Коррекционно-образовательная деятельность: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.
план-конспект
МБДОУ «ЦРР-д/с «Золушка»
Учитель-логопед: Рогалёва Н. А.
Методическая тема коррекционно-образовательной деятельности: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.
Тема занятия, называемая детям: Правильное и чёткое произношение звуков в слогах, словах, в предложениях. Знакомство с инструментами и их применением в повседневной жизни.
Место занятия в образовательной программе логопедической работы:
Программа работы по ФНР 1класс. Рассчитана на 60 часов (2 раза в неделю).
Цель: создание условий для развития звуковой стороны речи, лексико – грамматического строя речи, формирования связной речи. Занятие по автоматизации звуков Л,Ль – это заключительная работа, после постановки и дифференциации этих звуков.
Цель:. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.
Задачи:
Создать условия для:
Образовательная:
- Безошибочного использования звуков Л, Ль во всех видах речи.
Коррекционные:
- Развития общей, мелкой, артикуляционной моторики.
- Воспитания речевого дыхания.
- Развития фонематического слуха и восприятия.
- Развития связной речи.
- Формирования у детей самоконтроля за речью.
Воспитательная:
- Воспитания уважения к труду, потребности к взаимовыручке.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, компьютер, магнитофон
Предварительная работа:
- постановка звуков Л,Ль
- автоматизация и дифференциация звуков в слогах и словах
- работа по усвоению лексико – грамматических категорий
- формирование и развитие связной речи
- привитие навыков коммуникативного общения
Предполагаемые коррекционно – развивающие результаты:
- использование звуков Л, Ль в связной речи
- итоги работы над развитием памяти при использовании различных анализаторов
- расширение словарного запаса
Этапы проведения занятия
Организационный момент | |||||
А)Задачи: - Ознакомление учащихся с темой и целями занятия - Систематизирование работы над пространственными явлениями - Выделение основных этапов занятия при помощи карточек – символов Б)Методы положительной мотивации к занятию: - Введение героя – оживляет работу учащихся - карточки – символы облегчают планирование занятия В)игрушка Клоун, карточки - символы | |||||
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития детей | Действия учителя - логопеда | Действия детей | Грамматическая и лексическая тема и термины | Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы | |
1.Приветствие учителя
2.Работа над пространственными временными понятиями
3.Введение героя
4. Сообщение темы и целей занятия.
5.Составление плана занятия | - Здравствуйте, ребята.
- Назовите сегодняшнее число - день недели - время суток - время – года - Молодцы! - Кто назовёт всё полностью?
- К нам на занятие пришёл клоун – чудак. (Приложение №1.) Встречайте бурными аплодисментами!!! А почему чудак, вам расскажет… А вам необходимо внимательно слушать и выяснить какой звук чаще всего встречается в стихотворении? (Приложение№2) -Итак, какие звуки услышали? А что клоун делал не так? Давайте поможем ему во всём разобраться.
- Сегодня, ребята, мы продолжаем работать над правильным и чётким произношением звуков в речи. А также познакомимся с некоторыми инструментами необходимыми в повседневной жизни.
- Давайте составим план сегодняшнего занятия при помощи карточек – символов (Приложение №3) - Всё верно, начинаем работу. - А для этого произнесём девиз нашего занятия: «Я говорю чётко, правильно, красиво!»
