Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»
план-конспект занятия (5 класс)

Каримова Елена Алексеевна

Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ»




Конспект

логопедического КВН по теме:

«Состав слова. Родственные слова»

(5, 6 класс)





Составили и провели:

учитель-логопед Каримова Е.А.

учитель-логопед Смирнова С.С.






Нерехта

2017


Цель: обобщение знаний учащихся о составе слова и родственных словах.

Задачи:

  1. Закрепить знания о морфологическом составе слова, понятие «родственные слова».
  2. Тренировать в умении проводить морфологический анализ и синтез слов.
  3. Совершенствовать словарный запас детей через развитие умения подбирать родственные слова.
  4. Закреплять знания о правописания корней в родственных словах и способах проверки безударной гласной в корне слова.
  5. Развивать мышление, внимание, память, коммуникативные навыки.
  6. Воспитывать чувство ответственности, умение работать в команде, интерес к родному языку.

Оборудование:

Презентация, карточки для конкурсов, мяч.

I. Вводная часть.

1. Орг. момент. Вход по номеркам (чётным и нечетным). На столах названия команд. «Грамотеи»  и «Буквоеды».

Ребята, мы рады приветствовать вас у себя на занятии. Сегодня оно пройдёт в форме соревнования двух сборных команд 5- 6 классов. Команда «Грамотеи» и команда «Буквоеды». (слайд1,2)

«Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей»!

2 Сообщение темы занятия.

Для того, чтобы победить в соревновании, вам понадобятся все ваши знания о составе слова. Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больше находчивых и знающих игроков. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

«Итак!

 Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнования.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания!»

II. Основная часть.

Повторение изученного материала.

1 конкурс. Разминка. (слайд с 3 по 7)

Угадайте,  о каких частях слова идёт речь?
Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту.

Я не вверх, а вниз расту.(корень)

Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу.  (Окончание)

За корнем обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку».(суффикс)

Перед корнем я стою,

И пишусь я слитно,

И при помощи меня образуются слова». (приставка).

Или

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

2 конкурс. (слайд 8,9)

Мы из снега крепость строим – 
Начинаем всё с нуля. 

Да, погода расшалилась –

Сорвалась она с цепи: 

Ишь, сколь снега навалило! 

Успевай – хватай, лепи… 

Мы  предлагаем вам слепить крепость. Для этого, вам нужно выбрать снежки,  на которых написаны слова родственные данному слову.  Общий стол, со снежками. Выходит каждый ребёнок и выбирает слово. (приложение снежки)

Дети приклеивают карточки на 2 плаката. Подводятся итоги. Будут оцениваться скорость и правильность выполнения задания.

3 КОНКУРС  (слайд 10)

Строили мы крепость, так старались,

Что в снежном лабиринте оказались.

Чтобы к выходу дорожку найти,

Нужно путь нелёгкий вам пройти.

А дорожку вы найдёте, если правильно к схемам слова подберёте.

Слова лежат перед детьми. Все правильно подобранные слова оценивать 1 балл.. (приложение слова к схемам. Схемы)

Молодцы! По итогам конкурса бал причисляется команде….

4 конкурс. (Физминутка по составу слова.  Мяч. Подбор  родственных слов, кто больше).

Был тяжёлым этот путь

не пора ли  отдохнуть?

Мы загадку загадаем

И конечно предлагаем,

Вам загадку отгадать,

И ответ нам верный дать.

Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)

Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 
(Вода)

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 
(Вода)

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

Вам нужно подобрать как можно больше родственных слов к слову вода. Придумав слова, вы передаете мяч сопернику, он придумывает свое слово и тоже передаёт мяч. Проиграет та команда, которая не сможет придумать слово.

5 конкурс

А как связана вода и зима? Летом вода в реке…. А что происходит с водой зимой? Она замерзает? Становиться льдом.  Какие формы она принимает? Во что превращается?  В снежинки. Приглашаем вас на каток. (слайд 11, 12) Каток весь покрыт снегом, его надо расчистить. На одной снежинке ребус, а на другой, нужно подобрать корень. (приложение – снежинки)

Ребята, перед вами 3 снежинки. Снежинка на 3 человека.  На каждой снежинке ребус.  Вам нужно его разгадать и ответ записать на обратной стороне, в клеточки. (короткие слова).

На обратной стороне табличка, слова записать в неё.  

Молодцы! Посмотрите, вот слово, в котором пропал корень. (приложение – пропал корень) (КАЖДОЙ КОМАНДЕ ВЫДАЁТСЯ  ПО ОДНОМУ СЛОВУ).

 Вам надо выбрать из составленных вами слов (пропавший корень) подходящий.

Подводятся итоги.  Решающий бал даёт третье слово- Кто быстрее подберёт корень в слове – тот и выиграет (слово – зимородок). Крупные схемы слов.

