программа по курсу в первом(подготовительном) классе рассчитана на 116 часов в год из расчёта 4 часа в неделю (29 учебных недель).
4.Возможные результаты освоения программы.
В первом классе ведётся безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.
Во время обучения в первом(подготовительном) классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно - развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Результаты освоения обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» в 1(под) классе.
Принимает новый статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.
Овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Использует навыки коммуникации.
Осознает себя как ученика, заинтересован посещением школы.
Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности.
Положительно относится к коррекционным занятиям, принимая, соответствующие возрасту, социальные роли.
Выполняет правила личной гигиены, безопасного поведения в школе.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» в 1(под) классе
Минимальный уровень
Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов.
Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
Вслушиваться в обращенную речь.
Соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению).
Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.
Понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.
Воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
Понимать простые грамматические категории: единственное и множественное число существительного.
Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.
Достаточный уровень
Практическое использование модуляций голоса по силе.
Способен к различению гласных и согласных звуков.
Повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
Владеть обобщенными понятиями.
Способен к дифференцированному произношению звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
Усвоены моторные навыки и первоначальные навыки письма.
Узнавать по словесному описанию знакомые предметы.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
5. Содержание коррекционного курса.
- Коррекция недостатков звукопроизношения.
- Развитие и коррекция недостатков звукопроизношения.
- Развитие и коррекция грамматической стороны речи.
- Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи.
6.Тематическое планирование.
Раздел: «Формирование фонематических представлений и лексико-грамматических категорий».
1(под)А
№ п\п | Тема | Цель | Планируемые учебные результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата проведения | |
Личностные результаты | Предметные результаты |
1четверть |
1 | Обследование устной и письменной речи учащихся | КУД - вступать в контакт, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, доброжелательное отношение к собеседнику, РУД - входить и выходить в учебное помещение со звонком, ориентироваться в пространстве класса; Выполнение задания от начала до конца, в течение определенного периода времени. ПУД - наблюдать, слушать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывания, КУД - вступать в контакт, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, доброжелательное отношение к собеседнику, РУД - входить и выходить в учебное помещение со звонком, ориентироваться в пространстве класса; Выполнение задания от начала до конца, в течение определенного периода времени. ПУД - наблюдать, слушать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывания, | 1.09-15.09 | ||||
2 | Сказка «Репка». Активизация речевой деятельности детей. | Мотивация речевой деятельности. Формирование интонационной выразительности речи Формирование интонационной выразительности речи | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Активно пользоваться речью, речевой интонацией. Рассказывать содержимое знакомой сказки. | 2 | 19.09 21.09 | |
3 | Сказка «Колобок». | Мотивация речевой деятельности детей. Активизация речевой деятельности детей.Формирование интонационной выразительности речи | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Активно пользоваться речью, речевой интонацией. Рассказывать содержимое знакомой сказки. | 2 | 26.09 28.09 | |
4 | Сказка «Курочка Ряба». | Мотивация к речевой деятельности. Активизация речевой деятельности детей. Формирование интонационной выразительности речи. | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Активно пользоваться речью, речевой интонацией. Рассказывать содержание знакомой сказки. | 2 | 3.10 5.10 | |
5 | Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков. | Развивать слуховое внимание. Игры со звучащими и музыкальными игрушками: узнать игрушку по звучанию «Скажи, что звучит» (воспроизвести звук на бубне, металлофоне, барабане в заданном темпе и ритме);узнавать предметы по характерному для них шуму «Что я делаю?», «Покажи, что шумело» | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь определить на слух направление звука. Определять какой предмет звучит. Дифференцировать звуки окружающего мира, соотнеся их с речевыми звуками. | 2 | 10.10 12.10 | |
6 | Развитие слухового восприятия на материале речевых звуков. | Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие. Развитие слухового внимания. Игры: «Поезд»; «Чей домик?»; «Лошадки»; «Потягушки». | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь определять источник звука. | 2 | 17.10 19.10 | |
7 | Развитие слухового восприятия на речевых звуках. Игры:»Кто как кричит?» | Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие. | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь определять источник звука. | 2 | 24.10 26.10 |
II четверть |
8 | Звук [a]. Звуковой анализ. | Выделение звука [а] в начале слова на слух. | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь определять место звука в слове | КУД - вступать в контакт, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, доброжелательное отношение к собеседнику, РУД - входить и выходить в учебное помещение со звонком, ориентироваться в пространстве класса; Выполнение задания от начала до конца, в течение определенного периода времени. ПУД - наблюдать, слушать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывания, | 2 | 07.11 09.11 | |
9 | Буква «А». Звуковой анализ. | Формировать понимание между буквой и звуком. | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Выделять звук в начале слова. Печатание буквы по трафарету, по образцу. | 2 | 14.11 16.11 | ||
10 | Звук и буква «А». Звуковой и слоговой анализ. | Формировать понимание между буквой и звуком. | Иметь представления о таких понятиях как слово, часть слова(слог), звук | Понимать различие между звуком и буквой. Выделение звука в начале слова. | 3 | 21.11 23.11 28.11 | ||
11 | Звук [у]. Звуковой анализ. | Выделение звука[у] в начале слова. | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Устанавливать местоположение звука в слове (начало и конц слова). | 2 | 30.11 05.12 | ||
12 | Буква «У». Звуковой анализ. | Формировать понимание различий между буквой и звуком. | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Выделять звук в начале слова. Обводить букву по контуру. | 2 | 07.12 12.12 | ||
13 | Звук и буква «У». Звуковой и слого.вой анализ | Формирование понимания различий между буквой и звуком. | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Понимать различие между буквой и звуком. Составлять графическую схему слова. | 3 | 14.12 19.12 21.12 | ||
14 | Звуки [a], [у]. Буквы «А, У». Звуковой анализ звукосочетаний «АУ», «УА». | Формирование умения определять место звука в словах, обозначающих предметные картинки. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Определять место звука в слоге, слове. | 2 | 26.12 28.12 | ||
IIIчетверть |
15 | Звук [м]. Звуковой и слоговой анализ | Выделение звука в начале слога, в конце. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
| Определять место звука в слоге, слове. | КУД - вступать в контакт, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, доброжелательное отношение к собеседнику, РУД - входить и выходить в учебное помещение со звонком, ориентироваться в пространстве класса; Выполнение задания от начала до конца, в течение определенного периода. ПУД - наблюдать, слушать, работать с информацией: времени понимать изображение, устное высказывания. | 2 | 11.01 16.01 |
16 | Буква «М». Звуковой и слоговой анализ. | Формирования понимания различий между буквой и звуком. Условно-графическое изображение буквы. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Печатать букву. Знать графический контур. | 2 | 18.01 23.01 | |
17 | Звук и буква «М». Звуковой и слоговой анализ. | Учить определять место звука «М» в словах. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. | Уметь выделять звук в конце и начале слова. Знать печатную букву «М». | 2 | 25.01 30.01 | |
18 | Звуки и буквы «А, У, М». Звуковой анализ обратных слогов «ам», «ум». | Учить выделять первый звук на слух и в схеме. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь составлять условно-графическую схему слов. Выделять первый звук в слове. | 2 | 01.02 13.02 | |
19 | Звуковой анализ слогов. Преобраование обратных слогов в прямые «АМ_МА», «УМ_МУ». | Отрабатывать умение производить звукобуквенный анализ. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Выделять первый звук в слове. Уметь составить условно-графическую схему слов. | 3 | 15.02 20.02 22.02 | |
20 | Звук [o]. Звуковой и слоговой анализ. | Отрабатывать умение производить звукобуквенный анализ и написание слогов | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Дифференцировать звук [о] в слогах. | 2 | 27.02 01.03 | |
21 | Буква «О». Звуковой и слоговой анализ. Звуковой анализ слогов «МА-МО». | Отрабатывать умение производить звукобуквенный анализ и написание слогов | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Дифференцировать звук [о] и букву «О». | 2 | 06.03 13.03 | |
22 | Звук [c]. Звуковой и слоговой анализ. | Отрабатывать умение производить звукобуквенный анализ и написание слогов | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь определять место звука[с] в слоге, слове. | 2 | 15.03 20.03 | |
23 | Буква «С». Звуковой и слоговой анализ. | Формирование понимания различий между буквой «С» и звуком [c]. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Дифференцировать звук [с] и букву «С». | 1 | 22.03 |
IVчетверть |