- Ребята, которые будут правильно употреблять звуки Л, Ль в речи, в конце занятия получат фотографию Язычка. (Приложение №4) | Дети приветствуют учителя
Ответы детей
Дети аплодируют
Звуки Л, Ль
Он не правильно работал инст-рументами
-артикуляционная гимнастика - дыхательная гимнастика - пальчиковая гимнастика - новая тема
Дети хором произносят девиз
|
Терминология пространственно – временных явлений
Введение героя – активизация речевой и мыслительной деятельности
Опора на слуховой анализатор
Целеполагание
Логопедические термины
Опора на зрительный анализатор
Психологический настрой
Цель: повышение мотивации детей
|
Смстематическая работа приводит к стойкому запоминанию пространственно – временных понятий
Формирование фонематического слуха
| |
Закрепление ранее полученных результатов | |||||
А)Задачи Создать условия для: - Развития общей, мелкой, артикуляционной моторики. - Развития речевого дыхания. Б)Артикуляционная гимнастика в виде «Сказки о весёлом язычке». - Пальчиковая игра «В саду» В) Зеркала
| |||||
1.Артикуляционная гимнастика
2.Анализ акустико – артикуляционного звука
3.Произношение изолированного звука
4.Дыхательная гимнастика
5.Пальчиковая гимнастика
| - А сейчас мы покажем сказку о весёлом Язычке, главным героем которой является наш язык (Приложение№5)
-Давайте выясним, знаете ли вы правильное положение губ, зубов, языка при произношении звуков Л, Ль. Возьмите в руки зеркало: - губы сближены или удалены? - зубы сближены или удалены? - язык горочка или чашечка?
Начинаем полёт, Песню самолёт поёт Л-Л-Л-Л
Переходим к дыхательной гимнастике: Вдох (носом) – выдох пфф Вдох – выдох пфф Вдох – выдох пфф Со звуками: Вдох – выдох А Вдох – выдох АО Вдох – выдох АОУ
- Поработаем с нашими пальчиками: Игра «В саду» (Приложение №6)
| Дети выполняют
Дети произносят звук Л
Дети выполняют гимнастику
Дети выполняют | Упражнения в игровой форме вызывают больший интерес, повышают эффективность
Дети запоминают правильное положение, опираясь на зрительные анализаторы
Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание
Мелкая моторика стимулирует работу речевого центра |
Верная артикуляционная позиция – даёт чистый изолированный звук
| |
Основная часть | |||||
А)Задачи Создать условия для: - Стимулирования речевой активности через разнообразие заданий. - Развития связной речи и памяти. - Формирования самоконтроля за речью. - Работы над расширением терминологического словаря. - Формирования и развития личностных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к делу. Б)Методы и приёмы: - Стихи об инструментах наизусть – способ самоконтроля за речью, работа над расширением словарного запаса. - Чистоговорка об инструментах – работа над дикцией, способ самоконтроля за речью, работа над расширением словарного запаса с опорой на зрительный анализатор. - Работа со словарём – работа в парах формирует навыки коммуникативного общения - Физкультминутка – восполняет двигательную активность В)Оборудование: компьютер, магнитофон, толковый словарь, плакаты с чистоговоркой, пословицей
| |||||
2.Физкультминутка
3.Презентация «Строительные инструменты»
3. Работа со словарём (работа в парах)
4. Разучивание скороговорки | - Чтобы хорошо поработать в саду, необходимы инструменты. Какие? -Сейчас мы поможем клоуну разобраться, какие инструменты для чего предназначены.
- Ребята нам расскажут стихи (Приложение№7) и покажут как работать инструментами: молотком, пилой, ломом, лопатой, метлой, колуном. - Всем понятно как работать инструментами? - Что вы заметили общего в названиях этих инструментов?
- Давайте распределимся кто каким инструментом будет работать и под русскую народную плясовую «Барыня» весело «поработаем»
- Давайте посмотрим на экран , какие же строительные инструменты существуют? (Прпиложение№8)
- Название одного инструмента вам незнакомо. Этот инструмент называется долото. - Обратимся к словарю и узнаем значение этого слова. Долото – это плотничий или слесарный инструмент для выдалбливания.