Слово - зимородок.  Кто это? объяснение. По-другому его называют рыболов. Что особенного в составе этого слова? Из каких слов оно образовано?

В этом слове 2 корня. Это сложное слово.

6 конкурс. Загадки, в которых отгадками будут сложные слова. Нужно слово отгадать и указать  (либо корни, либо от каких слов оно образовано).(слайды с 13-18)

Чудо-дворник перед вами с загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший  сугруб.

Снегоуборщик.

Как по небу с севера 
Плыла лебедь серая, 
Плыла лебедь сытая, 
Вниз кидала-сыпала 
На поля-озёрушки 
Белый пух да пёрышки. 

                  Снегопад.

Он по снегу - не пешком,
По сугробам - не бегом!
Мчится он, а не идёт,
А зовётся - ...

Снегоход.

Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной

Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.

Ледоход.

Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.


Но едва лишь сделал шаг,
На дорожку тут же – шмяк!
Как же в школу мне дойти?
Не ползком туда ж ползти?!

Лед у дома, у ворот.

                                 Гололёд.

Разбивая толстый лёд,
Он один вперёд идёт,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом.

Ледокол

7.  Каток мы расчистили. Итак! (слайд 19)

Внимание! Ждёт вас новое испытание.

Ох, и трудная предстоит задание!

Пассивных сейчас быть не должно -

Помните: «Один за всех, и все за одного!»

Вам нужно пройти дистанцию с препятствиями (флажок). А препятствия вы преодолеете, если разгадаете шарады. Нужно составить слова из частей других слов. (приложение- составь слово из частей других слов).

8. финиш.

Молодцы!

Состав слова вы знаете прочно,

 Теперь орфограммы проверите точно!

А вот, какие? Хотим вас, спросить!

Попробуйте фразу договорить.

Состав слова нужно знать,

Чтобы грамотно ……(Писать)

Не всегда мы знаем,

Что в словах мы повстречаем.

Слышатся по-разному

Парные согласные.

Чтобы знать, как написать,

Нужно слово подобрать.

Слово не простое, а ……однокоренное

И за парной согласной

Чтоб стояла…..гласная.

Ну а, если в корне слова,  

гласная вызвала сомнение,

ты её немедленно ставь под……(Ударение).

Гласные, хоть и поются,
Не всегда легко даются.
В корне гласная у нас
Вызвала сомнение?
Эту гласную тотчас
Проверим……..ударением:
Форму слова измени, 
Родственное подбери,
И тогда секреты корня
Словно видишь изнутри. 
Для «зЕмли» проверка – ……«зЕмли»,
Для «вОды» проверка …….«вОды»,
Для горы проверка……….   «горы»

а «грозу» – проверим ……… «грозы».
Снова выручает нас 
Славная традиция:
Букву ставим слабую 
В сильную позицию.

Если парный, вдруг согласный,
Вызвал у тебя сомнение,
Ты на помощь позови
ГЛАСНЫЙ без промедления!

III. Заключительная часть.

Итог.

Вот и закончилась наша борьба,

Её итоги подвести пора.

Всё ребята молодцы!

Проявили себя как бойцы.

Работали дружно, умело,

Призы получайте за дело!!!

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех!

Говорим мы на прощание:

«До свидания, до новых встреч!»

  1. Ребята, мы рады приветствовать вас у себя на занятии. Сегодня оно пройдёт в форме  соревнования двух сборных команд 5- 6 классов. Команда «Грамотеи» и команда «Буквоеды».

  1. «Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей»!

Для  того, чтобы победить в соревновании, вам понадобятся все ваши знания о составе слова. Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больше находчивых и знающих игроков. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

«Итак!

  1. Пусть острей кипит борьба,

         Сильней соревнования.

         Успех решает не судьба,

         А только ваши знания!»

4. 1 конкурс. Разминка.

Угадайте,  о каких частях слова идёт речь?
Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту.

Я не вверх, а вниз расту.(корень)

5. Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу.  (Окончание)

6. За корнем обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку».(суффикс)

7.В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

8.Зима, вот-вот испустит дух.

Мороз поставив на ворота,

Вовсю швыряет снега пух

Нагрев весеннюю пахоту

9. Да, погода расшалилась –

Сорвалась она с цепи: 

Ишь, сколь снега навалило! 

Успевай – хватай, лепи… 

10. Мы  предлагаем вам слепить крепость. Для этого, вам нужно выбрать снежки,  на которых написаны слова родственные данному слову.  

11.

Строили мы крепость, так старались,

Что в снежном лабиринте оказались.

Чтобы к выходу дорожку найти,

Нужно путь нелёгкий вам пройти.

12. А дорожку вы найдёте, если правильно к схемам слова подберёте.

Слова лежат перед детьми. Все правильно подобранные слова оценивать 1 балл..

