Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
консультация
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Семинар-практикум для педагогов
Учитель-логопед: Рогалёва Н. А.
Культурные и методические требования к речи педагога: строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
- Правильность – соответствие речи языковым нормам.
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
- Чистота – устранение нелитературной лексики: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания (интонация, темп речи, сила, высота голоса).
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
- Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Как же добиться того, чтобы речь была выразительной?
- Работа над речевым дыханием и слитностью речи.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и межреберных мышц. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный.
Дыхание должно быть легким, естественным.
Упражнения на развитие дыхания:
1.Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы не поднимались плечи, излишне не перенапрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.
а) Пилка дров- необходимо встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать пилку дров: руки на себя- вдох, руки от себя- выдох.
б) Погреться на морозе- вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
г) Задуть свечу, покатай карандаш, дуем на вертушку, надуваем шарики, мыльные пузыри.
2. После того как сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения:
а) Эхо- делятся на две группы, одна группа-эхо.
Первая группа произносит какие-то звуки: а,у,о, другая тихо повторяет.
б) Вьюга-перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят:у-у-у…По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: у-у-у… По сигналу: Вьюга затихает- дети постепенно уменьшают силу голоса. Вьюга закончилась-замолкают.
3. Закрепление правильного дыхания в процессе речи.
С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе можно дать специальные речевые упражнения:
а) Цветы - ставятся в вазу букет знакомых цветов, называют их. Затем по очереди вынимают цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения Александровой, Маршака, Барто. При этом сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.
- Работа над голосом
Основными свойствами голоса являются: тембр, высота, сила (громкость), полетность.
Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости.
Упражнения:
- Произнесите междометие «О» с разной интонацией: удивленно, радостно, недовольно, испуганно.
- Произнесение слов, выражая разные чувства: открой дверь!- гневно, трагически, грустно, радостно, весело, раздраженно.
- Прочитать стихотворение разным тоном так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама , сестра.
Сказала тетя: -Фи, футбол! с пренебрежением.
Сказала мама: - Фу, футбол! с отвращением
Сестра сказала: - Ну, футбол! разочарованно
А я ответил: Во, футбол! восторженно
Высота голоса.
Голоса по своей природе бывают высокие, средние и низкие. В зависимости от высоты звучания выделяют типы певческих голосов.
У мужчин- бас, баритон, тенор, у женщин контральто, меццо-сопрано, сопрано, у детей- альт, дискант. Ваш естественный голос соответствует одному из этих типов. Каждый человек может изменять высоту своего голоса. Принято различать три регистра (верхний, средний и нижний). Каждый голос характеризуется определенным диапазоном. Чтобы голос не был монотонным, необходимо расширять высотный диапазон.
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона:
1.Произнесите звук У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
2.Произнесите звук Ж с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки(высоко)
3.Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» -Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Произнести фразу: Кто сидел на моем стуле? (высоко, средне, низко).
Необходимо тренироваться в произнесении фраз с интонацией утверждения, вопроса, восклицания. Расширять звуко-высотный диапазон необходимо, чтобы правильно произносить пословицы, правильно загадывать загадки.
Громкость (сила голоса).
Громкость-это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса- это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия. Выбор той или иной степени громкости зависит прежде всего от ситуации общения (где вы говорите, с кем, на каком расстоянии), от цели, с которой люди вступают в общение (если ваша цель- доверительная беседа, утешение , сочувствие- то речь будет негромкой), зависит от содержания речи (при рассказах о грозе, военных действиях и т.д используется громкость усиливается).
Упражнения на выбор адекватной громкости:
- «Ауканье»
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ!. Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости.
- Гудок паровоза: у-у (тихо , громче, громко).
- «Поле чудес», Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес» и вас просят сказать: Рекламная пауза! (Тихо, громче, громко).
- Выразительно прочитайте стихотворение:
Тишина.
Была Тишина, тишина, тишина… (Очень тихо, почти шепотом)
Вдруг грохотом грома смешалась она! (Очень громко)
И вот уже дождик тихонько- ты слышишь) (тихо)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… (громче)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (Еще громче)
Уже барабанит! Уже барабанит! (Громко)
Полетность голоса- это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего. Чтобы придать голосу полетность, нужно:
1) Принять правильную осанку (расправить плечи, приподнять подбородок),
2) Звук послать чуть выше головы слушателей, как бы по диагонали вверх.
3) Слова произнести громко, растягивая гласные, на широком дыхании, очень точно собрав звук на губах. Сначала можно поднести к губам сложенные рупором ладони.
Упражнение:
Встать перед группой. Произнесите АУ или Пожар. Представляйте, что слово, как будто летит по диагонали, как запущенный мяч. Слова произносите громко, растягивая гласные.
3. Работа над ритмом.
Ритм речи -это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной.
Четкий ритм характерен прежде всего для стихотворной речи. Ритм бывает разный: быстрый, стремительный и замедленный, плавный; напряженный, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный, энергичный как в марше, и летящий, скользящий, как в вальсе; монотонный и веселый, живой, выразительный. Ритм выбирается автором художественного произведения не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.
Упражнения на совершенствование чувства ритма:
1. Вы- барабанщики. Отбейте палочкой походный марш в следующем ритме.
2. Вы- дирижер. Произносим стихотворение с движением руки (ударный звук-рука сверху- вниз, безударный звук- слева –направо)
3. Хорошим ритмом отличаются считалки, с помощью которых определяют, кто будет в игре водящим (например: Ехал Грека через реку) –по подражанию.
4. Чтение стихов с отбиванием ритма ладошкой по столу, по коленям:
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!
4.Работа над темпом.
Темп -это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы- остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания.
Темп бывает быстрый, средний (умеренный), медленный. Они отличаются длительностью пауз.
Выбор темпа определяется:
-жанром произведения, содержанием произведения (есть некоторые места, которые читаются быстро или например скороговорки произносятся всегда быстро), составом слушателей.
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи:
- Проговаривание текста с движениями.
- Проговаривание текста без движений.
- Проговаривание скороговорок в разном темпе- от медленного к быстрому.
5.Работа над интонацией
Логическая выразительность- важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят:
Интонация -совокупность звуковых элементов речи (включает мелодику (повышение или понижение голоса, логическое ударение, паузы, темп речи, основной тон высказывания, ритм).
Мелодика речи - это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Логическое ударение- выделение главного по смыслу слова во фразе.
От постановки логического ударения зависит смысл фразы, например:
Вы сегодня будете в театре?
Брат переехал на новую квартиру
Вера набрала много ягод.
(Произносим предложения выделяя разные слова)
Логические паузы - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт(синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах часто совпадают со знаками препинания. Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно.
Пример: Казнить нельзя помиловать.
Игры и упражнения на выделение пауз:
1. Рассеянный наборщик- один рассеянный наборщик набрал стихотворение, что он напутал? (Стих. Б. Заходера)
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку ,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно да как крикнет улетая:
-Вот что значит запятая!
Б. Заходер)
2. В зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначаются вертикальной чертой.
В чем разница?
Как обрадовали его успехи друга!
Как обрадовали его успехи друга!
Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте предложения, правильно делая паузы.
Что, болит?- Что болит?
Ну что, споем?- Ну, что споем?
Как вы закончили?- Как, вы закончили?
6. Работа над дикцией.
При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание ее. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на нее реагировать. Проверьте свое произношение.
Для этого запишите свою речь на магнитофонную пленку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчетливое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные - свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает ее благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей-дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.
Необходимо запомнить:
1) Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба с маленьким язычком, гортани с голосовыми связками. Любые нарушения этих органов неизбежно скажутся на дикции. Поэтому необходимо излечивать незамедлительно любые заболевания этих органов.
2) В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушений дыханий и т.д.) звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.
Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Упражнение 1. Произнесите пословицы, отчетливо выделяя каждую часть. Затем задание
усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую - тихо, потом наоборот.
Как аукнется - так и откликнется.
Чужим умом жить - добра не нажить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Упражнение 2. Представьте, что вы играете на барабане и ваши руки легко отскакивают
при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов Пара барабанов
Била Била
Бурю. Бой.
(И. Сельвинский)
Упражнение 3. Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчетливо выделяя повторяющийся звук.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
По Чите течет Читинка.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.
Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность. Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку.
Проводя занятия с детьми мы должны помнить, что красивый голос-это один из факторов привлекательности человека, одно из его достоинств. Звучание голоса может многое рассказать нам об его обладателе- о его характере, мыслях, чувствах, состоянии, отношении к вам. Недаром р.н. пословица гласит: «Всяк своим голосом скажется». Мы должны помнить об этом и работать над выразительностью своей речи и речи детей.
Литература
- И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков». Фонетическая ритмика.
- Методика выразительного чтения под ред. Завадской
- Рыбникова очерки по методике выразительного чтения
- Язовицкий «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания»
- Вопросы культуры речи Сб. статей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум для педагогов | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Семинар-практикум для педагогов
Учитель-логопед: Рогалёва Н. А.
Культурные и методические требования к речи педагога: строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
- Правильность – соответствие речи языковым нормам.
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
- Чистота – устранение нелитературной лексики: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания (интонация, темп речи, сила, высота голоса).