24 | Звуки и буквы «А, У, М, О, С». Звуковой анализ слогов, слов «АС-СА, УС-СУ, ОС-СО». | Формирование навыка правильного соотношения звуков и букв. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь слышать звуки в начале и конце слога, слова. | КУД - вступать в контакт, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, доброжелательное отношение к собеседнику, РУД - входить и выходить в учебное помещение со звонком, ориентироваться в пространстве класса; Выполнение задания от начала до конца, в течение определенного периода времени. ПУД - наблюдать, слушать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывания, | 2 | 03.04 05.04 |
25 | Звук [х]. Звуковой и слоговой анализ. | Формирование навыка правильного соотношения звуков и букв. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Дифференцировать звук [x] в слогах. | 2 | 10.04 12.04 | |
26 | Буква «Х». Звуковой и слоговой анализ. | Формирование графического образа. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Дифференцировать звук[x] и букву «Х» | 2 | 17.04 19.04 | |
27 | Звуки и буквы «А,У,М,О,С,Х».Анализ слогов и слов с буквой «Х». | Формирование навыка правильного соотношения звуков и букв. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь определить на слух и по условно -графической схеме место звука в слове. | 1 | 24.04 | |
28 | Звук [Ш]. Звуковой и слоговой анализ. | Формирование навыка правильного соотношения звуков и букв. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь определить на слух наличие звука в слоге. | 1 | 26.04 | |
29 | Буква «Ш». Звуковой и слоговой анализ. | Формирование графического образа. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Уметь дифференцировать букву «Ш» и звук[ш]. | 1 | 08.05 | |
30 | Закрепление изученного материала. Составление и чтение слогов и слов. | Закрепить и скорректировать изученный материал. | Проявление интереса к языковой и речевой деятельности. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | Имеет представление о таких понятиях как слово, часть слова(слог, звук). | 1 | 15.05 |
Тематическое планирование .
Раздел: «Развитие речи ».
1 (под)А.
№ п/п | Тема занятия | Цели. | Планируемые учебные результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата проведения . | |
Личностные результаты | Предметные результаты |
I четверть |
1 | Обследование письменной и устной речи учащихся.4у ъ | КУД - вступать в контакт, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, доброжелательное отношение к собеседнику, РУД - входить и выходить в учебное помещение со звонком, ориентироваться в пространстве класса; Выполнение задания от начала до конца, в течение определенного периода времени. ПУД - наблюдать, слушать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывания, | 1.09-15.09 | ||||
2 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности». | Скорректировать представления детей по теме. Расширение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности». | Положительное отношение к учёбе, школе. Первоначальные навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками. Слушать и выполнять инструкции учителя. | Знать правила поведения учащихся в школе. | 1 | 17.09 | |
3 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи». | Скорректировать представления детей по теме. Расширение и активизация словаря по теме «Овощи». | Расширение представлений о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. | Уметь исключать лишний предмет из предложенных. | 2 | 19.09 24.09 | |
4 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Фрукты». | Обогащение и уточнение словаря по теме «Фрукты». | Расширение представлений о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. | Уметь пользоваться обобщающими словами. Развитие связной описательной речи. | 2 | 26.09 1.10 | |
5 | Дифференциация словаря по теме «Овощи- фрукты». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. | Расширение представлений о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. | Иметь практическое представление о разных лексических группах. Уметь исключать лишний предмет. Уметь различать овощи и фрукты. | 1 | 03.10 | |
6 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень. Изменения в природе». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Формирование умения пользоваться обобщающими словами; | Расширение представлений о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. | Уметь определять время года по характерным признакам. | 2 | 08.10 10.10 | |
7 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень. Животный мир». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Формирование умения пользоваться обобщающими словами. | Расширение представлений о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. | Уметь определять время по характерным признакам. | 2 | 15.10 17.10 |
8 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Семья». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Закрепление общего понятия «Семья». Обучение правильному употреблению местоимений (я, мы, он, она, они) | Расширение представлений о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. | Уметь называть своё имя, имена родителей. Правильно употреблять местоимения. | 2 | 22.10 24.10 |
II четверть |
9 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Формирование умения различать большой и маленький объект. | Расширение представлений о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать указания и инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь пользоваться обобщающими словами. Уметь составлять предложение по вопросам учителя. | КУД - вступать в контакт, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, доброжелательное отношение к собеседнику, РУД - входить и выходить в учебное помещение со звонком, ориентироваться в пространстве класса; Выполнение задания от начала до конца, в течение определенного периода времени. ПУД - наблюдать, слушать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывания, | 2 | 05.11 08.11 |
10 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Формирование умения называть объект уменьшительно-ласкательным словом. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь составить рассказ по вопросам учителя. Употребление в речи уменьшительно-ласкательных форм. | 2 | 12.11 15.11 | |
11 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». | Обогащение и уточнение словаря по данной теме. Формирование умения различать диких и домашних животных. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Знать отличия диких и домашних животных. Уметь составить предложение по вопросам учителя. | 2 | 19.11 22.11 | |
12 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». | Обогащение и уточнение словаря по данной теме. Формирование умения составлять предложения по вопросам учителя. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Владеть понятиями слово и предложение. Уметь составлять предложение в вопросительной форме. | 2 | 26.11 29.11 | |
13 | Дифференциация словаря по теме «Дикие и домашние животные». | Научить различать диких и домашних животных. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь дифференцировать разные лексические темы. Исключать лишний предмет, картинку из предложенного. | 3 | 03.12 06.12 10.12 | |
14 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима. Природные явления». | Обогащение и расширение словаря по данной теме. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь составлять предложение и 2-4 слов, по вопросам учителя. Знать приметы времени года. | 3 | 13.12 17.12 20.12 | |
15 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зимние развлечения». | Обогащение и расширение словаря по данной теме. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь отвечать на вопросы учителя. Активно пользоваться речью. | 2 | 24.12 27.12 |
III четверть |
16 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние птицы». | Обогащение и расширение словаря по данной теме. Формирование умения определять действие в единственном и множественном числе. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь составлять предложения и 3-5 слов по предложенным картинкам. Умение распознавать действие в единственном и множественном числе. | КУД - вступать в контакт, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, доброжелательное отношение к собеседнику, РУД - входить и выходить в учебное помещение со звонком, ориентироваться в пространстве класса; Выполнение задания от начала до конца, в течение определенного периода времени. ПУД - наблюдать, слушать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывания, | 2 | 10.01 14.01 |
17 | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Зимующие птицы». | Обогащение с расширение словаря по данной теме. Построение простой фразы: «Это...» | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. | Уметь отвечать на вопросы учителя. Умение составить предложение с помощью учителя. | 2 | 17.01 21.01 | |
18 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Продукты». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Развитие связной описательной речи. Формирование умения различать большой и маленький объект. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. . Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь различать большой и маленький предмет. Отвечать на вопросы с помощью учителя. | 2 | 24.01 28.01 | |
19 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Мебель» | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Развитие связной описательной речи. Формирование умения определять основные цвета. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь отвечать на вопросы и составлять предложение и 3-5 слов с помощью учителя. Называть основные цвета. | 2 | 31.01 11.02 | |
20 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Посуда». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Упражнение «Вопрос-ответ». | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь отвечать на вопрос, самому задавать вопрос. | 2 | 14.02 18.02 | |
21 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Одежда» | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Построение простой фразы: «Это..» | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь построить фразу с помощью учителя. | 3 | 21.02 25.02 28.02 | |