Молодцы! По итогам конкурса бал причисляется команде….

13. (Физминутка по составу слова. Мяч. Подбор  родственных слов, кто больше). Был тяжёлым этот путь

не пора ли  отдохнуть?

Мы загадку загадаем

И конечно предлагаем,

Вам загадку отгадать,

И ответ нам верный дать.

14.Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)

15. Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 

16. Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 

17.Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

18. Вам нужно подобрать как можно больше родственных слов к слову вода. Придумав слова, вы передаете мяч сопернику, он придумывает свое слово и тоже передаёт мяч. Проиграет та команда, которая не сможет придумать слово.

19. А как связана вода и зима? Летом вода в реке…. А что происходит с водой зимой? Она замерзает? Становиться льдом.  Какие формы она принимает? Во что превращается?  2 Снежинки.  

20. Приглашаем вас на каток. Каток весь покрыт снегом, его надо расчистить.

Ребята, перед вами  3 снежинки.  Снежинка на 3 человека.  На каждой снежинке ребус. Вам нужно его разгадать и ответ записать на обратной стороне, в клеточки.

Подводятся итоги.  

21. Молодцы! Посмотрите, вот слово, в котором пропал корень. Вам надо выбрать из составленных вами слов (пропавший корень) подходящий.

22. А что это за слова, вы собрали?

Сложные. В этом слове 2 корня.

23. конкурс загадок.

Загадки, в которых отгадками будут сложные слова. Нужно слово отгадать и указать  корни.

24.Чудо-дворник перед вами с загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейшийсугруб.

Снегоуборщик.

25.Как по небу с севера 
Плыла лебедь серая, 
Плыла лебедь сытая, 
Вниз кидала-сыпала 
На поля-озёрушки 
Белый пух да пёрышки. Снегопад

26. Он по снегу - не пешком,
По сугробам - не бегом!
Мчится он, а не идёт,
А зовётся - ...

Снегоход.

27. Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной

Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.

Ледоход.

28.Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.

Но едва лишь сделал шаг,
На дорожку тут же – шмяк!
Как же в школу мне дойти?
Не ползком туда ж ползти?!

Лед у дома, у ворот.

                                 Гололёд.

29 Разбивая толстый лёд,
Он один вперёд идёт,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом.

Ледокол

30 Каток мы расчистили. Итак!

Внимание! Ждёт вас новое испытание.

Ох, и трудная предстоит задание!

Пассивных сейчас быть не должно-

Помните: «Один за всех, и все за одного!»

31. Вам нужно пройти дистанцию с препятствиями (флажок). А препятствия вы преодолеете, если разгадаете шарады. Нужно составить слова из частей других слов

32. Молодцы!

Состав слова вы знаете прочно,

 Теперь орфограммы проверите точно!

А вот, какие?   Хотим вас, спросить!

Попробуйте фразу договорить.

Состав слова нужно знать,

Чтобы грамотно ……(Писать)

33.Не всегда мы знаем,

Что в словах мы повстречаем.

Слышатся по-разному

Парные согласные.

Чтобы знать, как написать,

Нужно слово подобрать.

Слово не простое, а ……однокоренное

И за парной согласной

Чтоб стояла …..гласная.

34. Гласные, хоть и поются,
Не всегда легко даются.
В корне гласная у нас
Вызвала сомнение?
Эту гласную тотчас
Проверим ……..ударением:

35.Форму слова измени, 
Родственное подбери,
И тогда секреты корня
Словно видишь изнутри. 
Для «зЕмли» проверка – ……«зЕмли»,

36.Для «вОды» проверка …….«вОды»,

37.Для горы  проверка……….   «горы»

38.а «грозу» – проверим ……… «грозы».
Снова выручает нас 
Славная традиция:
Букву ставим слабую 
В сильную позицию.

39.Вот и закончилась наша борьба,

Её итоги подвести пора.

40.Всё ребята молодцы!

Проявили себя как бойцы.

Работали дружно, умело,

Призы получайте за дело!!!

41. Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех!

Говорим мы на прощание:

«До свидания, до новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова"

Занятие по теме "Состав слова" , направленное на закрепление знаний учащихся в разборе слов по составу. Разработан для учащихся с аграмматической формой дисграфии....

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова»

Занятие по теме: "Многозначные слова" знакомит детей с понятием многозначности слов, наглядно показывает существование многозначных слов в разных частях речи....

Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова".

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 3 класса с ОВЗ. Тема занятия:"Состав слова" (обобщающее занятие). Цель занятия -  закрепить знания детей о составе слова. К конспекту заняти...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия,  развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,  вербально - логического мышления....

Конспект логопедического занятия по теме: «Изменение слов, обозначающих действия, по числам, родам».

Закрепить  умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. Учить образовывать множественное число глаголов....