- Давайте разучим скороговорку про инструменты: -На столе колун и пила, Под столом лом и метла. (Приложение №9)
|
Лопата, грабли, тяпка, вилы
Дети рассказывают стихи и имитируют действия инструментов
Звуки Л, Ль
Дети весело выполняют движения
Дети находят значение этого слова в словаре
Дети разучивают |
Работа над расширением словарного запаса
Музыкальное сопровождение усиливает желание в двигательной активности
Использование ИКТ
Работа над расширением словарного запаса с опорой на источник. Связь с основной образовательной программой ФГОС
Разучивание чистоговорки с опорой на зрительный анализатор
|
Учитель – логопед отслеживает правильное употребление звуков Л,Ль в свободной речи
Расширение словарного запаса
Учитель отслеживает правильное произношение звуков. | |
Итоговая часть | |||||
А) Задачи: создать условия для: - развития слуховой и зрительной памяти - осознания воспитательной задачи о труде - оценивания результатов самоконтроля над речью Б) Методы и приёмы: Беседа о труде (разучивание пословицы) Рефлексия В )Оборудование: Плакат с пословицей «Маленькое дело лучше большого безделья», картинки Язычка Г) Показатели результативности данного этапа: Уровень мотивации достаточно высокий – желание получить фотографию Язычка Уровень включенности ребёнка на занятии – каждый рассказывает стихотворение наизусть, работа в парах, групповая работа над пословицей и чистоговоркой. Д)Содержание коррекционной работы на последующих занятиях, определение ближайшей зоны коррекционно – развивающей работы: - продолжить работу над автоматизацией по другим лексическим темам на последующих занятиях - разучивание стихов, пословиц, поговорок, потешек дома - консультации для родителей по закреплению правильного произношения звуков Л, Ль в связной речи
| |||||
1.Беседа о труде
2.Работа над пословицей
3.Подведение итога
4. Рефлексия
| - Давайте подведём итог. - Для чего нам нужны инструменты? - Для чего человеку необходимо трудиться?
- Кто из вас любит работать? - Как вы понимаете смысл пословицы: «Маленькое дело лучше большого безделья» - Давай те попробуем запомнить .Руки крепко сжали в кулачки и прижали их друг к другу – это маленькое , но дело. А теперь руки в сторону, слегка закруглив – это большое, но - безделье. - давайте повторим пословицу вместе с движениями.
- Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Я за вами наблюдала на протяжении всего занятия. Все ребята старались контролировать свою речь и правильно произносить звуки Л, Ль. - Язычок, который был вместе с вами на протяжении всех занятий дарит вам свою фотографию
- Какое у вас настроение? - Что вас удивило? - Что порадовало? -Что узнали нового? - Кому было сегодня легко? -А кому трудно? - Кто сегодня доволен собой? - Кому надо ещё потрудиться?
- На этом наше занятие закончено.
-
|
- Инструменты нужны для работы. - Для того, чтобы что – то создавать?
Дети отвечают
Дети выполняют
Дети получают фотографии Язычка. |
Разучивание пословицы с опорой на сравнительный образ
Рефлексия: воля, эмоции. Знания |
Учитель – логопед следит за речью
Учитель логопед каждому индивидуально даёт рекомендации по дальнейшей работе над автоматизацией звуков в речи | |
Список литературы.
- Поваляева М.А. Зрительные опоры в речевом развитии.Ростов. Издательство Рост. Гос. Пед. Ун-та 2001
- Поваляева М.А. Речевое дыхание – основа правильной речи.Ростов. Издательство Рост. Гос. Пед. Ун-та 1997
- Поваляева М.А. Сказки о весёлом язычке Ростов Феникс 2002, 2003
- Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем М.,1995
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР-д/с «Золушка»
Учитель-логопед: Рогалёва Н. А.
Методическая тема коррекционно-образовательной деятельности: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.
Тема занятия, называемая детям: Правильное и чёткое произношение звуков в слогах, словах, в предложениях. Знакомство с инструментами и их применением в повседневной жизни.
Место занятия в образовательной программе логопедической работы:
Программа работы по ФНР 1класс. Рассчитана на 60 часов (2 раза в неделю).
Цель: создание условий для развития звуковой стороны речи, лексико – грамматического строя речи, формирования связной речи. Занятие по автоматизации звуков Л,Ль – это заключительная работа, после постановки и дифференциации этих звуков.
Цель:. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.
Задачи:
Создать условия для:
Образовательная:
- Безошибочного использования звуков Л, Ль во всех видах речи.
Коррекционные:
- Развития общей, мелкой, артикуляционной моторики.
- Воспитания речевого дыхания.
- Развития фонематического слуха и восприятия.
- Развития связной речи.
- Формирования у детей самоконтроля за речью.
Воспитательная:
- Воспитания уважения к труду, потребности к взаимовыручке.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, компьютер, магнитофон
Предварительная работа:
- постановка звуков Л,Ль
- автоматизация и дифференциация звуков в слогах и словах
- работа по усвоению лексико – грамматических категорий
- формирование и развитие связной речи
- привитие навыков коммуникативного общения
Предполагаемые коррекционно – развивающие результаты:
- использование звуков Л, Ль в связной речи
- итоги работы над развитием памяти при использовании различных анализаторов
- расширение словарного запаса
Этапы проведения занятия
Организационный момент | |||||
А)Задачи: - Ознакомление учащихся с темой и целями занятия - Систематизирование работы над пространственными явлениями - Выделение основных этапов занятия при помощи карточек – символов Б)Методы положительной мотивации к занятию: - Введение героя – оживляет работу учащихся - карточки – символы облегчают планирование занятия В)игрушка Клоун, карточки - символы | |||||
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития детей | Действия учителя - логопеда | Действия детей | Грамматическая и лексическая тема и термины | Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы | |
1.Приветствие учителя 2.Работа над пространственными временными понятиями 3.Введение героя 4. Сообщение темы и целей занятия. 5.Составление плана занятия | - Здравствуйте, ребята. - Назовите сегодняшнее число - день недели - время суток - время – года - Молодцы! - Кто назовёт всё полностью? - К нам на занятие пришёл клоун – чудак. (Приложение №1.) Встречайте бурными аплодисментами!!! А почему чудак, вам расскажет… А вам необходимо внимательно слушать и выяснить какой звук чаще всего встречается в стихотворении? (Приложение№2) -Итак, какие звуки услышали? А что клоун делал не так? Давайте поможем ему во всём разобраться. - Сегодня, ребята, мы продолжаем работать над правильным и чётким произношением звуков в речи. А также познакомимся с некоторыми инструментами необходимыми в повседневной жизни. - Давайте составим план сегодняшнего занятия при помощи карточек – символов (Приложение №3) - Всё верно, начинаем работу. - А для этого произнесём девиз нашего занятия: «Я говорю чётко, правильно, красиво!» - Ребята, которые будут правильно употреблять звуки Л, Ль в речи, в конце занятия получат фотографию Язычка. (Приложение №4) | Дети приветствуют учителя Ответы детей Дети аплодируют Звуки Л, Ль Он не правильно работал инст-рументами -артикуляционная гимнастика - дыхательная гимнастика - пальчиковая гимнастика - новая тема Дети хором произносят девиз | Терминология пространственно – временных явлений Введение героя – активизация речевой и мыслительной деятельности Опора на слуховой анализатор
Целеполагание Логопедические термины Опора на зрительный анализатор Психологический настрой Цель: повышение мотивации детей | Смстематическая работа приводит к стойкому запоминанию пространственно – временных понятий Формирование фонематического слуха | |
Закрепление ранее полученных результатов | |||||
А)Задачи Создать условия для: - Развития общей, мелкой, артикуляционной моторики. - Развития речевого дыхания. Б)Артикуляционная гимнастика в виде «Сказки о весёлом язычке». - Пальчиковая игра «В саду» В) Зеркала | |||||
