Использование мультисенсорного пособия Нумикон
материал
Образовательная система Numicon была разработана в Англии почти 20 лет назад. Она предназначена для обучения детей разных возрастов, в том числе детей с особенностями развития, математике. Все входящие в нее дидактические пособия используют привычный для ребенка способ изучения окружающего мира – тактильно-зрительный. Как альтернативный метод изучения математики, Numicon уже хорошо зарекомендовал себя в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_numikon.pptx | 1.03 МБ |
numikon.docx | 1006.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составляющие набора: Формы штырьки доски и схемы волшебный мешочек
Дополнительно: серые формы весы
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Почему формы Нумикона выглядят именно так ? Структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например , если вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены систематично, вы сразу видите, что их восемь.
С помощью деталей Нумикона можно наглядно показать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы освоить состав числа, сложение, вычитание. Нумикон также успешно применяют при обучении детей школьного возраста. Он помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д.
Начальный этап знакомства с Нумиконом
Следующий этап работы с Нумиконом
Сложение и вычитание с Нумиконом
Состав десятка
Примеры графических заданий
НУМИКОН методика в работе с детьми с ОВЗ
Предварительный просмотр:
Следует сразу отметить, что Нумикон используется совместно с другими обучающими материалами и призван помочь в освоении основной программы.
В Великобритании, где создана эта методика, Нумикон используют при занятиях с каждым ребенком, который испытывает трудности при обучении математике. Такие уроки проводятся индивидуально в течение 12 недель по 30 минут 5 раз в неделю. Иногда школы сокращают количество занятий до трех в неделю или организуют мини-группы, которые включают не более трех детей. В начале и в конце программы производится оценка динамики развития навыков.
Что такое Нумикон?
Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны[1], то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.
Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
Почему формы Нумикона выглядят именно так?
Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены систематично, вы сразу видите, что их восемь.
Объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме.
Поэтому создатели многих настольных игр, таких как карты, кости и домино, опирались на принцип стандартизованного расположения объектов.
С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции - сложение, вычитание. Он также помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д., и может успешно использоваться при обучении школьников.
Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, надевать на пальчики и осуществлять нанизывание; белые доски с круглыми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например кораблик, машинку, цветочки и д.. К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, а также числовая прямая и некоторые другие материалы.
Поэтапная работа с Нумиконом
Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают сачком из воды; используют в сюжетных играх, например, «жарят их на сковородке» или делают из них «бутерброды»; собирают бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок; красят их красками и делают оттиски на бумаге или отпечатывают на пластилине, тесте. Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь.
Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий. Детали можно описывать такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая». Можно называть их «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять» и «семь» пока являются только именами желтой, красной и розовой форм соответственно.
Когда дети начинают конструировать из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме[2], накладывают детали на белую доску, пытаются составить одну большую форму из двух и более деталей, они знакомятся с новым свойством -узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка.
На следующем этапе добавляются игры на сравнение форм Нумикона по размеру. На основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательность от меньшей формы к большей. Одновременно с этим дети знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. На стене, на доске или на холодильнике вешается полоска с числовым рядом, где над каждой цифрой нарисована соответствующая ей форма Нумикона. Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, пока без пересчета отверстий.
На следующем этапе им предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме.
Далее дети используют Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением. Так, на занятиях нашей группы, чтобы решить пример 2 + 1, дети брали синюю форму
(«двойку»), прикладывали к ней сверху оранжевую форму («единицу») и получали некоторую фигуру, по форме напоминающую «тройку». Чтобы проверить результат, брали желтую «форму» («тройку») и накладывали сверху. И точно были уверены, что получилось три.
Также Нумикон позволяет осуществлять арифметические действия с переходом через десяток. Например, ребенку нужно узнать, сколько будет 8 + 5. Для этого он кладет на парту зеленую «восьмерку» и плотно подкладывает к ней красную «пятерку». Дальше берет синюю «десятку» и накладывает сверху на обе фигуры. Получается, что из-под десятки выглядывает «хвостик» от «пятерки», который по форме напоминает «тройку». Таким образом, ребенок имеет возможность наглядно увидеть, что получается «десять» и «три», то есть тринадцать!
Таким образом, дети проходят все этапы и виды действий с формами Нумикона (закапывают формы в песок, ищут на ощупь в «Волшебном мешочке» или в миске с крупой, играют с ними, закрывая глаза, сравнивают, подбирают к формам Нумикона соответствующие цифры), и у них формируются не только зрительные и тактильные представления об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами.
Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным.
Использование Нумикона на занятиях группы подготовки к школе в Даунсайд Ап
Наш опыт работы с данным пособием начался с использования Нумикона на занятиях группы подготовки к школе. Экспериментальная группа работала два учебных года, Нумикон появился на наших занятиях спустя полгода после их начала.
Нумикон в основном включался в структуру урока по математике, а также использовался в играх на «Круге», переменах и в свободной деятельности детей. Например, на перемене мы проводили игру, в которой дети должны были поднять с пола и разложить формы Нумикона к подходящим цифрам, приклеенным на стульчики.
Для занятий дома всем детям были выданы формы Нумикона от 1 до 10 (по две штуки каждой из форм), белая доска для наложения форм, штырьки и «волшебные мешочки». Для занятия в классе мы использовали эти и другие материалы, входящие в базовый набор Нумикона.
Как включать Нумикон в традиционную программу формирования математических представлений?
Вероятно, этот вопрос возникнет почти у всех специалистов, приступающих к работе с данным материалом. Тем более что в образовательных учреждениях существует довольно строгое планирование содержания работы.
Следует отметить, что возможности использования Нумикона очень разнообразны, что позволило нам поэтапно встраивать его в разные части занятия.
Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, может предлагаться во время свободных игр, перемен, игр с водой и сыпучими материалами и органично встраиваться в программу по формированию элементарных математических представлений на уроках.
Ниже описаны примеры включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений:
- при формировании представлений и понятий о размерах мы показывали разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру;
- при развитии пространственных представлений использовались задания по конструированию и ориентировке на белой доске;
- при развитии временных представлений мы использовали настенные часы, дополненные формами Нумикона;
- при обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей числа» мы использовали выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы - от 1 до 10, играли в восстановление ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами;
- при тренировке в пересчете и подведении итога пересчитывали отверстия в формах Нумикона, вставляли в них штырьки и пересчитывали их;
- при работе с цифрами и при обучении соотнесению цифры и множества мы использовали соотнесение ряда цифр от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной цифры к форме. При этом сначала дети опирались не на пересчет отверстий в форме, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходили к пересчету отверстий;
- при объяснении состава числа мы складывали одни формы из других и таким образом наглядно показывали, как одно число можно составить при помощи других чисел;
- при знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание;
Графические задания
Отдельным направлением работы стало включение в урок математики графических заданий с использованием Нумикона.
Для детей с синдромом Дауна графические задания являются одними из самых сложных, и им необходимо совершенствоваться в этом направлении. Используя графические задания на уроках и в качестве домашних заданий, мы развивали мелкую моторику детей и закрепляли усвоенные навыки, полученные во время практической деятельности с Нумиконом. Используя картинки с сайта, мы составляли графические задания и распечатывали их на цветном принтере. В результате этой работы у каждого ребенка образовался альбом в виде папки с файлами из выполненных им заданий, отражающий динамику в освоении математических навыков с использованием Нумикона3.
Приведем примеры графических заданий:
- соединить одинаковые формы Нумикона,
- соединить форму Нумикона и ее контур,
- соединить формы Нумикона с соответствующими им цифрами,
- сравнить две формы Нумикона,
- обвести все формы Нумикона, которые больше, чем образец4.
Также мы давали детям графические задания на школьной доске, например, соединить цветные формы Нумикона и их черно-белые копии и т. д.
Методическое сопровождение родителей
Методическое сопровождение родителей было важной частью нашей работы.
В связи с тем, что в момент начала нашей работы с Нумиконом не было переведенных методических рекомендаций для родителей, мы должны были подробно описывать и обосновывать последовательность работы с Нумико-ном. Например, было трудно объяснить, что не нужно вводить числовое обозначение форм Нумикона на начальных этапах работы. Мы детально обсуждали, почему нельзя пропускать сенсорный этап освоения Нумикона.
С целью методического сопровождения родителей были использованы следующие формы работы:
- рекомендации в течение года;
- регулярное консультирование родителей в течение учебного года: после каждого занятия мы обсуждали с родителями, что происходило на уроке, показывали примеры работ, выполненных в классе, отвечали на вопросы и давали домашнее задание;
- составление программы на каникулы. Каждой семье предлагалась программа работы, содержащая рекомендации к занятиям с использованием Нумикона;
- анализ обратной связи, полученной от родителей. Нам были очень важны наблюдения, мнения и идеи родителей, их рассказы о том, удаются или нет определенные виды работ, что нравится детям, какие возникают сложности.
Особенности использования пособия Нумикон в работе с детьми с синдромом Дауна
Начав использовать Нумикон, мы столкнулись с определенными затруднениями, анализ которых со временем помог нам лучше организовать нашу работу.
Первое из них - ярко выраженные сенсорные интересы детей по отношению к материалу Нумикона. Дело в том, что разработчики Нумикона предполагают знакомство с ним детей в возрасте около 3 лет и достаточно долгий этап сенсорных игр с этим материалом, а дети в нашей группе подготовки к школе познакомились с Нумиконом только на седьмом году жизни и не имели возможности наиграться с ним. Важно также отметить наличие у детей с синдромом Дауна специфических сенсорных интересов, связанных с низкой тактильной и проприоцептивной чувствительностью. Это привело к тому, что период сенсорного насыщения растянулся у детей на довольно длительное время и переход к непосредственно математическим заданиям был невозможен: дети совершали с формами Нумикона неспецифические манипуляции - стучали, крутили, кидали, надевали на пальцы. Важно отметить, что через определенное время у детей все же произошло накопление опыта и сенсорное насыщение Нумиконом, после чего неспецифические манипуляции сократились. В середине второго года обучения дети смогли перейти к математическим заданиям с использованием этого материала.
Наш опыт показал, что для эффективного использования Нумикона к групповым занятиям, которые проходили в Даунсайд Ап один раз в неделю, было бы целесообразно добавить индивидуальные.
Начав работать с Нумиконом, мы обнаружили недостаток информации о создании и использовании развивающей среды. Очень важным принципом разработчики Нумикона считают создание вокруг ребенка развивающей среды, насыщенной математикой, но в описании программы они не останавливаются на этом достаточно подробно. Речь идет о плакатах с цифрами, геометрическими формами, стенгазетах с рисунками и фотографиями детей, занимающихся с Нумиконом и другими математическими пособиями. Это могут быть также счетные материалы, расположенные в зоне доступности для детей, коробка с песком, где можно искать формы Нумикона, цифры, сделанные из различных материалов (дерева, мягкого пластика, вырезанные из наждачной бумаги) или цифры с магнитами. Можно повесить гирлянду из карточек с цифрами от 1 до 10 с соответствующим количеством предметов на каждой карточке, формы Нумикона, дополняющие цифры. При этом важно не только наличие предметов, игрушек и картинок, но и то, как именно взрослый помогает ребенку осваивать эту среду.
Мы поняли, что недостаточно повесить на стены плакаты из магазина -желательно создавать их совместно с детьми, а дальше учить детей обращать внимание на окружающие их наглядные материалы, изучать их и использовать. Нам вспоминалось, что один английский ребенок, занимавшийся по данной методике, показывал на гирлянду из фотографий с разным количеством детей и соответствующими цифрами, узнавал на фотографии себя и своих друзей, называл числа и очень этим гордился.
Постепенно в совместной деятельности мы вместе с детьми воплощали наши идеи о внедрении Нумикона и других математических материалов в окружающую их среду. Например, на занятиях по ИЗО дети приклеивали божьим коровкам кружочки на нарисованные по шаблонам Нумикона окружности, а затем на уроке математики распознавали эти формы и пересчитывали точки.
Хотелось бы также подчеркнуть положительные моменты, которые с самого начала помогали нам работать с данным материалом: во-первых, и педагогам, и детям, и родителям понравился сам материал и различные игры с ним; во-вторых, мультисенсорный принцип, заложенный в основу данной программы, помогал поддерживать вовлеченность детей в обучающий процесс.
Особый интерес у детей вызывали игры, в которые мы играли во время «Круга». Приведем примеры таких игр, которые больше всего нравились детям нашей группы.
- Поиск деталей Нумикона в гречке.
- Магнитная «рыбалка» - игра, в которой нужно удочкой с магнитом поймать заданную форму Нумикона, на которую также приклеен кусочек магнита.
- Игры с «волшебным мешочком», в котором надо искать и находить детали, узнавая их на ощупь, находить самую большую форму Нумикона или самую маленькую и т. д.
- Кубик с наклеенными на него формами Нумикона, который мы изготовили из коробки, гофрированного картона и белого пластика. С помощью кубика мы играли в узнавание форм Нумикона без учета их цвета, в игры на понимание состава чисел.
Результаты использования Нумикона
Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что Нумикон стал на занятиях группы подготовки к школе хорошим дополнением к традиционным методам работы по формированию математических представлений.
Родителям работа с Нумиконом показалась интересной и полезной. Когда дети пошли в школу, многие родители попросили учителей включить Нумикон в урок математики.
Когда на начальных этапах работы с Нумиконом мы испытывали опасения и даже некоторое недоверие относительно целесообразности введения данной методики, наш английский методист по использованию Нумикона, Хелен Фар-мери, которая обучала нас работе с этим пособием, предлагала нам не ждать от нее готовых инструкций, а искать и находить самостоятельные ответы на многие вопросы, опираясь на наш практический опыт, на знание особенностей наших детей и, конечно, проявляя творческую фантазию и гибкость. И надо признаться, что, хотя в первое время нам казалось, что это очень трудно, спустя пару месяцев работы с Нумиконом мы увлеклись этой работой и необходимая гибкость появилась, благодаря чему у нас стали возникать собственные идеи о том, как можно с успехом использовать этот материал.
Таким образом, наш практический опыт свидетельствует, что Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактический пособий в коррекционной работе в условиях введения ФГТ»
В презентации представлены дидактические пособия и варианты их использования....
Использование мультимедийных пособий на уроках истории
В современной школе учитель не может обойтись без знания новых технологий, применяемых в процессе обучения. Основой современной системы обучения, как и прежде, является урок и это необходим...
Использование наглядных пособий и проверочных тестов при изучении биографий композиторов на уроках музыки.
В работе раскрывается один из методов изучения биографий композиторов. В комплектах: наглядные пособия (раздаточный материал), тесты в форме презентации (составлены на основе наглядных пособий), ключи...
Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.
В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода....
Тема: "Комплекты пособия по теме: "Лоскутная мозаика". Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического повторения."
Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического применения....
Учебно-методическое пособие"Использование мультисенсорных технологий в обучении иностранному языку"
Общеизвестно, что овладению иностранным языком способствует сама среда. Взрослый человек, а особенно ребенок, попав в новую для себя языковую среду, легко овладевает иностранным языком за сравнительно...
Использование мультисенсорной среды в работе педагога - психолога
Основные методы работы в сенсорной комнате...