Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»
план-конспект занятия (5 класс)
Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn.rar | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ»
Конспект
логопедического КВН по теме:
«Состав слова. Родственные слова»
(5, 6 класс)
Составили и провели:
учитель-логопед Каримова Е.А.
учитель-логопед Смирнова С.С.
Нерехта
2017
Цель: обобщение знаний учащихся о составе слова и родственных словах.
Задачи:
- Закрепить знания о морфологическом составе слова, понятие «родственные слова».
- Тренировать в умении проводить морфологический анализ и синтез слов.
- Совершенствовать словарный запас детей через развитие умения подбирать родственные слова.
- Закреплять знания о правописания корней в родственных словах и способах проверки безударной гласной в корне слова.
- Развивать мышление, внимание, память, коммуникативные навыки.
- Воспитывать чувство ответственности, умение работать в команде, интерес к родному языку.
Оборудование:
Презентация, карточки для конкурсов, мяч.
I. Вводная часть.
1. Орг. момент. Вход по номеркам (чётным и нечетным). На столах названия команд. «Грамотеи» и «Буквоеды».
Ребята, мы рады приветствовать вас у себя на занятии. Сегодня оно пройдёт в форме соревнования двух сборных команд 5- 6 классов. Команда «Грамотеи» и команда «Буквоеды». (слайд1,2)
«Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей»!
2 Сообщение темы занятия.
Для того, чтобы победить в соревновании, вам понадобятся все ваши знания о составе слова. Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больше находчивых и знающих игроков. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
«Итак!
Пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнования.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!»
II. Основная часть.
Повторение изученного материала.
1 конкурс. Разминка. (слайд с 3 по 7)
Угадайте, о каких частях слова идёт речь?
Я у дуба,
Я у зуба,
Я у слов
И у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту.(корень)
Меня в окошко обозначат.
Для связи слова я служу.
Какой смысл в каждом предложении,
Я всем и сразу расскажу. (Окончание)
За корнем обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратилась в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку».(суффикс)
Перед корнем я стою,
И пишусь я слитно,
И при помощи меня образуются слова». (приставка).
Или
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется... (приставка)
2 конкурс. (слайд 8,9)
Мы из снега крепость строим –
Начинаем всё с нуля.
Да, погода расшалилась –
Сорвалась она с цепи:
Ишь, сколь снега навалило!
Успевай – хватай, лепи…
Мы предлагаем вам слепить крепость. Для этого, вам нужно выбрать снежки, на которых написаны слова родственные данному слову. Общий стол, со снежками. Выходит каждый ребёнок и выбирает слово. (приложение снежки)
Дети приклеивают карточки на 2 плаката. Подводятся итоги. Будут оцениваться скорость и правильность выполнения задания.
3 КОНКУРС (слайд 10)
Строили мы крепость, так старались,
Что в снежном лабиринте оказались.
Чтобы к выходу дорожку найти,
Нужно путь нелёгкий вам пройти.
А дорожку вы найдёте, если правильно к схемам слова подберёте.
Слова лежат перед детьми. Все правильно подобранные слова оценивать 1 балл.. (приложение слова к схемам. Схемы)
Молодцы! По итогам конкурса бал причисляется команде….
4 конкурс. (Физминутка по составу слова. Мяч. Подбор родственных слов, кто больше).
Был тяжёлым этот путь
не пора ли отдохнуть?
Мы загадку загадаем
И конечно предлагаем,
Вам загадку отгадать,
И ответ нам верный дать.
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)
Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
(Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)
Вам нужно подобрать как можно больше родственных слов к слову вода. Придумав слова, вы передаете мяч сопернику, он придумывает свое слово и тоже передаёт мяч. Проиграет та команда, которая не сможет придумать слово.
5 конкурс
А как связана вода и зима? Летом вода в реке…. А что происходит с водой зимой? Она замерзает? Становиться льдом. Какие формы она принимает? Во что превращается? В снежинки. Приглашаем вас на каток. (слайд 11, 12) Каток весь покрыт снегом, его надо расчистить. На одной снежинке ребус, а на другой, нужно подобрать корень. (приложение – снежинки)
Ребята, перед вами 3 снежинки. Снежинка на 3 человека. На каждой снежинке ребус. Вам нужно его разгадать и ответ записать на обратной стороне, в клеточки. (короткие слова).
На обратной стороне табличка, слова записать в неё.