1.Артикуляционная гимнастика 2.Анализ акустико – артикуляционного звука 3.Произношение изолированного звука 4.Дыхательная гимнастика 5.Пальчиковая гимнастика | - А сейчас мы покажем сказку о весёлом Язычке, главным героем которой является наш язык (Приложение№5) -Давайте выясним, знаете ли вы правильное положение губ, зубов, языка при произношении звуков Л, Ль. Возьмите в руки зеркало: - губы сближены или удалены? - зубы сближены или удалены? - язык горочка или чашечка? Начинаем полёт, Песню самолёт поёт Л-Л-Л-Л Переходим к дыхательной гимнастике: Вдох (носом) – выдох пфф Вдох – выдох пфф Вдох – выдох пфф Со звуками: Вдох – выдох А Вдох – выдох АО Вдох – выдох АОУ - Поработаем с нашими пальчиками: Игра «В саду» (Приложение №6) | Дети выполняют Дети произносят звук Л Дети выполняют гимнастику Дети выполняют | Упражнения в игровой форме вызывают больший интерес, повышают эффективность Дети запоминают правильное положение, опираясь на зрительные анализаторы Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание Мелкая моторика стимулирует работу речевого центра | Верная артикуляционная позиция – даёт чистый изолированный звук
| |
Основная часть | |||||
А)Задачи Создать условия для: - Стимулирования речевой активности через разнообразие заданий. - Развития связной речи и памяти. - Формирования самоконтроля за речью. - Работы над расширением терминологического словаря. - Формирования и развития личностных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к делу. Б)Методы и приёмы: - Стихи об инструментах наизусть – способ самоконтроля за речью, работа над расширением словарного запаса. - Чистоговорка об инструментах – работа над дикцией, способ самоконтроля за речью, работа над расширением словарного запаса с опорой на зрительный анализатор. - Работа со словарём – работа в парах формирует навыки коммуникативного общения - Физкультминутка – восполняет двигательную активность В)Оборудование: компьютер, магнитофон, толковый словарь, плакаты с чистоговоркой, пословицей | |||||
2.Физкультминутка 3.Презентация «Строительные инструменты» 3. Работа со словарём (работа в парах) 4. Разучивание скороговорки | - Чтобы хорошо поработать в саду, необходимы инструменты. Какие? -Сейчас мы поможем клоуну разобраться, какие инструменты для чего предназначены. - Ребята нам расскажут стихи (Приложение№7) и покажут как работать инструментами: молотком, пилой, ломом, лопатой, метлой, колуном. - Всем понятно как работать инструментами? - Что вы заметили общего в названиях этих инструментов? - Давайте распределимся кто каким инструментом будет работать и под русскую народную плясовую «Барыня» весело «поработаем» - Давайте посмотрим на экран , какие же строительные инструменты существуют? (Прпиложение№8) - Название одного инструмента вам незнакомо. Этот инструмент называется долото. - Обратимся к словарю и узнаем значение этого слова. Долото – это плотничий или слесарный инструмент для выдалбливания. - Давайте разучим скороговорку про инструменты: -На столе колун и пила, Под столом лом и метла. (Приложение №9) | Лопата, грабли, тяпка, вилы Дети рассказывают стихи и имитируют действия инструментов Звуки Л, Ль Дети весело выполняют движения Дети находят значение этого слова в словаре Дети разучивают | Работа над расширением словарного запаса Музыкальное сопровождение усиливает желание в двигательной активности Использование ИКТ Работа над расширением словарного запаса с опорой на источник. Связь с основной образовательной программой ФГОС Разучивание чистоговорки с опорой на зрительный анализатор | Учитель – логопед отслеживает правильное употребление звуков Л,Ль в свободной речи Расширение словарного запаса Учитель отслеживает правильное произношение звуков. | |
Итоговая часть | |||||