22 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Транспорт». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Развитие связной диалогической речи. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. | Умение построить диалог с собеседником, с помощью учителя. | 2 | 04.03 07.03 | |
23 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Транспорт». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Формирование умения использовать в речи вежливые слова. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Употребление вежливых слов. Составление предложений по вопросам учителя. | 2 | 11.03 14.03 | |
24 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Профессии». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Упражнение «Диалоги». | Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь понимать обращённую речь. Умение участвовать в диалоге. Задавать и отвечать на вопросы с помощью учителя. | 2 | 18.03 21.03 |
IV четверть |
25 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Весна. Изменения в природе». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Развитие связной диалогической речи. Обучение составлению простых предложений. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Принимать участие в диалоге. | Уметь составлять простые предложения. Уметь вести диалог. | КУД - вступать в контакт, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, доброжелательное отношение к собеседнику, РУД - входить и выходить в учебное помещение со звонком, ориентироваться в пространстве класса; Выполнение задания от начала до конца, в течение определенного периода времени. ПУД - наблюдать, слушать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывания, | 2 | 01.04 04.04 |
26 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Весна. Животный мир». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Формирование умения заканчивать предложение с использованием активной лексики. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь заканчивать предложение с помощью учителя. | 2 | 08.04 11.04 | |
27 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Перелётные птицы». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Формирование умения построения вопросительных предложений. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. | Уметь построить предложение в вопросительной интонации. | 2 | 15.04 18.04 | |
28 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности». | Обогащение и уточнение словаря по данной теме. Формирование умения построения фразы: «Это...» | Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь построить фразу при помощи учителя. | 2 | 22.04 25.04 | |
29 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Насекомые». | Обогащение и уточнение словаря по данной теме. Упражнение «Большой-маленький». | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Слушать и выполнять инструкции учителя. Принимать участие в диалоге. | Уметь различать большой и маленький объект. Уметь составить предложение. | 1 | 29.04 | |
30 | Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. Формирование умения определять цвет предмета. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Слушать и выполнять инструкции учителя. | Называть основные цвета. Составлять предложения с помощью учителя. | 1 | 06.05 | |
31 | Повторение пройденного материала. | Закрепить и скорректировать материал. | Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Положительное отношение к учёбе, школе. Слушать и выполнять инструкции учителя. | Уметь пользоваться словарным запасом. | 1 | 13.05 |
7.Описание материально- технического обеспечения.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Разрезные картинки по темам.
Шнуровки
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического
занятия по теме «Огород. Овощи» . Для детей с СНР I-II уровень речевого развития.
Учитель логопед Капустина О.С.
Цели: Расширить и активизировать словарь по теме «Огород.Овощи ». Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением зрения.
- коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать произношение;
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать фонематическое восприятие;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
- Образовательные задачи:
- уточнить и расширить словарь по теме « Огород. Овощи »;
- Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Учить образовывать относительные прилагательные.
- продолжать обучать детей работе с различными видами наглядности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность, инициативность;
- воспитывать у детей способность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Здоровьесберегающие задачи:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: Презентация «Огород. Овощи», мяч, карандаши, две корзинки, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия
- Организационный момент. Приветствие.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй утро, здравствуй день.
Нам здороваться не лень!
Мы друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
.- Ребята, давайте посмотрим на картинку. Какое сейчас время года? (Осень).
Какое настроение у нас в плохую погоду? Грустное. А в солнечную погоду? Весёлое.!
- В это время года люди собирают урожай овощей.
