Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова"
план-конспект занятия по теме

Фролова Ольга Александровна

Занятие по теме "Состав слова" , направленное на закрепление знаний учащихся в разборе слов по составу. Разработан для учащихся с аграмматической формой дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

на тему

«Состав слова»

       

                                                  Составила:

                                                                             учитель-логопед

                                                     Фролова Ольга Александровна

Цель: Закрепить знания детей о частях слова.

Задачи:

  1. Тренировать в морфологическом разборе  слов
  2. Закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок
  3. Тренировать в подборе слов к схемам
  4. Учить преобразовывать слова
  5. Развивать навыки построения схем слова

Оборудование: Карточки с заданиями.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Закрепление  знаний о частях слова.

Логопед: На доске записаны части слов, составьте новые слова и запишите их в тетрадь. ( Перед выполнением один учащийся выходит к доске и выделяет части слов).

-под, - яв, - вод, - ый, -лен,  - ие, -н, -объ, - берез, - овик, -под, -ход, -а, -на, -к,  - за, -к, -сол, -а, - пере, -камень, - груз, -щик,- столб, -ик.

II. Основная часть.

Логопед: Мы с вами продолжаем закреплять знания по теме: « Состав слова».

Давайте откроем тетради запишем число и нашу тему.

- Сейчас внимательно послушайте сказку « О корне и его друзьях». Ответьте на вопрос: Кто же является главным в предложении? ( Д: корень, т.к. смысл слова без корня не понятен).

Жил-был корень сказ. Однажды у него был  день рождения. Он думал, кого же пригласить в гости. Вот и решил позвать своих соседей: приставку, суффикс и окончание. Приставка пришла не с пустыми руками, а с подарком под. Корню подарок понравился, и он предложил подружиться. Только условие поставил: « Ты будешь стоять впереди меня, чтобы образовалось новое слово». Приставка согласилась. Далее пришел суффикс тоже принес  подарок  к. Корень опять предложил свою дружбу, при этом сказав, что «Твоё место в новом слове будет после меня». Суффикс согласился. Последнее в гости пришло окончание.  Сделало презент корню  букву а и предложило стать друзьями. Корень обрадовался, что теперь получится новое слово «Подсказка». Вот так началась дружба корня с новыми друзьями.

Части слов передали  нам задания, которые должны выполнить.

Логопед: Первое задание – от корня. Прочитайте внимательно рассказ, найдите слова с общим корнем и запишите в тетрадку. Выделите корень.

Полевые цветы

Убегали тропинки кривые по цветущим полям до реки. Я любила цветы полевые – колокольчики и васильки. Щебетали счастливые птицы, будто струны, гудели шмели, а лужайки цветные, как ситцы,  сладко пахли и долго цвели. А трава была солнцем нагрета, в ней возились большие жуки. Я с полей приносила букеты и плела для подружек венки. В старой книге откроешь страничку – и найдешь между выцветших строк полевую родную гвоздику, полинявший сухой василек.

Перед  выполнением задания разбираются мало знакомые для учащегося  слова.

Корень очень  доволен,  как вы выполнили задание, на очереди задание от приставки.

Логопед: Задание написано на карточке: Найди и запиши слова с приставками. Выделите их.

Покупка, побег, морозно, переходить, заносить, помощь, подорожник, пересадка,  изба,  поклон,  переносица,  двор, налог, поднос, ученый, назвать, укол.

Приставки рады, что вы так быстро справились с их заданием, переходим к заданию от суффиксов.

Логопед: Прочитай на карточке слова и образуй новые слова с помощью суффиксов.

Зима -                  ,  кукла -                  ,  комар -                  ,

Окно -                  ,  рыба -                  ,   ваза -                     ,

Лиса -                  ,   камень -               ,   хоккей -                 .

Суффикс обрадовался, что и его задание, так быстро выполнено.

Логопед: Выделите морфемы в приведенных ниже словах.

Учительница, перечитать, пекарь, разбежаться, выкрасить, переписать, пищевой, выключатель, перестройка,  читал, сильнее.

Послушайте и запишите слова из отгадок головоломок

- корень такой же, как в слове зимний, суффикс такой же, как в слове избушка; окончание – из слова дома.

-  корень - из слова ходить;; приставка из слова навоз; окончание — из слова собака; суффикс — из слова песенка

-  корень — из слова лес; суффикс  — из слова петушок;

-  корень — из слова городской; приставка — из слова принес; суффикс из слова осенний; окончание — из слова новый;

-  корень — из слова рассада; приставка — из слова подберезовик; суффикс - из слова печка; окончание — из слова полка.

Один ученик выполняет задание у доски, все остальные в тетради.

III. Итог занятия.

- Какие части слов мы с вами закрепили?

- Что такое корень? Приведите пример.

- Что такое приставка? Приведите пример.

- Что такое суффикс? Приведите пример.

- Что такое окончание? Приведите пример.

- Понравилось ли вам занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №2. Роль слов в языке.

Второе  занятие кружка "Лексика и культура речи". Материал можно использовать и  на уроках....

План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»

План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...

Занятие кружка «Русское слово» 6 класс «Дверь- существительное или прилагательное?»

Цель. Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных, их ролью в речи ,оттенками лексического значения...

Факультативное занятие "Путь к слову"

Способность более прочному и зознательному усвоению изученного на уроке материала....

Конспект занятия "Сила волшебных слов"

Занятие проводится в форме беседы с элементами игры. В ходе беседы с ребятами обсуждаются пословицы и поговорки о вежливости. Также проводится упражнение "Доскажи словечко", в котором ребята досказыва...

Занятие "Есть такое слово - "Выстоять"

Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны....

Конспект внеклассного занятия « Мама – первое слово на свете".

Воспитание чувства любви, нежности, уважения и  чуткости к матери;сплочение коллектива учащихся и родителей;развитие творческих способностей детей.Поддержать традиции бережного отношения к женщин...