Методы воспитания детей дошкольного возраста
консультация по теме
в материале даются советы родителям о том, какие методы можно использовать при воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Методы воспитания детей дошкольного возраста"консультация для родителей | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы воспитания детей дошкольного возраста
(доклад для родителей)
Цель:
- Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить в их целесообразности;
- Заинтересовать родителей данной темой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.
Методы активизации родителей:
- Примеры;
- Вопросы к слушателям;
- Ситуации для анализа.
Вопрос к родителям:
- Разделяете ли вы мнение, согласно которому всё в человеке начинается с детства?
Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребёнка.
В представлении ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку – значит, хорошо, у него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребёнок жертвует папиной коллекцией.
Можно привести такой пример. Семья ждёт гостей, взрослые накрывают на стол, а дочка взяла пирожные и угостила подружек. На замечания родителей ответила: «Вы же сами сказали, что надо быть доброй».
Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщениям. Поэтому малыш часто обещает не делать то, за что его порицали, но… в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому ребёнку, он не относит к себе. Мы уже замечали такую способность, как импульсивность, поэтому мотивом поступка часто является желание.
(предлагаю выслушать примеры, приведённые родителями)
Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Важно выяснить причину детского проступка. Отрицательное поведение маленького ребёнка крайне редко носит преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков. Психологи отмечают, что ребёнок и воспринимает угрозы по- своему – как приглашение к действию, особенно когда ему говорят: «Вот только сделай (залезь, сорви , тронь и т.д.) Первая часть фразы трактуется как руководство к действию. Психологи рекомендуют использовать метод «активного слушания», т.е. ставить акцент на чувствах и эмоциях своих и ребёнка. Например, сказать ему: «Я переволновалась», «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно…»
Важно отличать шалости от озорства. Шалость - невинная забава. Ребёнок в ударе от избытка чувств, он ждёт поддержки своему настроению, однако если он не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство, которое всегда имеет аморальный оттенок.
Особенно следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. на вопрос воспитателя, как ребёнок реагирует на поощрение, мама ответила, что у него вырастают крылья.
Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей ещё незначителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей.
Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он плохой. Слово «хорошо» сильно повышает возбудимость коры головного мозга и активность умственной деятельности, в то время как слово «плохо» тормозит условный рефлекс и останавливает ход мыслей. Важна роль поощрения детских поступков, действий, результатов, нравственных побуждений.
Вопросы:
- Какие виды поощрения используете вы?
- Как на них реагирует ребёнок?
- В чём эффектность этого поощрения?
- Ваше отношение к материальному поощрению?
Виды поощрения: одобрение, похвала, доверие, предупредительные поощрения.
Прямую похвалу можно использовать применительно к детям 2-3 лет, т.к. у них нет ещё ясных представлений о дозволенном и недозволенном. Необходимо поддерживать их похвалой. Дети 5-6 лет уже имеют опыт нравственного поведения, могут оценивать свои поступки, поэтому по отношению к ним необходимо ограничивать прямую похвалу и чаще использовать методы косвенного воздействия. Доверие нужно соизмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но не всегда так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Говорить «ты неисправим», «тебе нельзя доверять» - значит расслаблять волю ребенка и замедлять развитие чувства собственного достоинства. Использовать дополнительные удовольствия и подарки не рекомендуется. Ребёнок привыкнет делать добро за награду, в дальнейшем взрослые могут столкнуться с его нежеланием, например, идти в аптеку, помогать больным и т.д. без вознаграждения. Иногда родители не считают нужным использовать метод поощрения в воспитании, т.к. боятся, что ребёнок «сядет на голову».
Вопросы к родителям:
- Каковы ваши достижения в воспитании?
- За счёт чего они получены?
Ситуации для анализа.
Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры: «Будешь слушаться, куплю это», «Будешь хорошо кушать, сходим в магазин и купим…»и т.д. встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: «А что ты мне купишь?»
Вопросы:
- Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.
Ситуация: Мамы сидят на лавочке и разговаривают, к ним подбегают их дети и дарят цветы, которые сорвали с клумбы. Реакция мам разная. Одна мама, понюхав цветок,в восторге сказала : «Какая прелесть, спасибо!» Другая возмутилась, поругала ребёнка и сказала, чтоб он больше так не делал.
Вопросы:
- Какая позиция мам вам ближе?
- Почему?
- Что двигало, по вашему, поступками детей?
«Варина мама спрашивает у Марининой мамы:
-Как это у вас получается, что дочь слушается с первого слова и голоса вы не повышаете? А я вот кричу, бывает и шлёпну, а толку- чуть!
-Так её с самого раннего детства приучили к спокойному тону, да и в семье у нас никто не кричит друг на друга.
-Ну ведь бывает, что Марина не послушает? Тогда как?
-Бывает, конечно, не послушает сразу… Прежде всего стараюсь не сердиться на неё. Детские дела и настроение тоже надо уважать. Повторяю своё распоряжение ещё требовательнее, разъясняю, почему надо сделать то, о чём её просят.
-И это помогает?
-Помогает. Крик-то разве лучше вразумляет, чем настоятельное слово? Разве прибавляет вес к родительскому распоряжению?
-А у меня без крика не обходится: пока не накричишь на неё, она будто не слышит. Ну как тут не накричишь?
Вопросы:
- Как реагирует ваш ребёнок на распоряжения взрослого?
- Какой тон преобладает в вашей семье?
- Чья позиция вам ближе?
Есть дети, привыкшие отзываться только на крик. Но повышенный тон действует только
до тех пор, пока ребёнок к нему не привыкнет, потом это будет всего лишь шумовой фон. Криками и угрозами в воспитании многого не добьёшься. Нужно, чтобы ребёнок всегда понимал смысл ваших требований, чтобы они были обоснованными.
А.С.Макаренко говорил: «Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону».
Малыш по интонации взрослого, частично по его мимике и жестам, судит о том, хвалят его или сердятся. Дети различают интонацию очень рано. Примерно в 5-6 месяцев ребёнок реагирует именно на эмоциональную окраску тона взрослого, и лишь постепенно ребёнок начинает реагировать в первую очередь на смысловое значение слов. Даже правильный и аргументированный совет, данный безразличным, бесстрастным тоном, очень слабо действует и на ребёнка, и на взрослого. Важно найти правильную интонацию в разговоре с детьми, в советах и указаниях. Общий тон разговора с детьми должен быть положительным, спокойным, доброжелательным, сдержанным. В детском саду бывает и так, что если воспитатель разговаривает с детьми на повышенных тонах, дети уже не слышат спокойного тона и не реагируют на него.
Обращайте внимание на свою интонацию, на то, каким тоном отдано требование.
Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотив, не скупитесь на поощрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования (в виде проекта) «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
план самообразования воспитателя детского сада на 2011-2012учебный год...
годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре
Тема самообразования...
Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"
Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...
Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....
Занятия с песком как эффективный метод развития детей дошкольного возраста
Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно эффективно использовать песочницу для обучения и развития детей....
МНЕМОТЕХНИКА И ЕЁ МЕТОДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения...