Семинар – практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитию и коррекции речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
Слайд 2.
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи и недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело, но очень важное. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
Поиски эффективных приемов, методов развития и коррекции речи становятся все более актуальными при планировании и организации работы в логопедических группах. Процесс коррекции дефектов речевого развития будет наиболее успешным при тесном сотрудничестве педагогов, а именно, учителя-логопеда и воспитателя.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода мнемотехники как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»
Липатова Ольга Николаевна
учитель – логопед,
Леерова Алена Владимировна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитию и коррекции речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
Слайд 2.
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи и недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело, но очень важное. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
Поэтому поиски эффективных приемов, методов развития и коррекции речи становятся все более актуальными при планировании и организации работы в логопедических группах. Процесс коррекции дефектов речевого развития будет наиболее успешным при тесном сотрудничестве педагогов, а именно, учителя-логопеда и воспитателя.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода мнемотехники как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.
Теоретический материал
Слайд 3.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Слайд 4.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.Н. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.Н. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Слайд 5. Мнемо̉̉̉ника – (от греч. – искусство запоминания).
Слайд 6. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы;
- запоминание (соединение двух образов);
- запоминание последовательности;
- закрепление в памяти.
Слайд 7. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение, каких – либо персонажей, явлений природы, действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Практическое задание 1.
Тест – игра «Пиктограмма»
Цель: определение объема запоминания слов путем их кодирования в рисунок.
Задание: педагогам предлагается 11 слов, которые необходимо зарисовать «закодировать в рисунок», затем по их изображениям назвать перечисленные слова.
Слова: радость, тревога, любовь, отец, злость, грусть, горе, обида, жалость, погода, ремонт.
Материал: листы белой бумаги (формат А 4), цветные карандаши.
Интерпретация:
- в норме взрослому человеку необходимо запомнить от 8 до 10 слов;
- человеку, запомнившему менее 8 слов, необходимо развивать образную память.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Этот вид памяти имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности, поэтому ее развитие и совершенствование так необходимо для каждого человека.
Практическое задание 2.
Игра - упражнение
Цель: развитие образной памяти, зрительного и слухового внимания и ассоциативного мышления.
Задание: педагогам предлагаются открытки, по которым необходимо запомнить ряд фраз путем их ассоциирования с рисунком на открытке.
Фразы: (1) веселый праздник; (2) длинная дорога; (3) большие деньги; (4) морозное утро; (5) любимая работа.
Материал: открытки (на слайдах).
Слайды 8 - 12.
Слайд 13.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным, так как с помощью данного приема возможно решение ряда задач:
- развитие у детей высших психических функций: мышление, воображение, внимание, память (различные виды).
- развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
- содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать, выстраивать полное последовательное и грамотное высказывание по мнемотаблице.
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Существуют авторские таблицы, которые не часто можно встретить в продаже. Для их изготовления не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.
Слайд 14. Мнемотехника может является дидактическим материалом для работы по развитию связной речи и обогащению словарного запаса детей:
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов, потешек, чистоговорок;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы.
Слайд 15. 1. Отгадывание и загадывание загадок
Отгадывание мнемозагадки необходимо осуществлять в следующей последовательности:
- Рассматривание мнемотаблицы.
- Подробное объяснение.
- Лёгкая, как пёрышко, белая и пушистая. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
- Отгадывание загадки детьми.
Слайд 16. 2. Заучивание стихов, потешек, чистоговорок.
Особенно эффективно применение мнемотехники при разучивании стихотворений, потешек и чистоговорок, т.к. облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов, формируются приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Так все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Мнемотаблица к стихотворению «Сова»
Мнемотаблица к стихотворению «Маша»
3. Составление рассказов.
Слайд 17.
Составление рассказов считается сложным типом монологической речи. Мнемотехника выступает в качестве помощника, подсказки, в результате ее использования у детей преодолевается неуверенность в себе, они учатся выделять главное в рассказе, отделять его от второстепенного.
Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.