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
- Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Как же добиться того, чтобы речь была выразительной?
- Работа над речевым дыханием и слитностью речи.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и межреберных мышц. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный.
Дыхание должно быть легким, естественным.
Упражнения на развитие дыхания:
1.Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы не поднимались плечи, излишне не перенапрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.
а) Пилка дров- необходимо встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать пилку дров: руки на себя- вдох, руки от себя- выдох.
б) Погреться на морозе- вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
г) Задуть свечу, покатай карандаш, дуем на вертушку, надуваем шарики, мыльные пузыри.
2. После того как сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения:
а) Эхо- делятся на две группы, одна группа-эхо.
Первая группа произносит какие-то звуки: а,у,о, другая тихо повторяет.
б) Вьюга-перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят:у-у-у…По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: у-у-у… По сигналу: Вьюга затихает- дети постепенно уменьшают силу голоса. Вьюга закончилась-замолкают.
3. Закрепление правильного дыхания в процессе речи.
С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе можно дать специальные речевые упражнения:
а) Цветы - ставятся в вазу букет знакомых цветов, называют их. Затем по очереди вынимают цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения Александровой, Маршака, Барто. При этом сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.
- Работа над голосом
Основными свойствами голоса являются: тембр, высота, сила (громкость), полетность.
Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости.
Упражнения:
- Произнесите междометие «О» с разной интонацией: удивленно, радостно, недовольно, испуганно.
- Произнесение слов, выражая разные чувства: открой дверь!- гневно, трагически, грустно, радостно, весело, раздраженно.
- Прочитать стихотворение разным тоном так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама , сестра.
Сказала тетя: -Фи, футбол! с пренебрежением.
Сказала мама: - Фу, футбол! с отвращением
Сестра сказала: - Ну, футбол! разочарованно
А я ответил: Во, футбол! восторженно
Высота голоса.
Голоса по своей природе бывают высокие, средние и низкие. В зависимости от высоты звучания выделяют типы певческих голосов.
У мужчин- бас, баритон, тенор, у женщин контральто, меццо-сопрано, сопрано, у детей- альт, дискант. Ваш естественный голос соответствует одному из этих типов. Каждый человек может изменять высоту своего голоса. Принято различать три регистра (верхний, средний и нижний). Каждый голос характеризуется определенным диапазоном. Чтобы голос не был монотонным, необходимо расширять высотный диапазон.
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона:
1.Произнесите звук У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
2.Произнесите звук Ж с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки(высоко)
3.Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» -Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Произнести фразу: Кто сидел на моем стуле? (высоко, средне, низко).
Необходимо тренироваться в произнесении фраз с интонацией утверждения, вопроса, восклицания. Расширять звуко-высотный диапазон необходимо, чтобы правильно произносить пословицы, правильно загадывать загадки.
Громкость (сила голоса).
Громкость-это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса- это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия. Выбор той или иной степени громкости зависит прежде всего от ситуации общения (где вы говорите, с кем, на каком расстоянии), от цели, с которой люди вступают в общение (если ваша цель- доверительная беседа, утешение , сочувствие- то речь будет негромкой), зависит от содержания речи (при рассказах о грозе, военных действиях и т.д используется громкость усиливается).
Упражнения на выбор адекватной громкости:
- «Ауканье»
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ!. Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости.
- Гудок паровоза: у-у (тихо , громче, громко).
- «Поле чудес», Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес» и вас просят сказать: Рекламная пауза! (Тихо, громче, громко).
- Выразительно прочитайте стихотворение:
Тишина.
Была Тишина, тишина, тишина… (Очень тихо, почти шепотом)
Вдруг грохотом грома смешалась она! (Очень громко)
И вот уже дождик тихонько- ты слышишь) (тихо)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… (громче)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (Еще громче)
Уже барабанит! Уже барабанит! (Громко)
Полетность голоса- это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего. Чтобы придать голосу полетность, нужно:
1) Принять правильную осанку (расправить плечи, приподнять подбородок),
2) Звук послать чуть выше головы слушателей, как бы по диагонали вверх.
3) Слова произнести громко, растягивая гласные, на широком дыхании, очень точно собрав звук на губах. Сначала можно поднести к губам сложенные рупором ладони.
Упражнение:
Встать перед группой. Произнесите АУ или Пожар. Представляйте, что слово, как будто летит по диагонали, как запущенный мяч. Слова произносите громко, растягивая гласные.
3. Работа над ритмом.
Ритм речи -это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной.
Четкий ритм характерен прежде всего для стихотворной речи. Ритм бывает разный: быстрый, стремительный и замедленный, плавный; напряженный, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный, энергичный как в марше, и летящий, скользящий, как в вальсе; монотонный и веселый, живой, выразительный. Ритм выбирается автором художественного произведения не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.
Упражнения на совершенствование чувства ритма:
1. Вы- барабанщики. Отбейте палочкой походный марш в следующем ритме.
2. Вы- дирижер. Произносим стихотворение с движением руки (ударный звук-рука сверху- вниз, безударный звук- слева –направо)
3. Хорошим ритмом отличаются считалки, с помощью которых определяют, кто будет в игре водящим (например: Ехал Грека через реку) –по подражанию.
4. Чтение стихов с отбиванием ритма ладошкой по столу, по коленям:
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!
4.Работа над темпом.
Темп -это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы- остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания.
Темп бывает быстрый, средний (умеренный), медленный. Они отличаются длительностью пауз.
Выбор темпа определяется:
-жанром произведения, содержанием произведения (есть некоторые места, которые читаются быстро или например скороговорки произносятся всегда быстро), составом слушателей.
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи:
- Проговаривание текста с движениями.
- Проговаривание текста без движений.
- Проговаривание скороговорок в разном темпе- от медленного к быстрому.
5.Работа над интонацией
Логическая выразительность- важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят:
Интонация -совокупность звуковых элементов речи (включает мелодику (повышение или понижение голоса, логическое ударение, паузы, темп речи, основной тон высказывания, ритм).
Мелодика речи - это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Логическое ударение- выделение главного по смыслу слова во фразе.
От постановки логического ударения зависит смысл фразы, например:
Вы сегодня будете в театре?
Брат переехал на новую квартиру
Вера набрала много ягод.
(Произносим предложения выделяя разные слова)
Логические паузы - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт(синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах часто совпадают со знаками препинания. Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно.
Пример: Казнить нельзя помиловать.
Игры и упражнения на выделение пауз:
1. Рассеянный наборщик- один рассеянный наборщик набрал стихотворение, что он напутал? (Стих. Б. Заходера)
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку ,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно да как крикнет улетая:
-Вот что значит запятая!
Б. Заходер)
2. В зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначаются вертикальной чертой.
В чем разница?
Как обрадовали его успехи друга!
Как обрадовали его успехи друга!
Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте предложения, правильно делая паузы.
Что, болит?- Что болит?
Ну что, споем?- Ну, что споем?
Как вы закончили?- Как, вы закончили?
6. Работа над дикцией.
При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание ее. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на нее реагировать. Проверьте свое произношение.
Для этого запишите свою речь на магнитофонную пленку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчетливое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные - свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает ее благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей-дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.
Необходимо запомнить:
1) Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба с маленьким язычком, гортани с голосовыми связками. Любые нарушения этих органов неизбежно скажутся на дикции. Поэтому необходимо излечивать незамедлительно любые заболевания этих органов.
2) В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушений дыханий и т.д.) звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.
Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Упражнение 1. Произнесите пословицы, отчетливо выделяя каждую часть. Затем задание
усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую - тихо, потом наоборот.
Как аукнется - так и откликнется.
Чужим умом жить - добра не нажить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Упражнение 2. Представьте, что вы играете на барабане и ваши руки легко отскакивают
при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов Пара барабанов
Била Била
Бурю. Бой.
(И. Сельвинский)
Упражнение 3. Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчетливо выделяя повторяющийся звук.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
По Чите течет Читинка.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.
Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность. Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку.
Проводя занятия с детьми мы должны помнить, что красивый голос-это один из факторов привлекательности человека, одно из его достоинств. Звучание голоса может многое рассказать нам об его обладателе- о его характере, мыслях, чувствах, состоянии, отношении к вам. Недаром р.н. пословица гласит: «Всяк своим голосом скажется». Мы должны помнить об этом и работать над выразительностью своей речи и речи детей.
Литература
- И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков». Фонетическая ритмика.
- Методика выразительного чтения под ред. Завадской
- Рыбникова очерки по методике выразительного чтения
- Язовицкий «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания»
- Вопросы культуры речи Сб. статей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...
Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...
Семинар для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"
Семинар для педагоговТребования к качеству речи педагога дошкольного учрежденияОбязательным элементом общей культуры человека является культурная речь. Речь человека – его визитная карточка, поскольку...
Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования
цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;• приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федера...
Ссылки на профессиональные сообщества в социальных сетях, полезные для профессиональной деятельности музыкальных руководителей ДОУ, родителей и других педагогов дошкольных учреждений.
Сообщества и социальные сети для музыкальных руководителей и других педагогов ДОУ....
«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
Консультация для воспитателей...
Презентация "Работа социального педагога дошкольного учреждения"
В презентации отмечены воспросы, формы работы социального педагога ДОУ...