Молодцы! Посмотрите, вот слово, в котором пропал корень. (приложение – пропал корень) (КАЖДОЙ КОМАНДЕ ВЫДАЁТСЯ ПО ОДНОМУ СЛОВУ).
Вам надо выбрать из составленных вами слов (пропавший корень) подходящий.
Подводятся итоги. Решающий бал даёт третье слово- Кто быстрее подберёт корень в слове – тот и выиграет (слово – зимородок). Крупные схемы слов.
Слово - зимородок. Кто это? объяснение. По-другому его называют рыболов. Что особенного в составе этого слова? Из каких слов оно образовано?
В этом слове 2 корня. Это сложное слово.
6 конкурс. Загадки, в которых отгадками будут сложные слова. Нужно слово отгадать и указать (либо корни, либо от каких слов оно образовано).(слайды с 13-18)
Чудо-дворник перед вами с загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугруб. Снегоуборщик. | Как по небу с севера Снегопад. |
Он по снегу - не пешком, Снегоход. | Лед идет, лед идет! Ледоход. |
Я люблю скользить по льду, Лед у дома, у ворот. Гололёд. | Разбивая толстый лёд, Ледокол |
7. Каток мы расчистили. Итак! (слайд 19)
Внимание! Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудная предстоит задание!
Пассивных сейчас быть не должно -
Помните: «Один за всех, и все за одного!»
Вам нужно пройти дистанцию с препятствиями (флажок). А препятствия вы преодолеете, если разгадаете шарады. Нужно составить слова из частей других слов. (приложение- составь слово из частей других слов).
8. финиш.
Молодцы!
Состав слова вы знаете прочно,
Теперь орфограммы проверите точно!
А вот, какие? Хотим вас, спросить!
Попробуйте фразу договорить.
Состав слова нужно знать,
Чтобы грамотно ……(Писать)
Не всегда мы знаем,
Что в словах мы повстречаем.
Слышатся по-разному
Парные согласные.
Чтобы знать, как написать,
Нужно слово подобрать.
Слово не простое, а ……однокоренное
И за парной согласной
Чтоб стояла…..гласная.
Ну а, если в корне слова,
гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под……(Ударение).
Гласные, хоть и поются,
Не всегда легко даются.
В корне гласная у нас
Вызвала сомнение?
Эту гласную тотчас
Проверим……..ударением:
Форму слова измени,
Родственное подбери,
И тогда секреты корня
Словно видишь изнутри.
Для «зЕмли» проверка – ……«зЕмли»,
Для «вОды» проверка …….«вОды»,
Для горы проверка………. «горы»
а «грозу» – проверим ……… «грозы».
Снова выручает нас
Славная традиция:
Букву ставим слабую
В сильную позицию.
Если парный, вдруг согласный,
Вызвал у тебя сомнение,
Ты на помощь позови
ГЛАСНЫЙ без промедления!
III. Заключительная часть.
Итог.
Вот и закончилась наша борьба,
Её итоги подвести пора.
Всё ребята молодцы!
Проявили себя как бойцы.
Работали дружно, умело,
Призы получайте за дело!!!
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех!
Говорим мы на прощание:
«До свидания, до новых встреч!»
|
Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей»! Для того, чтобы победить в соревновании, вам понадобятся все ваши знания о составе слова. Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больше находчивых и знающих игроков. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. «Итак! |
Сильней соревнования. Успех решает не судьба, А только ваши знания!» | 4. 1 конкурс. Разминка. Угадайте, о каких частях слова идёт речь? Я у зуба, Я у слов И у цветов. Я упрятан в темноту. Я не вверх, а вниз расту.(корень) |
5. Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу. Какой смысл в каждом предложении, Я всем и сразу расскажу. (Окончание) | 6. За корнем обогрел местечко, Не словом угодил, а лишь словечком. Река большая превратилась в речку, Лес – в лесника, А печь – всего лишь в печку».(суффикс) |
7.В словах «отдал», «вошел», «подставка» Перед корнем пишется... (приставка) | 8.Зима, вот-вот испустит дух. Мороз поставив на ворота, Вовсю швыряет снега пух Нагрев весеннюю пахоту |
9. Да, погода расшалилась – Сорвалась она с цепи: Ишь, сколь снега навалило! Успевай – хватай, лепи… | 10. Мы предлагаем вам слепить крепость. Для этого, вам нужно выбрать снежки, на которых написаны слова родственные данному слову. |
11. Строили мы крепость, так старались, Что в снежном лабиринте оказались. Чтобы к выходу дорожку найти, Нужно путь нелёгкий вам пройти. | 12. А дорожку вы найдёте, если правильно к схемам слова подберёте. Слова лежат перед детьми. Все правильно подобранные слова оценивать 1 балл.. Молодцы! По итогам конкурса бал причисляется команде…. |