Последовательность составления описательного рассказа по картине:
- Проводится беседа по содержанию картины, по ходу которой выставляются опорные карточки-символы.
- Составление предложений по карточкам – символам.
- Составление рассказа с опорой на графический план.
В старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого могут выбрать нужные карточки - символы, расположить их в мнемотаблице, которая будет необходима для самостоятельного составления рассказа.
Слайд 18.
Сложность обучения составлению описательных рассказов обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.
Слайд 19. Мнемотаблица к рассказу - описанию «Морковь»
Слайд17. Мнемотаблица к рассказу - описанию «Весна»
Слайд 20. 4. Пересказ художественной литературы.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.
Использование мнемотаблиц, как опоры при пересказе, позволяет детям составлять план своего ответа, что развивает самоконтроль и саморегуляцию: дети следят за тем, что они уже рассказали, и что им еще предстоит рассказать.
Слайд 20. Последовательность работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу:
- чтение рассказа (литературного произведения);
- знакомство детей с мнемотаблицей;
- пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью педагога, затем самостоятельно.
С детьми старшего возраста предлагается картинно-графический план рассказа, а в подготовительной школе группе дети могут делить текст на значимые части и самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста.
После занятий с применением мнемотаблиц, дети старшего дошкольного возраста составляют рассказы и сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.
Таким образом, использование приемов мнемотехники в системе при работе над развитием речи значительно улучшает понимание речи, связность и целостность языкового оформления, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок.
Практический материал
С целью повышения эффективности коррекционного процесса в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста в течение учебного года систематически и планомерно применяли мнемотехнику как одну из творческих методик в развитии речи дошкольников.
Использование мнемотехники осуществлялось в ходе индивидуальных, подгрупповых и фронтальных формах работы на этапах автоматизации и дифференциации звуков в предложении, чистоговорках, скороговорках, стихотворной и связной речи. Как показала практика, универсальность данной методики отмечалась не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах.
На начальном этапе работы по развитию связной речи воспитанникам предлагались готовые схемы мнемодорожек и мнемотаблиц при заучивании стихов, составлении описательных рассказов, пересказов.
Видеоролик (составление рассказов)
Следующий этап работы отличался отсутствием готовых схем и усложнялся созданием своих собственных мнемодорожек и мнемотаблиц. Благодаря этому дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
Фотоколлаж (картинно-графические схемы, составленные детьми)
На данном этапе значительно пополнена методическая база, имеются опорные конспекты логопедических занятий, занятий по развитию речи с использованием мнемотехники, картотеки мнемотаблиц по лексическим темам.
С целью распространения опыта работы в данном направлении для педагогов нашего учреждения проводились консультации, мастер-класс, открытые просмотры.
Творческие задания
Для проведения практической части участникам предлагается сформировать четыре творческие группы, каждая из которых получает задание:
Слайд 21.
- Составить мнемотаблицу для отгадывания загадки по четырем временам года.
- Составить мнемотаблицу для заучивания стихотворения.
- Составить мнемотаблицу по тексту русской народной сказки, соблюдая последовательность развития сюжета.
Слайд 22.
Рефлексия. Технология «Острова».
На большом листе бумаги изображена карта «Эмоциональные острова»: о. Недоумения, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия. Каждому участнику раздаются кораблики со следующими фразами, которые необходимо завершить:
-«Среди этапов работы, мне особенно понравилось…»;
-«Во время работы я приобрел….»;
-«Работа заставила меня задуматься….»
По завершению оценивания работы семинара участникам предлагается выйти к карте и разместить свой кораблик на соответствующем островке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Упражнения и игры для развития речи детей 3-5 лет»
На семинаре-практикуме рассматривались теоритические и практические аспекты, способствующие развитию речи детей: артикуляционная гимнастика,дыхательный упражнения и фонетическая ритмика...
Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»
Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...
Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...
Презентация "Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность (Адаптированная методика Савенкова А.И.)"
Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность (Адаптированная методика Савенкова А.И.)...