Приемы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста
консультация
В работе рассказано об условиях, в которых протекает диалог, перечисляются диалогические умения, раскрываются методы и приемы формирования диалогических умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_dialogicheskoy_rechi.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сорокина Ю.К., учитель-логопед
ГБДОУ Детский сад №29
Курортного района СПб
Приемы формирования диалогической речи
Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок.
Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей: краткость высказываний (особенно в вопросно-ответной форме диалога), а также непосредственное общение: собеседники слышат и видят друг друга.
Диалогические умения:
1. Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
-поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета.
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.
Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – принести какую-нибудь игрушку, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.
Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. Здесь мы используем прием обыгрывания диалогов.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Используем прием создания речевых ситуаций, в образовательной и повседневной деятельности, в которых развиваются умения договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Сюжетно-ролевые игры и речь дополняют и обогащают друг друга. Для активизации детских диалогов в игре изготавливаем соответствующую атрибутику.
Прием драматизации можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине. Дети охотно изображают что-либо. У дошкольников формируются умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, учатся умению вести разговор, участвовать в беседе, что всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребёнок должен научится внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника.
Прием активизирующего общения. Используются неурочные формы обучения:
- «нешкольный» стиль общения педагога с детьми (доверительный, допускающий шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье);
- неурочная организация среды (такое расположение детей на стульях, за столом, на ковре, чтобы они могли видеть друг друга, свободно контактировать с партнёром – сверстником).
Но главное – это не учебная мотивация деятельности детей. Они играют.
Для эмоционального комфорта детей используем прием не дисциплинарного привлечения и удержания внимания:
- разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки);
- слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка);
- элементы костюма воспитателя и детей;
- событийность (рисование воспитателя на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).
Прием игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнёров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности.
Прием использования разных видов практического взаимодействия: хоровод, перекидывание мяча, передача предмета (картинки, игрушки), ролевой диалог в театрализованных играх и пр.
Еще один приём развития диалогической речи - деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд). Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями, а, следовательно, и развивает их.
Прием смены видов работы в организованном пространстве общения.
Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Практический материал для развития у детей диалогической речи педагоги могут почерпнуть из представленной методической литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков. Представленные в ст...
Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР.
рекомендательный характер...
Консультация: "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста."
ldquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга”И. П. Павлов...
Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...
Презентация занятия по формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста 6-7 лет по теме "Цветы. Насекомые"
Уточнение и расширение знаний о цветах и насекомых; обогащение словаря по теме; закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от с...
«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей детей дошкольного возраста....