-Где растут овощи?
Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи (Слайд Огород)
Логопед читает стихотворение:
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут и свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» - массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! - прижимаем ладони к щекам.
и т.д.
Сегодня мы отправимся в огород и соберём свой урожай овощей.
Давайте назовем овощи, которые растут в огороде.
- \ посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.
Дети по очереди: Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный
3.Дидактическая игра “Повар и овощи”
-Логопед. Ребята, а ведь из овощей можно приготовить очень много вкусных и полезных блюд и суп и салат,даже сок! Давайте угостим Лисёнка, приготовим из овощей что-нибудь вкусное. Я буду называть овощ, а вы как правильно называется блюдо из него.
- Салат из капусты? (Капустный)
- Из свёклы? (Свекольный)
- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)
- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)
- Из помидор сделаем сок - томатный сок.
Выжмем сок из моркови. Как называется сок?....
- Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
2.Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для язычка:
1.Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев
огромную тыкву. Упражнение «Тыква» - широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».
2. «Толстячки — худышки». Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и
другие — «худышки».
3. «Лопата». «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».
Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
4. «Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
2.Загадки-складки
Логопед загадывает загадку.
Дети отгадывают загадку и овощ появляется на экране.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют… (огурцы)
Оранжевый спрятан корешок
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко –
И в руках...(морковка)
Сильно плачут все вокруг,
Если мама режет…(Лук)
Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее, И ребята с давних пор Очень любят... (помидор).
Игра « Один-много».
Ребята, Лисёнок, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.
4.Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
6.Пальчиковая гимнастика
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
Дети хлопают в ладоши.
Стучат по левой ладони ребром правой.
Ведут правой рукой сжатой в кулак по ладони левой руки сверху вниз.
Имитируют посыпку солью.
Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.
7.Игровое упражнение «Повтори чистоговорки».
Щи – щи – щи – мы собрали овощи;
Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;
Чок – чок – чок – в огороде кабачок;
Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.
8.Итог занятия-
Овощи мы собирали
Друзей ими угощали
Квасили, ели, солили.
С дачи домой увозили.
Прощай же на год наш друг огород!
Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что растет в огороде и составим с этими словами предложения. У кого какой овощ любимый? Составление предложений с каждым ребёнком.
Физминутка
— А теперь ребята встаньте, физминутку начинайте.
Речь с движением «Урожай».
В огород мы пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»
Программное содержание:
1. Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.
23.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материалы:
Предметные картинки «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Лунтик, тарелки разной формы, раскраски овощей.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость – Лунтик. Он прилетел к нам с Луны. На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!
Логопед показывает муляжи овощей, дети их называют.
Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.
Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)
II. Беседа и рассматривание овощей.
- Логопед: Лунтик, Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.
Лунтик предлагает нам пограть в игру.
- Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)
Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:
Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.
Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.
- Физминутка
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
- Дидактическая игра “Повар и овощи”
-Логопед. Ребята, а давайте угостим Лунтика, приготовим из овощей что-нибудь вкусное.
- Сделаем из овощей салат
- Какой получился салат? (Получится овощной салат)
- Салат из капусты? (Капустный)
- Из свёклы? (Свекольный)
- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)
- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)
- Из помидор сделаем сок - томатный сок.
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
Ребята, Лунтик, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.
- Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
- Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука: Правая рука:
Вырос у нас чесночок, Овощи мы собирали.
(Дети разминают указательный палец) (разминают мизинец)
Перец, томат, кабачок, Ими друзей угощали,
(средний палец) (безымянный палец)
Тыква, капуста, картошка, Квасили, ели, солили,
(безымянный палец) (средний палец)
Лук и немного горошка. С дачи домой увозили.
(мизинец) (указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород. (машем- пока)
Ребята, Лунтику было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.
- Штриховка овощей цветными карандашами.
III. Итог занятия.
Собрать вылепленные овощи в корзину.
Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.
Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»
Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками. Кусочки свежих или вареных овощей. Томатный сок, стаканы.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.