А) Задачи: создать условия для: - развития слуховой и зрительной памяти - осознания воспитательной задачи о труде - оценивания результатов самоконтроля над речью Б) Методы и приёмы: Беседа о труде (разучивание пословицы) Рефлексия В )Оборудование: Плакат с пословицей «Маленькое дело лучше большого безделья», картинки Язычка Г) Показатели результативности данного этапа: Уровень мотивации достаточно высокий – желание получить фотографию Язычка Уровень включенности ребёнка на занятии – каждый рассказывает стихотворение наизусть, работа в парах, групповая работа над пословицей и чистоговоркой. Д)Содержание коррекционной работы на последующих занятиях, определение ближайшей зоны коррекционно – развивающей работы: - продолжить работу над автоматизацией по другим лексическим темам на последующих занятиях - разучивание стихов, пословиц, поговорок, потешек дома - консультации для родителей по закреплению правильного произношения звуков Л, Ль в связной речи | |||||
1.Беседа о труде 2.Работа над пословицей 3.Подведение итога 4. Рефлексия | - Давайте подведём итог. - Для чего нам нужны инструменты? - Для чего человеку необходимо трудиться? - Кто из вас любит работать? - Как вы понимаете смысл пословицы: «Маленькое дело лучше большого безделья» - Давай те попробуем запомнить .Руки крепко сжали в кулачки и прижали их друг к другу – это маленькое , но дело. А теперь руки в сторону, слегка закруглив – это большое, но - безделье. - давайте повторим пословицу вместе с движениями. - Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Я за вами наблюдала на протяжении всего занятия. Все ребята старались контролировать свою речь и правильно произносить звуки Л, Ль. - Язычок, который был вместе с вами на протяжении всех занятий дарит вам свою фотографию - Какое у вас настроение? - Что вас удивило? - Что порадовало? -Что узнали нового? - Кому было сегодня легко? -А кому трудно? - Кто сегодня доволен собой? - Кому надо ещё потрудиться? - На этом наше занятие закончено. - | - Инструменты нужны для работы. - Для того, чтобы что – то создавать? Дети отвечают Дети выполняют Дети получают фотографии Язычка. | Разучивание пословицы с опорой на сравнительный образ Рефлексия: воля, эмоции. Знания | Учитель – логопед следит за речью Учитель логопед каждому индивидуально даёт рекомендации по дальнейшей работе над автоматизацией звуков в речи |
Список литературы.
- Поваляева М.А. Зрительные опоры в речевом развитии.Ростов. Издательство Рост. Гос. Пед. Ун-та 2001
- Поваляева М.А. Речевое дыхание – основа правильной речи.Ростов. Издательство Рост. Гос. Пед. Ун-та 1997
- Поваляева М.А. Сказки о весёлом язычке Ростов Феникс 2002, 2003
- Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем М.,1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сюжета сказки "Золушка"
Подгрупповое логопедическое занятие проводилось в 5 классе с учащимися с легкой умственной отсталостью на этапе автоматизации звука. Разработка содержит план-конспект занятия и презентацию...
Автоматизация звуков П-Б в речи.
Индивидуальные занятия с глухими учащимися проходят в двух направлениях. 1. Коррекция произношения и развитие речи. 2. Развитие слухового восприятия. Перед педагогом стоит задача не только...
Автоматизация звука Ш в связной речи.
Упражнения по развитию моторики артикуляционного аппарата, автоматизация звука в чистоговорках и в связной речи....
1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.
Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать», было проведено 28.03.2012 для городског...
Конспект логопедического индивидуального занятия с ребенком с ФФНР с дислалией по теме «Зимующие птицы». Автоматизация звука [р] во фразовой речи. Образовательная область «Речевое развитие».
Уточнение и закрепление произношения звука [р]....
Коррекционная образовательная деятельность АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Автоматизация звука [Ш] в связной речиУчитель-логопед: Рогалёва Н.А.Коррекционно-образовательные цели:Автоматизация звука [Ш] в стихах, связной речиКоррекционно-развивающие цели:Развитие моторик...