13. (Физминутка по составу слова. Мяч. Подбор родственных слов, кто больше). Был тяжёлым этот путь не пора ли отдохнуть? Мы загадку загадаем И конечно предлагаем, Вам загадку отгадать, И ответ нам верный дать. | 14.Много меня - пропал бы мир, |
15. Книзу летит капельками, | 16. Я и туча, и туман, |
17.Если руки наши в ваксе, | 18. Вам нужно подобрать как можно больше родственных слов к слову вода. Придумав слова, вы передаете мяч сопернику, он придумывает свое слово и тоже передаёт мяч. Проиграет та команда, которая не сможет придумать слово. |
19. А как связана вода и зима? Летом вода в реке…. А что происходит с водой зимой? Она замерзает? Становиться льдом. Какие формы она принимает? Во что превращается? 2 Снежинки. | 20. Приглашаем вас на каток. Каток весь покрыт снегом, его надо расчистить. Ребята, перед вами 3 снежинки. Снежинка на 3 человека. На каждой снежинке ребус. Вам нужно его разгадать и ответ записать на обратной стороне, в клеточки. Подводятся итоги. |
21. Молодцы! Посмотрите, вот слово, в котором пропал корень. Вам надо выбрать из составленных вами слов (пропавший корень) подходящий. | 22. А что это за слова, вы собрали? Сложные. В этом слове 2 корня. |
23. конкурс загадок. Загадки, в которых отгадками будут сложные слова. Нужно слово отгадать и указать корни. | 24.Чудо-дворник перед вами с загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейшийсугруб. Снегоуборщик. |
25.Как по небу с севера | 26. Он по снегу - не пешком, Снегоход. |
27. Лед идет, лед идет! Ледоход. | 28.Я люблю скользить по льду, Лед у дома, у ворот. Гололёд. |
29 Разбивая толстый лёд, Ледокол | 30 Каток мы расчистили. Итак! Внимание! Ждёт вас новое испытание. Ох, и трудная предстоит задание! Пассивных сейчас быть не должно- Помните: «Один за всех, и все за одного!» |
31. Вам нужно пройти дистанцию с препятствиями (флажок). А препятствия вы преодолеете, если разгадаете шарады. Нужно составить слова из частей других слов | 32. Молодцы! Состав слова вы знаете прочно, Теперь орфограммы проверите точно! А вот, какие? Хотим вас, спросить! Попробуйте фразу договорить. Состав слова нужно знать, Чтобы грамотно ……(Писать) |
33.Не всегда мы знаем, Что в словах мы повстречаем. Слышатся по-разному Парные согласные. Чтобы знать, как написать, Нужно слово подобрать. Слово не простое, а ……однокоренное И за парной согласной Чтоб стояла …..гласная. | 34. Гласные, хоть и поются, |
35.Форму слова измени, | 36.Для «вОды» проверка …….«вОды», |
37.Для горы проверка………. «горы» | 38.а «грозу» – проверим ……… «грозы». |
39.Вот и закончилась наша борьба, Её итоги подвести пора. | 40.Всё ребята молодцы! Проявили себя как бойцы. Работали дружно, умело, Призы получайте за дело!!! |
41. Всем спасибо за внимание, За задор и звонкий смех, За огонь соревнования, Обеспечивший успех! Говорим мы на прощание: «До свидания, до новых встреч!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова"
Занятие по теме "Состав слова" , направленное на закрепление знаний учащихся в разборе слов по составу. Разработан для учащихся с аграмматической формой дисграфии....
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова»
Занятие по теме: "Многозначные слова" знакомит детей с понятием многозначности слов, наглядно показывает существование многозначных слов в разных частях речи....
Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова".
Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 3 класса с ОВЗ. Тема занятия:"Состав слова" (обобщающее занятие). Цель занятия - закрепить знания детей о составе слова. К конспекту заняти...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»
Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия, развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти, вербально - логического мышления....
Конспект логопедического занятия по теме: «Изменение слов, обозначающих действия, по числам, родам».
Закрепить умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. Учить образовывать множественное число глаголов....
Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Корень слова. Однокоренные слова».
логопедическое занятие 3 класс...