МНЕМОТЕХНИКА И ЕЁ МЕТОДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
презентация к уроку
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суть мнемотехники Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный . То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему . Кроме того, мнемотехника помогает : запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
Виды наглядности Самый простой вид мнемотехники – это картинка . Например, ваш ребёнок ходит в детский сад и на его шкафчике, кроватке, где висит полотенце – изображен один и тот же предмет. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой. Мнемоквадрат - э то понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. Самый известный мнемоквадрат , который знаком каждому — это знаки зодиака.
За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – картинки, обозначающие последовательность действий . Виды наглядности * Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться. Мнемодорожка мытья рук.
Мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Виды наглядности Кстати , для того, чтобы ребёнку было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии ребёнка – ещё и предлагать придумывать собственные .
Мнемосхемы - ч тобы ребёнок запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы . На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда». Виды наглядности
Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей . « Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе . « Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите ребёнку вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов . «Сетка памяти». Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку . « Фотопамять ». Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
« День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает . Фланелеграф . Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача ребёнка – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф .
« Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык ). В
« Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
Правила использования приёмов мнемотехники Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал: - предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать; не прерывайте ребёнка, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая; - сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время; - не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание; - помогайте найти решение, если видите, что ребёнок застопорился или идёт не в том направлении . Мнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приёмы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребёнок с раннего детства познакомится с этой методикой. Тогда большие объёмы информации точно не вызовут в нём растерянности и ужаса. А всё новое будет ассоциироваться с удовольствием от игры и запомнится быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мо...
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Методы воспитания детей дошкольного возраста
в материале даются советы родителям о том, какие методы можно использовать при воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...
Занятия с песком как эффективный метод развития детей дошкольного возраста
Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно эффективно использовать песочницу для обучения и развития детей....
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР.
консультация для родителей...