2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.
Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).
Выставляется сюжетная картина «Огород».
Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).
Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.
3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Овощи».
Прежде чем начать занятие, разомнем пальчики:
4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».
Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?
Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.
5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».
Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.
Например, картофель – корешки; капуста – вершки.
6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».
Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.
Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.
Дети выполняют задание.
Что мы посадили вверху? А что внизу?
Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.
Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.
не кодируйте! Раскрыт секрет вечной трезвости, после пьянки - дайте ему домашнего...
Выложите на полоски на овощи.
Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.
«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.
Дети «читают» свои схемы.
А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.
7. Развитие вкусового анализатора, фонематического восприятия – игры «Узнай по вкусу», «Эхо».
Ну а сейчас необходимо попробовать, что же мы вырастили.
Логопед подносит детям кусочки овощей на тарелке.
Дети с закрытыми глазами пробуют овощи, называют их.
Если ребенок правильно определил, он забирает целый овощ.
У каждого из вас есть овощ. Нужно узнать какой звук самый главный в нем. Для этого поиграем в игру «Эхо». Тот звук, который произносится громче всех – и есть самый главный.
Врачи в шоке! Хрящи восстанавливаются, а боль уходит если на ночь приложить обычный советский...
8. Развитие речевого слуха, формирование понимания основного тона высказывания – игра «Сказочный огород».
Мы с вами посадили не просто огород, а сказочный. Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушайте и скажите, кто говорит весело, а кто грустно или сердито.
Тыква (весело): Я – тыква! Я самая большая и красивая в огороде. Из меня Золушке сделали карету! Из меня получается вкусная каша!
Морковка (грустно): Я – морковка. Я такая красивая и яркая, но меня заточили под землей! А ведь во мне столько витаминов!
Чеснок (сердито): А я – чеснок! И я не жалуюсь, как некоторые. Я тоже сижу под землей, зато меня все боятся: ка-а-ак защипаю язык!
Кто как говорил?
Ответы детей.
9. Физминутка «Зарядка для овощей».
Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.
Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
(приседания, наклоны, имитация движений).
10. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».
Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?
Ответы детей.
11. Образование прилагательных от названий овощей – игра «Приготовь сок».
Славно мы с вами сегодня потрудились. Заслуживаем и на награду. Кто любит сок? Давайте приготовим сок из овощей. Какай сок получится из огурца? (огуречный сок). А из свеклы? (свекольный сок).
Аналогично образовываются прилагательные от слов помидор, лук, капуста, тыква, морковь
Какой сок понравился вам больше всех остальных?
12. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».
А пока наш сок готовится, поиграем в игры. В этой игре все должно быть наоборот.
Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.
Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).
Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.
13. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».
А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.
Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.
14. Обогащение словаря детей, развитие связной речи – игра «Поваренок».
Сок мы уже научились готовить, теперь нужно приготовить что-то посложнее. Например, салат, борщ, суп, рагу.… Выберите свое любимое блюдо и расскажите, какие овощи вам нужны для него и как вы будете его готовить.
Дети должны использовать в своем рассказе названия овощей и действий, которые с ними выполняются: брать, резать, чистить, варить, жарить, тушить…
15. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».
Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.
Ответы детей полным предложением.
16. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя - логопеда в подготовительной группе для детей с ФФНР
Рабочая программа учителя-логопеда Биктимировой С.В. предназначена для детей с 6 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, подгот...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением письма и чтения
Программа предназначена для работы с детьми 8-18 лет, имеющими нарушения навыков чтения и письма, обусловленных ОНР, ФФН, ФН и направленных на коррекцию различных видов дисграфии и дислексии (аг...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшей и подготовительной общеобразовательных групп с ФНР и ФФНР
Рабочая программа дл детей с ФНР и ФФНР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....
Рабочая программа учителя - логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Рабочая программа учителя - логопеда подготовительной группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи ( ОНР, III ур.р.р.)....
Рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшей группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...